Фольклор и литература Забайкалья. урок литературы. 7 классВ мире героического эпоса

Кузнецова Людмила Федоровна. учитель высшей категории, Почетный работник общего образования. МБОУ СОШ №10 г. Читы Фольклор и литература Забайкалья.Тема урока: В мире героического эпоса.Цель урока: дать представление о героическом эпосе народов, проживающих в Забайкалье.Задачи урока:проанализировать тексты сказаний ивыявить черты национальныххарактеров героев,свидетельствующих о нравственныхнародных ценностях;
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Фольклор и литература Забайкалья. [email protected]

МБОУ СОШ №10 г. Читы. 7 класс. Учитель Кузнецова Л.Ф.

Тема урока: В мире героического эпоса.

Цель урока: дать представление о героическом эпосе народов, проживающих в Забайкалье.

Задачи урока:1)проанализировать тексты сказаний и выявить черты национальных характеров героев, свидетельствующих о нравственных народных ценностях;

2) развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас, вырабатывать навыки сравнительного анализа, обобщения;

3) воспитывать интерес к народной культуре, чувство патриотизма, гуманизма, уважительное отношение к культуре других народов.

Оборудование: выставка книг, картина Васнецова «Богатыри», грамзапись 2-й симфонии Бородина «Богатырская».

Эпиграф к уроку:

Легко ли наречье своё и названье,

Как клич боевой, сквозь года пронести.

Д. Жалсараев.

Ход урока.

1.Продолжаем изучение фольклора Забайкалья. Сегодня побываем в мире героического эпоса.

- Что значит слово эпос? (повествование)

- Героический? Какого человека можно назвать героем?

(действующего ради блага других людей).

- Мы уже знакомы с произведениями героического эпоса - былинами. Какие русские былины можете вспомнить? (ответы учащихся).

- Главные герои былин? (Илья Муромец и другие богатыри).

2.Работа по картине Васнецова «Богатыри».

- Известный русский художник Васнецов, восхищаясь русскими былинами, писал: «… меня не покидают исторические и сказочные грезы, некий былинный дух вселился в меня» (из письма Стасову). Результат - картина «Богатыри».

- Назовите имена богатырей. Какими изобразил их художник? (ответы учащихся).

- На нашей забайкальской земле тоже создавался героический эпос. Читали сказку на былинный сюжет «Исцеление Ильи Муромца» Каким Илью Муромца показал забайкальский народ? (сильным, смелым, мужественным)

- Какое выразительное средство используется? (гипербола).

3. Работа с произведением бурятского фольклора.

- В Забайкалье, кроме русских, проживают коренные народы - буряты и эвенки. Триста лет тому назад русские, заселяя Сибирь и Забайкалье, встретились и подружились с бурятами. Красив и богат бурятский эпос сказаниями - улигерами. Перед нами отрывок из сказания «Сагадай Мэрген» в переводе бурятского поэта Хоца Намсараева.(чтение подготовленного ученика).

Работа с текстом №1 (см. приложение)

- Главный герой? (Сагадай).

- Что он защищает? (родителей, свой род, заботится о продолжении своего рода, для него это очень важно).

- Какие увидели национальные особенности, традиции, обычаи? (глубокое уважение к предкам, соблюдение национальных праздников, использование в сказании лексики бурятского языка).

- Какие качества ценит бурятский народ в своих героях? (силу, отвагу, честь).

4. Работа с произведением азербайджанского народа.

На нашей забайкальской земле проживают и представители народов Средней Азии. С нами учится азербайджанец Аликбер Ахмедов. Что мы знаем о культуре, фольклоре его народа? (ничего).

- Предлагаю познакомиться с героическим эпосом Азербайджана - сказанием «Кёр - оглы» (читает подготовленный ученик).

Работа с текстом №2 (см. приложение)

- Значение каких слов в тексте вы не знаете? (лексическая работа).

- За что борется Кёр - оглы? (За свободу народа, счастье и справедливость, народ в нем ценит бесстрашие и целеустремлённость).

- Итак, познакомились с героическим эпосом разных народов, проживающих в нашем Забайкалье. Что увидели общего? (герои - богатыри, они сражаются за свободу, счастье своего народа)

- Отличие?

(особые качества героев, отражение национальных особенностей - традиции народов, географические описания, использование имен собственных, национальная лексика)

5. Прослушивание 2 симфонии Бородина «Богатырская».

