Первый урок русского языка в 9 классе. Тема: О родном языке

Цель: познакомить учащихся с целями и задачами курса русского языка в 9 классе, определить уровень сформированности у них умений и навыков по русскому языку. Задачи: Образовательные: -расширить и углубить знания о родном языке; -совершенствовать лингвистическую, коммуникативную и речевую компетенцию. Развивающие: расширить кругозор учащихся. дополнить материал школьной программы. Воспитательные: - воспитание интереса к занятиям русским (родным) языком как языком  Богоданным; - научить сопост...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Первый урок русского языка в 9 классе.

Тема: О родном языке.

Цель: познакомить учащихся с целями и задачами курса русского языка в 9 классе, определить уровень сформированности у них умений и навыков по русскому языку.

Задачи:

Образовательные:

-расширить и углубить знания о родном языке;

-совершенствовать лингвистическую, коммуникативную и речевую компетенцию.

Развивающие:

расширить кругозор учащихся.

дополнить материал школьной программы.

Воспитательные:

- воспитание интереса к занятиям русским (родным) языком как языком Богоданным;

- научить сопоставлять факты, свободно выражать свои чувства и мысли в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.

Тип урока: комбинированный.

Технологии: компьютерная, игровая, групповая.

Эпиграф: В начале было Слово. И Слово было у Бога. И Слово было Бог.

Евангелие

I Актуализация опорных знаний.

Что такое эпиграф?

Объясните правописание орфограмм в эпиграфе, запишите в тетрадь.

II Мотивация деятельности учащихся.

-Зачитать отрывок из романа М.Ю.Лермонтова «Герой…» и стихотворение С.Есенина «Задремали звезды золотые.

Всего несколько строк, но чуткие слушатели сразу представили картину пробуждения природы после сна.

Только большим мастерам слова, в совершенстве владеющим родным языком, присуща такая выразительность в изображении действительности.

Научиться же правильно пользоваться словом, понимать и ценить красоту русского языка должен каждый человек.

Вы можете спросить: «Зачем, ведь мы и так прекрасно понимаем друг друга».

Попробуем разобраться. Понимают друг друга и животные. Бог сотворил и животного и человека, они очень похожи. Но и различны. Чем? Человек владеет речью.

Сотворив человека, слабым, бедным, Бог дал ему дар Слова, и бедность его превратилась в обладание всеми сокровищами мира. Все покорилось человеку. То есть Бог дал человеку часть себя, сделал таким же созидателем.

И нет в мире другого дара по силе созидания, если он работает в человеческих руках во имя Господне, как нет ему равных и по силе разрушения, если он работает против.

Значит, владеть Словом - владеть миром.

Когда фашисты в 1941 году напали на Русскую землю, А, Ахматова написала стихотворение «Мужество».

-Прочитать стихотворение.

-Почему поэт клянется сохранить «русскую речь, великое русское слово»? (Носитель языка - народ, нет народа - нет языка. Существует понятие «мертвый язык». Значит, спасти язык - спасти народ, Родину, Отчизну.)

Овладеть законами языка, чтобы спасти его заповедную красоту, чтобы сохранить нацию и землю русскую, - наша задача.

III Систематизация и обобщение полученных знаний Лекция.

  1. Что нужно знать о кириллице?

24 мая 863 года в граде Плиске, тогдашней столице Болгарии, солуньские братья Кирилли Мефодий огласили изобретение славянского алфавита. Азбука кириллица живет и по сей день у нас, болгар, сербов и других славянских народов.

Словенский, древнеболгарский, древнецерковнославянский, старославянский, книжно-славянский - язык рукотворный. Но, созданный учеными монахами, он - Божественный.

Первоучители старательно отбирали краснейшие слова у разных славянских народов. Этот язык приобщил славян к богатствам античной культуры.

Уходить от божественного языка, значит уходить от Логоса, от Света, от Бога. Это прямая измена всей русской истории, языку, на котором молились наши предки.

  1. Хочешь погубить народ, истреби его язык.

