Конспект к практико-значимому проекту на тему «Методика подготовки учащихся к выполнению части С в ЕГЭ по русскому языку»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальное образовательное учреждение дополнительного

профессионального образования (повышения квалификации)

специалистов «Воскресенский научно-методический центр»







Практико-значимый проект на тему

«Методика подготовки учащихся к выполнению части С

в ЕГЭ по русскому языку»

слушателей курса «Новые формы организации подготовки

учащихся 11-ых классов общеобразовательных

учреждений к ЕГЭ по русскому языку»

Погонялиной Т.В.,

учителя русского языка и литературы

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»

Воскресенского района.








г.Воскресенск

2014 год

Содержание проекта.

1. Вступление (практическая значимость проекта; цели и задачи проекта; формы организации занятий; применяемые технологии).



2.Основная часть.


1. Теоретические сведения, необходимые для написания сочинения-рассуждения.


а) Требования к сочинению-рассуждению по исходному тексту и алгоритм работы над этим сочинением.


б) Работа над критериями К1-К4.



2. Практическая часть.


а) План написания сочинения-рассуждения и возможные речевые клише (типовые конструкции).


б) Пример исходного текста для анализа и образец ученического сочинения-рассуждения по этому тексту.




3. Заключение.



4. Литература.
















Вступление.


Задания части С должны отразить коммуникативные знания учащихся.

Современный человек должен уметь работать со всё возрастающим количеством самой разнообразной устной и письменной информации, грамотно выражать собственные мысли и адекватно воспринимать чужую речь.

Работе над заданиями части С необходимо уделять самое серьёзное внимание


Практическая значимость проекта -

помощь учителю в подготовке учащихся к сочинению-рассуждению (часть С), предусмотренному экзаменом в форме ЕГЭ в 11 классе.


Цели и задачи проекта:

-научить учащихся создавать устное и письменное речевое высказывание в форме рассуждения на основе прочитанного текста;

-подготовить учащихся к сдаче экзамена по русскому языку;

-оказать помощь выпускнику в оказании нравственной позиции;

-способствовать интеллектуальному развитию ученика;

-воспитать деловые качества у человека, готовящегося вступить в самостоятельную жизнь.


Формы организации занятий по подготовке к части С :

-индивидуальные;

-фронтальные;

-групповые.


Технологии:

-технологии исследовательской деятельности учащихся;

-технологии проблемного обучения.
















Основная часть.


Теоретические сведения, необходимые для написания сочинения-рассуждения по исходному тексту.


Часть С предполагает наличие связного анализа исходного текста по схеме, указанной в КИМах и в критериях оценивания. Поэтому целесообразно заранее познакомить учащихся с требованиями к данной работе, научить алгоритму выполнения задания С и усвоить критерии оценивания сочинения.

Требования к сочинению-рассуждению:

-знакомство учащихся с критериями проверки и оценки выполнения задания с развёрнутым ответом(К1-К12);

-объём сочинения - не менее 150 слов;

-работа должна быть написана с опорой на исходный текст;

-избегать пересказа прочитанного текста;

-написать сочинение по алгоритму.



Алгоритм работы над сочинением по исходному тексту:

-прочитать и понять исходный текст;

-выявить и сформулировать проблему (проблемы) исходного текста;

-прокомментировать сформулированную вами проблему;

-определить и сформулировать позицию автора по обозначенной выше проблеме;

-высказать своё мнение по сформулированной проблеме, согласившись -или не согласившись с с позицией автора, привести два аргумента, опираясь на свои знания, жизненные наблюдения или читательский опыт;

-написать заключение - личностно-эмоциональное отношение к авторской позиции.



К1. Формулировка проблемы исходного текста.

Проблема - это сложный теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, исследования. Сформулировать проблему можно в форме вопроса или оценивания объекта проблемы.

Основная проблема - это та проблема, по которой отчётливо заявлена авторская позиция.

Виды проблем:

-философские;

-социальные;

-политические;

-научные;

-экологические;

-нравственно-этические.


К2. Комментарий к сформулированной проблеме.

-Выбрать один из видов комментария: текстуальный (следуя за автором в раскрытии проблемы) или концептуальный (интерпретация проблемы исходного текста);

-прокомментировать проблему, опираясь на авторский текст;

-обратить внимание на актуальность проблемы;

-ответить на вопросы: кто из великих людей обращал на это внимание? какой области жизни касается эта проблема?


К3. Определение и формулирование позиции автора по обозначенной проблеме.

Ответить на вопросы:

Что хотел сказать автор?

Какова была цель его высказывания?

Ради чего он всё это написал?

Как он сам относится к поставленной проблеме?


Авторская позиция может быть выражена прямо (в публицистических и научных текстах) или косвенно (в художественных текстах).

