Конспект урока литературы В. И. Белов. Скворцы. 5-й класс

Цели: Общеобразовательная: Познакомиться с главным героем рассказа В. И. Белова "Скворцы". Выяснить, чему может научить рассказ. Развивающая: Развивать читательскую зоркость. Воспитательная: Воспитывать в детях доброе отношение к близким, к природе, любовь к родному краю, чувство ответственности за все, что нас окружает. Оборудование: 1. Портрет В. И. Белова, его произведения, список произведений. 2. Иллюстрация с изображением скворца, скворечник со скворцом. 3. Рисованный диафильм (на...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока литературы "В.И.Белов. "Скворцы". 5-й класс

Тема: "Научиться любить, научиться делать добро".

( По рассказу Василия Ивановича Белова "Скворцы").

Эпиграф:

НА ДОСКЕ

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Н. Тулупова.

Цели:

Общеобразовательная:

Познакомиться с главным героем рассказа В. И. Белова "Скворцы".

Выяснить, чему может научить рассказ.

Развивающая:

Развивать читательскую зоркость.

Воспитательная:

Воспитывать в детях доброе отношение к близким, к природе, любовь к родному краю, чувство ответственности за все, что нас окружает.

Оборудование:

1. Портрет В. И. Белова, его произведения, список произведений.

2. Иллюстрация с изображением скворца, скворечник со скворцом.

3. Рисованный диафильм (на слайдах).

4. Закладки с изображением скворца.

5. Рисунки учащихся к данному произведению.

6. Грамзапись с голосами птиц.

ХОД УРОКА

I. Вступление. НА ДОСКЕ Слайд: В.Белов "Скворцы" (Звучит грамзапись с голосами птиц. Сообщение темы урока, обращение к эпиграфу).

Учитель:

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ... .

Если доброта живет на свете,

Радуются взрослые и дети.

И, конечно, надо добрым быть,

И в беде друг друга не забыть,

И завертится земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

Учитель: Эпиграфом нашего урока являются слова Н.Тулуповой

"Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды",

а тема нашего урока "Научиться любить, научиться делать добро" (По рассказу В. И. Белова "Скворцы")

"Мне кажется, что я слышу, как растет на полях трава, я ощущаю каждую травинку. Тихая моя Родина, ты все также врачуешь мою душу зеленой тишиной".

- Каким представляется вам человек, который мог сказать эти слова? (Добрый, любит Родину, природу, людей, свой дом).

Учитель: Эти слова принадлежат В. И. Белову, замечательному русскому писателю, автору рассказа "Скворцы".

II. Работа с портретом.

Учитель: Обратимся к портрету писателя. Какой это человек? Что можете сказать о писателе по его портрету: выражению лица, глазам, одежде?

(Лицо - круглое, морщинистое; Лоб - высокий, широкий; Борода - маленькая, аккуратная,

Рот - как бы приоткрывает; Интеллигентный - галстук;)

Учитель: На лице пожилого человека - мудрость, морщинки у глаз и у носа;

Глаза устремлены на что - то, может быть, на свою землю, и он, возможно, хочет сказать: "Тихая моя родина, а ты все так же не даешь мне стареть и вручаешь душу своей земной тишиной".

III. Слово о писателе.

Василий Иванович Белов родился в 1932 году в деревне Тимониха Вологодской области, в крестьянской семье. Живет в Вологде. Он наш земляк. В литературу пришел как поэт, печатался в газетах, работал в колхозе, столяром в леспромхозе и на заводе в Перми, мотористом электростанции. Он пишет о деревне, о крестьянском хозяйстве, о простом человеке - труженике, о судьбе женщины - матери, их жизни, о деревенских ребятишках, о животных, о природе.

Учитель: Обращаю ваше внимание на список произведений писателя, с которыми вы можете познакомиться.

ВЫСТАВКА КНИГ

Приложение - таблица с произведениями В.И. Белова.

Повести: "Деревня Бердяйка", "Привычное дело(1966).

Юмористические рассказы и повести: "Бухтины вологодские".

Сказка "Рыбацкая байка".

Книга стихотворений "Деревенька моя лесная".

Притча-шутка: "Прошла, матушка", "Рассказы о всякой живности".

Сборник рассказов и повестей: "Знатное лето", "Речные излуки", "Тиша и Гриша".

IV. Постановка цели урока:

Учитель: Давайте вместе определим цель нашего урока.

- С кем мы должны познакомиться? (с главным героем)

- Что выяснить? (чему учит рассказ).

Учитель: цель нашего урока:

- познакомиться с главным героем,

- выяснить, чему нас может научить рассказ.

Сегодня у нас урок необычный, и чтобы он прошел удачно, я хочу, чтоб у нас была доброжелательная атмосфера. Давайте будем трудиться сообща, слушать и стараться понять друг друга.

- Первый вопрос вам: Кто главный герой произведения?

