Урок по русскому языку на тему Буквы О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных (6 класс)

"Буквы О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных".Цели урока: 1.знакомство учащихся с орфограммой и её графическим обозначением на письме; формирование условий выбора орфограммы: часть речи, часть слова, ударение; умение видеть орфограмму и её опознавательные признаки.2. способствование развитию мышления, логики, умения анализировать, систематизировать, делать общие выводы.3. создание условия для воспитания взаимоуважения, любви к русскому язык...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: "Буквы О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных".

Цели урока:

1.знакомство учащихся с орфограммой и её графическим обозначением на письме; формирование условий выбора орфограммы: часть речи, часть слова, ударение; умение видеть орфограмму и её опознавательные признаки.

2. способствование развитию мышления, логики, умения анализировать, систематизировать, делать общие выводы.

3. создание условия для воспитания взаимоуважения, любви к русскому языку, творческого воображения.

Задачи:

-развивать умения писать буквы о-е после шипящих и Ц в окончаниях имен существительных,

-делать морфологический разбор имени существительного.

Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний.

Ход урока.

1. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята! Скажите, по каким признакам можно судить, что человек находится в хорошем настроении? А с каким настроением вы пришли сегодня на урок? Посмотрите налево, посмотрите направо, пожмите друг другу руки. Ощущение тепла плавно переходит на ваши лица. Давайте улыбнёмся друг другу, гостям, пожелаем друг другу удачи, успеха и с хорошим настроением приступим к уроку.

Каждый урок - это новое открытие. Отправляемся в дорогу за новым открытием. Запишите в тетради число, классная работа. Эпиграф нашего урока: "Кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и скучает". (Роман Сэф). Не будем хныкать и скучать, будем изучать.

1 группа-теоретики, 2 группа - практики

2.Проверка домашнего задания.

3. Повторение изученного.

-Начнём с лингвистической разминки. Диктант " Загадочный": записать отгадки, объяснить орфограммы. ( кто первым отгадал, записывает на доске)

-Зубов много, а ничего не ест. ( расчёска)

-Низок да колюч, сладок, а не пахуч.

Ягоду сорвёшь, всю руку обдерёшь. (крыжовник)

-В золотой клубочек, спрятался дубочек. ( жёлудь)

-Костяная спинка, жёсткая щетинка.

С мятной пастой дружит, нам усердно служит. (зуб.щётка)

-Не моторы, а гудят

Не пилоты, а летят

Не змеи, а жалят. (пчёлы)

- Что за орфограмма скрывается в этих словах? Где она находится? Что такое корень? Слайд -вспомним правило

4. Объяснение нового материала.

Создание проблемной ситуации.

- Ребята, переходим к изучению новой орфографической темы. Для этого

обратимся к материалу для наблюдений и определим тему урока.

Учитель читает слова (материал для наблюдения):

На слайде

кашей

плащом

тучей

врачом

  • - Посмотрите, как написано (открывается материал для наблюдения). Сопоставьте параллельные примеры.

  • Что вы наблюдаете?

  • В какой части слова выделены буквы о и е?

  • После каких согласных стоят эти буквы?

  • Определите ударение в словах.

- Итак, ребята, какова же тема сегодняшнего урока? Кто попробует её сформулировать? Запишите тему урока. Слайд - тема-цель

Определим нашу задачу.(Наша задача - разобраться, когда пишется 0, а когда - е.)

Я предлагаю вам поработать в парах, провести исследовательскую работу и самостоятельно сделать открытие: в каких случаях пишется О, в каких-Е?

У вас на столах лежат карточки со словами и карточка-информатор, которая поможет идти правильным путём. Вывод запишите на карточку-правило.

(См. Приложение)

-Что мы можем сказать о правописании О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных?

К такому выводу пришли мы с вами. А вдруг мы ошибаемся? Давайте обратимся к мудрейшему источнику знаний, к нашему учебнику. Сверим наши выводы.

