Морфологический разбор деепричастия 7 класс

Тема урока: «Морфологический разбор деепричастия» Цели урока: активизация и обобщение знаний учащихся по темам «Причастие» и «Деепричастие»; знакомство с порядком морфологического разбора деепричастия;развитие речи, логического мышления учащихся и эстетического восприятия ими текста стихотворений;воспитание у учащихся чувства любви к природе.Ход урока I. Организационный момент.Тренинг.Лидер группы. Оценочный лист. II.Проверка домашнего задания: упр.№5 стр.109 1) Девочки занимались ежедневн...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Морфологический разбор деепричастия»

Цели урока:

  1. активизация и обобщение знаний учащихся по темам «Причастие» и «Деепричастие»; знакомство с порядком морфологического разбора деепричастия;

  2. развитие речи, логического мышления учащихся и эстетического восприятия ими текста стихотворений;

  3. воспитание у учащихся чувства любви к природе.

Ход урока

I. Организационный момент. Тренинг. Лидер группы. Оценочный лист.

II.Проверка домашнего задания: упр.№5 стр.109

1) Девочки занимались ежедневно и учились делать различные стежки.- Девочки, занимаясь ежедневно, учились делать различные стежки.

2)Мастерицы использовали золотые нити и вышивали драконов, цветы, птиц и пейзаж.- Мастерицы, используя золотые нити, вышивали драконов, цветы, птиц и пейзаж.

3)Знатные женщины сидели в своих замках и часами расшивали наряды.- Знатные женщины, сидя в своих замках, часами расшивали наряды.

III. «Мозговой штурм» Вопросно-ответная беседа:

- Что такое причастие? Что такое деепричастие?

- От какой части речи образуются причастие и деепричастие?

- На какие вопросы отвечают?

- Что обозначают?

- Признаки каких частей речи сочетают в себе?

- Как изменяются?

- Суффиксы причастий и деепричастий?

- Чем отличаются по морфемному составу?

- Какими членами предложения могут быть?

- На какой вопрос отвечают как член предложения?

- Какую часть речи распространяют в предложений?

- Как обособляются?

IV. Составление «Класстера» и «Диаграмму Венна».

V. Образовать деепричастия от глаголов.

1. НСВ: читать-читая, любить-любя, чувствовать-чувствуя, удивляться-удивляясь, замирать-замирая, баловаться-балуясь, знать-зная.

2. СВ: сложить-сложивши, понять-понявши, просмотреть-посмотревши, замереть-замеревши, выкрасть-?.

V. Работа с текстами. (Прочитать отрывки из стихотворений, найти и назвать в них одиночные деепричастия и деепричастные обороты):

1. Ф.И.Тютчев - «Зима недаром «злиться»…»

Взбесилась(злилась) ведьма злая

И, снегу захватя,

Пустила, убегая,

В прекрасное дитя…

2. Н.А.Некрасов «Однажды…»

Однажды, в студёную зимнюю пору,

Я из лесу вышел; был сильный мороз.

Гляжу, поднимается медленно в гору

Лошадка, везущая хворосту воз.

…И, шествуя(шествовать-шагать) важно, в спокойствий чинном-титул(соблюдающая правила поведения),

Лошадку ведёт под уздцы, мужичок…

3. А.С.Пушкин «Зима! …Крестьянин торжествуя…»

Зима! ...Крестьянин, торжествуя,

На дровнях (дровни-крестьянские сани для повозки дров) обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетётся рысью как-нибудь…(идёт медленно, устало)

VI. Словарная работа:

Взбесилась - злилась;

шествуя - шагать, идти, двигаться;

в спокойствий чинном (титул)- соблюдающее правила поведения;

на дровнях (дровни) - крестьянские сани для перевозки дров;

плетётся (плести) рысью- идёт медленно и устало.

VII. Самостоятельная работа (карточки)

Морфологический разбор деепричастий (парная работа).

План разбора:

I. Общее значение.

II. Морфологические признаки:

Начальная форма- неопределённая форма глагола;

Вид: НСВ или СВ;

Возвратность или невозвратность:

III.Синтаксическая роль: обстоятельство.

  1. Листья падают, кружась в воздухе.

I. Кружась - деепричастие (что делая?)

II.Морфологические признаки:

Нач.форома- кружиться;

Вид: НСВ что делая? Суф.А

Возврат.

III. Падают (как?) кружась - обстоятельство.

VIII. Аукцион фразеологических оборотов (Даётся прямое значение , ученики по данному смыслу называют фразеологические обороты, в составе которых сохранились формы деепричастий).

  • Работать хорошо - Засучив рукава;

  • Работать плохо - Спустя рукава;

  • Бежать быстро - Сломя голову;

  • Без особого желания - Скрепя сердце;

  • Работать без отдыха - Не покладая рук

-Какими членами предложения являются данные фразеологизмы? (Обстоят.)

-Фразеологические обороты требуют обособления в предложений? (Нет)

-Какую часть речи заменяют фразеологические обороты, в состава которых есть деепричастия? (Наречия)

-Что объединяет наречие и деепричастие? (Неизм., не имеет окон., син.роль).

IX. Итог урока: «Рефлексия»

Учитель:

-Итак, работа по повторению деепричастия завершена.

- Как вам работалось?

- Что получилось?

- Что понравилось?

- Осталось ли что-нибудь непонятным?

X. Домашнее задание: составить 5 предложений с деепричастиями и деепричастными оборотами на тему «Зима».



© 2010-2022