Проект урока развития речи в 6 классе Музыка дождя

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок развития речи в 6 кл.

МУЗЫКА ДОЖДЯ.

1ч.

Цели:

Образовательные:

-научить писать пейзажную зарисовку о дожде, используя образные средства (эпитеты);

-учить строить текст по заданной теме;

-совершенствовать умение отбирать нужные для сочинения слова;

Развивающие:

-формировать орфографическую зоркость;

-развивать образное и логическое мышление учащихся, их речь;

-творческое воображение и мышление;

Воспитательные:

-воспитывать интерес и любовь к искусству, родной природе, русскому языку через межпредметные связи с уроками музыки, литературы, ИЗО;

- воспитывать культуру общения, умения высказываться самим и выслушивать других, уважать чужое мнение.

Ход урока:

1.Мотивационный.

Оргмомент. Введение в речевую ситуацию.

Начало урока проходит под звук дождя. На экране - слайды с изображением природы во время дождя.

У:Ребята, как вы думаете, о чём будет наш сегодняшний урок?

(о дожде)

У: Очень часто предметом изображения многих художников, писателей, поэтов, музыкантов оказывался дождь. А как им удаётся передать музыку дождя?

(художники рисуют красками, музыканты воссоздают дождь с помощью волшебной музыки)

У: А поэты и писатели?

(они пишут музыку словами).

У:А как им это удаётся? Когда простые слова становятся музыкой?

(это очень сложный процесс, нужно подобрать много нужных, точных, ярких, красивых слов, чтобы изобразить дождь).

У: Как вы считаете, это превращение может сделать каждый или это удаётся только избранным? Можно ли этому научиться? Посмотрите, сколько вопросов у нас возникло. В конце урока мы должны найти ответы на них.

2. Сообщение темы, цели урока.

У: Мы посмотрим, как создавали музыку дождя поэты и писатели, рассмотрим и повторим их приёмы, которые они использовали и попробуем сами написать небольшую зарисовку. Поднимите руки, кто хочет выступить в роли писателей? Отлично! Записываем в тетрадях дату, тему урока.

(Запись даты, темы урока).За активную работу и правильные ответы вам будут выдаваться весёлые дождевые капельки. В конце урока, подсчитав их, вы получите оценки.

3.Подбор рабочих материалов. Подготовка к восприятию текстов.

1)Работа со словарём. Инд.задание.

У: Что такое дождь? Обратимся к словарю.

(Дождь - атмосферные осадки в виде водяных капель)

У: Ребята, а все ли одинаково воспринимают дождь?

(по-разному: если он долгожданный, ему все рады, и, наоборот, он вызывает скуку, если дождь нудный, идёт долгое время.)

У: А вы любите слушать музыку дождя?

(Учитель выслушивает ответы учеников).

А я предлагаю вам послушать, как Юрий Шевчук описал своё состояние во время весеннего дождя. Возьмите тексты песни, карандаши и во время слушания пометьте слова, выражающие состояние автора и окружающих во время дождя.

Прослушивание песни Ю.Шевчука «Дождь»

(перед детьми лежат распечатки с текстом)

2) Обсуждение поэтического текста.

У: Понравилась песня? Как автор называет состояние окружающей среды до дождя?

(Унылая, душная пустота)

У: Что изменил дождь в состоянии автора?

(пришло вдохновение)

У:А как дождь повлиял на людей?

(всем стало очень весело, люди выскакивали под дождь, пели и плясали. Для них дождь как праздничный салют!)

3) Словарно-орфографическая работа.

Выпишите слова с пропущенными буквами. Что их объединяет?

(это прилагательные)

Звонк..й пеленой, в..сёлый ветер, весёл..ми людьми, весе..его дождя,

к солн..чным лугам, душн..й и уныл..й пустоте

Какие правила вы вспомнили, записывая прилагательные?

(Н и НН в прилагательных, безударные гласные в корне слова, безударные окончания прилагательных, правописание суффиксов.)

Проверьте себя, правильно ли вы всё написали.

(Самопроверка по ключу)

4)Работа над образными средствами.

У:А теперь прошу вас найти словосочетания, в которых прилагательные использованы в переносном значении.

