Конспект урока Сложные слова

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА 9 класс

Тема урока: « Сложные слова».

Цель урока: 1)логически вывести алгоритм определения сложных слов, дать понятие «сложные слова» на основе знаний детей; 2)научить самостоятельно делать выводы, находить сложные слова среди других слов, 3)развивать
мыслительные операции и творческие способности, речь обучающихся;

Ход урока :

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.

Организация урока:

Приветствие уч-ся

-Сегодня на уроке у нас гости. Повернитесь, поздоровайтесь с гостями и садитесь за парты.

Приветствие уч-ся и гостей

II

Подготовка учащихся к усвоению;

- Сегодня мы будем работать со словами, анализировать, сравнивать, рассуждать, искать решения. Пожелаем друг другу успешной работы.

-Открыли тетради, положили их чуть на уголок. Записали число и классная работа, ручки положили на середину тетради, вспомнили правила посадки.

-Скажите, какое сейчас время года?
- Догадайтесь, о каком осеннем месяце идёт речь?

1.Опустел наш старый сад,
Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришёл?
- Записываем слова с проговариванием орфограмм.
2.Всё мрачней лицо природы:
Почернели огороды,

Оголяются леса,

Молкнут птичьи голоса,
Медведь в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился?

3. Поле чёрно-белым стало.
Падает то дождь, то снег.
А ещё похолодало

Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи?

- Как вы думаете, что общего у этих слов?

-Разбираем. Проверяем.

- Что вам известно об окончании?

- Что такое основа слова?

- Как вы думаете, какое слово можно считать лишним.

Работают в тетради.

Отвечают на вопросы

Проводят фонетический разбор.

Записывают однокоренные слова и разбирают по составу.

Дают определение

-Я полностью согласна с вашим мнением. Давайте это докажем. Слова «сентябрь» и «октябрь» на карточках делают фонетический разбор две девочки. А пока девочки делают фонетический разбор на карточках, мы вместе устно выполним фонетический разбор слова «ноябрь».

-А знаете ли вы, что данные названия месяцев пришли к нам из римского календаря, год в котором начинался с марта. Поэтому названия осенних месяцев отражал их порядковый номер-седьмой, восьмой, девятый.
- А у древних славян у каждого месяца было своё имя. Так сентябрь называли «хмурень». Как вы думаете, почему? Имя «хмурень» он получил благодаря своим погодным отличиям от других месяцев - небо начинает часто хмуриться, идут дожди, в природе наступает осень.

-Октябрь называли «листопадом». Почему? У наших предков он известен под именем «листопад» от природного явления, которое мы наблюдаем именно в октябре.
- А ноябрь получил название «грудень». . Как вы думаете, почему?
Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрите, как выглядит грунтовая, разбитая после осенних дождей, дорога.

В старину этот месяц назывался груденем, от груд замёрзшей земли со снегом, а в древнерусском языке зимняя замёрзшая дорога называлась грудным путём.
Конспект урока Сложные словаКонспект урока Сложные словаКонспект урока Сложные слова

-Какие же изменения в погодных условиях нашли своё отражение в древнеславянских названиях месяцев? (ухудшение погоды, изменение в жизни растений).

-А теперь, прочитайте отрывок из стихотворения А. С.Пушкина и скажите, почему именно так сказал об осени великий поэт?
«Унылая пора, очей очарованье…» А. С.Пушки

- В следующем стихотворении также отражаются осенние явления в природе. Прочитайте текст, объясните написание пропущенных букв.

Утром мы во двор идём-
Листья сыплются д…ждём,
Под н…гами ш…лестят
И л…тят, л…тят, л…тят.

И высоко от з…мли
Прол…тели жур…вли.
Всё л…тит! Должно быть, это
Ул…тает наше лето!

- Какие слова из текста можно объединить в группу?

-По какому признаку?
-Почему слова являются однокоренными?
- Что такое корень?
- Почему не назвали слово «летит».
-Запишем однокоренные слова и разберём их по составу.
- Первое слово
- Второе слово
-Третье слово
- Какой способ образования слов использован в найденных вами словах?

