Рабочая программа по русскому языку 6 класс (ФГОС)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Вольновская общеобразовательная школа I-III ступеней

«Рассмотрено» «Согласовано» " Принято" «Утверждаю»

на заседании МО зам. директора по УВР на заседании педсовета Приказ № от

ВольновскойОШ Директор ВОШ

учителей русского языка и литературы «_____»________20_ г. протокол № от

Вольновскойшколы _________/ В.П. Голдырев/

Протокол № от ________/ В.Л. Литинецкая/ «______»____________200_г.

Печать ОУ

«____»____________

Руководитель МО

__________/М.В.Недашковская /

Рабочая программа

на 2014/ 2015 учебный год






Учебный предмет: Русский язык

Класс 6 А, Б

Количество часов: в неделю - 6; всего за год -204

Учитель Клименко Мария Дмитриевна

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:

- федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённый приказом Министерства образования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

- приказ Министерства образования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку (письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.06.2005 г. № 03-1263);

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.12.2005 года № 302 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования».

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Данная рабочая программа составлена на основе Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова). Учебник «Русский язык. 6 класс» в 2-х частях ( Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.Г. Нарушевич, издательство «Просвещение», 2014. )Программа составлена для учащихся 6 класса и рассчитана на 221 час. Учебник соответствует требованиям общеобразовательного стандарта второго поколения по русскому языку для школ с русским (родным) языком обучения. Программа по русскому языку для 6 класса основной общеобразовательной школы реализует основные идеи ФГОС основного общего образования нового поколения. Её характеризует направленность на достижение результатов освоения курса русского языка не только на предметном, но и на личностном и метапредметном уровнях, системно-деятельностный подход, актуализация воспитательной функции учебного предмета «Русский язык».

Программа обеспечивает преемственность обучения с подготовкой учащихся в 5 классе и разработана на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку, созданной с учётом:

программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

фундаментального ядра содержания общего образования по русскому языку;

требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;

программы развития УУД.

Содержание данной программы направлено на реализацию следующих целей изучения русского (родного) языка в основной общеобразовательной школе:

  • воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания; человека, любящего свою родину, свой народ, знающего родной язык и культуру своего народа и уважающего традиции и культуры других народов;

  • воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как к явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка, его роли в жизни общества и государства, в современном мире;

  • овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, сотрудничеству, позитивному диалогу, содержательным компромиссам; потребности в речевом самосовершенствовании;

  • развитие навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования, важнейшими общеучебными умениями и УУД (формулировка цели, планирование деятельности, осуществление речевого самоконтроля и самокоррекции, поиск, анализ и преобразование информации из разных источников, информационная переработка текста и др.);

  • освоение знаний об устройстве языковой системы и её закономерностях, стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие навыка опознавать анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; активное обогащение словарного запаса, совершенствование умений применять приобретённые знания и навыки в процессе речевого общения в учебной и повседневной деятельности.

Содержание программы выделяет три основных линии: формирование коммуникативной компетенции, формирование языковой и лингвистической компетенций, формирование культуроведческой компетенции. Указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы, что отражено в тематическом планировании, где представлено распределение тем, количества часов, содержания, основных видов деятельности, планируемого результата и видов контроля в ходе каждого учебного занятия.

Особенности изучения предмета в 6 классе :
1. Программа по русскому языку в 5 классе изучалась по программе государства Украина
2. Не изучались разделы о частях речи, поэтому программа требует коррекции, то есть в 6 классе полностью изучать темы «Имя существительное» (за 5 и 6 класс), « Имя прилагательное» ( за 5 и 6 класс)
3. Использовать учебник по русскому языку за 5 класс
4. Раздел «Словообразование» переведен в раздел «Повторение», так как эта тема изучалась в 5 классе( по украинской программе )

Характеристика программы

Значение русского языка как учебного предмета определило основные особенности программы:

  • актуализация его метапредметной функции;

  • интеграция процессов изучения языка и развития коммуникативной компетенции учащихся, совершенствования познавательной деятельности;

  • усиление аксиологической направленности на основе расширения культурно-исторической составляющей.

Осуществляя компетентностный и системно-деятельностный принципы образования, программа направлена на социальное, личностное, познавательное и коммуникативное развитие личности на основе формирования УУД:

  • личностных, обеспечивающих самоопределение человека;

  • регулятивных, обеспечивающих организацию учебной деятельности;

  • познавательных, включающих общеучебные действия;

  • коммуникативных, обеспечивающих социальную компетентность.

Реализация когнитивно-коммуникативного подхода предопределила направленность программы на сбалансированное совершенствование всех видов речевой деятельности, выдвижение текста в качестве центральной единицы обучения русскому языку, что позволяет представлять изучаемый языковой материал в коммуникативном пространстве.

Особенностью программы является усиление аксиологической направленности изучения предмета, раскрывающей феномен русского языка как одной из значимых культурных ценностей, воспитывающей уважительное, сознательное отношение к родному языку, в связи с чем в курсе актуализирована культурно-историческая составляющая.


Результаты изучения предмета «Русский язык»

Личностные:

  1. понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;

  2. осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него;

  3. достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.

Метапредметные:

  1. владение всеми видами речевой деятельности;

  2. применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;

  3. коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи.

