- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок русского языка в 5 классе Безударные гласные в корне слова
Урок русского языка в 5 классе Безударные гласные в корне слова
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Абжанова Д.Б. |
Дата | 26.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Русский язык 5 «б» - 5 - «_____»_______________2014 г.
Д,Б. Абжанова
Безударные гласные в корне слова
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Цель: проверить сформированность понятия «Безударная гласная».
ХОД УРОКА
1. Словарно-орфографическая работа «Знаете ли вы правило».
На доске текст:
Л_са в д_ли в_днее
С_нее н_беса,
Заметней и ч_рнее
На пашне п_л_са.
(А.Блок)
Вопросы и задания
• Прочитайте отрывок из стихотворения.
• Какой орфограмме соответствуют пропуски букв?
• Что нужно сделать, чтобы верно выбрать букву?
• Сформулируйте тему урока, опираясь на данную орфограмму.
2. Сообщение темы урока.
Ученик читает стихотворение «Безударный гласный».
Безударный - гласный слабый,
Плохо слышный и усталый,
Он не может нам сказать,
Какую букву написать.
Сильный звук - уда'рный гласный -
В каждом слове лишь один.
Слышен громко, четко, ясно.
Прочь, опасность, уходи,
Прочь, тревоги и сомнения!
Ставим звук под ударение!
Ударение в корне слышим -
Смело гласную напишем.
• Какие навыки нужны, чтобы работать с этой темой? Что мы должны уметь находить, обозначать? (Корень; ударение.)
• Какие виды безударных гласных вы знаете? (Проверяемая и непроверяемая.)
• Какие позиции есть у звуков?
• Что мы записываем с помощью букв?
• Когда гласная буква занимает сильную позицию?
Вот и вышли на главное правило: Чтобы гласная фонема оказалась в сильной позиции,
необходимо ее поставить под ударение.
Гласные звуки полны коварства. Среди них есть такие, которые проверяются ударением, есть и такие, которые необходимо запомнить, и тут нас выручает словарь.
3. Самостоятельная работа - «работа в парах». (Ученики используют памятки-алгоритмы, которые раздаются каждому, см. Приложение.)
«Исследователи»
1-й вариант - упр. 429.
Сделайте вывод: какими способами можно проверить обозначение гласного в слабой позиции в корне существительного?
2-й вариант - упр. 430.
Сделайте вывод: какими способами можно проверить обозначение гласного в слабой позиции в корне прилагательного?
Ученики после выполнения работы свои ответы сверяют с образцом (ключами), после чего обмениваются результатами своих «исследований» в парах и делают общий вывод по этим упражнениям.
Физкультминутка
4. «Найдите лишнее слово»:
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту,
Морковку, горох,
Петрушку и свёклу.
Ох!..
(Ю.Тувим. Овощной базар)
- А откуда пришли к нам эти названия, расскажут девочки (заранее подготовленные) (см. Приложение).
Откройте доску с записями слов: картофель, капуста, огурец, помидор, редис, редька, чеснок.
- Почему именно об этих овощах мы с вами говорили?
(В этих словах есть безударная гласная.)
- Какое лишнее слово есть среди них? (Редька, в этом слове нет безударной гласной в корне.)
- Сделайте транскрипцию этого слова.
5. Развитие речи.
- Придумайте и запишите по 5 слов на тему «Зима».
- Устно составьте с одним или несколькими словами предложение.
(При проверке его выбираем лучшее предложение и делаем его синтаксический разбор (см. памятку в конце Приложения).
- А какое событие ожидает вас зимнею порою? (Каникулы.)
Каникулы - любимое слово всех учеников. Но когда-то это латинское слово к школе не имело никакого отношения. В Древнем Риме «каникулой» называли самую яркую звезду в созвездии Большого Пса. В переводе слово буквально означает «собачка», «щенок». В период наиболее жарких дней в году (в июле-августе) солнце проходило через это созвездие, тогда и делали перерыв в занятиях и работе.
