РАБОТА С ТЕКСТОМ КАК ОСНОВНОЙ СПОСОБ РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ

В условиях всеобщей глобализации, на которую влияют интенсивнейшая информатизация, торгово-экономические связи, сфера образования во многом является показателем конкурентноспособности страны в едином мировом сообществе. В связи с этим появилась необходимость независимой, объективной оценки как школьного образования, так и  образовательных программ на соответствие  лучшей международной образовательной практике. Эта внешняя оценка осуществляется программой PISA (Программа международной оценки обра...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАБОТА С ТЕКСТОМ КАК ОСНОВНОЙ СПОСОБ РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ



Агеева Н. Р., учитель русского языка и литературы КГУ «ОШ № 189»

Актуализация.

В условиях всеобщей глобализации, на которую влияют интенсивнейшая информатизация, торгово-экономические связи, сфера образования во многом является показателем конкурентноспособности страны в едином мировом сообществе. В связи с этим появилась необходимость независимой, объективной оценки как школьного образования, так и образовательных программ на соответствие лучшей международной образовательной практике. Эта внешняя оценка осуществляется программой PISA (Программа международной оценки образовательных достижений обучающихся в области естественных наук, математики и чтения). К сожалению, по результатам тестирования 15-летних школьников в 2012 году Казахстан занял лишь 63 место по читательской грамотности.

На основе представленной информации были сделаны общие выводы о том, что в нашей школе имеются проблемы формирования практических навыков осмысления текстов различного содержания и форм представления их. Как правило, отечественное образование акцентировано на технику чтения и умение воспроизводить содержание прочитанного, что, по сути, мешает развитию главных функциональных качеств конкурентноспособной личности - инициативности, способности творчески мыслить и находить нестандартные решения.

Под «грамотностью чтения» предлагается понимать способность человека к пониманию письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества.

Оценка грамотности чтения должна учитывать следующее его пять аспектов, овладение которыми свидетельствует о полном понимании текста:

  • общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла;

  • выявление информации;

  • интерпретация текста;

  • рефлексия на содержание текста;

  • рефлексия на форму текста.

Все аспекты чтения взаимосвязаны, и от выполнения одного из них зависит успешное завершение другого. Полное понимание текста предполагает определенный уровень компетентности учащегося по каждому из аспектов. Уровень этот выявляется с помощью вопросов и указаний к выполнению заданий.

Далее мы рассмотрим пример конкретного урока, демонстрирующий, как можно организовать работу с текстом в рамках программы формирования функциональной грамотности.

Тема: «ТРУДНО УГОДИТЬ ВСЕМ»

Цели и задачи урока:

Дидактические

Расширение кругозора, активизация познавательной активности

Воспитывающие

Формирование собственных нравственных, мировоззренческих установок; развитие коммуникативности, умения сотрудничать.

Развивающие

Развитие навыков грамотности чтения; формирование мотивации учебной деятельности.

Социализирующие

Формирование критического взгляда на мнимые нормы и ценности общества; стрессовый контроль; обучение общению и саморегуляции.

Методические приёмы, стратегии: работа в парах, группах; «Аквариум», «Я, ты, мы»

Ход урока.

  1. Вызов (5 минут).

А) Тренинг «Комплемент».

Цель: поднятие настроения, положительный настрой на урок. Ребята становятся в круг, каждый из них должен сделать краткий комплемент соседу слева.

Б) Тренинг «Мешочек».

Цель: мотивация учащихся к учебной деятельности. Детям даётся мешочек, в который они в ходе урока должны будут «положить» определенные умения и навыки (например, «Я положу в мешочек умение работать с текстом»).

  1. Деление класса на группы (3 минуты). Учитель заранее анализирует индивидуальные особенности учеников и рассаживает их по принципу присутствия в группе пар «ведущий-ведомый» для того, чтобы в процессе работы «ведомые» (которые, кстати, чаще всего являются и «угождающими», что перекликается с содержанием текста) становились «ведущими».

  2. Работа с текстом.

Чтение (2 минуты).

