Урок русского языка в 5 классе Безударные гласные в корне слова

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Русский язык 5 «б» - 5 - «_____»_______________2014 г.

Д,Б. Абжанова

Безударные гласные в корне слова

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Цель: проверить сформированность понятия «Безударная гласная».

ХОД УРОКА

1. Словарно-орфографическая работа «Знаете ли вы правило».

На доске текст:

Л_са в д_ли в_днее

С_нее н_беса,

Заметней и ч_рнее

На пашне п_л_са.

(А.Блок)

Вопросы и задания

• Прочитайте отрывок из стихотворения.

• Какой орфограмме соответствуют пропуски букв?

• Что нужно сделать, чтобы верно выбрать букву?

• Сформулируйте тему урока, опираясь на данную орфограмму.

2. Сообщение темы урока.

Ученик читает стихотворение «Безударный гласный».

Безударный - гласный слабый,

Плохо слышный и усталый,

Он не может нам сказать,

Какую букву написать.

Сильный звук - уда'рный гласный -

В каждом слове лишь один.

Слышен громко, четко, ясно.

Прочь, опасность, уходи,

Прочь, тревоги и сомнения!

Ставим звук под ударение!

Ударение в корне слышим -

Смело гласную напишем.

• Какие навыки нужны, чтобы работать с этой темой? Что мы должны уметь находить, обозначать? (Корень; ударение.)

• Какие виды безударных гласных вы знаете? (Проверяемая и непроверяемая.)

• Какие позиции есть у звуков?

• Что мы записываем с помощью букв?

• Когда гласная буква занимает сильную позицию?

Вот и вышли на главное правило: Чтобы гласная фонема оказалась в сильной позиции,

необходимо ее поставить под ударение.

Гласные звуки полны коварства. Среди них есть такие, которые проверяются ударением, есть и такие, которые необходимо запомнить, и тут нас выручает словарь.

3. Самостоятельная работа - «работа в парах». (Ученики используют памятки-алгоритмы, которые раздаются каждому, см. Приложение.)

«Исследователи»

1-й вариант - упр. 429.

Сделайте вывод: какими способами можно проверить обозначение гласного в слабой позиции в корне существительного?

2-й вариант - упр. 430.

Сделайте вывод: какими способами можно проверить обозначение гласного в слабой позиции в корне прилагательного?

Ученики после выполнения работы свои ответы сверяют с образцом (ключами), после чего обмениваются результатами своих «исследований» в парах и делают общий вывод по этим упражнениям.

Физкультминутка

4. «Найдите лишнее слово»:

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку, капусту,

Морковку, горох,

Петрушку и свёклу.

Ох!..

(Ю.Тувим. Овощной базар)

- А откуда пришли к нам эти названия, расскажут девочки (заранее подготовленные) (см. Приложение).

Откройте доску с записями слов: картофель, капуста, огурец, помидор, редис, редька, чеснок.

- Почему именно об этих овощах мы с вами говорили?

(В этих словах есть безударная гласная.)

- Какое лишнее слово есть среди них? (Редька, в этом слове нет безударной гласной в корне.)

- Сделайте транскрипцию этого слова.

5. Развитие речи.

- Придумайте и запишите по 5 слов на тему «Зима».

- Устно составьте с одним или несколькими словами предложение.

(При проверке его выбираем лучшее предложение и делаем его синтаксический разбор (см. памятку в конце Приложения).

- А какое событие ожидает вас зимнею порою? (Каникулы.)

Каникулы - любимое слово всех учеников. Но когда-то это латинское слово к школе не имело никакого отношения. В Древнем Риме «каникулой» называли самую яркую звезду в созвездии Большого Пса. В переводе слово буквально означает «собачка», «щенок». В период наиболее жарких дней в году (в июле-августе) солнце проходило через это созвездие, тогда и делали перерыв в занятиях и работе.

Это время так и стали называть - «каникулы».