Предметные:

  1. представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке РФ, средстве межнационального общения;

  2. понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования;

  3. владение всеми видами речевой деятельности;

  4. усвоение основ научных знаний о родном языке;

  5. освоение базовых понятий лингвистики;

  6. проведение различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста;

  7. осознание эстетической функции






Требования к уровню подготовки учащихся 6 классов


Уровень «ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ»: основные теоретические лингвистические понятия, изучаемые в 6 классе, и сведения о происхождении этих понятий; основные закономерности исторического процесса формирования языка, правила применения орфограмм и пунктограмм, адекватно понимать информацию устного и письменного характера (цели, темы и проч.); роль русского языка как языка русского народа, государственного, средства межнационального общения; связь языка и культуры народа; роль родного языка в жизни человека и общества, развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, процессе самообразования, основы научных знаний о родном языке, взаимосвязи его уровней и единиц.

Уровень «УМЕТЬ/ПРИМЕНЯТЬ»: приёмы ознакомительного и изучающего чтения; навыки анализа и характеристики звука, буквы, слога, морфемы, слова, словосочетания, предложения, текста с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения; устанавливать принадлежность текста к определённому типу речи, делить текст на микротемы, осуществлять информационную переработку текста, самостоятельно создавать устное и письменное монологическое высказывание, опираясь на самостоятельно составленный план, обосновывая своё мнение и приводя аргументированные примеры; создавать текст в устной и письменной форме; приёмы работы со схемами, таблицами; сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка, использовать фонетический, морфемный, лексический, морфологический, синтаксический разборы при характеристике слова или предложения; соблюдать в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию, использовать в своей речи выразительные средства языка, выступать перед аудиторией, восстанавливать деформированный текст, кодировать и декодировать информацию, оценивать речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, анализировать языковой материал, ставить цели и задачи и делать выводы, анализировать и оценивать собственную учебную деятельность.













УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНЕ

Раздел программы

темы

Всего часов

В том числе

Изучение нового

РР

К\р-

анализ

РЧ

Введение

Русский язык- язык РФ и язык межнационального общения


5


2


3



Повторение изученного в 5 классе

Состав слова, словообразование, орфография.


18


14


2


2




Лексика и фразеология

Лексический состав зыка

Фразеологизмы.


16


11


3


2



Морфология

Имя существительное


35


25


7


2


1

Имя прилагательное

34

23

8

2

1

Имя числительное


18


12


3


2


1

Местоимение

29

21

6

2


Глагол

31

24

4

2

1

Синтаксис, пунктуация.

Простое и сложное предложение


16


11


2


2


1

Повторение изученного в 6 кл


3


1



2


ИТОГО


204


143


38


18


5





Содержание учебного курса

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В V КЛАССЕ 18 ч.

Повторение. Фонетика, графика. Фонетический разбор слова. Морфемы в слове. Морфемный разбор. Орфография. Орфограммы в приставках и в корнях слов. Чередование гласных в корне слова. Орфограммы в окончаниях слов. Словосочетание. Простое предложение. Сложное предложение Прямая речь. Диалог. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Деление текста на части; составление простого плана

ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ 16

Повторение пройденного по лексике в V классе.

Исконно русские слова. Заимствованные слова. Общеупотребительные слова. Профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы. Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Устаревшие слова. Неологизмы.

Основные пути пополнения словарного состава русского языка.

Толковые словари иностранных слов, устаревших слов.

Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь.

Умение определять по толковому словарю, из какого языка заимствовано слово, относится ли оно к устаревшим, диалектным или профессиональным словам.

Умение пользоваться словарями иностранных слов, устаревших слов, фразеологизмов.

Сбор и анализ материалов к сочинению: рабочие материалы. Сжатый пересказ исходного текста.

МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Имя существительное 35ч.

Повторение сведений об имени существительном, полученных в начальных классах. Имя существительное как самостоятельная часть речи.

3 склонения имен существительных, орфограммы в окончании существительных

Склонение существительных на -мя. Несклоняемые существительные. Текстообразующая роль существительных. Словообразование имен существительных.Не с существительными. Правописание гласных в суффиксах-ек, -ик, буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах -ок(-ек),-онк, -онок. Согласные ч и щ в суффиксе -чик (~щик); Ь в именах существительных после шипящих.

Умение правильно образовывать формы косвенных падежей существительных на -мя, правильно употреблять в речи несклоняемые существительные, согласовывать прилагательные и глаголы в форме прошедшего времени с существительными общего рода (например, белоручка, сирота и др.).Умение определять значения суффиксов имен существительных (увеличительное, пренебрежительное и уменьшительно-ласкательное).

Различные сферы употребления устной публичной речи.

Имя прилагательное 34ч.

Повторение пройденного об имени прилагательном в начальных классах .

Имя прилагательное как часть речи.

Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Степени сравнения прилагательных; образование степеней сравнения. Словообразование имен прилагательных.

Не с именами прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных; правописание гласных и согласных и суффиксах -ан- (-ян-), -ин~, -они- (-енн-) в именах прилагательных; различение на письме суффиксов -к- и -ск-. Слитное- и дефисное написание сложных прилагательных. Ь в прилагательных после шипящих.