Как они называются?

(Эпитеты.)

У: Вспомните, что такое эпитеты?

(образные определения)

Какую роль играют эпитеты в художественном произведении?

(Помогают описать предмет ярче, делают речь образной, выразительной.)

У: Почему стихи Шевчука стали песней?

(их положили на музыку).

У:Верно, ребята, но дело не только в этом…

5)Анализ прозаического текста М.Шолохова.

Предлагаю вам прочитать ещё один текст, в котором тоже описывается дождь. К нему никто не написал музыки, но от этого текст не стал менее поэтичным. Итак, прочитаем выразительно его. Определим тему, озаглавим его.

У:О чём же текст? Какова тема текста?

Как можно озаглавить этот текст?

(Благодатный дождь)

Как воспринимают этот дождь?

(Он всех обрадовал, никто не захотел от него прятаться)

Почему?

(он был тихим, ласковым, смирным, тёплым. Все были рады такому дождю: и куры, и цветы, и земля.)

У: Какое настроение создаёт текст?

(радостное, бодрое, приподнятое, весёлое, ведь дождь благодатный).

6)Словарная работа.

У: Как понимаете значение слова «благодатный»? Запишите его, сделайте словообразовательный разбор.(Взаимопроверка)

Благодатный - приносящий благо, довольство, радость, полный благ.

БПроект урока развития речи в 6 классе Музыка дождялагодатный благо, дать + Н (сложение двух основ)

Какую роль выполняет в тексте это прилагательное?( помогает понять настроение)

В каком значении употребляется ?

(в переносном)

7)Работа над образными средствами

У: Поищите с соседом по парте в этом тексте слова в переносном значении.(Парная работа)Кто справится первыми, поднимите сцепленные руки.

( тихий, необычный, смирный дождь;

тёплые, словно брызги парного молока; пепельно-сизая туча выползала; цветы не вешали своих головок, ласковая земля; капли вспухали на лужах…)

Выдаются капельки.

У: Как называются такие тропы?

(эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения…)

У: Как вы думаете, для чего их использует автор в своём тексте?

(воздействуют на наше воображение, создают настроение, помогают передать состояние природы, птиц, цветов, земли после дождя)

У: Мы познакомились с двумя разными текстами. Что их объединяет, на ваш взгляд?

(общая тема - дождь)

(использование образных средств, в том числе эпитетов.)

8)Предварительные выводы.

У:Так что же, на ваш взгляд ,делает текст поэтичным? Что нужно для создания музыки дождя?

(важно обращать внимание на внутреннее состояние человека и использовать образные средства, которые делают нашу речь поэтичной, красивой, помогают раскрыть настроение автора:

если душа поёт, то и дождик весёлый, и капельки смеются, а если грустно, то и природа плачет).

4. Подбор определений.

1)Подберём сейчас всевозможные определения к слову дождь. Пользуемся «Копилками знаний».


Проект урока развития речи в 6 классе Музыка дождя


Дождь---благодатный, мелкий, долгожданный, упрямый, шумный,

весёлый, радостный, робкий, звонкий, грибной, тёплый,

редкий, ласковый, торопливый, внезапный, многоголосый,

промозглый, проливной, грустный, волшебный, моросящий,

холодный, майский, осенний, весенний, летний, нескончаемый,

слепой, скучный, быстрый дремотный.

У:Все ли подобранные прилагательные являются эпитетами?

(нет, есть слова в прямом значении: осенний, летний, весенний, майский.)

А какой эпитет кажется вам самым красивым?

(Ученики высказывают своё мнение)

)Работа со словарём.

У:Дожди бывают разные. Кто из вас подберёт синонимы к слову дождь?

(ливень, изморось) Найдите по толковому словарю значения этих слов.

Ливень - сильный дождь.

Изморось - мелкий дождь.

3)Распределительная работа. Самостоятельная работа.

У:Распределите подобранные вами эпитеты по колонкам.

