- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок русского языка по теме Омонимы
Урок русского языка по теме Омонимы
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Рыбникова Л.М. |
Дата | 16.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема урока : Омонимы.
Цели урока:
- сформировать у учащихся знание определения понятия омонимы, знание того, чем отличаются омонимы от многозначных слов;
- выработать умение находить омонимы в толковом словаре, отличать омонимы от многозначных слов;
- повторить переносное значение слов, правописание безударной гласной в корне слова, правописание глаголов;
- развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, познавательный интерес при работе со словарями;
- воспитывать любовь и уважение, чуткость к родному слову.
Оборудование урока: толковые словари; компьютер, презентация урока.
Ход урока.
I.Организационный момент.
II.Сообщение темы и цели урока
III. Проверка домашнего задания.
1.Устная синтаксическая минутка.
Составить схемы предложений, выписать метафоры. 1).Улыбнулись сонные берёзки, растрепали шёлковые косы. 2). Вот солнце в облаках мигает, и иней на снегу сверкает (сл.3).
2. Словарный диктант( графически объяснять написание безударной гласной в корне глаголов). Раздаваться в тишине, появиться внезапно, качаться на качелях, освещать комнату, становиться белым, изменять привычке, заставлять писать, разделять на части, виднеется на горизонте, удивляется лазури неба.(сл.4)
3.Фронтальный опрос. - Какие слова мы называем однозначными? Многозначными? - Как вы понимаете термин «переносное значение»? - В каком значении употреблено слово «зеркало» в домашнем упражнении? - Составьте предложение со словом «зеркало» в прямом значении. - А как называется раздел науки о языке, который изучает слова и их лексическое значение? IY. Изучение нового материала. Прослушайте стихотворение В. Лифшица.
Шёл я с сумкой за плечом,
Вижу, бьёт в овраге ключ.
Наклонившись над ключом,
Уронил я в воду ключ.
Шарю я в ключе по дну,
Над водою спину гну.
Если ключ я не найду,
Как домой я попаду?9Сл.5)
- Сколько предметов определяет в данном стихотворении слово ключ?( два)
- Одинаково ли пишутся и звучат слова?
- Подумайте, одинаковы ли они по значению?
- Сможете ли вы сами дать определение омонимам? - Откройте толковые словари и найдите, что такое омонимы. - Сравните, как в толковых словарях объясняется значение омонимов и многозначных слов на примере слова ключ. - В каком значении употреблено слово ключ в выражении бьёт ключом? -Что нового вы узнали о словах? Что такое омонимы? (сл.6) Y. Закрепление изученного.
-
Упражнение 726. Найдите в тексте омонимы.
- Что обозначает каждый из них? Какой частью речи они являются? - Спишите упражнение, подчёркивая омонимы как члены предложения. 2. Разновидности омонимии: омоформы, омофоны, омографы ( Сл.7-11).
-Определите, есть ли в предложениях омонимы.
В темноте сидеть неприятно. Мама начала седеть. Апельсины - плод цитрусового дерев. По реке плывёт плод.
YI. Закрепление изученного.
- Что нового узнали сегодня на уроке?
- Какие задания у вас вызвали наибольший интерес? - Что такое омонимы? Назовите разновидности омонимов. YII. Домашнее задание.
Выучить параграф 59, упр.727, 729, написать небольшой рассказ, используя омонимы (по выбору). YIII. Подведение итогов