Урок по литературе в 8 классе «Большой писатель К. Паустовский и его рассказ «Телеграмма»

Урок  литературы в 8 классе при изучении творчества К.Паустовского.Тема: «Большой писатель К.Паустовский и его рассказ «Телеграмма«Форма проведения: играОборудование: рассказ «Телеграмма», эпиграф, игра «Кто хочет стать литератором», щаблон телеграммы, портрет писателяУрок построен на знаниях учащихся по рассказу, реализует умение применять знания на практике, развивает устное монологическую речь, умение выступать перед аудиторией. Домашнее задание носит поисковый характер собственных мыслей при...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №27 с углубленным изучением отдельных предметов» НМР РТ

Большой писатель К.Паустовский и его рассказ «Телеграмма»




2014г.

Учитель русского языка и литературы: Бардина Светлана Михайловна

Тема: Большой писатель К.Паустовский и его рассказ «Телеграмма»

Цели урока: 1. Пробудить интерес учащихся к личности и творчеству К. Паустовского;

познакомить с историей создания рассказа «Телеграмма».

  1. Развивать устную речь учащихся, умение анализировать художественное произведение, доказывать свою точку зрения.

  2. Воспитывать интерес к предмету, уважение и любовь к старшим, к своим одноклассникам.

Тип урока: урок изучение нового материала.

Дискуссия «Что же за человек Настя?»

Игра «Кто хочет стать литератором»

Метод: живой рассказ учащихся, диалог.

Оборудование: портрет поэта, доклад о биографии писателя, история создания рассказа «Телеграмма», игра «Кто хочет стать литератором?».

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент.

  • Здравствуйте, настройтесь на деловую беседу. Займите свои места.

  1. Сообщение темы и целей урока.

  • Сегодня у нас в гостях К. Паустовский и его рассказ «Телеграмма». Вспомните, какие произведения этого автора вы читали?

  • Молодцы!

  1. Работа с эпиграфом.

«Нет ничего в жизни, что нельзя было бы передать русским словом»

К. Паустовский.

- Как вы понимаете эти слова?

  1. Знакомство с биографией К. Г. Паустовского.

  • Юля А. Приготовила сообщение о биографии писателя.

  • Пожалуйста, тебе слово.

  • Юля, что ты узнала, когда готовила этот доклад.

  • Вопросы есть? Спасибо, молодец! /оценивание/

  • Что скажет эксперт, прослушав доклад?

  1. Знакомство с историей создания «Телеграммы».

  • Как же создавался этот рассказ «Телеграмма». С историей создания нас познакомит ...

  • Спасибо.

  • История создания рассказа К. Паустовского «Телеграмма» (подготовленный ученик)

Место действия рассказа - глухая рязанская деревушка Заборье. Здесь глубокой осенью тихо угасает жизнь Катерины Петровны, хранительницы местного мемориального домика, построенного ее отцом - художником. Старушка одинока.

Дочь Настя - в Ленинграде, и редко когда напоминает о себе письмом или денежным переводом. Около Катерины Петровны неотлучно находится дочка соседа - сапожника Манюшка, да изредка появляется старик Тихон, сторож при пожарном сарае. Эти два посторонних человека скрашивают последние горькие дни Катерины Петровны. Когда ей становится совсем плохо, Тихон сочиняет две телеграммы: «Катя помирает» - эту он отправил в Ленинград Насте. «Дожидайтесь. Выехала. Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя», - эту он принес старушке.

Но так и не дождалась Катерина Петровна любимой доченьки. Та застала лишь свежий могильный холмик на кладбище. И ведь не черствый, не бездушный человек Настя! В Союзе художников Ленинграда, где она работает, ее ценят именно за чуткость и внимание к людям. Нет. Настя не жестока. Но., ехать к матери так долго и жить в деревне, хоть несколько дней, так скучно. К ней придет прозрение, но это потом.