ТРУДНО УГОДИТЬ ВСЕМ

В жаркий летний день по пыльным улицам шел человек со своим сыном и ослом. Отец сидел на осле, а мальчик вел его в поводу. «Бедный ребенок, - сказал увидевший их прохожий. - Его короткие ножки пытаются не отстать от осла. Как может этот мужчина так лениво сидеть на осле, неужели он не видит, что мальчик бежит в изнеможении?» Отец принял этот упрек близко к сердцу, на ближайшем же углу слез с осла и посадил на него мальчика. Не прошло и нескольких минут, как другой прохожий громко сказал: «Какой позор! Маленький пострел восседает, как султан, в то время как его бедный старый отец идет пешком». Это замечание очень задело мальчика, и он попросил отца сесть на осла позади него. «Вы когда-нибудь видели что-нибудь подобное? - заметила проходящая женщина. - Такая жестокость к животному. Спина бедного ослика прогибается, а этот старый бездельник и его сын развалились, как на тахте. Бедное создание!» Отец и сын переглянулись и без
слов слезли с осла. Но едва они прошли несколько шагов, как
очередной прохожий стал насмехаться над ними, говоря: «Хвала
небесам, что я не так глуп. Зачем вы двое ведете своего осла,
когда он не приносит никакой пользы, не везет даже одного из
вас?»

Отец сунул ослу в рот пригоршню соломы и положил руку
на плечо сыну: «Что бы мы ни делали, - сказал он, - всегда кто-
то не согласен с этим. Я думаю, нам надо самим решать для
себя, что мы считаем правильным».
(Притча из серии историй о Ходже Насреддине.)

Примечание по оцениванию работы. Учитель предупреждает детей, что в ходе работы они будут осуществлять самооценку (задания первого и третьего уровней) и взаимооценку (задание второго уровня). На столах лежат стикеры четырёх цветов: красный - «задание выполнено очень хорошо», синий - «задание выполнено хорошо, но имеются недочёты, не полностью высказана мысль», зелёный - «задание выполнено не очень хорошо, имелись существенные ошибки», коричневый - «задание не выполнено».



ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ ПОНИМАНИЯ ТЕКСТА .

Поиск и обработка информации. (7 минут)

  1. Работа в парах. Заполнение таблицы . (5 минут).

Как двигались путники?

Как комментировали это прохожие?


2) Мини-тест. (2 минуты)

1.Что возмутило первого прохожего?

А) Мужчина жестоко обращался с ослом.

Б) Мальчик неуважительно обратился к отцу.

В) Ребёнок шёл пешком, а мужчина ехал на осле.

Г) Путники не уступили ему дорогу.

2. Как отнёсся мальчик к замечанию второго прохожего?

А) Оно его задело.

Б) Он пропустил его мимо ушей.

В) Он нагрубил прохожему.

Г) Он расплакался.

3. Почему последний прохожий посчитал себя «не таким глупым», как путники?

А) Потому что он ехал на осле.

Б) Потому что он считал, что осёл без поклажи или седока бесполезен.

В) Потому что вместо осла у него была лошадь.

Г) Потому что отец и сын слушали всех прохожих и пытались под всех подстроиться.

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ .

Обобщение и интерпретация.(18 минут).

Технология «Аквариум». Первый внутренний круг образуют ученики из условной группы «ведущие».

- Ребята, выскажите своё мнение по поводу поведения отца в первом абзаце.

Второй внутренний круг - «ведомые».

- Ваша задача, ребята, - сказать, согласны или не согласны вы с позицией отца, высказанной во втором абзаце, и почему.

ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ, СВИДЕТЕЛЬСТВУЮЩИЙ О ПОЛНОМ ПОНИМАНИИ ТЕКСТА.

Рефлексия. (7 минут).

Технология «Я,ТЫ,МЫ». Цель: высказать общее мнение группы по поводу заключительных слов текста: «…нам надо самим решать для себя, что мы считаем правильным»; решить, как они согласуются с сегодняшними реалиями.



  1. Оценивание работы групп, выставление оценок (см. примечание). (2 минуты).



  1. Этап информации о домашнем задании. (1 минута)

Прочитать три притчи из серии историй о Ходже Насреддине. Подготовить их пересказ и по три вопроса к каждой притче.

















© 2010-2022