II. Умение правильно образовывать степени сравнения прилагательных, соблюдать правильное ударение при образовании степеней сравнения, определять значение суффиксов в именах прилагательных (уменьшительно-ласкательное и неполноты качества).

Умение употреблять в речи прилагательные в переносном значении.

III. Описание природы, структуры данного текста, его языковые особенности; описание предметов, находящихся вблизи и вдали. Выборочный пересказ исходного текста с описанием природы. Описание пейзажа по картине.

Публичное выступление о произведении народного промысла.

Имя числительное 18ч.

Имя числительное как часть речи. Синтаксическая роль имен числительных в предложении. Числительные количественные и порядковые. Числительные простые и составные. Текстообразующая роль числительных.Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях; буква ь в середине и на конце числительных. Слитное и раздельное написание числительных.

Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных.

I Умение употреблять числительные для обозначения дат, правильно употреблять числительные двое, трое и др., числительные оба, обе в сочетании с существительными.

Умение выражать приблизительное количество с помощью сочетания количественного числительного и существительного (например, минут пять, километров десять).

Местоимение 29ч.

Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимений в предложении. Разряды местоимений: : личные, возвратное, притяжательные, вопросительные, относительные, неопределенные отрицательные, указательные, определительные. Склонение местоимений. Текстообразующая роль местоимений.

Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква я в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределенных местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях перед суффиксами -то, -либо, -нибудь и после приставки кое-.

Не в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.

Умение употреблять личные местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего предложения. Умение правильно использовать местоимения как средство связи предложений и частей текста.

Глагол 31ч.

Повторение пройденного о глаголе в начальных классах .

Глагол как самостоятельная часть речи. Спряжение глаголов. Вид, время, лицо, род , возвратность глаголов. Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное, условное и повелительное наклонения. Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Буквы ь и ив глаголах в повелительном наклонении. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Текстообразующая роль глаголов. Словообразование глаголов.

Правописание гласных в суффиксах -ова(ть), -ева(ть) и -ыва(ть), -ива(ть).

Умение употреблять формы одних наклонений в значении других и неопределенную форму (инфинитив) в значении разных наклонений.

Синтаксис и пунктуация. 16ч. Повторение пройденного в 5 классе. Синтаксические единиц. Грамматическая основа. Члены предложения. Виды связи в сложном предложении. Синтаксический разбор простого и сложного предложения.




Календарно-тематическое планирование

6 класс

Введение

5 часов

№ п/п

Тип урока

Тема

Дата

Планируемые результаты

Виды деятельности учащихся

пров

факт

личностные

метапредметные

предметные

1

УНЗ

Введение. Русский язык - как язык РФ

и язык межнационального

общения.



1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовер-шенствованию;

владение всеми видами речевой деятельности:

адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка;

представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

Знать стили речи, типы речи

Уметь различать функциональные разновидности языка в простых и ясных формах. Роль родного языка в жизни человека; функциональные разновидности языка: разговорный язык, функциональные стили (научный, публицистический, официально - деловой), язык художественной литературы.

Различать функциональные разновидности языка в наиболее простых и ясных случаях (в течение всего учебного года).

2

УНЗ

Понятие о функциональных разновидностях языка.



3

УРР

РР. № 1 Текст и его признаки.


4

УРР

РР № 2 Составление плана к тексту.

5

УРР

РР № 3 Орфоэпические нормы


Повторение

18 часов

6

УЗЗ

Состав слова.

- достаточный объем словарного запаса и усвоенных

грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовер-шенствованию;

владение всеми видами речевой деятельности:

адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

усвоение основ научных знаний о родном языке;

понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения,

понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

Знать

разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них.

Уметь применять алгоритмы выбора верного написания

Знать основные орфограммы, изученные ранее

Обнаруживать изученные орфограммы и объяснять написание соответствующих слов.

Объяснять суть основного принципа русской орфографии, пользоваться орфографическим словарём.

Владеть приёмом поморфемного письма.

7

УЗЗ

Способы образования слов.

8

УЗЗ

Лексическое и грамматическое значение слова.

9

УЗЗ

Чередование в корнях ( зар-зор; гар-гор )

10

УЗЗ

Правописание раст-ращ-рос.

11

УЗЗ

А-О в корнях кас-кос; лаг-лож.

12

УЗЗ

Е-И в корнях с чередованием.


13

УЗЗ

Правописание приставок (рас-раз )

14

УЗЗ

Е-И в приставках

Правописание приставок ПРЕ - ПРИ.

15

УЗЗ

Правописание сложных слов.

16

УЗЗ

Правописание слов с ПОЛ.

17

УЗЗ

Сложносокращенные слова.

18

УРР

РР № 4. Понятие об этимологии.

19

УЗЗ

Простое и сложное предложение. Знаки препинания.

20

УЗЗ

Знаки препинания при обращениях, вводных словах

21

УЗЗ

Прямая речь. Диалог.

22

УЗЗ

Морфемный разбор слова.

23

УЗЗ

Словообразовательный разбор слова.


24

УКЗ

К/р №1 Диктант «Повторение»


25

УЗЗ

Анализ контрольной работы.