Это время так и стали называть - «каникулы».
Кроссворд (см. Приложение)
- Впишите в данный кроссворд любые слова с безударной гласной, где ключевым словом является слово каникулы.
Можно пользоваться орфографическим словарем.
«Аукцион синонимов»
В зимнюю стужу не помешает согреться в теплом жилище. Вспомните известные вам названия жилищ.
Откройте доску с вариантом ответов (см. Приложение).
Выпишите только те слова, в которых есть безударная гласная.
6. Домашнее задание (оценка на выбор).
1. «3» - зашифруйте выбранные вами слова, например: гнездо - «птичий домик», силач - «очень сильный человек».
2. «4» - зашифруйте три слова и с ними составьте предложения.
3. «5» - напишите мини-сочинение на одну из тем: «Зима», «Каникулы».
7. Рефлексия:
- Как вы будете действовать, чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова?
- Какой шаг будет первым? (Можно пользоваться памяткой.)
В заключение читаю стихотворение:
Безударный - хитрый гласный,
Слышим мы его прекрасно.
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Чтоб развеять все сомнения,
Гласный ставь под ударение.
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. Памятки-алгоритмы.
Прочитайте слово.
Поставьте ударение.
Выделите корень.
Подчеркните безударные гласные в корне.
Подберите проверочные слова.
(Сколько безударных гласных в корне, столько проверочных слов.)
Напишите слово, вставьте букву.
Обозначьте орфограмму. Что надо проверять? - Надо проверять безударную гласную
Где надо проверять? - Проверять надо в корне, так как написание безударной гласной в других частях слова не подчинено правилу
Как надо проверять? - Чтобы проверить безударную гласную в корне, надо подобрать родственные слова или изменить форму слова
Чем надо проверять? - Проверять надо ударением, так как в положении под ударением написание гласной соответствует правилу
2. Возникновение слов.
Картофель. Клубни картофеля похожи на гриб трюфель. Как и трюфели, они растут под землей. Вот картофель в Италии, куда его привезли из Америки, и назвали грибным именем - тартуфоло. Затем это слово немцы изменили в картофельн. Отсюда и наше слово картофель (картошка).
Капуста. Это слово латинское по происхождению и означает «кочан, головка капусты».
Огурец. Название это восходит к греческому слову агурос и означает «неспелый, несозревший». Действительно, дыни, арбузы чем спелее, тем вкуснее, а огурцы, наоборот, ценятся, пока они не созрели совсем, не пожелтели. Их едят незрелыми - отсюда и название.
Помидор. Слово происходит от итальянского помидоро, что означает «золотое яблоко». Томатом же это растение назвали перуанские индейцы.
Редис. Редька. Съедобной частью этих растений является корень. Объединяют эти растения и очень похожие по произношению названия. А все потому, что они восходят к единому латинскому слову, которое в переводе означает слово корень.
Чеснок. Слово чеснок происходит от слова чесати. Первоначальное значение - «расщепленный на дольки (лук)».
«Аукцион синонимов»
Изба, терем, хоромы, дворец, хата, хижина, хибара, пещера, нора, дача, вилла, юрта, сакля, иглу, дом, особняк, чум, вигвам, флигель.
ОБРАЗЕЦ ОТВЕТОВ
Вариант 1
Чтобы проверить обозначение гласного в слабой позиции в корне существительного, можно изменить число существительного, образовать существительное с уменьшительно-ласкательным суффиксом, подобрать однокоренное слово любой части речи.
Вариант 2
Чтобы проверить обозначение гласного в слабой позиции в корне прилагательного, можно изменить прилагательное (образовав полную или краткую форму), образовать прилагательное с уменьшительно-ласкательным суффиксом, подобрать однокоренное слово любой части речи.
План характеристики предложения
1. По цели высказывания.
2. По эмоциональной окраске.
3. По числу грамматических основ.
4. По наличию второстепенных членов предложения.
5
5. Предложение осложнено.