Тонкий психолог, Паустовский, учитывает, что читатель может познакомиться с рассказом, находясь в самом различном настроении. Чтобы он проник в глубину замысла, писатель сразу создает в рассказе определенное настроение и старается подчинить ему читателя.

Ему было 18 лет, когда, исписав стихами и рассказами несколько тетрадок, он решил:

« Я буду писателем. Задумавшись над этим, он с ужасом понял. Как беден его запас жизненных наблюдений. Это заставило его уйти в люди, в «горьковские университеты».

Десять лет он не брал в руки пера, скитался по стране, встречался со множеством людей, вбирал в себя все, что видел вокруг.

Мы с вами в начале года говорили о своеобразии художественной литературы как вида искусства. Все, что видит художник слова, потом «оседает» в его книгах.

  1. Анализ рассказа «Телеграмма»

  • Сегодня мы выясним, какова же Настя. В чем ее вина, а в чем беда.

Посмотрим на нее глазами автора собственными глазами.

/Содокладчик, оппонент, эксперт, провокатор, ассистенты/

  • Пожалуйста, слово докладчику.

  • Слово содокладчику.

  • Вопрос от провокатора.

  • Что скажет эксперт?

  • Каково мнение наших ассистентов?

  1. Закрепление материала. Игра «Кто хочет стать литератором?» по произведению

К. Паустовского «Телеграмма».

Вопрос для отборочного тура:

Сколько лет прожил К. Паустовский?

А) 54 В) 76

Б) 75 Г) 78

Поздравляем... , желаем удачи.

Правила игры: Есть три подсказки, два звонка другу, помощь зала.

  • Первый вопрос поможет заработать тебе 1 балл.

Жанр этого произведения:

А/ рассказ, Б/ сказка, В/ очерк, Г/повесть?

  • Второй вопрос поможет заработать 2 балла.

Пейзаж в начале произведения:

А/ служит для описания места действия,

Б/ контрастирует с состоянием Катерины Петровны,

В/ соотносится с ее состоянием?

  • Третий вопрос поможет заработать 2,5 балла.

Описание комнаты Катерины Петровны говорит о том, что:

А/ жизнь героини - в далеком прошлом,

Б/ печи не топятся,

В/ в комнате много картин?

  • Отвечая на четвертый вопрос, ты сможешь заработать 3 балла.

Тихон солгал Катерине Петровне, потому, что:

А/ решил разыграть ее,

Б/ хотел облегчить ее страдания,

В/ надеялся на приезд Насти?

  • Пятый вопрос поможет заработать 3,5 балла.

Настя не поехала к матери после получения ее письма, потому что:

А/ бездушие - ее отличительная черта,

Б/ она была занята устройством выставки,

В/ повседневные заботы оттеснили на 2 план любовь к самому близкому человеку?

  • Шестой вопрос и 4 балла.

В сцене похорон Катерины Петровны писатель изобразил молодую учительницу, чтобы:

А/ показать происходящее глазами постороннего человека,

Б/ эта смерть послужила для нее уроком - у нее в городе тоже осталась мать, маленькая и седая,

В/ придать произведению правдоподобие?

  • Седьмой вопрос и 4,5 балла.

В этом произведении позиция повествования:

А/ скрыта,

Б/ выражена одним из персонажей,

В/ обозначена в авторском тексте?

  • Восьмой вопрос и 5 баллов.

На этом игра закончена.

УШ. Отзыв о художественных произведениях К. Паустовского, приготовленные учащимися.

- Ребята, кто желает озвучить рецензию к этому рассказу?

9. Итог урока:

- Сегодня мы вновь встретились с К.Паустовским. Что взяли для себя на уроке? Какие чувства воспитывает писатель?

X. Домашнее задание.

Ответ на вопрос: Надо быть благодарным к тому, кто дал тебе жизнь.

Какие зарубки на сердце оставляет «Телеграмма»?



© 2010-2022