Конспект урока по литературе на тему: М. М. Пришвин «Кладовая солнца». Особенности жанра

Тема урока: М. М. Пришвин «Кладовая солнца». Особенности жанра. Цель: раскрыть особенности жанра произведения М. М. Пришвина                      «Кладовая солнца». Задачи: Познакомить с некоторыми фактами биографии писателя, особенностями его жизни; Повторить сведения по теории литературы (рассказ, повесть, сказка), выявить особенности жанра сказка – быль: Развивать монологическую речь учащихся, навык выразительного чтения по ролям; Воспитывать смелость, решительность, умение противостоять жизн...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: М. М. Пришвин «Кладовая солнца». Особенности жанра.

Цель: раскрыть особенности жанра произведения М. М. Пришвина «Кладовая солнца».

Задачи:

  1. Познакомить с некоторыми фактами биографии писателя, особенностями его жизни;

  2. Повторить сведения по теории литературы (рассказ, повесть, сказка), выявить особенности жанра сказка - быль:

  3. Развивать монологическую речь учащихся, навык выразительного чтения по ролям;

  4. Воспитывать смелость, решительность, умение противостоять жизненным трудностям.

План урока

  1. Организационное начало урока

  2. Сообщение темы и цели урока

  3. Подготовка к восприятию произведения

    1. Рассказ учителя об авторе

    2. Чтение сведений об М. М. Пришвине, помещенных в учебнике стр. 38 - 39

    3. Беседа по вопросам

    4. Рассказ о выставке книг М. М. Пришвина

    5. Работа над портретом М. М. Пришвина

    6. Антиципация названия произведения

  4. Чтение первых эпизодов произведения

  5. Беседа по вопросам

  6. Рассмотрение иллюстраций к произведению, их антиципация

  7. Подведение итогов урока

  8. Информация о домашнем задании



















Ход урока

  1. Организационное начало урока

  2. Сообщение темы и цели урока

  3. Подготовка к восприятию произведения



  1. Рассказ учителя об авторе

М. М. Пришвин родился в 1873 году в селе Хрущёво Елецкого уезда орловской губернии. Дед будущего писателя. Купец, приобрёл это имение у местного помещика. Миша был младшим ребёнком в семье. Ему шёл восьмой год, когда отца парализовало.

Пришвин закончил сельскую школу и поступил в Елецкую гимназию. Первый класс гимназии в то время соответствовал третьему или четвёртому классу современной школы. Туда поступали дети, уже умеющие читать и писать. Всего в гимназиях того времени было семь классов. После года учёбы мальчик был оставлен в первом классе повторно за неуспеваемость с выводом: «безнадёжен по малоспособности».

В 1885 году Пришвин с друзьями-гимназистами попытался совершить побег в «Азию». Спустя много лет он говорил, что это было его первое устремление к мечте.

В учёбе Пришвину везло и не везло одновременно. Учителем географии у него был Василий Васильевич Розанов, который вскоре стал известен всему миру как выдающийся русский философ. Розанов защищал мальчика от града насмешек после неудачного побега в «Азию». Но, оскорбив Розанова в споре, Пришвин был исключён из гимназии без права поступления в другое учебное заведение - «с волчьим билетом». Тогда Пришвину было 16 лет, и он увлекался чтением нелегальной, то есть запрещённой литературы.

В 1889 году Пришвин переехал в Тюмень к дяде, крупному промышленнику. Он учился в реальном училище, а затем экстерном сдал экзамены за седьмой класс и в 1893 году поехал в ригу, где поступил в политехникум на агрономическое отделение химического факультета. Пришвину в этом году исполнилось 20 лет.

В те годы открытия, сделанные великими русскими химиками, произвели настоящую революцию в науке. Бурно развивались новые отрасли знания: почвоведение, агрохимия, агрономия, одно за другим совершались открытия, которые будоражили умы всего мира. По всей России путешествовали исследователи, в поле и в лабораториях изучали свойства воздуха, почв, растений и способы обработки земли. Учёные открывали великие тайны природы. Пришвина увлекла эта волна, но ещё более захватил его марксизм и деятельность в «школе пролетарских вождей». В 1897 году Пришвина арестовали и приговорили к году тюремного заключения, а затем выслали в Елец под надзор полиции, запретив учиться в России.

