- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по русскому языку на тему Чередование в корнях раст ращ рос
Конспект урока по русскому языку на тему Чередование в корнях раст ращ рос
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Шаталова Т.Д. |
Дата | 06.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
План-конспект урока
Тема урока: «буквы а-о в корнях -раст-/-рос-/-ращ-»
Класс: 5
Тип урока: изучения нового
Цель урока: знать при каких условиях пишутся буквы а-о в корне -раст-/-рос-/-ращ- и уметь применять на письме
Задачи урока:
- образовательная: знать в каких случаях происходит чередование гласных а - о в указанных корнях;
- развивающая: объяснять языковые явления, процессы и связи, выявленные в ходе исследования данного правила;
- воспитательная: умение работать в группе и оценивать свою работу.
Оборудование урока: учебник, перфокарты, наглядный материал, орфографические словари.
Принципы обучения (по Л.П. Федоренко): принцип развития чувства языка.
Методы обучения(по Л.П. Федоренко): теоретико-практический.
План урока:
-
Мотивационный компонент;
-
Проверка домашнего задания;
-
Психологическая подготовка к изучению новой темы;
-
Объяснение нового материала. Наблюдение над языковым материалом;
-
Первичное закрепление знаний. Применение новых знаний на новом языковом материале;
-
Дальнейшая работа по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений;
-
Подведение итогов;
-
Задание на дом.
Деятельность учителя
Осуществляемые действия
Деятельность учащегося
Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
-
Этап урока «Самоопределения в деятельности»
-
Мотивационный компонент
-
Проверка домашнего задания
Здравствуйте.
Что было изучено нами на прошлом уроке?
И что вы делали дома?
Кто готов озвучить свои загадки?
На прошлом уроке мы изучили условия чередования в корнях -лаг-/-лож- и научились применять это правило на практике.
Дома нам нужно было придумать по 5 загадок на тему «Составь слово».
Двое или трое учеников отвечают подготовленное домашнее задание.
Умение соотносить изученный материал и будущие действия.
Работа с классом.
Отвечают на вопросы учителя.
Отвечают домашнее задание.
Умение строить монологический ответ.
Повторяют изученное и сосредотачиваются для подготовки к новой теме.
Умение выделять необходимую информацию и дополнять ответы учеников.
-
Этап урока «Учебно-познавательной деятельности»
-
Психологическая подготовка к изучению новой темы
А теперь перейдем к изучению нового материала. На доске вы видите слова. Обратите на них внимание. Что в них особенного?
Расти, выросла, растения, нарастить, водоросли, вырос, выращивать, приращение.
Главная особенность этих слов в том, что у них в корнях мы можем видеть чередование гласных а/о.
Умение видеть различия в словах и соотносить с правилами.
Наблюдают нам материалом, представленным на доске.
Умение наблюдать над языковым материалом.
Анализируют закономерности языка на определённых примерах.
Умение после наблюдения выделять особенности, характерные для данных словоформ.
-
Этап урока «Интеллектуально-познавательной деятельности»
-
Объяснение нового материала. Наблюдение над языковым материалом.
А теперь, давайте попробуем выделить закономерность, от которой будет зависеть написание гласной в корне.
-
Первичное закрепление знаний. Применение новых знаний на новом языковом материале.
Чтобы узнать, правильно ли мы выделили орфографическое правило, давайте обратимся к учебнику на странице 169.
Но как и у любого правила, у этого чередования есть исключения. Давайте запишем его в «словарь трудных слов». Это такие слова, как росток, отрасль.
-
Дальнейшая работа по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений
А теперь, чтобы закрепить изученный материал, давайте запишем словосочетания и выделим изученную сегодня орфограмму.
Учитывая закономерности, которые были найдены в корнях этих слов, мы можем выделить следующие особенности:
-
Гласная а в корне пишется в том случае, если неё стоят такие согласные, как ст, щ.
-
Гласная о пишется в том случае, если после неё стоит согласная с.
Читают правило и приходят к выводу о том, правильно или нет, были выделены особенности.
Листья растения, молодая поросль, росток розы, разрастаются розы, отрасль промышленности, морские водоросли, выращивание молодняка, заросли камыша.
Умение выделять особенности в языковом материале.
Умение соотносить анализируемый материал и правило в учебнике.
Умение работать с новой информацией и соотносить написанное в тетради и на доске.
Наблюдают нам материалом, представленным на доске.
Работа с учебником.
Один ученик записывает на доске, а остальные в тетрадях.
Умение наблюдать над языковым мате-риалом и делать выводы об орфографических особенностях.
Умение находить необходимый материал.
Анализ пройденного материала.
Отвечает на поставленный вопрос.
Отвечают на вопросы.
Объясняет написание гласной в корне с чередованием.
Умение строить монологический ответ.
Строить монологический ответ.
Умение анализировать и соотносить написанное с правилом.
-
Этап урока «Рефлексивной деятельности»
-
Подведение итогов урока;
Итак. Что узнали вы на сегодняшнем уроке? Чему вы научились?
А теперь, чтобы понять, как же вы поняли сегодняшнюю тему, давайте выполним проверочную работу с помощью перфокарт.
-
Задание на дом.
А теперь перейдём к домашнему заданию. Дома вам необходимо выполнить упражнение 441. В этом упражнении вам необходимо переписать текст и объяснить графически написание гласной в корне.
Урок окончен.
Мы узнали о корнях раст/ращ, рос. И научились использовать данное правило при написании данных слов. А если у нас возникнут трудности, то мы можем обратиться к орфографическому словарю.
-
Расти - выросла - вырастить;
-
Растительность - отрасль - выращивать;
-
Отросли - росток - росли;
-
Заросла - водоросли - вырастать;
-
Растения - произрастать - приращение;
-
Росточек - вырос - обрастать;
-
Взрастить - подрасти - разрастись;
-
Заросли - нарастить - выращенный;
-
Подрастать - отросла - обросла.
Работы проверяет сам ученик. Проводится анализ работ. Ученики задают вопросы по ошибкам.
Анализ действий, воспроизводимых на уроке.
Умение ориентироваться в правиле. Проводится анализ работ.
Устный монологический ответ.
Записывают только гласную из корня.
Умение строить монологический ответ.
Умение соотносить знания и умения.
Один ученик строит монологическое высказывание, а остальные дополняют.
Самостоятельная проверка работы.
Умение слушать и дополнять одноклассников.
Умение анализировать свои ошибки.