- Что услышали? Оправдано ли название симфонии? (чувствуется богатырская мощь, сила, которую можно соотнести с каждым прочитанным нами произведением героического эпоса)

6. Работа с эпиграфом.

- Легко ли сохранить «наречье своё и названье»? Что для этого необходимо? (бережное отношение к культуре своего народа и уважительное отношение к культуре других народов)

Домашнее задание: чтение бурятского героического эпоса «Гэсер».

Приложение 1 Текст № 1

Сказание «Сагадай Мэргэн»

Стародавним теплым летом-

Вот когда всё это было,

Стародавнею зимою-

Вот когда случилось это.

Подросли в семействе дети:

Дочка славная Ногодой,

Удалой сынок Сагадай.

Хан Буха поймал старейших (родителей),

В рабство он к себе погнал их,

Погонял мечом свирепым.

Добрый молодец Сагадай,

Что лицом белее снега,

Грустно думает и слезы

Из прекрасных глаз роняет.

-Как припомню,- говорит он,-

Мать-старуху - сердце тает,

Об отце родимом вспомню -

Застревает пища в горле.

Помню, как ласкали в детстве,

На руках своих держали!

О хорошем вспоминая,

Разыщу их, одиноких!

И отправился в дорогу,

Прихватив с собою ерхо.*

Добрый молодец Сагадай

Заглянул в стоящий домик.

В поздний час старик приходит

На покой и с ним старуха.

Вся еда их - только накипь

У котла на черных стенках,

Всё питьё - осадок мутный,

Что стоит на дне ведерка.

Успокоил, обласкал их,

А теперь, - сказал, - глядите!

Вот что думает при этом:

- Что же делать? Что же делать?

Не явиться ли мне с юга,

Как положено мужчинам?

Или с севера зайти мне,

Как велит обычай женщин?

- Выходи! - кричит. - На битву!

Хан Буха в свирепой злобе

Задирает кверху морду.

Обхватив друг друга крепко,

Так три дня они дерутся.

Хан Буха глаза таращит,

С визгом валится на землю,

Издыхает, как собака.

Впереди седла сажает

Удалой сынок Сагадай

Мать с отцом, стремится к дому.

Созывают своих близких,

Принимают угощенья,

Чтут они отца родного,

Да и матушку родную

Почитают, как богиню.

Так они с тех пор и жили,

Внуки правнуков рожали,

Жили долго и богато,

до сих пор очаг пылает!

*ерхо - костяная палочка предков, приносящая удачу.

Приложение 2 Текст № 2

Сказание «Кёр - оглы»

Издалека на Арабате

Скачет по гребням вершин Кёр - оглы.*

Страшно становится вражеской рати:

Нету храбрее мужчин Кёр - оглы.

На коне по облачным вершинам

Мчался ль ветром ты когда - нибудь?

На поле один чужим дружинам

Преграждал ли путь когда - нибудь?

Видит всадник - вот родник алмазный.

Расседлал коня:

- Иди, пасись,

Предстоит нам дальняя дорога,

Не плутай и вовремя вернись.

Верный конь исчез куда - то,

Как вернуть мне Арабата?

Как в чужой мне стороне

Оказаться на коне?

Нужен плотник стройке дома,

Врач, чтоб вылечить больного,

Конь бойцу нужней собрата,

Где найти мне Арабата?

У воды он встретил чабана,

Молвил о пропаже скакуна.

- Я тебя не знаю, но как другу

Постараюсь оказать услугу.

На горе я видел Арабата,

Как найдёшь, то подтяни подпругу».

Кёр - оглы, отвагою горя,

Осенил щитом себя не зря.

Мчаться в битву наступил черёд,

На коней, игиды, и вперёд!

Славный Кёр - оглы боец,

И не хуже он певец,

За седлом привязан саз,**

Пел боец и в этот раз:

«Джафар - паша,***для мести грянул срок,

Сразит злодея доблестный клинок.

А кровь врага, с тех пор, как создан свет,

Для праведника слаще, чем щербет.****

Спасенье бедным даровать

Молил аллаха, бой верша,

И шкуру всю мою содрать

Хотел для чучела паша.

Один лишь страх - за бедных страх

Стянул мне на сердце аркан.

Я сорок недругов во прах

Поверг, опустошив колчан»

* оглы - принадлежность к мужскому роду

**саз - музыкальный инструмент.

***паша - военный сановник султана.

**** щербет - восточная сладость.

© 2010-2022