Кроссворд (см. Приложение)

- Впишите в данный кроссворд любые слова с безударной гласной, где ключевым словом является слово каникулы.

Можно пользоваться орфографическим словарем.

«Аукцион синонимов»

В зимнюю стужу не помешает согреться в теплом жилище. Вспомните известные вам названия жилищ.

Откройте доску с вариантом ответов (см. Приложение).

Выпишите только те слова, в которых есть безударная гласная.

6. Домашнее задание (оценка на выбор).

1. «3» - зашифруйте выбранные вами слова, например: гнездо - «птичий домик», силач - «очень сильный человек».

2. «4» - зашифруйте три слова и с ними составьте предложения.

3. «5» - напишите мини-сочинение на одну из тем: «Зима», «Каникулы».

7. Рефлексия:

- Как вы будете действовать, чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова?

- Какой шаг будет первым? (Можно пользоваться памяткой.)

В заключение читаю стихотворение:

Безударный - хитрый гласный,

Слышим мы его прекрасно.

А в письме какая буква?

Здесь поможет нам наука:

Чтоб развеять все сомнения,

Гласный ставь под ударение.


ПРИЛОЖЕНИЕ

1. Памятки-алгоритмы.

Прочитайте слово.

Поставьте ударение.

Выделите корень.

Подчеркните безударные гласные в корне.

Подберите проверочные слова.

(Сколько безударных гласных в корне, столько проверочных слов.)

Напишите слово, вставьте букву.

Обозначьте орфограмму. Что надо проверять? - Надо проверять безударную гласную

Где надо проверять? - Проверять надо в корне, так как написание безударной гласной в других частях слова не подчинено правилу

Как надо проверять? - Чтобы проверить безударную гласную в корне, надо подобрать родственные слова или изменить форму слова

Чем надо проверять? - Проверять надо ударением, так как в положении под ударением написание гласной соответствует правилу

2. Возникновение слов.

Картофель. Клубни картофеля похожи на гриб трюфель. Как и трюфели, они растут под землей. Вот картофель в Италии, куда его привезли из Америки, и назвали грибным именем - тартуфоло. Затем это слово немцы изменили в картофельн. Отсюда и наше слово картофель (картошка).

Капуста. Это слово латинское по происхождению и означает «кочан, головка капусты».

Огурец. Название это восходит к греческому слову агурос и означает «неспелый, несозревший». Действительно, дыни, арбузы чем спелее, тем вкуснее, а огурцы, наоборот, ценятся, пока они не созрели совсем, не пожелтели. Их едят незрелыми - отсюда и название.

Помидор. Слово происходит от итальянского помидоро, что означает «золотое яблоко». Томатом же это растение назвали перуанские индейцы.

Редис. Редька. Съедобной частью этих растений является корень. Объединяют эти растения и очень похожие по произношению названия. А все потому, что они восходят к единому латинскому слову, которое в переводе означает слово корень.

Чеснок. Слово чеснок происходит от слова чесати. Первоначальное значение - «расщепленный на дольки (лук)».

«Аукцион синонимов»

Изба, терем, хоромы, дворец, хата, хижина, хибара, пещера, нора, дача, вилла, юрта, сакля, иглу, дом, особняк, чум, вигвам, флигель.


ОБРАЗЕЦ ОТВЕТОВ

Вариант 1

Чтобы проверить обозначение гласного в слабой позиции в корне существительного, можно изменить число существительного, образовать существительное с уменьшительно-ласкательным суффиксом, подобрать однокоренное слово любой части речи.

Вариант 2

Чтобы проверить обозначение гласного в слабой позиции в корне прилагательного, можно изменить прилагательное (образовав полную или краткую форму), образовать прилагательное с уменьшительно-ласкательным суффиксом, подобрать однокоренное слово любой части речи.

План характеристики предложения

1. По цели высказывания.

2. По эмоциональной окраске.

3. По числу грамматических основ.

4. По наличию второстепенных членов предложения.

5

5. Предложение осложнено.


© 2010-2022