Технология проектной и следовательской деятельности воспитанников школы одарённых детей «Прометей»

В МОАУДОД «Дворец пионеров и школьников г. Орска» почти 10 лет существует Школа Одарённых детей «Прометей».  Образовательная деятельность осуществляется на 2 отделениях: очная и заочная  форма обучения.  Школа одаренных детей «Прометей» имеет свой символ, гимн, удостоверение, зачётную книжку. По окончании обучения ребята получают свидетельство и портфолио.Направления  обучения Подготовка учащихся к исследовательской деятельности.Подготовка к проектной деятельности. Подготовка учащихся к городски... Ребятам предоставляется возможность заниматься в различных НОУ: «История», «География»,  «Психология», « Русский язык», «Литература», «Биоэкология». Возраст обучающихся  7-11класс. Традиционными мероприятиями в работе ШОД «Прометей» можно считать обучение проектной и исследовательской деятельности в рамках осенних, зимних и весенних сессиях. Тематика сессий: осенняя сессия- методология исследования, зимняя сессия- проектная деятельность, весенняя сессия- подготовка к защите, предзащита исследовательской работы. Длительность каждой сессия 3-4 дня по 3 урока. Между сессиями педагоги ШОД «Прометей» проводят консультации , которые осуществляются в течении учебного года 1 раз в неделю по договорённости с учащимся. Цель осенней сессии –знакомство с методологией исследования. Во время осенней сессии воспитанники  знакомятся   с научными понятиями: «проблема», «тема», «объект», «предмет», «гипотеза», «цель», «задачи». Рассматривают особенности исследований в области истории, экологии, психологии, русский язык, географии. Знакомятся с  тематикой исследований и проблемами в каждой изучаемой области. В течении сессии воспитанники ШОД «Прометей» знакомятся с этапами исследования, структурой исследования. Рассматривают методы исследования в контексте каждого предмета. Для ... В течении 4 дней учащиеся знакомятся  с понятием о проекте, видами и этапами проектов, анализируют теоретические и практические предположения, обсуждают и обрабатывают материал, готовятся к защите проекта. Но подготовка к данному  проекту начинается  ещё за месяц с обсуждения темы и со сбора фактического материала.  Тематика проектов выполняемых воспитанниками разнообразна: «XX-XXIвек: человек в современном обществе», «Сотовый телефон: за и против», «Научная картина мира». Тема проекта единая для всех воспитанников ШОД, только рассмотрение каждым НОУ происходит в рамках его предметной направленности.Анализируя работу сессии, воспитанники  отметили положительность работы в группах над одной проблемой, которую можно рассмотреть со всех сторон.Тематика весенней сессии традиционная, это  « Подготовка учащихся Н... Таким образом, в процессе  обучения в ШОД «Прометей» воспитанники учатся: работать с научной литературой; знакомятся с методологией исследования, этапами, структурой, видами и методами исследовательских работ; стратегии подготовки к экспериментальной работе; основам проектной деятельности; учатся анализировать и формулировать выводы; оформлять результаты исследования; знакомятся с процедурой защиты исследовательских работ, критериями, качеством аргументации при ответах на вопросы, с видами и пра...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья


Технология проектной и следовательской деятельности

воспитанников школы одарённых детей «Прометей»


Науменко Е.В.

Руководитель ШОД «Прометей»

МОАУ ДОД «Дворец пионеров и школьников г. Орска»

В МОАУДОД «Дворец пионеров и школьников г. Орска» почти 10 лет существует Школа Одарённых детей «Прометей». Образовательная деятельность осуществляется на 2 отделениях: очная и заочная форма обучения. В разные годы здесь учились и учатся учащиеся из различных школ города школ города (6, 38, 52, 23, 27, 2, 13, 17, г.1, г.2, г.3, 51, 40, 26, 29). Школа одаренных детей «Прометей» имеет свой символ, гимн, удостоверение, зачётную книжку. По окончании обучения ребята получают свидетельство и портфолио.

Направления обучения:

  • Подготовка учащихся к исследовательской деятельности

  • Подготовка учащихся к проектной деятельности.

