Конспект урока по русскому языку на тему Чередование в корнях раст ращ рос

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока


Тема урока: «буквы а-о в корнях -раст-/-рос-/-ращ-»

Класс: 5

Тип урока: изучения нового

Цель урока: знать при каких условиях пишутся буквы а-о в корне -раст-/-рос-/-ращ- и уметь применять на письме

Задачи урока:

- образовательная: знать в каких случаях происходит чередование гласных а - о в указанных корнях;

- развивающая: объяснять языковые явления, процессы и связи, выявленные в ходе исследования данного правила;

- воспитательная: умение работать в группе и оценивать свою работу.

Оборудование урока: учебник, перфокарты, наглядный материал, орфографические словари.

Принципы обучения (по Л.П. Федоренко): принцип развития чувства языка.

Методы обучения(по Л.П. Федоренко): теоретико-практический.

План урока:

  1. Мотивационный компонент;

  2. Проверка домашнего задания;

  3. Психологическая подготовка к изучению новой темы;

  4. Объяснение нового материала. Наблюдение над языковым материалом;

  5. Первичное закрепление знаний. Применение новых знаний на новом языковом материале;

  6. Дальнейшая работа по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений;

  7. Подведение итогов;

  8. Задание на дом.

Деятельность учителя

Осуществляемые действия

Деятельность учащегося

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

  1. Этап урока «Самоопределения в деятельности»

  1. Мотивационный компонент

  2. Проверка домашнего задания

Здравствуйте.

Что было изучено нами на прошлом уроке?

И что вы делали дома?

Кто готов озвучить свои загадки?

На прошлом уроке мы изучили условия чередования в корнях -лаг-/-лож- и научились применять это правило на практике.

Дома нам нужно было придумать по 5 загадок на тему «Составь слово».

Двое или трое учеников отвечают подготовленное домашнее задание.

Умение соотносить изученный материал и будущие действия.

Работа с классом.

Отвечают на вопросы учителя.

Отвечают домашнее задание.

Умение строить монологический ответ.

Повторяют изученное и сосредотачиваются для подготовки к новой теме.

Умение выделять необходимую информацию и дополнять ответы учеников.

  1. Этап урока «Учебно-познавательной деятельности»



  1. Психологическая подготовка к изучению новой темы

А теперь перейдем к изучению нового материала. На доске вы видите слова. Обратите на них внимание. Что в них особенного?

Расти, выросла, растения, нарастить, водоросли, вырос, выращивать, приращение.

Главная особенность этих слов в том, что у них в корнях мы можем видеть чередование гласных а/о.

Умение видеть различия в словах и соотносить с правилами.

Наблюдают нам материалом, представленным на доске.

Умение наблюдать над языковым материалом.

Анализируют закономерности языка на определённых примерах.


Умение после наблюдения выделять особенности, характерные для данных словоформ.


  1. Этап урока «Интеллектуально-познавательной деятельности»

  1. Объяснение нового материала. Наблюдение над языковым материалом.

А теперь, давайте попробуем выделить закономерность, от которой будет зависеть написание гласной в корне.

  1. Первичное закрепление знаний. Применение новых знаний на новом языковом материале.

Чтобы узнать, правильно ли мы выделили орфографическое правило, давайте обратимся к учебнику на странице 169.

Но как и у любого правила, у этого чередования есть исключения. Давайте запишем его в «словарь трудных слов». Это такие слова, как росток, отрасль.


  1. Дальнейшая работа по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений

А теперь, чтобы закрепить изученный материал, давайте запишем словосочетания и выделим изученную сегодня орфограмму.

Учитывая закономерности, которые были найдены в корнях этих слов, мы можем выделить следующие особенности:

  1. Гласная а в корне пишется в том случае, если неё стоят такие согласные, как ст, щ.

  2. Гласная о пишется в том случае, если после неё стоит согласная с.

Читают правило и приходят к выводу о том, правильно или нет, были выделены особенности.



Листья растения, молодая поросль, росток розы, разрастаются розы, отрасль промышленности, морские водоросли, выращивание молодняка, заросли камыша.

Умение выделять особенности в языковом материале.


Умение соотносить анализируемый материал и правило в учебнике.


Умение работать с новой информацией и соотносить написанное в тетради и на доске.

Наблюдают нам материалом, представленным на доске.



Работа с учебником.



Один ученик записывает на доске, а остальные в тетрадях.

Умение наблюдать над языковым мате-риалом и делать выводы об орфографических особенностях.



Умение находить необходимый материал.



Анализ пройденного материала.



Отвечает на поставленный вопрос.



Отвечают на вопросы.




Объясняет написание гласной в корне с чередованием.

Умение строить монологический ответ.



Строить монологический ответ.



Умение анализировать и соотносить написанное с правилом.

  1. Этап урока «Рефлексивной деятельности»


  1. Подведение итогов урока;

Итак. Что узнали вы на сегодняшнем уроке? Чему вы научились?

А теперь, чтобы понять, как же вы поняли сегодняшнюю тему, давайте выполним проверочную работу с помощью перфокарт.




  1. Задание на дом.

А теперь перейдём к домашнему заданию. Дома вам необходимо выполнить упражнение 441. В этом упражнении вам необходимо переписать текст и объяснить графически написание гласной в корне.

Урок окончен.

Мы узнали о корнях раст/ращ, рос. И научились использовать данное правило при написании данных слов. А если у нас возникнут трудности, то мы можем обратиться к орфографическому словарю.


  1. Расти - выросла - вырастить;

  2. Растительность - отрасль - выращивать;

  3. Отросли - росток - росли;

  4. Заросла - водоросли - вырастать;

  5. Растения - произрастать - приращение;

  6. Росточек - вырос - обрастать;

  7. Взрастить - подрасти - разрастись;

  8. Заросли - нарастить - выращенный;

  9. Подрастать - отросла - обросла.

Работы проверяет сам ученик. Проводится анализ работ. Ученики задают вопросы по ошибкам.

Анализ действий, воспроизводимых на уроке.



Умение ориентироваться в правиле. Проводится анализ работ.

Устный монологический ответ.




Записывают только гласную из корня.

Умение строить монологический ответ.




Умение соотносить знания и умения.


Один ученик строит монологическое высказывание, а остальные дополняют.



Самостоятельная проверка работы.

Умение слушать и дополнять одноклассников.



Умение анализировать свои ошибки.




© 2010-2022