26

УЗЗ

Резервные часы (1)

Лексикология,орфография, культура речи 18 часов

27

УЗЗ

Повторение изученного в 5 классе

- достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

-осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовер-шенствованию;

владение всеми видами речевой деятельности:

адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными),

понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

Соблюдать нормы построения словосочетаний, требующих согласования и управления. Различать и правильно употреблять в речи словосочетания типависеть на волоске.Интонационный анализ предложения. Уместное и правильное использование интонации и знаков препинания при однородных членах, в предложениях с вводными словами. Использование этикетных формул обращения в устной и письменной речи.

28

УНЗ

Исконно русские слова.

29

УНЗ

Чередование гласных в корнях -скак-/-скоч-, -равн-/-ровн-, -твар-/-твор-.

30

УНЗ

Заимствованные слова.

31

УНЗ

Активный и пассивный состав языка.

32

УНЗ

Архаизмы.

33

УНЗ

Неологизмы.

34

УРР

РР № 5.Стили речи

35

УНЗ

Общеупотребительные слова .

36

УНЗ

Диалектизмы.

37

УНЗ

Профессионализмы.

38

УНЗ

Жаргонизмы.

39

УЗЗ

Фразеологизмы.

40

УЗЗ

Фразеологизмы нейтральные и стилистически окрашенные.

41

УРР

РР 6. Сочинение -рассказ о народном промысле

42

УОЗ

Обобщение изученного материала по теме «Лексикология»

43

УКЗ

Контрольная работа №2 «Лексикология,орфография, культура речи» Тест

44

УЗЗ

Анализ контрольной работы.

45

УРР

РР № 7. Типы речи

и стили речи

46

УЗЗ

Резервные часы (1)

Грамматика. Морфология, орфография, культура речи

47

УЗЗ

Части речи в русском языке.




Имя Существительное 34 часа

48

УНЗ

Имя существительное как самостоятельная часть речи.

- осознание эстетической ценности русского языка;

уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовер-шенствованию;

-) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

владение всеми видами речевой деятельности:

адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли;

основной и дополнительной информации);

владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными),

проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения,

Знать четыре признака, по совокупности которых определяются имена существительные. Знать основные словообразовательные суффиксы существительных.

Определять существительные по совокупности четырёх признаков.

Правильно писать основные словообразовательные суффиксы существительныхРазличать функциональные омонимы (существительные и прилагательные).

Определять разряды существительных

Строить рассуждение на грамматические темы.

Употребление имён существительных в соответствии с основными орфоэпическими, лексическими, грамматическими нормами.

Правильное произношение сложносокращённых имён существительных.

Правильное согласование со сложносокращёнными словами имён прилагательных и глаголов прошедшего времени. Употребление существительных с

суффиксами оценки как изобразительное языковое средство.

49

УНЗ

Постоянные признаки ИС: имена собственные и нарицательные.

50

Постоянные признаки ИС: одушевленные и неодушевленные

51

УРР

РР № 8. Научный стиль

52

УНЗ

Род имен существительных.

53

УНЗ

Склонение имен существительных.

54

УНЗ

Склонение имен существительных

55

УНЗ

Правописание Е-И в окончаниях имен существительных.

56

УНЗ

Правописание Е-И в окончаниях имен существительных.

57

УРР

РР № 9. Анализ текста научного стиля.

58

УНЗ

Разносклоняемые имена существительные.

59

УНЗ

Несклоняемые существительные.

60

УНЗ

Род несклоняемых существительных.

61

УНЗ

Имена существительные общего рода.

62

УНЗ

Профессиональные слова ( учитель )

63

УНЗ

Правописание НЕ с именами существительными.

64

УРР

РР № 10. Сочинение на лингвистическую тему. (обучающее)

65

УНЗ

Слитное и раздельное правописание НЕ с ИС,

66

УНЗ

Морфологический разбор существительных.

67-68

УРР

РР № 11-12. Сочинение рассказ по личным наблюдениям

69

УНЗ

Словообразование имен существительных.

70

УНЗ

Правописание суффиксов ЕК-ИК в именах существительных.

71

УНЗ

Правописание суффиксов ЧИК - ЩИК в именах существительных.

72

УНЗ

Правописание сложных слов.

73

УНЗ

Сложносокращенные имена существительные.

74

УРР

РР № 13 Рассуждение.

75-76

УРР

РР № 14 -15 Сочинение - рассуждение

77

УНЗ

Правописание О-Ё после шипящих.

78

УНЗ

Правописание О-Ё после шипящих в именах существительных.

79

УНЗ

Правописание Ь после шипящих в именах существительных.

80

УНЗ

Правописание Ь после шипящих в ИС.

81

УОЗ

Обобщение изученного материала.


82

Резервные часы (1)

83

УКЗ

Контрольная работа №3, «Имя Существительное» Диктант

84

УОЗ

Анализ контрольной работы.

Имя прилагательное 35 часа

85

УНЗ

Имя прилагательное как самостоятельная часть речи.

-достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

-осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовер-шенствованию;

владение всеми видами речевой деятельности:

адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения,

Знать четыре признака, по совокупности которых определяются прилагательные.

Знать разряды прилагательных по значению и формы степеней сравнения.