В 27 лет Пришвин уезжает в Германию, где поступает в Лейпцигский университет. В течение двух лет учёбы он слушает лекции самых выдающихся профессоров, ездит на лекции в Берлинский и Венский университеты. Больше всего Пришвина в эти годы увлекает вовсе не литература: с увлечением он занимается в лаборатории физика, химика и философа В. Ф. Оствальда.

В 29 лет Пришвин возвращается в Россию. Он работает агрономом на опытной сельскохозяйственной станции, стремится к работе в лаборатории выдающегося русского учёного-биохимика - академика Дмитрия Николаевича Прянишникова. Редактирует сельскохозяйственную энциклопедию. Пишет научные и популярные статьи, например на такую тему: «как удобрять поля и луга» (1905), «Картофель в полевой и огородной культуре» (1908). Но эта работа оставляет у него чувство неудовлетворённости.

И вот происходит неизбежное в человеке, который чувствует в себе особое призвание: в 1906 году тридцатитрёхлетний Пришвин по совету друга отправляется для сбора фольклора в Заонежье - в Выговский край Олонецкой губернии, куда в то время ещё не проникла цивилизация и где жила, может быть, в первозданном виде народная культура. 38 сказок записал там Пришвин. Но главным результатом экспедиции для него стала книга «В краю непуганых птиц. Очерки Выговского края» (1907). С любовью рассказывая о жителях Заонежья, Пришвин открыл в себе писателя.

Через несколько лет, уже в Петербурге, Пришвин вновь встретился и стал общаться с Розановым, с другими известными русскими писателями и философами. Так в творчестве Пришвина слились глубокое знание природы, философская мысль и любовь к людям.

  1. Чтение сведений об М. М. Пришвине, помещенных в учебнике стр. 38 - 39

  2. Беседа по вопросам

- Что интересного вы узнали об авторе?

- Что особенно ценит в М. М. Пришвине К. Г. Паустовский?

- Какие произведения Пришвина вы читали?

  1. Рассказ о выставке книг М. М. Пришвина

  2. Работа над портретом М. М. Пришвина

- Ребята, что вы можете сказать о человеке, изображенном на портрете?

- Обратите внимание на его глаза. Они добрые, внимательные?

  1. Антиципация названия произведения

- О чем пойдет речь в произведении?

- Что такое кладовая солнца?

  1. Чтение первых эпизодов произведения

- Сначала читает учитель, затем по цепочке учащиеся. Диалоги читают по ролям.

  1. Беседа по вопросам

- Где и когда происходят события?

- Кто главные герои произведения?

- Как вы думаете, автор изобразил реальные события?

- Есть ли эпизоды и образы, напоминающие сказку?

- Как правильнее назвать жанр произведения: повесть, рассказ, сказка, сказка - быль?

- Почему? Докажите примерами из текста?

«Сказка-быль» - это жанровое определение произведения. Сказка - это повествование, основанное на вымысле. Быль - это история о том, что действительно было. Пришвин подчёркивает, что в его произведении вымысел переплетается с реальностью. Автор хочет, чтобы читатели воспринимали это повествование не просто как историю о двух детях, которые заблудились. Автор хочет, чтобы читатели почувствовали обобщающий характер этого произведения.

  1. Рассмотрение иллюстраций к произведению, их антиципация

- Рассмотрите иллюстрации к сказке - были.

- Какие персонажи появятся на страницах произведения, какие события произойдут?

- Как закончится история ссоры Настеньки и Митраши?

  1. Подведение итогов урока

- Что такое сказка - быль?

- Что характерно для сказок?

- Почему произведение называется «Кладовая солнца»?

  1. Информация о домашнем задании

Прочитайте произведение до конца. Выделите сказочные персонажи, события.



© 2010-2022