Весенняя капель

Летний ливень

Осенняя изморось

звонкая

весёлая

тёплая

ласковая

многоголосая

робкая

редкая

внезапный

проливной

шумный

волшебный

сильный

слепой

быстрый

радостный

грустный

моросящий

холодный

мелкий

нескончаемый

скучный

нудный

дремотный

5.Творческая работа. Создание музыкального образа. Написание зарисовки на черновиках.

У: Под музыку выберите самые красивые эпитеты и составьте небольшой текст(3-5 предложений) Постараемся передать своё состояние.

Текст какого типа вы будете создавать, описывая весенний, летний или осенний дождь?

(описание)

Придерживайтесь следующих критериев(на доске):

1.Соответствие теме.

2.Использование образных средств.

3.Раскрытие внутреннего состояния во время или после дождя

4.Оригинальность.

(Дифференцированная творческая работа)

У кого на партах зонтики, пишут буриме.(высокий уровень)

У кого картинки с тучками, могут использовать предложенные словосочетания.(средний уровень)

Если на вашей картинке - радуга, можете пользоваться небольшими подсказками. (клише).(низкий уровень)

6.Прослушивание.

У: Кто готов прочитать?

7.Подведение итогов.

У:Так как же создаётся музыка дождя?

( Обязательно нужно постараться выразить своё внутреннее состояние, при этом используя различные образные средства, в том числе эпитеты.)

(на слайде запись:

ЭПИТЕТ- САМОЕ МЕТКОЕ, САМОЕ СВЕЖЕЕ, САМОЕ НУЖНОЕ, ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО, КОТОРОЕ ВЫБИРАЕТ ПИСАТЕЛЬ, ОТОБРАЖАЯ УЖЕ ИЗВЕСТНЫЙ ПРЕДМЕТ.)

У: Какие слова в определении эпитета вы считаете самыми важными?

(самое меткое, самое свежее, самое нужное)

У: Какая степень сравнения здесь используется?

(превосходная, наивысшая степень чего-либо)

У: Оцените одноклассников, подобрав подходящие прилагательные к слову « сочинение»

Итак, сочинение Ирины…(Ани, Саши…)

ПРЕКРАСНОЕ,

ИНТЕРЕСНОЕ,

ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЕ,

НЕОБЫЧНОЕ,

УДИВИТЕЛЬНОЕ

ВОСХИТИТЕЛЬНОЕ

ЧУДЕСНОЕ.

Для чего мы должны использовать эпитеты?

У

( упо ( Употребление эпитетов делает нашу речь богаче, ярче, интер интереснее.. Они помогают выразить чувства, смену

настроения, показать эмоции и мысли автора.)

У: Я думаю, вы убедились сегодня в красоте поэтического слова, а также в том, что в любом состоянии наша родная природа очень красива, нужно с радостью воспринимать все её проявления.

Выставление оценок.

Подсчитайте капельки , поставьте оценки за работу на уроке.

8.Рефлексия.

У:Трудно было работать? Что помогло вам в работе? Вам понравилось описывать музыку дождя? Всем спасибо за старания. Все молодцы!

9.Информация о домашнем задании.

У:Дома перепишите свои работы, красиво оформите их.

Теоретическое обоснование

Проект урока развития речи в 6 классе Музыка дождя




На этом этапе реализуется мотивационный компонент учебной деятельности.

Средства обучения: ИКТ, мультимедийная установка,экран для просмотра слайдов.

Просмотр слайдов под звуки дождя создаёт нужный эмоциональный настрой. активизирует и направляет мысль детей, развивает воображение, воспитывает эстетический вкус. Эмоциональный настрой развивает учебно-информационные умения: восприятие, концентрацию внимания.

Развитие сенсорной сферы (развитие глазомера, точности, тонкости различения цвета, тени)

Д: Демонстрируют умение наблюдать, мыслить образно, проявляют умение логически мыслить, доказывать, рассуждать, связно строить ответ на поставленный вопрос.

Форма организации учебной деятельности - фронтальная.

Обратная связь - ответы детей.

Создание проблемной ситуации активизирует мыслительную деятельность, нацеливает на конечный результат.

Запись в тетради числа и темы урока позволяет формировать у учащихся культуру оформления бумаг.

Постановка учебной задачи.

