Подготовка к ГИА (сочинение на лингвистическую тему)

Данный урок проводится на этапе закрепления полученных ранее знаний учащихся 9 класса о сочинении-рассуждении на лингвистическую тему. Отрывок из произведения Ю. Яковлева понятен учащимся, и работа с текстом  помогает отработать очень важное средство выразительности как лексический повтор.Функции повтора различны, возможности использования богатейшие и в дальнейшем, на этапе создания сочинения в 11 классе, знания, умения, открытия на уроках в 9 классе обязательно пригодятся выпускникам. Не надо ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока русского языка в 9 классе «РР: Обучение лингвистическому сочинению-рассуждению на основе высказывания» (подготовка к ГИА части С2)

Цели:

Обучающая:

- формирование умения анализировать прочитанный текст, определять языковые явления, необходимые для аргументации,аргументировать свою точку зрения.

Развивающая:

- развитие монологической речи учащихся (устной и письменной) в форме рассуждения, подготовка учащихся к самостоятельной работе над сочинением - рассуждением.

Коммуникативная:

- формирование коммуникативной языковой компетенции учащихся.

Воспитательная:

-воспитание нравственных качеств, экологическое воспитание.

Оборудование: текст к тесту 1 (ГИА -2014 «Экзамен»,Г.Т.Егораева Практикум по выполнению типовых тестовых заданий)),

памятки по написанию сочинения-рассуждения, презентация к уроку.

Формы работы: фронтальная, групповая

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.

Тип урока: развитие речи.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Вступительное слово учителя.

-Ребята, перед вами стоит важная и непростая задача - выдержать выпускные экзамены. В 3 части ГИА по русскому языку вам будет предложена творческая работа - написать лингвистическое сочинение-рассуждение на основе текста по тому или иному высказыванию (высказывание у каждого будет своё). Мы уже пробовали свои силы в этом виде работы, но чем больше мы будем работать, тем глубже будут наши знания и вы увереннее будете чувствовать себя на экзамене. И сегодня мы будем писать сочинение по высказыванию известного литературоведа, профессора В.Е.Хализева: «Повторы служат выделению и акцентированию наиболее важных, особенно значимых моментов речевой ткани произведения» (ГИА-2014 Г.Т.Егораева)

Запишите тему урока. (Слайд 1)

- Итак,ребята,цель ясна. А какие задачи нам надо будет решить, чтобы достичь цели? (Ответы учащихся) (Слайд 2)

-Какую композицию имеет лингвистическое сочинение - рассуждение? (Слайд3)

Схема сочинения-рассуждения

на лингвистическую тему

1. Тезис (формулируем позицию автора высказывания и выражаем своё отношение к ней, то есть раскрываем содержание высказывания. (Как я понимаю это высказывание?).

2. Аргументация:

а) аргумент-пример №1 + его роль в предложении

б) аргумент-пример №2 + его роль в предложении

3. Вывод.


  1. Работа над раскрытием содержания высказывания.

- Прочитайте внимательно высказывание.) (Слайд 3)

- О каком языковом явлении идёт речь?

-Выделите ключевые слова.

4.Работа над вступлением (тезисом).( Работа по группам).

-Что вам известно об оформлении вступления. (Слайд 7)

Помните! Вступление

-можно начать с высказывания лингвиста ;

-можно выразить свое согласие или несогласие;

-можно кратко охарактеризовать языковое явление, о котором говорится в высказывании;

Речевые клише для оформления тезиса. (Слайд 8)

Структурные элементы

Вводные слова

Речевые обороты

Тезис

По-моему мнению,

Я считаю,

Я думаю,

Смысл фразы текста я понимаю так….

Как я понимаю смысл этой фразы?

В приведённой цитате автор( лингвист, писатель…)размышляет о таких языковых явлениях, как…

- …утверждает, что…

-(Ф.И.О. лингвиста…) сказал: «….»

-… считает, что …

Для выражения своего отношения к авторской позиции можно использовать :

-Действительно,…

-Я согласен с автором афоризма, высказывания…

-Я разделяю точку зрения…

-Используя памятку и речевые клише, напишите вступление к сочинению.

-Проверка вариантов вступления.

5.Работа над основной частью сочинения (аргументацией).

-Поработаем с текстом, чтобы правильно подобрать аргументы, раскрывающие смысл предлагаемого высказывания. Вспомните, какую мысль вы будете доказывать аргументами?

-Итак, аргументы должны быть взяты из указанного текста. Обратимся к тексту -

Прочтите текст.

(1)Когда в школе пишут сочинение о войне, учителя знают: у кого-то в тетрадке обязательно появятся сыновья Пешеходова - Семён и Василий.(2) Сыновья или кинутся под танк, или окажутся в горящем Сталинграде, или спасут полковое знамя. (3)И, прочитав, к примеру, о том, что, Семён и Василий первыми таранили фашистский «мессер», учителя не возмущаются.(4) Они знают, в чём дело.

