Урок 5 класс (критическое мышление). - Краткие прилагательные

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Правописание кратких прилагательных с основой на шипящую.

  1. Цель урока: сформировать знания, умения и навыки по теме «Правописание кратких имен прилагательных с основой на шипящую».

Задачи: Обучающие:

- проверить умение учащихся различать полные и краткие имена прилагательные;

-способствовать формированию умений и навыков правописания кратких имен прилагательных с основой на шипящую;

- проанализировать и оценить степень усвоения нового материала.

Развивающие:

- способствовать развитию познавательного интереса;

- развивать навыки контроля и самоконтроля.

Воспитательные:

- воспитывать внимательность, взаимоуважение, аккуратность.

ХОД УРОКА

I. Организация начала урока

Приветствие, обеспечение психологической готовности учащихся к работе.

II. Актуализация знаний учащихся

1. Фронтальная беседа.

- С какой частью речи связана ваша учебная деятельность уже несколько уроков? (Прос) (С именем прилагательным)

- Ваши знания об этой части речи стали более глубокими, чем были в начальной школе.

- Почему прилагательные относятся к классу имен? (ин)

- Какие знания о прилагательном у вас были до 5-го класса? А какие знания вы получили в этом году? (прак)

- Если бы вас попросили представить в виде математического примера образование краткого прилагательного, какое действие это было вычитание или сложение? чистый - ый = чист. (тв)

- Сегодня на уроке вы покажете, насколько правильно можете употреблять прилагательные в речи, а если возникнут затруднения, подкорректируете свои умения. - Итак, попробуйте сформулировать тему урока в соответствии с нашей учебной целью. (После обсуждения записывается тема урока.)

2. Текст Задание к тексту.

1) определяют тему, подбирают заголовок; тип речи

2) указывают основную мысль текста;

3) исследуют морфологический строй речи; определить род ,падеж прилагательных.

4)Образуйте 5 кратких прилагательных, подумайте от всех прилагательных можно образовать краткую форму, почему?

5) анализируют средства выразительности.(эпитеты, сравнения, метафоры)

1) Красив, чудесен русский лес зимою. 2) Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. 3)Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. 4)Тяжелыми шапками пушистого снега покрыты темные ветви высоких и низких елей. 5) Вершины стройных елей унизаны ожерельем лиловых шишек. 6) С веселым свистом перелетают с ели на ель, качаются шишках стайки красногрудых клестов. 7) На ослепительном снегу слегка голубеют заячьи следы. (63 слов)(По И. Соколову-Микитову)

Рубрикатор

критерии

дескрипторы

баллы

1

А

Знание и понимание

(max 3)

- Определил тип речи, тему, подобрал заголовок

- Неправильно выполнил или не смог сделать одно из заданий

- Неправильно выполнил или не смог сделать два задания

- Неправильно выполнил или не смог сделать все задания

3

2

1

0

-Указал, сформулировал основную мысль. Получилось сложное предложение или 2 простых. В первом сообщил, что автор передаёт, во втором мысль выражена несколькими словосочетаниями, или существительными

- Сформулировал основную мысль в форме простого предложения

- Сформулировал основную мысль в форме словосочетания

- Сформулировал основную мысль односложно.

3







2



1

0

2.

В

применение

(max 3)


- Правильно указал все прилагательные, подчеркнул каждое

- Не нашёл 2-4 прилагательных или не подчеркнул некоторые прилагательные

- Не нашёл 4 -7 прилагательных или не подчеркнул некоторые прилагательные

- Не нашёл 8 и более прилагательных или не подчеркнул некоторые прилагательные

3

2



1



0

- Правильно указал падеж, род всех прилагательных

- Ошибся в определении падежа , рода 2-4 прилагательных

- Ошибся в определении падежа , рода 5 -7 прилагательных

- Ошибся в определении падежа , рода 8 и более прилагательных

3

2

1

0

3

С

Анализ-синтез

(max 3)


- Образовали 5 кратких прилагательных

- Образовали 3-4 кратких прилагательных

Образовали 1-2 кратких прилагательных

Не смогли образовать краткие прилагательные

3

2

1

0

4

D

Коммуникация

(max 3)


- Выписали примеры эпитетов, нашли сравнения, метафоры (по 1-2)