Различать основные суффиксы прилагательных и правильно их писать различать постоянные и непостоянные признаки имён прилагательных.

Производить морфемный и морфологический анализ прилагательных. Правописание сложных имён прилагательных.

Характеризовать языковые признаки имён прилагательных на основе анализа морфемной модели.

Анализ и составление словообразовательных цепочек на основе учебного словообразовательного словаря.

Употребление имён прилагательных в соответствии с основными орфоэпическими, грамматическими нормами.

86

УНЗ

Правописание окончаний имен прилагательных.

87

УНЗ

Краткие прилагательные.

88

УНЗ

Правописание Ь в кратких ИП

89

УНЗ

Правописание Ь в кратких ИП

90

УРР

РР № 16. Сжатое изложение ( приемы сжатия )

91

УНЗ

Разряды имен прилагательных.

92

УНЗ

Разряды имен прилагательных.

93

УНЗ

Качественные

разряды имен прилагательных.

94

УНЗ

Относительные и притяжательные ИП.

95

УНЗ

Относительные и притяжательные ИП.

96

УНЗ

Степени сравнения ИП. (сравнительная степень)

97

УНЗ

Степени сравнения ИП (превосходная степень)

98-99

УРР

РР № 17-18 Сжатое изложение

100

УНЗ

Морфологический разбор ИП.

Словообразование имен прилагательных.

101

УНЗ

102

УНЗ

О-Ё после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных.

103

УНЗ

О-Ё после шипящих в ИП. О-Ё в суффиксах прилагательных.

104

УРР

РР № 19 Описание. Описание картин.

105

УНЗ

Правописание сложных прилагательных

106

УНЗ

Правописание НЕ с ИП.

107

УЗЗ

Правописание НЕ с ИП.

108

УЗЗ

Правописание НЕ с ИП.

109

УНЗ

Правописание сложных прилагательных.

110-111

УРР

РР № 20-21Сочинение - описание картины.

112

УНЗ

Н-НН в суффиксах прилагательных

113

УНЗ

Н-НН в суффиксах прилагательных.

114

УЗЗ

Н-НН в суффиксах прилагательных.

115

УРР

РР № 22 Анализ сочинений.

116

УНЗ

Правописание суффиксов К - СК в ИП.

117

УЗЗ

Правописание К-СК в суффиксах ИП.

118

УОЗ

Обобщение изученного материала.

119

Резервные часы ( 1 )

120

УКЗ

Контрольная работа №4, «Имя прилагательное Тест

121

УОЗ

Анализ контрольной работы.

122

УРР

РР № 23 Текст, логика текста.

Имя числительное 18 часов

123

УНЗ

Имя числительное как самостоятельная часть речи.

достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

* осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовер-шенствованию;

владение всеми видами речевой деятельности:

адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;

представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными),

проведение различных видов анализа слова (,морфологический),

осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Знать значение, морфологические признаки, синтаксическую роль имён числительных. Отличие имён числительных от других слов, связанных с понятием числа. Разряды имён числительных по значению и грамматическим признакам.

Правильно употреблять числительные в речи. Склонять числительные. Проводить морфемный и морфологический анализ числительных.

Правильное построение словосочетаний типа пара носков, двое чулок. Наблюдение за употреблением имён числительных в научных текстах, деловой речи, в пословицах и поговорках. Анализ способ выражения приблизительного количества

124

УНЗ

Простые, сложные и составные имена числительные.

125

УНЗ

Простые, сложные и составные имена числительные.

126

УНЗ

Количественные числительные.

127

УНЗ

Порядковые числительные.

128

УРР

РР № 24 Сжатое изложение, приемы компрессии. Работа с текстом.

30.01

129

УНЗ

Разряды количественных числительных.

02.02

130

УНЗ

Целые числа.

02.02

131

УНЗ

Дробные числительные

02.02

132

УНЗ

Собирательные числительные.

03.02

133

УНЗ

Склонение ИЧ.

03.02

134

УОЗ

Склонение ИЧ.

05.02

135

УОЗ

Склонение ИЧ.

136-137

УРР

РР № 25-26 Сочинение. Роль числительных в тексте.

09.02

138

УНЗ

Синтаксическая роль ИЧ в предложении.

06.02

139

УНЗ

Морфологический разбор ИЧ.

10.02

140

УОЗ

Обобщение изученного материала

10.02

141

Резервные часы ( 1 )

142

УКЗ

Контрольная работа № 5 «Имя числительное» Тест

12.02

143

УОЗ

Анализ контрольной работы

13.02

144

УРР

РР № 27 Описание окружающего мира

12.02

Местоимение 26 часов

145

УЗЗ

Местоимение как самостоятельная часть речи.

16.02

- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовер-шенствованию;

) -достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

владение всеми видами речевой деятельности:

адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;

представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными),

проведение различных видов анализа слова (морфологический),

как части речи (его указательно-заместительная функция), значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Разряды местоимений. Особенности склонения местоимений разных разрядов.

Определять местоимения по отношению с другими частями речи. Употреблять местоимения как средство связи частей текста и редактировать тексты.

Соблюдать орфоэпические и грамматические нормы употребления местоимений. Производить морфемный и морфологический анализ местоимений.

