Рабочая учебная программа элективного курса «Основы делового общения» для 10-11 классов

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:










РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА


элективного курса


«Основы делового общения»


для10-11 классов



















Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая учебная программа (далее Программа) элективного курса для 10-11 классов разработана на основе программы элективного курса «Основы делового общения» 10-11 классы. М.: Дрофа, 2006г.

Рабочая учебная программа элективного курса «Основы делового общения» рассчитана на учащихся 10-11 классов. В условиях гуманитаризации современного образования и динамического развития современного общества курс «Основы делового общения» актуален как в теоретическом, так и в практическом отношении, так как систематической работы по развитию умелого делового общения и оформления деловых документов, как правило, в школе не проводится в связи с недостатком времени. Поэтому серьезного представления об этом учащиеся не имеют.

Данный курс призван усилить внимание к проблеме деловой речи и письма, восполнить недостающие знания, имеющие большое значение в дальнейшей жизни. Он направлен на формирование активной личности, способной жить и работать в соответствии с требованиями и реалиями современного мира.

Овладение курсом позволит в будущем достичь профессионального и карьерного роста в любой сфере деятельности.

Структура документа

Программа элективного курса представляет собой целостный документ, включающий пять разделов:

  1. Пояснительную записку.

  2. Тематический план.

  3. Содержание учебного материала.

  4. Требования к уровню подготовки обучающихся.

  5. Список литературы.

Цели и задачи изучения курса

Основной целью курса является овладение обучающимися компетенциями делового общения и оформления деловых документов, способствующих эффективности повседневного социального взаимодействия и успешности в будущем карьерном росте.

Задачи курса:

1) в рамках коммуникативной компетенции овладеть всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи в разных ситуациях общения, для чего:

  • научить учащихся общению в учебной, учебно-научной и деловой сферах деятельности;

  • научить практическому применению официально-делового стиля в необходимых жизненных условиях, связанных с представлением себя как личности.

2) в рамках языковой (лингвистической) компетенции обогатить словарный запас и грамматический строй речи, овладеть способностью к анализу и оценке языковых явлений и фактов в сфере делового письма и общения, для чего:

  • показать на примерах сущность делового общения и его виды, дать понимание сути делового письма;

  • вывести обучающихся к осознанию содержательной роли различных компонентов и параметров делового письма;

  • развить умение ориентироваться в структуре текста официально-делового стиля, отличать его от текстов других функциональных стилей;

  • сформировать умение составлять собственные тексты официально-делового стиля, применяя знания и умения в практике правописания, лексических норм современного русского языка, оценки своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

3) в рамках культуроведческой компетенции осознать язык как форму выражения национальной культуры, речевого этикета и культуры делового общения, для чего:

  • сформировать познавательный интерес учащихся к изучению русского языка;

  • выявить единицы языка, обеспечивающие формирование устной монологической речи и навыков делового письма

Место курса в учебном плане

Курс рассчитан на два учебных года по 1 часу в неделю аудиторных занятий. Общий объем - 35 часов в 10 классе и 34 часа в 11 классе.

Тематический план

10 класс


Основной раздел

Количество часов

1

Введение

1

2

Основные психологические характеристики культуры общения

4

3

Культура речи

4

4

Невербальное общение

8

5

Письменные документы

15

6

Повторение

3

Итого

35


11 класс


Основной раздел

Количество часов

1

Введение

1

2

Основные психологические характеристики культуры общения

2

3

Культура речи

2

4

Невербальное общение

3

5

Письменные документы

13

6

Общение по телефону

4

7

Деловые встречи

6

8

Конфликты в деловом общении

2

9

Повторение

1

Итого

34


Содержание учебного материала

10 класс

Введение. (1ч.)

Вводное занятие. Презентация курса.

Основные психологические характеристики культуры общения (4ч.)

Эмоции и чувства. Основы коммуникации.

Культура речи (4ч.)

Культура речи и языка в деловом общении. Голос и дикция.

Невербальное общение (8ч.)

Понятие о значении невербального общения. Движения тела. Зрительный контакт. Манера поведения.

Письменные документы. (15ч.)

Письменная коммуникация. Отчет. Доклад. Конспект. Анкета. Автобиография и резюме. Деловая (официальная) переписка. Запрос.

Повторение. (3ч)

Повторение изученного по курсу «Основы делового общения». Итоговое занятие по курсу «Основы делового общения».

11 класс

Введение. (1ч.)

Вводное занятие. Презентация курса.

Основные психологические характеристики культуры общения (2ч.). Эмоции и чувства. Основы коммуникации.

Культура речи (2ч.)

Культура речи и языка в деловом общении. Голос и дикция.

Невербальное общение (3ч.).

Понятие о значении невербального общения. Движения тела, зрительный контакт, манера поведения.

Практическая работа. Определение стиля делового общения.

Письменные документы. (13ч.)

Письменная коммуникация. Отчет. Доклад. Конспект. Анкета. Деловая (официальная) переписка. Нота, меморандум, памятная записка. Письмо. Структура делового письма.

Практические работы. Составление конспекта статьи на заданную тему. Составление резюме. Составление официального приглашения на торжественный вечер. Составление делового письма.

Общение по телефону (4ч.)

Разговор по телефону. По телефону звонят вам. По телефону звоните вы.

Практическая работа. Проведение теста «Телефонные разговоры». Тренинг телефонного общения.

Деловые встречи (6 ч.)

Деловые беседы и переговоры. Визитные карточки. Проведение переговоров.

Практические работы. Составление плана подготовки к переговорам с предполагаемым партнером. Практикум по составлению визитной карточки. Ролевая игра «Развитие навыков ведения переговоров».

Конфликты в деловом общении (2ч)

Типы конфликтов. Причины конфликтов их разрешение.

Повторение. (1ч)

Итоговое занятие по курсу «Основы делового общения».


Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения курса «Основы делового общения» учащиеся должны:

1). Понимать назначение официально-делового стиля речи; уяснить его самостоятельность и связь с другими стилями.

2). Знать средства языка официально-делового стиля и уметь ими пользоваться.

3). Уметь составлять и рецензировать тексты официально-делового стиля: служебную переписку, заявления, резюме, расписки, доверенности, справки, письменные отчеты о работе и др.

4). Ориентироваться в мире профессий и уметь связывать их с понятием «культура делового общения».

5). Познакомиться с основными формами делового общения, овладеть нормами делового разговора, а также навыками правильного оформления деловых бумаг.

Список литературы:


1). Галлямова Н.Ш., Условия успешной коммуникации. Методическая литература Издательство «Учитель», Волгоград, 2008
2). Головизин А.М., Условия успешной коммуникации. Издательство «Учитель», Волгоград, 2007
3). Сизикова С.Ф., Основы делового общения. 10-11 классы. Издательство «Дрофа», М. 2007


© 2010-2022