- Выписали только 2 вида выразительных средств

- Выписали только 2 вида выразительных средств

- Не нашли никакие выразительные средств

3



2

1

0






Индикатор

балл

отметка

Процент выполнения

16-18

«5»

90-100%

13-15

«4»

75-90 %

10-12

«3»

51-74%

0-9

«2»

50 и менее%

Модель ответа: 1) Тема - описание зимнего леса. Возможное заглавие - Чудесен лес зимою. - Сказочный зимний лес. 2) Автор мастерски передает красоту зимнего леса. Основная мысль текста - восторг, восхищение зимним лесом.3) От взора автора ничего не ускользает: снег, деревья, шишки, клесты, следы зайцев. 4) В тексте много прилагательных (20 из 63 слов текста). Тип речи - описание. 5) Среди средств художественной выразительности преобладают эпитеты: чудесен лес, глубокие, чистые снега, кружевные арки, с веселым свистом, ослепительный снег, голубеют следы. (В ответе должно быть указано не менее 5 эпитетов). Употреблено сравнение: согнулись арками стволы берез; встречаются метафоры: тяжесть инея, шапки снега, ожерелье шишек.

-Чем интересен текст? (ут)

III. Работа над темой урока

1.Игра «Третий лишний».

- Запишите третье лишнее. Объясните свой выбор.

1) глуш…., зеленый плющ…., возле дач… ;

2) газ горяч…, пять задач…, ноч…;

3) жгуч…, полноч…, колюч…;

4) тиш…, пригож…, похож… .

- Какая орфограмма встретилась в этой игре? (пр)

- Какие части речи на шипящую встретились в задании? (пр)

- Дайте объяснение, почему данные слова лишние? (ут)

Физминутка.

2.Знакомство с учебником составление опорного конспекта. Работа в фокус-группах.

1 гр - в форме таблицы,

2 гр - схемы

3 гр - математической формулы

4 гр - алгоритма

Презентация своей работы.

3. Работа с таблицей.

- Заполните таблицу, поставив «+» в нужном столбце.

примеры

С ь ( +)

Без( ь)

Грач..

Шипуч..

С крыш..

Реч..

Могуч..

Училищ..

Пахуч..

Печ..

Рож..

Тягуч..

Критерии оценивания 10-9 -«5», 7-8 - «4», 5-6 - «3»

4. Игра » Корректор» Найдите и исправьте ошибки в словах.

квас шипучь, весёлая молодёжь, весенняя ночь, кожаный плащь, ищешь дорогу, беречь здоровье, пять задачь, песок сыпучь, помочь друзьям, шиповник колючь.

Критерии оценивания 10-9 -«5», 7-8 - «4», 5-6 - «3»

5. Конкурс «Гонка за лидером»

Задание: охарактеризовать предмет одним словом - кратким прилагательным с основой на шипящую.

Крик, ландыш, чай, песок, нож, лес, воздух, богатырь, пол в комнате, голос.

Критерии оценивания 10-9 -«5», 7-8 - «4», 5-6 - «3»

(Возможные варианты: зловещ, пахуч, горяч, сыпуч, хорош, дремуч, свеж, могуч, скрипуч, певуч.)

Задание выполняется письменно, учитывается правописание. На выполнение 1 мин.

IV Этимологическая минутка. "Почему так говорят?"

Мал золотник, да дорог.

С давних пор на Руси так говорят о человеке, внешне не очень заметном, но имеющем много скрытых достоинств, хороших качеств.

Золотник - старинная русская мера веса (немного больше четырех граммов). Золотником называлась и гирька такого веса. Эта мелкая весовая мера употреблялась для взвешивания драгоценного металла - золота, вот почему она названа золотником.

Именно поэтому буквальный смысл поговорки связан с малым, но дорогим количеством, измеряемым, как говорят, "на вес золота".

V. Творческое (домашнее) задание.

А приходилось ли вам встречать в своей жизни такого человека, к которому можно было бы применить эту поговорку? Напишите об этом. Для характеристики используйте краткие прилагательные: скромен, трудолюбив, настойчив, талантлив и другие.V Домашнее задание

VI/ Подведение итогов урока, рефлексия.

Интерес - Что интересно было на уроке ?

Творчество - Какие творческие работы вы выполнял?