Наблюдение за использований в речи местоимений-существительных, местоимений-прилагательных и местоимений-числительных. Использование в речи местоимений ты, Вы, вы в соответствии с требованиями русского речевого этикета. Правильное употребление местоимений 3-го лица. Исправление ошибок в предложениях с неправильным употреблением местоимений (устранение двусмысленности, неточности). Уместное и выразительное употребление в речи фразеологизмов, включающих в свой состав местоимения.

146

УНЗ

Личные местоимения

16.02

147-148

УРР

РР № 28-29 Сочинение на лингвистическую тему.

17.02

149

УНЗ

Возвратное местоимение

17.02

150

УНЗ

Притяжательные местоимения

19.02

151

УНЗ

Указательные местоимения

20.02

152

УРР

РР № 30 Лексические способы сокращения слова.

-

153

УНЗ

Определительные местоимения

24.02

154

УНЗ

Определительные местоимения

-

155

УНЗ

Вопросительные местоимения

24.02

156

УНЗ

Относительные местоимения

-

157

УНЗ

Склонение вопросительных местоимений

26.02

158

УНЗ

Склонение относительных местоимений

-

159

УРР

РР № 31 Выборочное изложение

(устно)

26.02

160

УНЗ

Неопределенные местоимения.

27.02

161

УНЗ

Правописание НЕ в местоимениях.

02.03

162

УНЗ

Правописание НЕ в местоимениях.

-

163

УНЗ

Дефисное написание неопределенных местоимений

02.03

164

УНЗ

Отрицательные местоимения.

03.03

165

УНЗ

НЕ и НИ в отрицательных местоимениях.

-

166

УРР

РР № 32. Повествование.

03.03

167

УЗЗ

Морфологический разбор местоимений.

05.03

168

УОЗ

Обобщение изученного материала.

-

169

Резервный час

170

УКЗ

Контрольная работа №6 «Местоимение» Диктант

06.03

171

УЗЗ

Анализ контрольной работы.

10.03

172-173

УРР

РР № 33-34. Выборочное изложение

12.03

Глагол 29 часов

174

УЗЗ

Глагол как самостоятельная часть речи.

10.03

-достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовер-шенствованию;

владение всеми видами речевой деятельности:

адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Знать четыре признака, по совокупности которых определяются глаголы.

Различать глаголы на -ТСЯ, -ТЬСЯ, правильно их употреблять в речи.

Различать типы речи по виду глаголов. Правильно писать личные окончания глаголов. Производить морфемный и морфологический анализ глаголов.

Употребление глаголов в соответствии с основными орфоэпическими, грамматическими нормами. Правильно использовать глаголы в этикетных формах выражения просьбы. Уместное использование глаголов-синонимов, глаголов-антонимов

175

УЗЗ

Значения глагола как части речи.

-

176

УНЗ

Неопределенная форма глагола.

13.03

177

УНЗ

Правописание ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах.

16.03

178

УЗЗ

Время глагола.

16.03

179

УЗЗ

Число глаголов.

17.03

180

УНЗ

Спряжение глаголов.

17.03

181

УНЗ

Спряжение

глаголов.

-

182

УНЗ

Изменение глаголов по лицам и числам.

19.03

183

УНЗ

Правописание окончаний глаголов.

20.03

184

УНЗ

Разноспрягаемые глаголы.

20.04

185

УРР

РР № 35 Рассуждение

20.04

186

УНЗ

Совершенный и несовершенный вид глагола.

21.04

187

УНЗ

Переходные и непереходные глаголы.

21.04

188

УНЗ

Переходные и непереходные глаголы.

-

189

УНЗ

Возвратные глаголы.

23.04

190

УНЗ

Наклонение глаголов. Изъявительное наклонение. Условное наклонение.

23.04

191

УНЗ

Повелительное наклонение.

24.04

192

УНЗ

Правописание Ь в глаголах.

27.04

193

УНЗ

Безличные глаголы

-

194-195

УРР

РР № 36-37 Сочинение-рассуждение.

28.04

196

УНЗ

Правописание суффиксов глаголов

27.04

197

УНЗ

Правописание суффиксов глаголов.

-

198

УЗЗ

Морфологический разбор глаголов.

30.04

199

УОЗ

Обобщение изученного материала.

-

200

Резервные часы ( 1 )

201

УКЗ

Контрольная работа №7 «Глагол» Диктант

30.04

202

УЗЗ

Анализ контрольной работы.

05.05

Синтаксис и пунктуация 16 часов

203

УНЗ

Основная единица синтаксиса.

05.05

- достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

-осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовер-шенствованию;

владение всеми видами речевой деятельности:

адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения

представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными),

осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Знать определение основных синтаксических единиц, пунктуационных правил.

Составлять схемы словосочетаний разных видов и конструировать их по предложенной схеме. Анализировать разные виды сложных предложений (простые случаи). Правильно применять изученные пунктуационные правила. Устно объяснять пунктуацию предложений, использовать на письме специальные графические обозначения. Строить пунктуационные схемы предложений, самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.

Соблюдать нормы построения словосочетаний, требующих согласования и управления. Различать и правильно употреблять в речи словосочетания типависеть на волоске.Интонационный анализ предложения. Уместное и правильное использование интонации и знаков препинания при однородных членах, в предложениях с вводными словами. Использование этикетных формул обращения в устной и письменной речи.