(5) В воскресные дни в людных местах городка появляется старик с выцветшими глазами. (7)На старике надета солдатская гимнастёрка, видимо, приобретённая по случаю у демобилизованного, потому что своя, фронтовая, давным-давно растворилась в дожде, в поту, в лучах солнца, в мыльной пене.

(8)Пешеходов не задерживается среди взрослых: его лучшие приятели и слушатели - ребятня. (9)Эти засыпают вопросами, на которые он отвечает с великой охотой.(10)Больше того, он ждёт этих вопросов и, отвечая на них, испытывает удивительное чувство, знакомое лишь засыхающему дереву, когда на его узловатой мёртвой ветке появятся почки или неожиданно зазеленеет листок.

(11) - Дедушка Пешеходов, верно, что ты на войне до Берлина пешком дошёл? - спрашивает старика кто-то из маленьких собеседников.

(12)И старик отвечает:

(13) -Прошёл до Берлина…пешком. (14)И фамилия моя потому Пешеходов.

(15)Постепенно кружок слушателей увеличивается. (16)Приходят новички и те, кто уже много раз слушал дедушку Пешеходова.

(17) - Дедушка Пешеходов, - уже в который раз расспрашивают ребята, - а кто в первый день войны встретил немцев под Бугом?

(18) - Мои сыновья, Семён и Василий, - как бы в первые отвечает старик.

(19) - А кто в Сталинграде стоял до последнего дыхания?

(20) - Мои сыновья, Семён и Василий.

(21) - А кто грудью упал на вражескую амбразуру?

(22) - Мои сыновья…

(23) И тут, как бы желая задать старику задачу, кто-нибудь обязательно спрашивает:

(24) - Как же они до Берлина дошли, если грудью на амбразуру, а там пулемёт?

(25) Нет, не собьёшь старика!

(26) - Они поднялись с амбразуры и зашагали дальше, - невозмутимо отвечает он, и в глазах его проступает такая непоколебимая уверенность, что, конечно, никто из слушателей уже не решается усомниться в словах старого солдата.

(27) А к тому времени уже готовы новые вопросы, и старик отвечает на них сдержанно и достойно.

(28) - А на Курской дуге кто задержал «тигров» и «фердинандов»?

(29) - Мои сыновья…

(30) - А кто в Берлине Красное знамя над рейхстагом поднял?

(31) - Мои сыновья…

(32) - Везде поспевали?

(33) - Везде. (34) Шли, шли без отдыха, а вернуться с войны домой сил не хватило.

(35) - Так и не вернулись?

(36) - Так и не вернулись. (37) Спят в могиле.

(38) При слове «могила» у ребят как бы перехватывает дыхание, и тогда кто-то из них решается спросить:

(39) - Где их могила?

(40) Старик распрямляется и говорит:

(41) - Мои сыновья спят во всех братских могилах. (42) По всей родной земле.

(43) И оттого, что сыновья дедушки Пешеходова спят во всех братских могилах, детские горячие умы снова превращают их в былинных героев, готовых проснуться, когда пробьёт час…

(По Ю Яковлеву))

-Определите в нескольких словах тему.

- В каких словах содержится основная мысль?

- Определите проблему текста.

- В чём выражается авторская позиция?

- Выразите своё отношение к проблеме данного текста.

- Почему дедушка Пешеходов считал своими сыновьями всех, кто сражался с фашистскими захватчиками? (для старого фронтовика все, кто спас родную землю от врагов - самые близкие люди.

Вспомним цель нашего урока: написать сочинение - рассуждение на лингвистическую тему, т.е. раскрыть с помощью языковых средств роль лексических повторов и доказать мысль лингвистаХализева, что «повторы служат выделеню и акцентированию наиболее важных, особенно значимых моментов речевой ткани произведения».

-Напишите основную часть сочинения.

- Ребята, вспомните, какие требования предъявляются к аргументам. (Ответы учащихся)

(Слайд 11) Помните!

1. Аргументов должно быть 2.

2. Аргументы должны быть из указанного текста.

3. Приводя пример, нужно не только назвать языковое явление , но и объяснить его значение и указать роль.

4. Приводя примеры, указывать номера предложений или цитировать.

При аргументации можно использовать речевые КЛИШЕ:

Структурные элементы

Вводные слова

Речевые обороты

При переходе от тезиса к аргументам

Докажем это.

Чтобы подтвердить это, обратимся к ….предложению.

Постараемся доказать эту мысль примерами из текста…

Попробуем доказать это.

Почему я так считаю

Обратимся к тексту русского писателя (Ф.И.О писателя)

Аргументы

Во-первых,

Во-вторых,

Так, в предложении…

Рассмотрим предложение… .В нём…

В предложениях….нахожу … .Они помогают …, позволяют…

-Проверка вариантов основной части сочинения.