Формирование инициативы, желания самим создать свой собственный текст о дожде.

Проект урока развития речи в 6 классе Музыка дождя

Обращение к словарю расширяет словарный запас.

Форма работы - индивидуальная.

Обращение к личному эмоциональному и речевому опыту

детей направлено на обогащение словарного запаса и грамматического строя речи, развитие логического мышления, умения рассуждать.

Обратная связь - ответы детей.


Прослушивание музыкального произведения создаёт эмоциональный настрой, воспитывает интерес к музыке, поэзии. Межпредметная связь с уроками музыки, литературы.

Средства обучения: запись песни «Дождь»,распечатки песни Ю.Шевчука, карандаши.

Формирование операционного компонента учебной деятельности.

Дети демонстрируют учебные навыки : умение анализировать поэтический текст, находить главное; высказывать собственное мнение; делать выводы и обобщения;

развитие устной монологической речи;

Форма организации учебной деятельности - фронтальная.

Обратная связь - ответы детей.

Формирование операционного компонента учебной деятельности.

Работа направлена на развитие орфографической зоркости.
Дети демонстрируют знание орфографических правил по изученным темам, применение правил на практике.

Обратная связь - ответы детей.

Развитие навыка самоконтроля, формирование адекватной самооценки. Самостоятельное выявление собственных ошибок способствует их осознанному исправлению

Дети демонстрируют знание литературоведческих терминов. Фронтальная форма организации учебной деятельности. Обратная связь - ответы детей.



Формирование операционного компонента учебной деятельности.

Фронтальная форма организации учебной деятельности. Задание направлено на овладение учащимися выразительными средствами языка.

Дети демонстрируют владение языковым материалом, умение работать с прозаическим текстом, умение озаглавливать его, определять тему, выявлять настроение автора.



Задание способствует расширению словарного запаса, формированию навыка словообразовательного разбора.

Формирование регулирующего компонента учебной деятельности. Выявление ошибок у соседа по парте способствует их осознанному исправлению


Задание направлено на развитие умения работать в парах, что способствует более продуктивному овладению учебным материалом, формированию коммуникативных навыков. развитию интереса к работе товарища, взаимной ответственности, воспитанию культуры общения, развитию критического мышления.

Задание развивает умение находить в тексте изобразительно-выразительные средства, определять их роль в тексте.




Задание направлено на развитие логического мышления, умения при работе с художественными текстами выделять главное,умения обобщать, делать выводы.













Формирование операционного компонента учебной деятельности.

Форма работы - фронтальная.

Задание направлено на формирование умения быстро работать с практическими пособиями («Копилками знаний»), способствует обогащению словарного запаса, развитию активности. избирательности мышления, развитию операции классификации.

Задание способствует правильному и целеустремлённому использованию языковых средств в соответствии с заданным типом речи.


Дети демонстрируют умение отличать слова в прямом и переносном значении; подбирать синонимы. Задание направлено на обогащение словарного запаса, развитие кругозора. Работа с толковым словарём показывает умение пользоваться справочной литературой.

Данная форма организации урока нацелена на развитие навыка работы с таблицей. Заполнение таблицы эпитетами развивает умение отбирать нужное .






Обращение к предложенным критериям оценивания сочинений нацеливает на положительный результат, способствует активизации мыслительной деятельности.

Формирование операционного компонента учебной деятельности.

Форма работы- дифференцированная.Задание направлено на развитие письменной речи.

Дифференциация по степени сложности и самостоятельности. Задания подобраны с учётом уровня обученности и обучаемости.

Получение достоверной информации о достижении учащимися планируемых результатов.

Разрешение проблемной ситуации

Ученики демонстрируют умение обобщать, формулировать выводы.


При ответах на вопросы у учащихся формируются такие навыки, как: умение подбирать определения, употреблять прилагательные в речи.





Формирование ценностных отношений, мировоззренческих идей Воспитывает любовь к родной природе, Родине.


Развитие самоанализа, самооценки, мотивации, интереса к уроку

Познавательные усилия ученика переносятся на время школьного обучения. Объём домашнего задания сокращается, тем самым устраняется перегрузка учащихся.


© 2010-2022