Уроки литературы в 7 классе по произведению И. А. Бунина Цифры

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы в 7 классе

И.А.Бунин. «Цифры».

Цели:

1) образовательные:

- показать сложность взаимоотношений взрослых и детей через внимательное прочтение и изучение рассказа;

- суметь увидеть авторскую мысль о большой ответственности взрослого человека за воспитание детей (ребенка);

2) развивающая, общедидактическая: формирование у обучающихся аналитического мышления через углубленное исследование, интерпретацию текста; умения видеть за каждым писательским словом свой смысл;

3) воспитательная: воспитание внимательного читателя, любви к чтению.

Ход занятия.

I Изучение судьбы и особенностей творчества И. А. Бунина.

1. Реализация дом. задания. Чтение плана к статье в учебнике (стр. 3-5)

II Анализ рассказа "Цифры»

  1. Выявление знания текста по следующим вопросам:

- Почему рассказ назван «Цифры»?

- В чем состояла ссора между мальчиком и дядей? Кто виноват в ней?

- Как ведут себя бабушка и мама в этой ситуации? На чьей они стороне? Почему?


  1. Определение рассказа (дети либо называют определение, либо зачитывают в учебнике).

Обращение к доске, на которой написано психологический рассказ. Почему это непросто рассказ, а психологический рассказ? (Дети отвечают на основании своего опыта. Конечно, большинство рассказов в литературе психологических, но концентрируем внимание данного термина именно на этом рассказе).

3. Запись на доске Справка из толкового словаря (на доске):

Психологизм - углубленное изображение психических, душевных переживаний.

- О каких же психических, душевных переживаниях идет речь в этом рассказе? (Ученики рассказывают не очень подробно о переживаниях ребенка и дяди).

4. Беседа с учащимися

- В чем состоит особенность повествования? (действует герой-повествователь, от лица которого ведется повествование). Доказываем это текстом: «Мой дорогой, когда ты вырастешь, вспомнишь ли ты, как однажды зимним вечером…» или : « Должен тебе сказать: ты большой шалун…» и т.д.

- О чем может говорить такая манера повествования? (Герой вспоминает события через определенный промежуток времени, через эти воспоминания мы видим неугасшую любовь дяди к мальчику).

- Какие слова и замечания, обращенные к ребенку, передают его любовь и привязанность?( примеры находим в тексте).

- Почему же дядя после крупной ссоры не торопится с примирением, называет при этом себя « очень умным дядей…» (Дядя дает время для осознания поведения мальчиком, а не просто для того, чтобы попросить прощения).

Здесь нужно заметить, что показан консервативный подход в воспитании ребенка; используются старые (хотя и верные) методы: «вредно: не полагается баловать детей» (из текста).

- Почему именно к дяде, а не к маме и бабушке обращается мальчик? Почему ссора именно с дядей стала трагедией? (Доказываем по тексту, что именно дядя уделял мальчику много внимания: покупает ему книжки, карандаши, учит его цифрам и т.д.)

- Из-за чего же произошла ссора? (главное при ответе - умение грамотно сформулировать мысль: ссора произошла из-за немедленного желания мальчика заняться цифрами и нежеланием дяди делать это именно сейчас (хотя нежелание дяди было оправдано позже мудрым правилом: « …вредно, не полагается баловать детей…»

5. Для обозначения завязки ссоры и обнаружения поведения обоих героев составляем таблицу развития ссоры (учителем - на доске, детьми - в тетради).

Мальчик

Дядя

« Покажи цифры!»

« Сейчас не хочу. Завтра»

«Ну хорошо же, дядька!»

Не обращает внимания на шум

Начал подпрыгивать и вскрикивать.

«Перестань!»

« Сам перестань!»

из комнаты.

Схватил ребенка за руку и вытолкнул

Истерика

Внешне старается сохранить

спокойствие.

Просьба о прощении.

Радость примирения.

- В чем же вина мальчика и дяди? ( В результате анализа таблицы дети без труда это называют).

- Почувствовал ли дядя свою вину? ( ответ находим в тексте: « Мне было уже стыдно, и я зажигал папиросу, не поднимая глаз на бабушку…» Обращаем внимание на то, что дядя зажигал папиросу - признак того, что он нервничает.)

- Какие еще фразы выражения говорят о том, что дядя сильно переживает? (Дети находят в тексте).

- Какая сцена показывает, что герои раскаялись, рады примирению и простили друг друга?( «…Глубоко дыша от волнения…» ( 7 глава).


  1. Подведение итога урока. Уроки жизни.

- Какой урок должен был извлечь ребенок из этой ссоры?

( Любая радость в жизни должна быть заслужена, а не выпрошена. Детский эгоизм, по мысли автора, излечивается путем игнорирования. Ребенок должен обладать диалогическим мышлением, а не монологическим. Эгоизм отрывает человека от мира. Для того, чтобы пойти на контакт с ним, нужно переступить через свои амбиции. На ранней стадии ребенок этого не осознает, поэтому герой так выстраивает позицию, чтобы существовала тайна познания. Поэтому цифры - один из атрибутов, символов познания. Ситуация счастья в сознании ребенка существует только тогда, когда есть тайна познания. От жизни ничего не добьешься криком, топотом и слезами.

7. Домашнее задание: прочитать самостоятельно рассказ «Лапти» и ответить письменно на вопрос: «В чем психологизм данного рассказа?»


© 2010-2022