- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока Сложные слова
Конспект урока Сложные слова
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Богданова Н.В. |
Дата | 19.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА 9 класс
Тема урока: « Сложные слова».
Цель урока: 1)логически вывести алгоритм определения сложных слов, дать понятие «сложные слова» на основе знаний детей; 2)научить самостоятельно делать выводы, находить сложные слова среди других слов, 3)развивать
мыслительные операции и творческие способности, речь обучающихся;
Ход урока :
№
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
I.
Организация урока:
Приветствие уч-ся
-Сегодня на уроке у нас гости. Повернитесь, поздоровайтесь с гостями и садитесь за парты.
Приветствие уч-ся и гостей
II
Подготовка учащихся к усвоению;
- Сегодня мы будем работать со словами, анализировать, сравнивать, рассуждать, искать решения. Пожелаем друг другу успешной работы.
-Открыли тетради, положили их чуть на уголок. Записали число и классная работа, ручки положили на середину тетради, вспомнили правила посадки.
-Скажите, какое сейчас время года?
- Догадайтесь, о каком осеннем месяце идёт речь?
1.Опустел наш старый сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришёл?
- Записываем слова с проговариванием орфограмм.
2.Всё мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Медведь в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился?
3. Поле чёрно-белым стало.
Падает то дождь, то снег.
А ещё похолодало
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи?
- Как вы думаете, что общего у этих слов?
-Разбираем. Проверяем.
- Что вам известно об окончании?
- Что такое основа слова?
- Как вы думаете, какое слово можно считать лишним.
Работают в тетради.
Отвечают на вопросы
Проводят фонетический разбор.
Записывают однокоренные слова и разбирают по составу.
Дают определение
-Я полностью согласна с вашим мнением. Давайте это докажем. Слова «сентябрь» и «октябрь» на карточках делают фонетический разбор две девочки. А пока девочки делают фонетический разбор на карточках, мы вместе устно выполним фонетический разбор слова «ноябрь».
-А знаете ли вы, что данные названия месяцев пришли к нам из римского календаря, год в котором начинался с марта. Поэтому названия осенних месяцев отражал их порядковый номер-седьмой, восьмой, девятый.
- А у древних славян у каждого месяца было своё имя. Так сентябрь называли «хмурень». Как вы думаете, почему? Имя «хмурень» он получил благодаря своим погодным отличиям от других месяцев - небо начинает часто хмуриться, идут дожди, в природе наступает осень.
-Октябрь называли «листопадом». Почему? У наших предков он известен под именем «листопад» от природного явления, которое мы наблюдаем именно в октябре.
- А ноябрь получил название «грудень». . Как вы думаете, почему?
Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрите, как выглядит грунтовая, разбитая после осенних дождей, дорога.
В старину этот месяц назывался груденем, от груд замёрзшей земли со снегом, а в древнерусском языке зимняя замёрзшая дорога называлась грудным путём.
-Какие же изменения в погодных условиях нашли своё отражение в древнеславянских названиях месяцев? (ухудшение погоды, изменение в жизни растений).
-А теперь, прочитайте отрывок из стихотворения А. С.Пушкина и скажите, почему именно так сказал об осени великий поэт?
«Унылая пора, очей очарованье…» А. С.Пушки
- В следующем стихотворении также отражаются осенние явления в природе. Прочитайте текст, объясните написание пропущенных букв.
Утром мы во двор идём-
Листья сыплются д…ждём,
Под н…гами ш…лестят
И л…тят, л…тят, л…тят.
И высоко от з…мли
Прол…тели жур…вли.
Всё л…тит! Должно быть, это
Ул…тает наше лето!
- Какие слова из текста можно объединить в группу?
-По какому признаку?
-Почему слова являются однокоренными?
- Что такое корень?
- Почему не назвали слово «летит».
-Запишем однокоренные слова и разберём их по составу.