Автор может:

-положительно относиться к изображаемому;

-отрицательно (осуждающе, саркастически);

-неоднозначно;

-двойственно;

-скептически;

-иронически (с юмором)


К4. Изложение и аргументация собственного мнения по проблеме исходного текста:

-сформулировать собственное мнение по данной проблеме, согласившись/не согласившись с позицией автора,

-привести не менее двух аргументов, опираясь на жизненный или читательский опыт.


Аргументы - это доказательства, приводимые в поддержку тезиса. Чтобы они были убедительными, нужно опираться на читательские впечатления или жизненный опыт


Схема построения сочинения-рассуждения:

-тезис (положение, которое нужно доказать);

-аргументация (доказательства, доводы);

-вывод (общий итог).


Практическая часть


Сочинение-рассуждение должно иметь строгую композицию (начало-вступление, основная часть, заключение), смысловую и структурную связность. Связать части воедино и обеспечить логические переходы к последующим частям помогут типовые конструкции-клише.


План написания сочинения и возможные речевые клише(типовые конструкции).

Вступление

…на этот вопрос постарался ответить автор…

Автор рассуждает над проблемой…

Автора волнует проблема…

Над какой проблемой (вопросом) задумался автор?

Какие вопросы (проблемы) автор считает наиболее важными?


Комментарий

Данная проблема актуальна…Ситуация типична…

Автор подводит нас (читателя) к выводу (мысли), что

…обращается (к широкому кругу читателей, молодёжи, людям среднего возраста, интеллектуалам и др.)

Особо автор подчёркивает…Особое внимание автор обращает на…

…автор иронизирует, когда пишет о…


Позиция автора

Позиция автора понятна и достойна уважения…

Автор открыто заявляет о…

Автор, приводя конкретные примеры, показывает…

Писатель (автор) прямо не высказывает своего отношения к происходящему, но мы, читатели, прекрасно понимаем, что…(так поступать недопустимо, потому что это влечёт за собой…)

Я согласен с позицией (поддерживаю точку зрения) автора… Трудно не согласиться с…

Разве можно не согласиться с…? Конечно, нет. Он прав.

Позиция автора достойна уважения…


Аргументация

Вот доказательства моих слов…

Приведу следующие примеры…

Этому есть немало примеров в русской литературе, например,...

Во-первых,…

Во-вторых,…

Вот пример(ы), подтверждающий(е) мою точку зрения…

Вот другой пример…


Заключение(вывод)

Приведённых примеров достаточно (недостаточно), но они позволяют сделать вывод…

Обобщая сказанное, можно сделать вывод (сказать)…

Из всего вышесказанного следует, что…

В заключение можно сказать…

Допустим,…

Предположим,…

Итак,…



Исходный текст для анализа.


Предание говорит, что жуаньжуаны, захватившие сарозекскую степь в прошлые века, исключительно жестоко обращались с пленными воинами. При случае они продавали их в рабство в соседние края, и это считалось счастливым исходом для пленного, ибо проданный раб мог рано или поздно бежать на родину. Тех же, кого жуаньжуаны оставляли у себя, они подвергали особой процедуре, в результате которой пленный лишался на всю жизнь памяти, превращался в манкурта раба, не помнящего своего прошлого. Его освобождали от оков и со временем возвращали ему силу. Лишённый памяти раб-манкурт стоил дороже десяти обычных здоровых невольников.

Манкурт не знал, кто он, откуда родом-племенем, не ведал своего имени, не помнил детства, отца и матери - одним словом, манкурт не осознавал себя человеческим существом. Лишённый понимания собственного «я», манкурт с хозяйственной точки зрения обладал целым рядом преимуществ. Он был равнозначен бессловесной твари и потому абсолютно покорен и безопасен для хозяина. Он никогда не помышлял о бегстве.

Для рабовладельца самое страшное - восстание раба. Каждый раб потенциально мятежник. Манкурт был единственным в своём роде исключением - ему в корне чужды были побуждения к бунту, неповиновению. И потому не было необходимости стеречь его, держать охрану и тем более подозревать в тайных замыслах. Манкурт, как собака, признавал только своих хозяев. Все его замыслы сводились к утолению чрева. Других забот он не знал. Зато порученное дело исполнял слепо, усердно, неуклонно. Повеление хозяина для манкурта было превыше всего.

Куда легче заковать пленного, нанести увечье или причинить другой вред для устрашения духа, нежели отбить у человека память, разрушить в нём разум, вырвать корни того, что пребывает с человеком до последнего вздоха, оставаясь его единственным обретением, уходящим вместе с ним и недоступным для других. Но кочевые жуаньжуаны, вынесшие из своей кромешной истории самый жестокий вид варварства, посягнули и на эту сокровенную суть человека. Они нашли способ отнимать у рабов их живую память, нанося человеческой натуре самое тяжкое из всех мыслимых и немыслимых злодеяний.

