Урок русского языка по теме Омонимы

В условиях модернизации образования первостепенной задачей является развитие личности, формирование у учащихся универсальных учебных действий. В ходе изучения русского языка учащийся должен овладеть всеми видами речевой деятельности, осознать эстетическую ценность языка, иметь достаточный объём словарного запаса для выражения своих мыслей, целесообразно взаимодействовать с окружающими в процессе речевого общения.       В системный курс русского языка включён раздел «Лексикология». Концентрическо...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока : Омонимы.

Цели урока:
- сформировать у учащихся знание определения понятия омонимы, знание того, чем отличаются омонимы от многозначных слов;
- выработать умение находить омонимы в толковом словаре, отличать омонимы от многозначных слов;
- повторить переносное значение слов, правописание безударной гласной в корне слова, правописание глаголов;
- развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, познавательный интерес при работе со словарями;
- воспитывать любовь и уважение, чуткость к родному слову.

Оборудование урока: толковые словари; компьютер, презентация урока.

Ход урока.

I.Организационный момент.

II.Сообщение темы и цели урока

III. Проверка домашнего задания.

1.Устная синтаксическая минутка.

Составить схемы предложений, выписать метафоры. 1).Улыбнулись сонные берёзки, растрепали шёлковые косы. 2). Вот солнце в облаках мигает, и иней на снегу сверкает (сл.3).

2. Словарный диктант( графически объяснять написание безударной гласной в корне глаголов). Раздаваться в тишине, появиться внезапно, качаться на качелях, освещать комнату, становиться белым, изменять привычке, заставлять писать, разделять на части, виднеется на горизонте, удивляется лазури неба.(сл.4)

3.Фронтальный опрос. - Какие слова мы называем однозначными? Многозначными? - Как вы понимаете термин «переносное значение»? - В каком значении употреблено слово «зеркало» в домашнем упражнении? - Составьте предложение со словом «зеркало» в прямом значении. - А как называется раздел науки о языке, который изучает слова и их лексическое значение? IY. Изучение нового материала. Прослушайте стихотворение В. Лифшица.
Шёл я с сумкой за плечом,
Вижу, бьёт в овраге ключ.
Наклонившись над ключом,
Уронил я в воду ключ.
Шарю я в ключе по дну,

Над водою спину гну.
Если ключ я не найду,
Как домой я попаду?9Сл.5)
- Сколько предметов определяет в данном стихотворении слово ключ?( два)
- Одинаково ли пишутся и звучат слова?
- Подумайте, одинаковы ли они по значению?
- Сможете ли вы сами дать определение омонимам? - Откройте толковые словари и найдите, что такое омонимы. - Сравните, как в толковых словарях объясняется значение омонимов и многозначных слов на примере слова ключ. - В каком значении употреблено слово ключ в выражении бьёт ключом? -Что нового вы узнали о словах? Что такое омонимы? (сл.6) Y. Закрепление изученного.

  1. Упражнение 726. Найдите в тексте омонимы.

- Что обозначает каждый из них? Какой частью речи они являются? - Спишите упражнение, подчёркивая омонимы как члены предложения. 2. Разновидности омонимии: омоформы, омофоны, омографы ( Сл.7-11).

-Определите, есть ли в предложениях омонимы.

В темноте сидеть неприятно. Мама начала седеть. Апельсины - плод цитрусового дерев. По реке плывёт плод.

YI. Закрепление изученного.
- Что нового узнали сегодня на уроке?
- Какие задания у вас вызвали наибольший интерес? - Что такое омонимы? Назовите разновидности омонимов. YII. Домашнее задание.

Выучить параграф 59, упр.727, 729, написать небольшой рассказ, используя омонимы (по выбору). YIII. Подведение итогов




© 2010-2022