- Первое слово
- Второе слово
-Третье слово
- Какой способ образования слов использован в найденных вами словах?
-Подберите ещё 3 однокоренных слова с данным корнем, подходящие к следующим схемам:
I вариант - приставочный способ образования.
II вариант - суффиксальный способ образования.
- Обоснуйте подбор слов.
- Составьте алгоритм
Составляют алгоритм
Ш
Изучение нового материала
Запишите названия древнеславянских месяцев, выполните разбор слова по составу самостоятельно.
Хмурень листопад грудень
- В каком слове возникло затруднение при выполнении задания.
-Чем оно отличается от остальных?
- Сформулируйте цель нашей работы на уроке.
- Тема нашего урока «Сложные слова».
-А сейчас откроем учебники на странице 92, найдите упр. № 000.
Прочитаем задание: назовите основы, от которых образовались выделенные слова.
Записываем:
Лес, степь - лесостепь
- Давайте подумаем, как образовалось слово «лесостепь»?
- Назови основу первого слова?
- Назови основу слова «степь»?
- Какая буква соединила эти две основы?
- Эта буква так и называется - соединительная гласная.
- Какое слово образовалось?
- Такие слова называются «сложными».
лес, парк - лесопарк
лес, тундра - лесотундра
птица, ферма - птицеферма
корень, плод - корнеплод
- Прочитаем правило на странице 92.
- Какой же вывод можно сделать о способе образования данных слов.
Следующее упражнение № 000. Подумайте, все ли сложные слова могут образовываться сложением двух основ?
- Что можно добавить к нашему правилу об образовании сложных слов?
Разбирают по составу слово.
Работа с учебником.
Работа у доски.
-Что теперь вы можете сказать о способе образования слова «листопад» и его составе?
-Разберите его.
- Кроме этих способов образования новых слов существуют и другие, с которыми мы познакомимся позже.
1У
Первичная проверка усвоения знаний
-Устали? Давайте играть. Я бросаю вам мяч и два простых слова, вы возвращаете мне одно сложное.
Лес, рубить - лесоруб
буря, ломать - бурелом
сам, летать - самолёт
пар, ходить - пароход
сам, варит - самовар
пар, возить - паровоз
книга, любить - книголюб
секунда, мерить - секундомер
Игра. «Образуй сложное слово».
У
Контроль и самопроверка знаний
-В осеннем лесу налетел ветер, сорвал с двух деревьев все листья и рассыпал их разноцветным ковром по поляне. Вам нужно определить, с какого дерева упали листья. Для этого вам нужно найти слово по его значению. У каждого варианта свои карточки.
- Давайте посмотрим, что получилось у 1 варианта.
-С каким словом связаны все эти слова?
- А теперь переверните карточку и скажите, с какого осеннего дерева вы собрали листья?
-Посмотрим, что получилось у 2 варианта?
- С каким словом связаны все эти слова?
- А теперь переверните карточку и скажите, с какого дерева вы собрали листья?
- А теперь, каждый из своего варианта выписывает сложные слова и их разбирает их по составу.
- Какие слова выписал 1 вариант?
- Как разобрали?
- Какие слова выписал 2 вариант?
Учитель: Как разобрали?
-Сегодня на уроке вы наблюдали осенние изменения в лесу. И в горах природа осенью также меняется. Об этом вы узнаете из задания на карточках. Выберете ту карточку, с заданием которой вы справитесь.
-Проверьте выполнение задания
Работа по вариантам,
Работа с таблицей Творческая работа. Работа по карточкам (дифференцированное задание)..
У1
Подведение итогов урока
- Какова же была цель нашего урока?
- Достигли ли мы её?
- Были ли у вас затруднения?
- Смогли ли мы их преодолеть?
- Чем же мы будем заниматься на следующем уроке?
- А теперь оцените себя, каким был для вас урок?
-Молодцы! Я довольна вашей работой на уроке.
УП
Информация о домашнем задании.
Пр. , упр. 173