Исследовательская работа по творчеству Сергея Есенина

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:









Исследовательская работа по теме

«Цвет в поэзии С.А.Есенина»















Содержание.







1.Введение.

2.Основная часть.

2.I. Символика цвета.

1.1. Символика цвета в психологии.

1.2. С.А.Есенин. Поэзия в цвете.

3. Практическая работа .

3.1. Частотность употребления цвета в лирике С.А.Есенина.

3.2. Идейно-смысловой анализ цвета в творчестве С.Есенина.

4.Заключение.

5.Список использованной литературы и источников.

6. Приложение.







Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.

С алым соком ягоды на коже,
Нежная, красивая, была
На закат ты розовый похожа
И, как снег, лучиста и светла.

Зерна глаз твоих осыпались, завяли,
Имя тонкое растаяло, как звук.
Но остался в складках смятой шали
Запах меда от невинных рук.

В тихий час, когда заря на крыше,
Как котенок, моет лапкой рот,
Говор кроткий о тебе я слышу
Водяных поющих с ветром сот.

Пусть порой мне шепчет синий вечер,
Что была ты песня и мечта,
Все ж, кто выдумал твой гибкий стан и плечи -
К светлой тайне приложил уста.

Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.

Это стихотворение С. Есенина поразило меня трогательностью и яркими красками, которыми так умело раскрашивает свой мир поэт. «Алый сок», «розовый закат», «светлая тайна» - эти строки рисуют необычайно красивый портрет юной девушки. И чем больше я читала его стихи, тем больше меня поражала мысль, что в стихах С. Есенина сияет мир многоцветной радуги. Именно поэтому я решила взять тему: «Цвет поэзии С. А. Есенина» для своей исследовательской работы.


Я поставила перед собой цель: определить, как меняется цветовая гамма в стихах Есенина в ходе исследования его жизненного и творческого пути.

Объект исследования: творческий и жизненный путь С. Есенина.

Предмет исследования: стихотворения и биография поэта.

Также мной выдвинута исследовательская гипотеза: цветообраз произведений поэта отражает психологическое состояние автора через состояние лирического героя.

Задачи исследования:

  1. Изучить биографию и произведения Есенина.

  2. Проанализировать цветовую гамму в связи с биографическими данными .

  3. Выявить отражение психологического состояния поэтов через цвет.

  4. Оценить результаты.

Символика цвета имеет давнюю историю. Люди с незапамятных времен придавали особое значение «языку красок». Цветовые предпочтения человека во многом определяют его характер, настроение, отношение к действительности. Использование цвета в поэзии является средством выражения чувств, и по палитре используемых цветов, можно воссоздать образ поэта. Есенин - поэтическое сердце России. Своим читателям поэт оставил богатое наследие, он привлекает читателя своей неповторимой многоцветностью. И как справедливо заметил Сельвинский: «Такого глаза поэтическая живопись ещё не знала».

С.М. Соловьев различает два типа художников слова: 1) колористов (например, Державин, Капнист, Гоголь, Тютчев и др.), для которых «цвет был могучим орудием стиля» и которые «весьма щедро использовали цвет»; 2) «художники и писатели, крайне сдержанно использующие цвет» [2, 98]. С.А. Есенина следует отнести к первому типу художников. Лирика поэта поражает насыщенностью красок, тонкостью оттенков переживаний, задушевностью. Она не может оставить читателя равнодушным. Её оценит даже человек, мало восприимчивый к поэзии.

«Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души». Эти слова А. Н. Толстого о Сергее Есенине можно поставить эпиграфом к творчеству выдающегося русского поэта XX века. И сам Есенин признавался, что хотел бы «всю душу выплеснуть в слова». «Половодье чувств», затопившее его поэзию, в свою очередь, не может не вызывать ответного душевного волнения и сопереживания. Использование цвета в поэзии является средством выражения чувств, и по палитре используемых цветов можно воссоздать образ поэта. Однако ещё А.Блок писал в своей статье «Краски и слова» в 1905, что современные писатели «отупели к зрительным восприятиям» и воспитывают душу читателя среди абстракций и отсутствия света и цвета. Блок предсказал, что появится поэт, который привнесёт в поэзию русскую природу с изумительными по своей простоте красками. Таким поэтом стал Сергей Есенин, который обогатил поэзию многоцветными русскими пейзажами.

«Как национальный народный поэт Сергей Есенин впитал в свою поэтическую систему излюбленную исстари красочную гамму» . Цветовые впечатления, разлитые в его звучных стихах, во многом перекликаются и повторяют те цвета, что мы встречаем в народных вышивках, фресковой живописи, устной народной поэзии. «Многоцветны и многокрасочны есенинские пейзажи». Природа играет и переливается всеми цветами, образы живописны, словно акварелью нарисованные.

Наиболее употребляемые цвета, которыми поэт умело окрашивает своё поэтическое творчество - желтый и золотой («жёлтые долы», «желтая трава», «золотистые ветки»). Пристрастие к жёлто-золотому цвету психологи трактуют как желание свободы, независимости от реальности, стремление к безмятежности. В оттенках жёлтого выдержан и автопортрет поэта: «эти волосы взял я у ржи», «про волнистую рожь при луне по кудрям ты моим догадайся».

Ну а любимыми цветами Есенина были синий и голубой. Синий - это цвет неба, чистоты. Синий цвет поэт употребляет чаще всего в описании России («Воздух прозрачный и синий, Выйду в цветочную чащу. Путник, в лазурь уходящий, Ты не пойдешь до путыни. Воздух прозрачный и синий»). Эти цвета усиливают ощущение необъятности России. Как говорил сам Есенин: «Россия! Какое хорошее слово… И «роса», и «сила», и «синее» что-то!». Синий цвет и его оттенки не были для него обыденной палитрой, так как выражали нечто божественное, недосказанное, романтичное.