Обучение - Чему вы научились?(пр)

Главное - Что сегодняшний урок принес вам? (оц)

Оцени свою работу на уроке знаком +. (У детей листы самооценки с записанными словами)

Проверка д.з. Внутренний и внешний круг Назвать номера по журналу,

внимательно слушал чётные и нечётные Олени - проверка д.з. - вопросы

активно работал

рассуждал

правильно отвечал

проявлял старание

красиво писал

усвоил тему урока

Участники образуют два круга (внешний и внутренний),, встают лицом друг к другу. Ведущий спрашивает: "Вы когда-нибудь видели, как здороваются олени? А хотите узнать, как они это делают?". Это целый ритуал: правым ухом вы третесь о правое ухо своего партнера, затем левым ухом о левое ухо партнера, а в завершении приветствия нужно потопать ногами! После этого внешний круг смещается на 1 человека, и церемония повторяется. Передвижение продолжается до тех пор, пока все участники не "поздороваются" друг с другом, как олени, и не займут свое исходное положение.






внимательно слушал

активно работал

рассуждал

правильно отвечал

проявлял старание

красиво писал

усвоил тему урока

внимательно слушал

активно работал

рассуждал

правильно отвечал

проявлял старание

красиво писал

усвоил тему урока

внимательно слушал

активно работал

рассуждал

правильно отвечал

проявлял старание

красиво писал

усвоил тему урока

внимательно слушал

активно работал

рассуждал

правильно отвечал

проявлял старание

красиво писал

усвоил тему урока

внимательно слушал

активно работал

рассуждал

правильно отвечал

проявлял старание

красиво писал

усвоил тему урока

внимательно слушал

активно работал

рассуждал

правильно отвечал

проявлял старание

красиво писал

усвоил тему урока

внимательно слушал

активно работал

рассуждал

правильно отвечал

проявлял старание

красиво писал

усвоил тему урока

внимательно слушал

активно работал

рассуждал

правильно отвечал

проявлял старание

красиво писал

усвоил тему урока

внимательно слушал

активно работал

рассуждал

правильно отвечал

проявлял старание

красиво писал

усвоил тему урока

внимательно слушал

активно работал

рассуждал

правильно отвечал

проявлял старание

красиво писал

усвоил тему урока

внимательно слушал

активно работал

рассуждал

правильно отвечал

проявлял старание

красиво писал

усвоил тему урока

внимательно слушал

активно работал

рассуждал

правильно отвечал

проявлял старание

красиво писал

усвоил тему урока

внимательно слушал

активно работал

рассуждал

правильно отвечал

проявлял старание

красиво писал

усвоил тему урока

внимательно слушал

активно работал

рассуждал

правильно отвечал

проявлял старание

красиво писал

усвоил тему урока

внимательно слушал

активно работал

рассуждал

правильно отвечал

проявлял старание

красиво писал

усвоил тему урока

внимательно слушал

активно работал

рассуждал

правильно отвечал

проявлял старание

красиво писал

усвоил тему урока

внимательно слушал

активно работал

рассуждал

правильно отвечал

проявлял старание

красиво писал

усвоил тему урока

внимательно слушал

активно работал

рассуждал

правильно отвечал

проявлял старание

красиво писал

усвоил тему урока

внимательно слушал

активно работал

рассуждал

правильно отвечал

проявлял старание

красиво писал

усвоил тему урока

внимательно слушал

активно работал

рассуждал

правильно отвечал

проявлял старание

красиво писал

усвоил тему урока

внимательно слушал

активно работал

рассуждал

правильно отвечал

проявлял старание

красиво писал

усвоил тему урока











1) определяют тему, подбирают заголовок; тип речи

2) указывают основную мысль текста;

3) исследуют морфологический строй речи; определить род ,падеж прилагательных.

4)Образуйте 5 кратких прилагательных, подумайте от всех прилагательных можно образовать краткую форму, почему?

