Проблемное обучение как средство развития личности

Аннотация: В статье показывается эволюция понятия «проблемное обучение» применительно к современной педагогической системе. Теоритезированы основные принципы, дидактические цели и ожидаемые результаты данного подхода к обучению, подчёркиваются его несомненные преимущества по сравнению с традиционными видами обучения.  Ключевые слова: проблемное обучение, проблемно-познавательные задачи, учебно-познавательная деятельность, Дж. Дьюи.  В условиях обновления общества и изменения целей и задач обра...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5

Алферьева М.Б.

Учитель русского языка и литературы

432054, г. Ульяновск. Созидателей 30-11

т. 8-960-3644-245

e-mail: [email protected]

[email protected]


ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Аннотация:

В статье показывается эволюция понятия «проблемное обучение» применительно к современной педагогической системе. Теоритезированы основные принципы, дидактические цели и ожидаемые результаты данного подхода к обучению, подчёркиваются его несомненные преимущества по сравнению с традиционными видами обучения.

Ключевые слова: проблемное обучение, проблемно-познавательные задачи, учебно-познавательная деятельность, Дж. Дьюи.

В условиях обновления общества и изменения целей и задач образования на первый план выдвигается личность, интеллект, способность самостоятельно мыслить, проявлять элементы творчества. Реализация этих целей невозможна без обеспечения подлинно развивающего обучения. Хотя проблема обучения и умственного развития является одной из старейших психолого-педагогических проблем, в последнее время всё большее внимания уделяется проблемам развивающего обучения. В то же время нельзя сказать, что идея развивающего обучения нова, что раньше проблемы развития ребенка в процессе обучения не ставились и не решались.

Подготовка творческой личности всегда была задачей государственного значения образования. Анализируя современный учебный процесс и его цели, можно сделать вывод, что основной приоритет в образовании отдаётся развитию личности обучающегося. В Законе Российской Федерации «Об образовании» это положение сформулировано так: «...выявить и обеспечить развитие способностей; сформировать умение и желание учиться, приобрести необходимые умения и навыки учебной деятельности, овладеть элементами теоретического мышления, культурой речи и поведения, основами личной гигиены и здорового образа жизни…». [4]

Работа над развитием обучающегося имеет особое значение и является фундаментом дальнейшего становления его личности. Одним из факторов исследования интеллектуальной сферы является феномен проблемного обучения.

Проблемное обучение заключается в создании проблемных ситуаций, в осознании, принятии и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности первых и под общим направляющим руководством последнего, а также в овладении учащимися в процессе такой деятельности обобщенными знаниями и общими принципами решения проблемных задач. Принцип проблемности сближает между собой процесс обучения с процессами познания, исследования, творческого мышления. Проблемное обучение (как и любое другое обучение) может способствовать реализации двух целей:

  • Первая цель - сформировать у учащихся необходимую систему знаний, умений и навыков.

  • Вторая цель - достигнуть высокого уровня развития школьников, развития способности к самообучению, самообразованию.

Обе эти задачи могут быть реализованы с большим успехом именно в процессе проблемного обучения, поскольку усвоение учебного материала происходит в ходе активной поисковой деятельности учащихся, в процессе решения ими системы проблемно-познавательных задач.

Принцип проблемного обучения включают:

  • логику построения учебного процесса и содержание изучаемого материала;

  • методы организации учебно-познавательной деятельности учащихся и управление ею;

  • усвоение учителем содержания и сущности теории организации процесса проблемного обучения;

  • структуру урока и формы контроля учителя за процессом и результатом деятельностью учащихся;

  • овладение учителем формами, методами и техническими средствами обучения;

  • систематическое творческое применение учителем усвоенного на практике.

В основу проблемного обучения легли идеи американского психолога, философа и педагога Дж. Дьюи [1], основавшего 1894 году опытную школу, в которой основу обучения составлял не учебный план, а игры и трудовая деятельность. Методы, приёмы, новые принципы обучения, применявшиеся в этой школе, не были теоретически обоснованы и сформулированы в виде концепции, но получили распространение в 20-30 годах XX века. В СССР они также применялись и даже рассматривались как революционные, но в 1932 году были объявлены прожектерством и запрещены, но в последнее время его труды пересматриваются [2], выходят многочисленные публикации о нём. [5]