В книге «Тайная История нового французского двора» описывается, как министры рассуждали о способах искоренить Англию. Один из министров говорил: «Сделайте, чтоб в Англии также говорили по-французски, как в других краях. Старайтесь истребить в государстве язык народный, а потом уже и сам народ. Пусть молодые англичане обучены будут одному французскому языку; чтоб все указы, донесения, решения и договоры писаны были на французском языке - и тогда Англия будет нашею рабою».

При таком распространении чужого языка свой «все более будет погребаться в забвении. Словесность портиться и упадать. Но без языка и словесности могут ли распространяться науки? Может ли быть просвещение? Могут ли процветать даже художества и рукоделия? Нет! Это восприпятствует вам знать собственный язык, каким в священных храмах проповедуется слово Божие, и какой мы находим в книгах от Нестора до Ломоносова, от Игоревой песни до Державина.

Это и будет пропасть, в которую нас влекут, насаждая в речи жаргонизмы, вульгаризмы, иностранщину. (Бормотуха, косорыловка, вмазать, консенсус, саммит, ваучер, менеджмент) Менеджер, кстати, по-русски - приказчик - прекрасное слово, понятное. Недаром происходящее ныне в нашей стране называют информацтонной войной.

Без языка науки невнятны, законы мрачны, художества нелепы, рукоделия грубы, и одним словом: все без вида, без образа, без души.

  1. Борьба за чистоту русского языка началась давно.

В XVIII веке такую войну вели граф Шишков и писатель Карамзин. Автор «Бедной Лизы» хотел приохотить публику к утонченности. Шишковцы ругали карамзинистов за манерность, иностранщину. «Пестрые толпы сельских ореад сплетаются с смуглыми ватагами пресмыкающихся фараонит»,- означало: «Древнерусским девкам навстречу идут цыганки». Сравните: «Свирепая старица разрисовала стекла» и окна заиндевели. «Когда путешествие сделалось потребностью души моей» - когда я любил путешествовать.

Истина открылась Пушкину, который слил воедино все жизнеспособное, коренное, хотя и разного происхождения, открыв перспективу развития русского литературного языка.

  1. И все-таки зачем знать языковые тонкости?

Богатство русского языка - это богатство мышления. Чем у человека больше словарный запас, тем он глубже и разнообразнее мыслит. Сочетание «русский язык» - это не пустые слова. По богатству нашего языка можно судить о богатстве натуры русского человека. Недаром запад приветствует «утечку мозгов» из России. Язык - это национальное богатство, и его надо должным образом охранять.

  1. Светоносное племя славяноруссов.

Именно великорусы были избраны Богом стать последними носителями церковнославянского языка - языка Богообщения.

Почему?

Божий Промысел исторически готовил славяноруссов к мессианской роли на земле, закаляя в горниле цивилизации.

Несколько раз варвары сжигали славяноруссов так, что от их культуры на 2-3 века не оставалось никаких следов. Но живой язык вновь собирал останки славянских племен в мощный этнос.

Пройдя через беды и войны, славяне сохранили богоподобную нравственность. Высокую образованность и культуру. Ни один народ в истории не выдержал бы и сотой доли того, что великорусский.

Славяноруссы в истории народообразования были избраны и остаются закланной жертвой Роду человеческому. А жертву богу - Бог не уничижит. И свой любимый детский сад - народ славянорусский - сохранит.

IV Домашнее задание: Наизусть 5 высказываний о русском языке.

V Рефлексия.

С каким настроением вы начнете учебный год?

Что вам понравилось на уроке?

Кто доволен своими результатами повторения?

Как вы хотите изучать русский язык, чтобы был качественный результат?

VI Использованная литература и электронные источники:

1.«Грамоте учиться всегда пригодится». Дополнительные материалы к урокам русского языка. 5-9классы. Составитель Филипченко М.П. Волгоград. Издательство «Учитель», 2007

2. А.О.Орг «Олимпиады по русскому языку». Книга для учителя. Из опыта работы. Москва, «Просвещение», 1994

3. М.М.Казбек-Казиева «Подготовка к олимпиадам по русскому языку», 5-11 классы, Москва, Айрис-пресс, 2006

4.Н.Соловьева «Игры на уроках русского языка», 5-9классы. Книга для учителя. Материк-Альфа, Москва, 2007



© 2010-2022