Рассказывают, как мать, разыскав сына, превращённого в манкурта, причитала: «Можно отнять землю, можно отнять богатство, можно отнять и жизнь, но кто придумал, кто смеет покушаться на память человека?! Господи, если ты есть, как внушил ты такое людям? Разве мало зла на земле и без того?» «Вспомни, как тебя зовут, вспомни своё имя!» - умоляла она сына. Но тщетны были её призывы, манкурт не узнал её, не вспомнил себя, по приказу хозяина он пустил стрелу в её сердце.

С тех пор, говорят, стала летать в сарозекской степи по ночам белая птица. Встретив путника, птица летит поблизости с возгласами: «Вспомни, чей ты! Как твоё имя?..»

(По Ч. Айтматову)



Сочинение-рассуждение по исходному тексту.


Что такое память? Зачем человеку помнить о своём прошлом? В тексте, предложенном для анализа, в центре внимания Чингиза Айтматова философская проблема памяти о своих истоках.

Эту проблему автор рассматривает на примере легенды о племени жуаньжуанов, насильственно отнимающих память у пленников. Айтматов отмечает, что раб-манкурт, лишённый памяти, равнозначен бессловесной твари.

Позиция автора по данной проблеме однозначна. По мнению Айтматова, память - самая сокровенная суть человека, которая пребывает с ним до последнего вздоха. Писатель считает, что никто не смеет покушаться на человеческую память.

С мнением автора трудно не согласиться. Во-первых, для примера можно привести произведение Антона Павловича Чехова «Вишнёвый сад», где надменный лакей Яша не помнит своей матери и мечтает поскорее уехать в Париж.

Во-вторых, эту проблему затронул в своём романе «Отцы и дети» и Иван Сергеевич Тургенев. Базаров, который пренебрежительно относится к «старичкам», отрицает их нравственные устои, умирает от пустяковой царапины. И этот драматический финал показывает безжизненность тех, кто оторван от «почвы», от традиций своего народа.

Опираясь на всё вышесказанное, можно сделать вывод, что память о наших предках составляет главное богатство нашей души. Чем больше дорожит человек памятью своих отцов, дедов и прадедов, тем лучше осознаёт он своё место в этом мире, тем глубже чувствует свою ответственность за будущее.


Заключение.

Советы учащимся по подготовке к выполнению заданий части С.

1. Помните, что на экзамене успешность выполнения заданий части С зависит от трёх факторов: а) вашего умения понять исходный текст;

б) ваших фактических знаний, необходимых вам для написания вступления, проблемы, комментария, позиции автора, аргументации заключения;

в) вашего умения создать за определённое время (методисты рекомендуют - за 90 минут) текст, характеризующийся смысловой цельностью, речевой связностью, последовательностью изложения и, безусловно, грамотностью!


2. Читайте тренировочные тексты.

Пишите как можно больше домашних сочинений.

Будьте сами себе экспертом (оценивайте свои сочинения по критериям К1-К12).


3. Ваши лучшие помощники - начитанность и эрудиция.

Пополняйте систематизируйте свои знания.

4. Не «умничайте», стремясь достичь максимального балла по критерию К6 (точность и выразительность речи). Постарайтесь не потерять баллы по критериям К9 и К10(они связаны с К6: соблюдение грамматических и речевых норм).

Простота и ясность изложения избавят вас от многих просчётов!

5. Сочинение пишите аккуратно, понятным, разборчивым почерком.

Удачи вам! У вас всё получится!









Литература


1.Павлова С. А. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: алгоритмы рассуждения при выборе правильного ответа. - М.: Просвещение, 2009. - 192с.

2. Кобзарева Л. А. Русский язык. 9 класс: элективный курс «Сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста: теория и практика. - Волгоград: Учитель, 2008. - 139с.

3. Максимович Т. И. , Пугачёв И. А. Пособия для подготовки к ЕГЭ. Русский язык: Выполнение части 3 (часть С). - М.:Астрель :Олимп, 2009. - 142 с.

4. ЕГЭ-2013 Русский язык : типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов/ под ред. И.П Цыбулько М.: издат. «Национальное образование», 2012.

5.ЕГЭ Русский язык : Актив-тренинг: выполнение заданий А,В,С/ / под ред. И.П Цыбулько М.: издательство . «Национальное образование», 2012.

6. Тренинг к единому государственному экзамену. Русский язык: теория, практика, подсказки, ответы\ под редактированием А.Б Мамошкина.

-М.: ТЦ Сфера, 2010.

7.Нарушевич А.Г Русский язык: Сочинение по ЕГЭ: формулировки, аргументы, комментарии : пособие для учащихся общеобразовательных учреждений - М.: Просвещение 2010.

8. Пахнова Т.М. Русский язык. Комплексная работа с текстом. 9-11 классы. Дидактические материалы - М.: Айрис - пресс, 2009.

9. Кузнецов А.Ю. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ в 2013 году. Диагностические работы.- М.: МЦНМО, 2013.



© 2010-2022