  • Подготовка учащихся к городским, областным, всероссийским конкурсам, конференциям, олимпиадам.

Ребятам предоставляется возможность заниматься в различных НОУ: «История», «География», «Психология», « Русский язык», «Литература», «Биоэкология». Возраст обучающихся 7-11класс. Традиционными мероприятиями в работе ШОД «Прометей» можно считать обучение проектной и исследовательской деятельности в рамках осенних, зимних и весенних сессиях.

Тематика сессий: осенняя сессия- методология исследования, зимняя сессия- проектная деятельность, весенняя сессия- подготовка к защите, предзащита исследовательской работы. Длительность каждой сессия 3-4 дня по 3 урока. Между сессиями педагоги ШОД «Прометей» проводят консультации , которые осуществляются в течении учебного года 1 раз в неделю по договорённости с учащимся.

Цель осенней сессии -знакомство с методологией исследования.

Во время осенней сессии воспитанники знакомятся с научными понятиями: «проблема», «тема», «объект», «предмет», «гипотеза», «цель», «задачи». Рассматривают особенности исследований в области истории, экологии, психологии, русский язык, географии. Знакомятся с тематикой исследований и проблемами в каждой изучаемой области. В течении сессии воспитанники ШОД «Прометей» знакомятся с этапами исследования, структурой исследования. Рассматривают методы исследования в контексте каждого предмета. Для качественного усвоения материала ребятам предлагаются слайд-презентации, краткосрочные эксперименты.

На секции «история» ребята обычно знакомятся с объектами исторических исследований, определяются с источниками информации, совершают экскурсию в музеи мира через Интернет. На предыдущей сессиях воспитанники совершили экскурсию в музей Дворца пионеров и школьников на выставку посвящённую. «90 лет комсомолу». Ребята работали в музеях на базах различных школ и предприятиях города, где познакомились с различными архивными документами, методикой работы с ними.

На секции «психология» учащиеся с помощью видеороликов анализируют различные жизненные ситуации, находят в них проблемы и возможные пути решения. Для освоения методологии психологических исследований используются различные психологические методики.

На секции «география» для отработки новых понятий используются карточки, памятки, тестовые задания.

На секции «биология- экология» с помощью компьютерных презентаций по темам, учащиеся знакомятся с объектами и методами исследований в области «экология». В этом году воспитанники секции совершили экскурсию в городскую экологическую лабораторию, где узнали об основной цели работы, которая заключается в мониторинге состояния атмосферы г. Орска и г. Новотроицка. Учащиеся познакомились с основными факторами загрязнения атмосферы: предприятия и транспорт. Воспитанникам продемонстрировали санбюллетень «Города Приволжского округа» где Орск на 7 месте по индексу загрязнения. Ребятам были продемонстрированы различные виды лабораторного оборудования и их функции; были показаны утренние замеры, которые произвели в четырёх разных точках города. Ребятам очень понравилась экскурсия, и они договорились о дальнейшем сотрудничестве с лабораторией.

Традиционным мероприятием на осенней сессии из года в год стала экскурсия в библиотеку ОГТИ, где ребята ШОД «Прометей» знакомятся с различными источниками информации, видами каталогов, стратегиями поиска информации. У ребят была возможность познакомиться с разными образовательными сайтами и поработать с ними.

На зимней сессии, которая проходит ежегодно в январе воспитанники обучаются технологии проектной деятельности.

В течении 4 дней учащиеся знакомятся с понятием о проекте, видами и этапами проектов, анализируют теоретические и практические предположения, обсуждают и обрабатывают материал, готовятся к защите проекта. Но подготовка к данному проекту начинается ещё за месяц с обсуждения темы и со сбора фактического материала. В этом году на каждой секции выступали приглашенные педагоги из ОГТИ, которые раскрыли алгоритм исследовательской работы, этапы, методы, результаты исследовательских работ; показали важность поиска тематики исследований, значимость развития исследовательских умений для дальнейшего обучения в ВУЗе, привели примеры тематики исследований студентов ОГТИ.