Схема на слайде - исследование движется в верном направлении

5.Наблюдение на стр. 38 в учебнике.

6.Закрепление изученного материала.

1) Игра" Назови другим словом". Распределить слова в 2 колонки. (По одному ученику из каждой команды отвечают)

Суп со свёклой называется...борщом.

Небольшой лес иначе называют...рощей.

Рисунок, картину, изображающую природу...пейзажем.

Человека, лечащего людей...врачом.

Границу по-другому называют...рубежом.

Невежливого, грубого человека...невежей.

Физминутка. "Письмо носом".

Представьте, что ваш нос-ручка, которой можно писать. В воздухе напишите носом ваше имя, имя соседа, название любимого блюда, любимого вида спорта и т. д.

Записать существительные в форме т. п. ед. ч., обозначить орфограмму:

Полотенце, камыш, кольцо, ключ, сердце, нож, врач, птица, крыша, мельница, мяч, карандаш. Слайды

3) Индивидуальные задания (разного уровня)

А) На столах задание. Ваша задача выписать слова на изученную сегодня орфограмму, вставляя пропущенные буквы.

Ч..рный, солнц..м, медвеж..нок, красавиц..й, ш..пот. кож..й, встреч..й, девч..нка, зайц..в. ж..лтый, луж..й, плащ..м, тяж..лый, ш..колад.

Б) Вставьте пропущенные буквы, найдите и подчеркните лишнее слово:


  1. Яйц.., кольц.., письмец.., сердц..

  2. Бахч..й, сдач..й, каланч..й, парч..й

  3. Клещ..м, борщ..м, товарищ..м, плющ..м

  4. Луж..й, стуж..й, уж..м, муж..м

  5. Врач..м, палач..м, смерч..м, толмач..м

(проверка фронтально и несколько тетрадей индивидуально)

4) Работа с сигнальными карточками.

Рысцой, плечом, под крышей, кольцом, над рощей, птенцов, вереницей, плющом, за тучей, пейзажем, со свечой, за ландышем, с малышом.

5) Сочинение-миниатюра. Слайд

Ребята, открытие мы с вами сделали, на практике его проверили, а ведь теперь его надо оформить, запатентовать. А для этого необходимо создать небольшой текст, написать сочинение-миниатюру. Но текст будет особенный. В нём должны быть слова на изученную орфограмму. «В осеннем парке». Слова- пейзажем, плащом, деревцем, под оконцем,

дачей, крыльцом, тучей, лужей

7. Обобщение. Итог урока. Рефлексия.

-Какое открытие мы с вами сегодня сделали? Сформулируйте правило. Получили мы тот результат, который запланировали? С каким настроением вы уходите с урока?

8. Домашнее задание: сочинение-миниатюру записать в тетради

Приложение

Карточка со словами:

Свеч..й, свинц..м, задач..й, туч..й, борц..в, горц..в.

Карточка-информатор:

1. прочитай слово

2. поставь ударение.

3. выдели окончание

4. выдели основу, обрати внимание на звук, которым оканчивается основа. подчеркни букву.

5. сделай вывод

Карточка-правило:

В_____________существительных после____________

под ударением пишем____________, без ударения_____________

Рефлексия: каждый ученик вытягивает бумажку, продолжает фразу:


  • Вы знаете, что сегодня на уроке я…

  • Больше всего мне запомнилось…

  • Самым интересным было…

  • На уроке у меня получилось…

  • Я теперь знаю…

  • Мне было интересно, когда..

  • сегодня я узнал…

  • было интересно…

  • было трудно…

  • я выполнял задания…

  • я понял, что…

  • теперь я могу…

  • я почувствовал, что…

  • я приобрел…

  • я научился…

  • у меня получилось …

  • я смог…

  • я попробую…

  • меня удивило…

  • урок дал мне для жизни…

  • мне захотелось…

Настроение на уроке

© 2010-2022