Конспект урока Сложные словаКонспект урока Сложные словаКонспект урока Сложные слова-Подберите ещё 3 однокоренных слова с данным корнем, подходящие к следующим схемам:
I вариант - приставочный способ образования.
II вариант - суффиксальный способ образования.
- Обоснуйте подбор слов.




- Составьте алгоритм

Составляют алгоритм

Ш

Изучение нового материала

Запишите названия древнеславянских месяцев, выполните разбор слова по составу самостоятельно.
Хмурень листопад грудень
- В каком слове возникло затруднение при выполнении задания.

-Чем оно отличается от остальных?
- Сформулируйте цель нашей работы на уроке.
- Тема нашего урока «Сложные слова».

-А сейчас откроем учебники на странице 92, найдите упр. № 000.
Прочитаем задание: назовите основы, от которых образовались выделенные слова.

Записываем:

Конспект урока Сложные словаЛес, степь - лесостепь
- Давайте подумаем, как образовалось слово «лесостепь»?
- Назови основу первого слова?
- Назови основу слова «степь»?
- Какая буква соединила эти две основы?
- Эта буква так и называется - соединительная гласная.
- Какое слово образовалось?

- Такие слова называются «сложными».
лес, парк - лесопарк
лес, тундра - лесотундра

птица, ферма - птицеферма
корень, плод - корнеплод
- Прочитаем правило на странице 92.
- Какой же вывод можно сделать о способе образования данных слов.
Следующее упражнение № 000. Подумайте, все ли сложные слова могут образовываться сложением двух основ?

- Что можно добавить к нашему правилу об образовании сложных слов?

Разбирают по составу слово.

Работа с учебником.

Работа у доски.

-Что теперь вы можете сказать о способе образования слова «листопад» и его составе?

-Разберите его.
- Кроме этих способов образования новых слов существуют и другие, с которыми мы познакомимся позже.

Первичная проверка усвоения знаний

-Устали? Давайте играть. Я бросаю вам мяч и два простых слова, вы возвращаете мне одно сложное.
Лес, рубить - лесоруб
буря, ломать - бурелом
сам, летать - самолёт
пар, ходить - пароход
сам, варит - самовар
пар, возить - паровоз
книга, любить - книголюб
секунда, мерить - секундомер

Игра. «Образуй сложное слово».

У

Контроль и самопроверка знаний

-В осеннем лесу налетел ветер, сорвал с двух деревьев все листья и рассыпал их разноцветным ковром по поляне. Вам нужно определить, с какого дерева упали листья. Для этого вам нужно найти слово по его значению. У каждого варианта свои карточки.
- Давайте посмотрим, что получилось у 1 варианта.

-С каким словом связаны все эти слова?
- А теперь переверните карточку и скажите, с какого осеннего дерева вы собрали листья?

-Посмотрим, что получилось у 2 варианта?
- С каким словом связаны все эти слова?
- А теперь переверните карточку и скажите, с какого дерева вы собрали листья?
- А теперь, каждый из своего варианта выписывает сложные слова и их разбирает их по составу.
- Какие слова выписал 1 вариант?
- Как разобрали?
Конспект урока Сложные слова- Какие слова выписал 2 вариант?
Учитель: Как разобрали?

-Сегодня на уроке вы наблюдали осенние изменения в лесу. И в горах природа осенью также меняется. Об этом вы узнаете из задания на карточках. Выберете ту карточку, с заданием которой вы справитесь.

-Проверьте выполнение задания

Работа по вариантам,

Работа с таблицей Творческая работа. Работа по карточкам (дифференцированное задание)..

У1

Подведение итогов урока

- Какова же была цель нашего урока?
- Достигли ли мы её?
- Были ли у вас затруднения?
- Смогли ли мы их преодолеть?
- Чем же мы будем заниматься на следующем уроке?
- А теперь оцените себя, каким был для вас урок?
-Молодцы! Я довольна вашей работой на уроке.

УП

Информация о домашнем задании.

Пр. , упр. 173



© 2010-2022