204

УЗЗ

Простое предложение.

-

205

УНЗ

Простое предложение.

07.05

206

УНЗ

Порядок слов в предложении.

-

207

УНЗ

Простое

осложненное предложение.

07.05

208

УНЗ

Простое осложненное предложение.

-

209

УНЗ

Синтаксический разбор простого предложения.

08.05

210-211

УРР

РР № 38-39Контрольное изложение

12.05

212

УНЗ

Сложное предложение.

14.05

213

УНЗ

Виды связи в сложном предложении.

-

214

УНЗ

Синтаксический разбор сложного предложения.

15.05

215

УОЗ

Обобщение изученного материала.

18.05

216

УКЗ

Контрольная работа №8 «Синтаксис и пунктуация» Диктант

18.05

217

УЗЗ

Анализ контрольной работы.

19.05

Итоговый урок 4 часа

218

УЗЗ

Повторение изученного в 6 классе

19.05

достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовер-шенствованию

владение всеми видами речевой деятельности:

адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

проведение различных видов анализа слова

(морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения,

Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, приобретённых учащимися в ходе изучения курса русского языка в 6 классе.

219

УЗЗ

Повторение изученного в 6 классе

21.05

220

УКЗ

Итоговая контрольная работа № 9

21.05

221

УЗЗ

Анализ ошибок

23.05










НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

«Нормы оценки...» призваны обеспечивать одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания); 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков; 3) объём различных видов контрольных работ; 4) количество отметок за различные виды контрольных работ.

Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения.

ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ

Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определённую тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо учитывать следующие критерии: 1) полноту и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик:

1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не достаточно глубоко и доказательно обосновывает свои суждения и не приводит свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьёзным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка («5», «4» или «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определённое время), но и за рассредоточенный во времени, т. е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

ОЦЕНКА ДИКТАНТОВ

Диктант - одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Объём диктанта устанавливается:

для 5 класса - 90- 100 слов,

для 6 класса - 100-110,

для 7 класса - 110-120,

для 8 класса - 120-150,

для 9 класса - 150-170 слов.

(При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов:

для 5 класса - 15-20,

для 6 класса - 20-25,

для 7 класса - 25-30,

для 8 класса - 30-35,

для 9 класса - 35-40.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определённой теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретённых навыков.

Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее чем 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями.

В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать

в 5 классе -- 12 различных орфограмм и 2-3 пунктограмм,

в 6 классе - 16 различных орфограмм и 3-4 пунктограмм,

в 7 классе - 20 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм,

в 8 классе - 24 различных орфограмм и 10 пунктограмм,

в 9 классе - 24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.

В тексты контрольных диктантов могут включаться только те изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трёх предыдущих уроках).

В диктантах должно быть:

в 5 классе - не более 5 слов,

в 6-7 классах - не более 7 слов,

в 8-9 классах - не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.

До конца первой четверти сохраняется объём текста, рекомендованный для предыдущего класса.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

1) в переносе слов;

2) на правила, которые не включены в школьную программу;

3) на ещё не изученные правила;

4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

5) в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой состав слова, например: «ра~ потает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчёте ошибок две негрубые ошибки считаются за одну.

К негрубым относятся ошибки:

1) в исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) в случаях слитного и раздельного написания приставок, в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

4) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

5) в написании ы и и после приставок;

) в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);

7) в собственных именах нерусского происхождения;

8) в случаях, когда вместо одного знака препинания стоит другой;

9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же словеили в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода - воды, рот - ротик, грустный - грустить, резкий - резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Оценка «5» не выставляется при наличии трёх и более исправлений.

Диктант оценивается одной отметкой.

Оценка «5» выставляется за

безошибочную работу, а также при наличии в ней

1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте

2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или

1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или

4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок.

Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены

4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или

3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или

7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок.

В 5 классе допускается выставление оценки «3» за диктант

при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках.

Оценка «3» может быть поставлена также при наличии

6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором

допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или

6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или

5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или

8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом являются для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» 4 орфографические ошибки, для оценки «2» 8 орфографических ошибок.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и пунктуационного) задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.

* При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно;

оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3Д заданий;

оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий;

оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий;

оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок; оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки;

оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки;

оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок; При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

ОЦЕНКА СОЧИНЕНИЙ И ИЗЛОЖЕНИЙ

Сочинения и изложения - основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в 5-9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».

Примерный объём текста для подробного изложения: в 5 классе - 100-150 слов, в 6 классе - 150-200, в 7 классе - 200-250, в 8 классе - 250-350, в 9 классе - 350- 450 слов.

Объём текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

Рекомендуется следующий примерный объёмклассных сочинений:

в 5 классе - 0,5-1,0 страницы,

в 6 классе - 1,0- 1,5,

в 7 классе - 1,5-2,0,

в 8 классе - 2,0-3,0,

в 9 классе - 3,0-4,0 страницы.

К указанному объёму сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объём ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития.

С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая - за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

соответствие работы ученика теме и основной мысли;

полнота раскрытия темы;

правильность фактического материала;

последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

разнообразие словаря и грамматического строя речи;

стилевое единство и выразительность речи;

число речевых недочётов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок - орфографических, пунктуационных и грамматических.