Широкое распространение концепция проблемного обучения получила в 1960-80-х годах[6]. Большинство современных публикаций по теории обучения связано с идеей активизации учебного процесса и учебной деятельности обучающихся. Под активизацией понимается использование тех приёмов и методов обучения, которые известны из традиционной дидактики. Авторы говорят об активизации с помощью проблемного обучения, понимая при этом создание проблемных ситуаций и постановку познавательных задач. Теория проблемно-развивающего обучения представлена сегодня в разработке принципиальных положений концепции проблемного обучения отечественными педагогами и психологами. [3]

В настоящее время проблемное обучение представляет собой результат развития советской педагогики и практики обучения в условиях научно-технической революции, результат внедрения научных идей в современный процесс обучения. Проблемная ситуация и учебная проблема  основные понятия проблемного обучения, которое рассматривается не как механическое сложение деятельности преподавания и процесса обучения, а как диалектическое взаимодействие и взаимосвязь этих двух деятельностей, каждая из которых имеет свою самостоятельную функциональную структуру.

Проблемное обучение, прежде всего, характеризуется как деятельность преподавателя по созданию системы проблемных ситуаций, изложению учебного материала с его полным или частичным объяснением и управлению деятельности обучающихся, направленной на усвоение новых знаний - как традиционным путём, так и путём самостоятельной постановки учебных проблем и их решения.

Таким образом, проблемное обучение - это учебно-познавательная деятельность по усвоению знаний и способов деятельности путём восприятия объяснений учителя в условиях проблемной ситуации, самостоятельного анализа проблемных ситуаций, формулировки проблем и их решения посредством выдвижения предложений, гипотез, их обоснования и доказательства, а также путём проверки правильности решения. Вся эта умственная работа обучающихся проходит под руководством педагога и обеспечивает формирование интеллектуальной активности личности.

При моделировании занятия в режиме технологии проблемного обучения преподавателю необходимо учитывать, что обучающимся необходимо выполнить систему проблемных заданий для самостоятельной работы на каждом этапе урока. Задания для самостоятельной работы должны быть взаимосвязаны по дидактической цели и содержанию учебного материала. Дидактические цели формируются в соответствии со звеньями процесса обучения, следовательно, в систему объединяются задания со следующим дидактическими целями:

  • актуализации знаний и умений;

  • осознания и осмысления блока новой учебной информации;

  • закрепления и систематизации знаний;

  • применения знаний в новой учебной ситуации;

  • проверки уровня усвоения знаний и умений.

Рассмотрим основные способы создания проблемных ситуаций.

  • Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними.

  • Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических заданий.

  • Постановка учебных проблемных заданий на объяснение явления или поиск путей его практического применения.

  • Побуждения к анализу фактов и явлений действительности, порождающему противоречия между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах.

  • Выдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и их опытная проверка.

  • Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению фактов, явлений, правил, действий, в результате которых возникает проблемная ситуация.

  • Побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов и их сравнению с уже известным.

  • Ознакомление учащихся с фактами, несущими как будто бы необъяснимый характер и приведшими в истории науки к постановке научной проблемы.

  • Организация межпредметных связей.

  • Варьирование задачи, переформулировка вопроса.

В современной педагогике неоспорим тот факт, что проблемное обучение положительно влияет на активное отношение обучающихся к образовательному процессу, формирует их творческий потенциал в решении учебных задач, познавательный интерес как мотив учения, стимулирует общее интеллектуальное развитие. К недостаткам данного вида обучения можно отнести то, что проблемное обучение отнимает много времени, значительно больше, чем информационное, по сообщению готовых знаний. Проблемное обучение часто выходит за пределы одного урока, но всё же его достоинства перевешивают его слабости.

Источники и литература

  1. 1. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления / Пер. с англ. Н.М. Никольского; Под ред. Н.Д. Виноградова.  М.: Мир, 1919.  112 с.; Дьюи Дж. Введение в философию воспитания.  М.: 1921.  122 с.

  2. 2. Дьюи Дж. Демократия и образование / Пер. с англ.  М.: Педагогика-пресс, 2000. - 200 c.

  3. 3. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - М.: «Знание», 1991.  80 с.; Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории.  М.: Педагогика, 1995.  230 с.

  4. 4. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской федерации «Об образовании» // Бюллетень Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию. - 1996. - № 2. - С.2-60.

  5. 5. Рогачева Е.Ю. Педагогика Джона Дьюи в XX веке: кросскультурный контекст: монография / Мин-во образования и науки РФ, Междунар. акад. наук пед. образования (МАНПО), Владимир. гос. пед. ун-т.  Владимир: Владимир. гос. пед. ун-т, 2005.  234 с.

  6. 6. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики.  М.: Педагогика: 1980.  214

© 2010-2022