6.Работа над заключением сочинения.

-Ребята, прочтите своё сочинение. Завершено ли оно? Какая структурная часть отсутствует? Что вам известно о написании изаключения сочинения?(Слайд 12)

Заключение. Помни!

-Заключение не должно превышать по объёму основную часть.

-Заключение должно представлять собой вывод из всего сказанного выше.

Как правило, в заключении говорится о том же, что и во вступлении., но другими словами.

-Вначале заключения можно использовать вводные слова: итак, следовательно, значит.

Структурные элементы

Вводные слова

Речевые обороты

Вывод

Таким образом, итак,

Следователь-

но,

Несомненно,

Безусловно,

Я думаю,

Я считаю,

Все сказанное позволяет сделать следующий вывод…

Все сказанное убеждает нас в том, что…

Эти примеры говорят о том, что…

Эти примеры убеждают меня в том, что…

Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль (кого?) о том,…

Таким образом, прав был (Ф.И.О.) , который утверждал (говорил): « …».

Таким образом, прав был (Ф.И.О.) , который утверждал (говорил), что…

-Завершите сочинение.

-Проверка сочинений.

7 .Подведение итогов. Рефлексия.

8. Домашнее задание.

Написать сочинение-рассуждение по данному тексту.






Текст.

(1)Когда в школе пишут сочинение о войне, учителя знают: у кого-то в тетрадке обязательно появятся сыновья Пешеходова - Семён и Василий.(2) Сыновья или кинутся под танк, или окажутся в горящем Сталинграде, или спасут полковое знамя. (3)И, прочитав, к примеру, о том, что, Семён и Василий первыми таранили фашистский «мессер», учителя не возмущаются.(4) Они знают, в чём дело.

(5) В воскресные дни в людных местах городка появляется старик с выцветшими глазами. (7)На старике надета солдатская гимнастёрка, видимо, приобретённая по случаю у демобилизованного, потому что своя, фронтовая, давным-давно растворилась в дожде, в поту, в лучах солнца, в мыльной пене.

(8)Пешеходов не задерживается среди взрослых: его лучшие приятели и слушатели - ребятня. (9)Эти засыпают вопросами, на которые он отвечает с великой охотой.(10)Больше того, он ждёт этих вопросов и, отвечая на них, испытывает удивительное чувство, знакомое лишь засыхающему дереву, когда на его узловатой мёртвой ветке появятся почки или неожиданно зазеленеет листок.

(11) - Дедушка Пешеходов, верно, что ты на войне до Берлина пешком дошёл? - спрашивает старика кто-то из маленьких собеседников.

(12)И старик отвечает:

(13) -Прошёл до Берлина…пешком. (14)И фамилия моя потому Пешеходов.

(15)Постепенно кружок слушателей увеличивается. (16)Приходят новички и те, кто уже много раз слушал дедушку Пешеходова.

(17) - Дедушка Пешеходов, - уже в который раз расспрашивают ребята, - а кто в первый день войны встретил немцев под Бугом?

(18) - Мои сыновья, Семён и Василий, - как бы в первые отвечает старик.

(19) - А кто в Сталинграде стоял до последнего дыхания?

(20) - Мои сыновья, Семён и Василий.

(21) - А кто грудью упал на вражескую амбразуру?

(22) - Мои сыновья…

(23) И тут, как бы желая задать старику задачу, кто-нибудь обязательно спрашивает:

(24) - Как же они до Берлина дошли, если грудью на амбразуру, а там пулемёт?

(25) Нет, не собьёшь старика!

(26) - Они поднялись с амбразуры и зашагали дальше, - невозмутимо отвечает он, и в глазах его проступает такая непоколебимая уверенность, что, конечно, никто из слушателей уже не решается усомниться в словах старого солдата.

(27) А к тому времени уже готовы новые вопросы, и старик отвечает на них сдержанно и достойно.

(28) - А на Курской дуге кто задержал «тигров» и «фердинандов»?

(29) - Мои сыновья…

(30) - А кто в Берлине Красное знамя над рейхстагом поднял?

(31) - Мои сыновья…

(32) - Везде поспевали?

(33) - Везде. (34) Шли, шли без отдыха, а вернуться с войны домой сил не хватило.

(35) - Так и не вернулись?

(36) - Так и не вернулись. (37) Спят в могиле.

(38) При слове «могила» у ребят как бы перехватывает дыхание, и тогда кто-то из них решается спросить:

(39) - Где их могила?

(40) Старик распрямляется и говорит:

(41) - Мои сыновья спят во всех братских могилах. (42) По всей родной земле.

(43) И от того, что сыновья дедушки Пешеходова спят во всех братских могилах, детские горячие умы снова превращают их в былинных героев, готовых проснуться, когда пробьёт час…

(По А.Приставкину)

6


© 2010-2022