Оценка

Основные критерии оценки

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют. 3.Содержание излагается последовательно. 4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочёт в содержании и 1-2 речевых недочёта

Допускаются:

1 орфографическая, или

1 пунктуационная, или

1 грамматическая ошибка

«4»

1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочётов в содержании и не более 3- 4 речевых недочётов

Допускаются:

2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или

1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или

4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки

«3»

1. В работе допущены существенные отклонения от темы. 2. Работа достоверна в главном, нов ней имеются отдельные фактические неточности. 3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. 4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочётов в содержании и 5 речевых недочётов

Допускаются:

4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или

3 орфографические ошибки и

5 пунктуационных ошибок, или

7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок

«2»

1. Работа не соответствует теме. 2. Допущено много фактических неточностей. 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 5. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочётов в содержании и до 7 речевых недочётов

Допускаются:

7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или

6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок,

5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок,

8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок,

а также

7 грамматических ошибок

«1»

В работе допущено более 6 недочётов в содержании и более 7 речевых недочётов

Имеется более 8 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок

Примечания.

1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

2. Если объём сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих «Нормах оценки...», то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных

для отметки «4» на одну, а

для отметки «3» на две единицы.

Например, при оценке грамотности

«4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях:

2-3-2,

2-2-3;

«3» ставится при соотношениях:

6-4-4,

4-6-4,

4-4-6.

При выставлении оценки «5» превышение объёма сочинения не принимается во внимание.

3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям сочинение написано удовлетворительно.

4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведённые в разделе «Оценка диктантов».

IV. ОЦЕНКА ОБУЧАЮЩИХ РАБОТ

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающих работ учитываются:

I) степень самостоятельности учащегося;

2) этап обучения;

3) объем работы;

4) чёткость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы,

оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку.

При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок.

В работе, превышающей по количеству слов объём диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определённого умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предварительного анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида



V. ВЫВЕДЕНИЕ ИТОГОВЫХ ОЦЕНОК

За учебную четверть и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в обобщённом виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности.

Итоговая оценка не должна выводиться механически как среднее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при её определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки. Однако для того чтобы стимулировать серьёзное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых оценок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.

При выведении итоговой оценки преимущественное значение придаётся оценкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая оценка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оценивалось баллом «2» или «1».

В старших классах обе оценки за сочинение, характеризующие знания учащихся по литературе и их грамотность, выставляются в виде дроби в классном журнале на страницах по литературе.

Нормативы оценок за устные ответы и письменные работы учащихся 5-9 классов нерусской национальности, обучающихся в массовых школах по программам и учебникам для русских школ, могут увеличиваться на 1-2 ошибки, допустимые для соответствующей оценки,

или

оцениваться в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся национальных (нерусских) школ по русскому языку», утверждёнными Министерством образования и науки РФ.





























Учебное и учебно-методическое обеспечение

Для учащихся:

Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. / .М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.Г. Нарушевич. М.: Просвещение, 2012.

Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Авторы: Л.М. Рыбченкова, Т.Н. Роговик

Морфемика, словообразование, орфография. - Режим доступа - testent.ru/index/0-537

Лексикология. Культура речи. - Режим доступа - gramma.ru/RUS/?id=6.0 , testent.ru/index/0-535 , testent.ru/index/0-540

Орфография (система проверки правописания - orfo.ru/online/) - Режим доступа - rusyaz.ru/pr/

Морфология. - Режим доступа - testent.ru/index/0-538 , gramota.ru/book/litnevskaya.php?part4.htm , lit.lib.ru/m/martinowich_g_a/1morfolog.shtml

Синтаксис и пунктуация. Культура письменной речи. - Режим доступа-gramma.ru/RUS/?id=5.0 , licey.net/russian/map

Для учителя:

Русский язык. Поурочные разработки. 6 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.М. Рыбченкова, И.Г. Добротина; Рос.акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во "Просвещение". - М.: Просвещение, 2011. - 159 с. - (Академический школьный учебник).

Рыбченкова Л.М. Русский язык. Рабочие программы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова. - М.:Просвещение, 2011. - 108 с.

Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект. - 3-е изд., дораб. - М.:Просвещение, 2011. - 112 с.- (Стандарты второго поколения).

Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы. - М.:Просвещение, 2009. - 4-е изд.

Синтаксис и пунктуация. Культура письменной речи. Тексты - Режим доступа. - rus.1september.ru/article.php?ID=200103309



Список использованной литературы

  1. Никитина Е.И. Уроки развития речи: 6 класс. - М.: Дрофа 2004

  2. Рыбченкова Л.М. Русский язык. Поурочные разработки. 6 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.М. Рыбченкова, И.Г. Добротина;

  3. Рыбченкова Л.М. Русский язык. Рабочие программы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова. - М.:Просвещение, 2011. - 108 с.

  4. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект. - 3-е изд., дораб. - М.:Просвещение, 2011. - 112 с.- (Стандарты второго поколения).

  5. Электронный ресурс. - Режим доступа. - proshkolu.ru/



© 2010-2022