Тематика проектов выполняемых воспитанниками разнообразна: «XX-XXIвек: человек в современном обществе», «Сотовый телефон: за и против», «Научная картина мира». Тема проекта единая для всех воспитанников ШОД, только рассмотрение каждым НОУ происходит в рамках его предметной направленности.

Выбор темы проекта на одной из сессий «Учитель XXI века» был продиктован объявленным годом учителя.

Секция «история» выполняла проект «История появления, развития школ и профессии учителя» .

Секция «биология» выполняла проект «Факторы влияющие на здоровье учителя».

Секция «филология» выполняла проект «Отражение образа педагога в общественном сознании через сферу филология».

Секция «психология» представляла практическую часть проекта. Ребята выявляли рейтинг качеств педагога среди учащихся и учителей.

Анализируя работу сессии, воспитанники отметили положительность работы в группах над одной проблемой, которую можно рассмотреть со всех сторон.

В работе ШОД «Прометей» просматриваются разные типы проектов: исследовательские, творческие, информационные, практико-ориентированные, групповые, межпредметные. Самое главное, что ребята, участвуя в работе над проектом учатся навыкам научного мышления, оперативно работать с постоянно обновляющей информацией, групповая деятельность развивает навыки сотрудничества, чувства ответственности, изменяется психологический климат в группе.

Тематика весенней сессии традиционная, это « Подготовка учащихся НОУ к защите исследовательских работ». Педагоги ШОД «Прометей» учат детей составлять доклад, знакомят со структурой доклада и его планом. Воспитанники учатся составлять тезисы научной работы; знакомятся с образцами клише для написания отзывов; практикуются в написании рецензии на свою собственную исследовательскую работу. Кроме этого воспитанники знакомятся с критериями оценки исследовательских работ, и тут же могут оценить свои работы в соответствии с ними. Особое внимание уделяется речевым умениям в представлении научных работ. Детям даются психологические рекомендации при защите своих работ. Во время сессии воспитанники знакомятся и с другими формами представления исследовательских работ: стендовый доклад, компьютерная презентация. В последний день работы сессии проводится предзащита исследовательских работ, что помогает воспитанникам адаптироваться к реальным условиям предстоящей конференции, ребята учатся не только задавать вопросы по научной работе, но и находить аргументированные ответы. При обсуждении даётся анализ типичных ошибок при защите научных работ и рекомендации: доработать практическую часть работы и представить на городской конференции или представить на всероссийский конкурс и т.д. Следовательно, работа весенней сессии является необходимым, своевременным звеном в качественном представлении исследовательских работ воспитанников.

Таким образом, в процессе обучения в ШОД «Прометей» воспитанники учатся: работать с научной литературой; знакомятся с методологией исследования, этапами, структурой, видами и методами исследовательских работ; стратегии подготовки к экспериментальной работе; основам проектной деятельности; учатся анализировать и формулировать выводы; оформлять результаты исследования; знакомятся с процедурой защиты исследовательских работ, критериями, качеством аргументации при ответах на вопросы, с видами и правилами презентации исследовательских работ, готовятся к защите на конференции.

По окончании учебного года учащиеся получают право участвовать в ежегодной городской конференции научно-исследовательских работ учащихся ШОД «Прометей» «Наука. Практика. Жизнь.» проходящей на базе Дворца Пионеров и школьников; других городских, областных, всероссийских конкурсах и конференциях.

Для повышения уровня знаний и умений воспитанников ШОД и помощи ребятам при подготовки исследовательских и проектных работ педагогами ШОД «Прометей» были разработаны различные памятки и буклеты: «Методология исследования», «Работа с литературными источниками», «Требования к содержанию научной работы», «Виды исследовательских работ» «Технология проектной деятельности», «Как изготовить буклет», «Требования к презентации», « Как написать резюме».

Результативность воспитанников ШОД «Прометей» из года в год повышается:

Год

Количество конкурсов

результативность

2007\2008

8

13 призовых мест

2008/ 2009

13

25 призовых мест

2009/2010

16

27 призовых мест

2010/2011

20

32 призовых мест

2013/2014

22

38 призовых мест


© 2010-2022