5) анализируют средства выразительности.(эпитеты, сравнения, метафоры)

1) Красив, чудесен русский лес зимою. 2) Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. 3)Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. 4)Тяжелыми шапками пушистого снега покрыты темные ветви высоких и низких елей. 5) Вершины стройных елей унизаны ожерельем лиловых шишек. 6) С веселым свистом перелетают с ели на ель, качаются шишках стайки красногрудых клестов. 7) На ослепительном снегу слегка голубеют заячьи следы. (63 слов)(По И. Соколову-Микитову)

Рубрикатор

критерии

дескрипторы

баллы

1

А

Знание и понимание

(max 3)

- Определил тип речи, тему, подобрал заголовок

- Неправильно выполнил или не смог сделать одно из заданий

- Неправильно выполнил или не смог сделать два задания

- Неправильно выполнил или не смог сделать все задания

3

2

1

0

-Указал, сформулировал основную мысль. Получилось сложное предложение или 2 простых. В первом сообщил, что автор передаёт, во втором мысль выражена несколькими словосочетаниями, или существительными

- Сформулировал основную мысль в форме простого предложения

- Сформулировал основную мысль в форме словосочетания

- Сформулировал основную мысль односложно.

3







2



1

0

2.

В

применение

(max 3)


- Правильно указал все прилагательные, подчеркнул каждое

- Не нашёл 2-4 прилагательных или не подчеркнул некоторые прилагательные

- Не нашёл 4 -7 прилагательных или не подчеркнул некоторые прилагательные

- Не нашёл 8 и более прилагательных или не подчеркнул некоторые прилагательные

3

2



1



0

- Правильно указал падеж, род всех прилагательных

- Ошибся в определении падежа , рода 2-4 прилагательных

- Ошибся в определении падежа , рода 5 -7 прилагательных

- Ошибся в определении падежа , рода 8 и более прилагательных

3

2

1

0

3

С

Анализ-синтез

(max 3)


- Образовали 5 кратких прилагательных

- Образовали 3-4 кратких прилагательных

Образовали 1-2 кратких прилагательных

Не смогли образовать краткие прилагательные

3

2

1

0

4

D

Коммуникация

(max 3)


- Выписали примеры эпитетов, нашли сравнения, метафоры (по 1-2)

- Выписали только 2 вида выразительных средств

- Выписали только 2 вида выразительных средств

- Не нашли никакие выразительные средств

3



2

1

0






Индикатор

балл

отметка

Процент выполнения

16-18

«5»

90-100%

13-15

«4»

75-90 %

10-12

«3»

51-74%

0-9

«2»

50 и менее%

Модель ответа: 1) Тема - описание зимнего леса. Возможное заглавие - Чудесен лес зимою. - Сказочный зимний лес. 2) Автор мастерски передает красоту зимнего леса. Основная мысль текста - восторг, восхищение зимним лесом.3) От взора автора ничего не ускользает: снег, деревья, шишки, клесты, следы зайцев. 4) В тексте много прилагательных (20 из 63 слов текста). Тип речи - описание. 5) Среди средств художественной выразительности преобладают эпитеты: чудесен лес, глубокие, чистые снега, кружевные арки, с веселым свистом, ослепительный снег, голубеют следы. (В ответе должно быть указано не менее 5 эпитетов). Употреблено сравнение: согнулись арками стволы берез; встречаются метафоры: тяжесть инея, шапки снега, ожерелье шишек.











1.Игра «Третий лишний».

- Запишите третье лишнее. Объясните свой выбор.

1) глуш…., зеленый плющ…., возле дач… ;

2) газ горяч…, пять задач…, ноч…;

3) жгуч…, полноч…, колюч…;

4) тиш…, пригож…, похож… .

2.Знакомство с учебником составление опорного конспекта.

1 гр - в форме таблицы,

2 гр - схемы

3 гр - математической формулы

4 гр - алгоритма

3. Заполните таблицу, поставив «+» в нужном столбце.

примеры

С ь ( +)

Без( ь)

Грач..

Шипуч..

С крыш..

Реч..

Могуч..

Училищ..

Пахуч..

Печ..

Рож..

Тягуч..

Критерии оценивания 10-9 -«5», 7-8 - «4», 5-6 - «3»

4. Игра » Корректор» Найдите и исправьте ошибки в словах.

квас шипучь, весёлая молодёжь, весенняя ночь, кожаный плащь, ищешь дорогу, беречь здоровье, пять задачь, песок сыпучь, помочь друзьям, шиповник колючь.

Критерии оценивания 10-9 -«5», 7-8 - «4», 5-6 - «3»

5. Конкурс «Гонка за лидером»

Задание: охарактеризовать предмет одним словом - кратким прилагательным с основой на шипящую.

Крик, ландыш, чай, песок, нож, лес, воздух, богатырь, пол в комнате, голос.