Проблемный вопрос: А почему рассказ о мальчике называется "Скворцы"? Мы должны выяснить это с вами в ходе урока.

V. Беседа по тексту. Слайд: "Павлуня на кровати".

- Кто такой Павлуня? Что мы о нем знаем? В какой семье он живет?

- Почему мама поставила кровать ближе к окну?

- Как родители относятся к мальчику?

- Любит ли Павлуня свой дом?

- О каком времени года говорится в произведении?

- Почему мальчик с нетерпением ждал отца с работы?

VI. Чтение отрывка. Слайд: "Павлуня и отец делают скворечник".

- Почему история со скворечником занимает такое большое место в жизни Павлуни?

Слайд: " Отец ставит скворечник".

- Где они его установили? Каким получился скворечник?

- Почему автор пишет, что « отец тут же пошел в огород?»

- Какие детали говорят о том, как надежно был прикреплен скворечник?

- Можно ли догадаться о том, что значил для мальчика этот скворечник?

VII. Работа с книгой.

Слайд: "Прилет двух скворцов"

- Какое состояние переживает Павлуня в эпизоде "Прилет скворцов". Подтвердите текстом рассказа, (стр. 146)

- Как понимаете значение слова "обомлел"?

- О чем беспокоится, тревожится Павлуня? ("А где же остальные будут жить?")

Слайд: "Два скворца в скворечнике"

- Каково было поведение скворцов? Чем они привлекали к себе внимание людей? Задание: зачитать только глаголы, (стр. 116-117).

Слайд: "Упавший скворечник"

- Обратимся к эпизоду "История со скворечником".

Какая произошла беда? Как писатель передает состояние и действия потрясенного чужой бедой мальчика (стр. 117, чтение учителем эпизода до слов "Тут Павлуня увидел скворечник. . . ").

- А что было потом? Задание: зачитайте последний абзац.

- Как можно оценить поступок Павлуни, отправившегося спасать скворцов?

- Верите ли вы, что Павлуня выздоровеет, а скворцы прилетят завтра? О чем говорит последнее слово "завтра"?

Учитель: Надежда! Она остается. Автор дарит ее нам и героям. Мальчик обязательно вылечится, и скворцы прилетят.

VIII. Обобщение.

Учитель: Пришло время ответить на главный вопрос нашего урока.

- Так почему рассказ о мальчике называется "Скворцы"?

IX. Написание мини-сочинения.

Учитель: А теперь я хочу предложить вам необычное задание. Думаю, оно вам понравится.

- Что такое пословица? ( Краткое народное изречение с назидательным смыслом.)

Задание: Объясни смысл пословицы, используя материал рассказа В.Белова.

ПО ТЕЧЕНИЮ ТОЛЬКО ДОХЛАЯ РЫБА ПЛЫВЕТ.

БЕЗ ПРИЧИНЫ НЕТ КРУЧИНЫ.

X. Чтение мини-сочинений.

XI. - Как внимательно вы читали?

- Павлуня взглянул в окошко и увидел сосульку. А где намерзла эта сосулька? (на карнизе).

- На что она была похожа? (на штык)

- Было холодно, накапало. Откуда капало? (с застрехов).

- С чем сравнивается синее небо? (обложкой на новой тетради).

- Как звали фельдшера? (Иван Яковлевич).

- Кем был отец Павлуни? (трактористом). Кем была его мать? (колхозница).

- Чем пахло от рук отца? (трактором и снегом).

- Что принес отец домой с работы? (фильтр масляный).

- Когда стало темно в доме, что зажег отец? (десятилинейную лампу).

- Перечислите, какие инструменты занес отец в дом? (топор, ножовку, рубанок, долото, молоток).

- С какой веткой вошел отец Павлуни с улицы? (черемухи).

- Чем пахло от скворечника? (смолой).

- Как называется трава, которая глянула на свет? (отава).

- Как называлась черемуха, на которой висел еще первый скворечник в деревне? (Гурихина )

XII. Домашнее задание "Письмо Павлуне".

Учитель: У нас есть возможность проявить свои творческие способности, раскрыться в слове. Дома вам нужно написать письмо Павлуне с вашими мыслями о нем или пожеланиями.

XIV. Итог урока.

- Чему учит нас рассказ ?

- Что ожидает героя завтра?

Заключение

Учитель: В одном из стихотворений есть такие строки:

У нас в краю тебе помогут птицы

Узнать, какие души у людей.

- Оказывается, у птиц есть чутье, и они селятся только у добрых людей, где в семье лад. Так же, как и аисты. Предлагаю вам сделать подарок Павлуне, то есть построить скворечник для птиц, чтобы мы с вами знали, что дом для птиц готов.

- Какие советы - выводы мы можем сделать?

Будьте внимательны друг другу, к окружающим вас людям, природе, спешите делать добрые дела и помните:

"Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды".

© 2010-2022