Критерии оценивания 10-9 -«5», 7-8 - «4», 5-6 - «3»

Таблица

Корректор

Гонка за лидером

10-9 -«5»

7-8 - «4»

5-6 - «3»






Конкурс корреспондентов

- Представьте, что вы пишете заметку о встрече с интересным человеком. Вы сделали черновые наброски, перечитав свою работу, увидели, что необходимо вставить прилагательные с НЕ и проверить постановку знаков препинания, которые вы торопясь пропустили. Какие прилагательные подберете вы для этого фрагмента заметки? Напишите их, применяя правило слитного и раздельного написания НЕ с прилагательными, расставьте недостающие знаки препинания.

1. Ночь наступила … а … . - Не ясная, а безлунная

2. Из … поселка к шоссе направились двое путников. - Небольшого

3. Им предстоял отнюдь … путь. - Не близкий

4. В дороге они говорили мало их … голоса не привлекали внимание …людей. - Негромкие, незнакомых

5. … мужчина вел за руку мальчика, которому, очевидно, была … цель путешествия. - Невысокий, неясна, непонятна

6. Мужчина не допускал … слов в адрес маленького спутника но, видимо, тяготился его присутствием. - Недобрых

7. … ночная птица низко промчалась на мягких крыльях, едва не задев ребенка. - Небольшая.

8. Малыш не мог сдержать … крик. - Невольный

9. Мужчина уже … а ласковым голосом успокоил сына. - Не сердитым

10. Отец старался идти …. размеренным шагом, но сынишке было трудно поспевать за ним. - Неторопливым

Каждый ученик получает текст для работы, подбирает прилагательные, расставляет знаки, затем задание обсуждается командой и редактируется. Сдаются все работы. Оценку получает каждый ученик. Проверку проводят члены жюри.

На выполнение задания 5 минут. За каждое подобранное прилагательное 0,5 балла, за орфографию прибавить от5 до 2 баллов.

Конкурс «Кто быстрее, кто правильнее»

1 этап.

Задание: Найти в тексте прилагательные с рассмотренной орфограммой.

В тексте, с которым работали в первом конкурсе, 2 слова с обсуждаемой орфограммой: русский, низких. 1 балл за правильный полный ответ .

Задание: Найти в тексте прилагательные с рассмотренной орфограммой.

В том же тексте 2 слова с обсуждаемой орфограммой: темно-зеленые, красногрудых. 1 балл за правильный полный ответ.

IV. Подведение итогов урока

Учитель: Наши конкурсы закончились. Пока жюри подводит итоги конкурсов, считает ваши баллы, мы должны подвести итоги урока. Ваши правильные ответы могут принести дополнительные баллы.

Вопрос 1-й: (Общее у существительных и прилагательных - склоняются, правило о правописании НЕ, О- Е после шипящих в суффиксах и окончаниях, Ь после шипящих на конце прилагательных не пишется, как у существительных 1-2 склонения)

Вопрос 2-й: Какие особенные, отличительные признаки есть у прилагательных? (Обозначают признак предмета, изменяются по родам, образуют степени сравнения, могут иметь краткую форму, бывают качественными, относительными или притяжательными)

Задание: Оцени свою учебную деятельность на уроке. (Учащимся выдаются анкеты.) Поставь отметку в соответствующей строке, закончи характеристику своей деятельности:

Сегодня на уроке я

научился …

мне показалось важным …

понял, что …

почувствовал, что …

Своей работой на уроке я

доволен, так как …

не совсем доволен, так как …

не доволен, потому что …

V. Домашнее задание

Перед тем, как предоставить слово жюри для награждения победителей конкурса, запишем дом. задание: № 341 по заданию учебника. Дома внимательно прочитайте задание к упражнению. Нужно написать диктант по памяти. Прочтете текст, составите план, перескажете по плану устно. Потом напишете диктант по памяти, перечитаете, укажете разряды употребленных прилагательных, проверите написанное, сопоставите с исходным текстом в учебнике. Прилагательные, которые не употребили, выпишете, укажете их разряд.

VI. Награждение победителей

Жюри вручает членам победившей команды дипломы знатоков темы «Имя прилагательное». Учитель комментирует оценки с учетом правильности выполненных индивидуальных работ и устных ответов.

ч

Поделиться…

»

© 2010-2022