Белый - более простой земной цвет. Главное его значение - божество, благо, полнота бытия. Для палитры Есенина характерно пристрастие к белому цвету, который символизирует мир и покой, тишину, чистоту, сосредоточенность.

А как только пейзаж становиться чересчур однообразным, Есенин вводит красный цвет - цвет богатства, царственности, красоты. («красные крылья заката», «зарево красных зарниц», «капли красные сжигают города»). Я считаю, что для поэта этот цвет имеет двойной смысл: до 1917г. красный воспринимается Есениным как цвет красоты, а после нечто агрессивное, кровавое, беспокойное.

Также нельзя не заметить, что после революции 1917г. поэт стал чуть чаще употреблять черный цвет. В чёрном цвете скрывается нечто опасное и таинственное. Наиболее ярко это демонстрируется в поэме Есенина «Чёрный человек», гдё все странное, беспощадное, злое отношение к душевному миру человека, его переживаниям, олицетворяется в черном, дьявольском подобии человека.

Есенин обладал взглядом, очень тонко воспринимающим цветовые характеристики природы, поэтому употребляет зелёный цвет как цвет растительности, весны, пробуждение, надежды («зелёные ели», «зеленые горы»).

Есенин доказал, что цвет может быть тучным, то есть вобравшим в себя сложное определение мысли, не переставая при этом быть образом, не превращаясь в абстракцию. С помощью слов, соответствующих краскам, он сумел передать тончайшие эмоциональные оттенки, изобразить самые сокровенные движения его души.

Взяв за основу стихотворения С. Есенина написанные с 1910 по 1925 гг., я подсчитала количество слов, обозначающих цвета и составила таблицу.

Количество употреблений до революции 1917 года

Количество употреблений после революции 1917 года

Общее количество

Жёлтый+золотой

19+13

54+18

104

Синий+голубой

20+17

34+23

94

Белый

21

24

45

Красный

17

22

39

Чёрный

13

16

29

Зелёный

18

9

27

А также я проследила, какие цвета преобладали в различные периоды творчества Есенина. Взяв за основу стихотворения С.Есенина, написанные с 1910 по 1925 годы, я посчитала количество слов, обозначающих цвет. Можно сделать вывод о частотности употребления цвета в поэзии С.Есенина. Сочетание статистического анализа цветописи с идейно-смысловым анализом тех же образов в литературном произведении может дать новые дополнительные характеристики особенностей стиля поэта.

В 1910-14 годы наряду с белым и золотым цветом главенствующую роль в творчестве Есенина играет красный. На этом этапе красный цвет несёт мажорную трактовку: позитивного, привлекающего и радующего. Оптимистически-радостные красные и румяные тона - неотъемлемая часть пейзажных зарисовок и портретной изобразительности поэта, например: «Заря молитвенником красным /Пророчит благостную весть».

Наименее употребляемым цветом в общей палитре, как ни парадоксально, оказывается голубой, хотя уже к концу 1914 года мы видим значительное нарастание использования этого тона.

В 1915-16 годах преобладающими являются белый и синий цвет, символизирующий чистоту, непорочность, мудрость. Использование же красного цвета постепенно уменьшается, он уже не несёт на себе столь высокой смысловой нагрузки, как изначально. Именно в этот период в творчестве поэта возникает образ «жёлтой дороги», хотя сам цвет занимает самую низшую позицию в цветовой гамме.

В 1917-1923 годах объём стихотворений и использование цветов увеличивается. Главенствующим становится синий и голубой - они подчеркивают грусть поэта по родным местам. Но одновременно с этим возрастает и употребление жёлтого, усиливающего атмосферу нездоровья, расстройства и надрыва, болезненности, печали и подавленности.

В 1924-1925 годах вновь наблюдается всплеск в использовании цветовых тонов. Лидирующее положение у синего цвета, но его употребление претерпевает эволюцию, и он уже редко выступает как цвет ясного неба и чистой воды, появляется «синяя мгла» , «вечер сине-хмурый» .

Таким образом, мы попытались проанализировать цвет на примере стихотворений С.А. Есенина, где имеются слова, обозначающие цветовые явления.

Приложение 1

Преобладающие цвета в различные периоды творчества С. Есенина



Год

Название

Строки

Цвета

1910

Там, где капустные грядки

красной водой поливает восход

1911

Хороша была Танюша

Красной рюшкою по белу

Ой ты, парень синеглазый

1912

Песнь о Евпатий Коловрате

Кумачовые куманицы

1913

Берёза

Белая берёза

В золотом огне

1914

Осень

Осень - рыжая кобыла -чешет гриву

Слышен синий лязг её подков

Язвы красные незримому Христу

1915

В том краю, где жёлтая крапива

В том краю, где жёлтая крапива

Там в полях, за синей гущей лога

В зелени озёр

Но кривятся в почернелых лицах

Голубые рты

1916

Гаснут красные крылья заката

Гаснут красные крылья заката

Не тоскуй, моя белая хата

Обоймленные синью рога

1917

Под красным вязом крыльцо и двор

Под красным вязом крыльцо и двор

На синих окнах накапан лик

Мне снились реки златых долин

1918

Закружилась листва золотая

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду

Близок сердцу желтеющий дол

Синий сумрак как стадо овец

Опрокинуться в розовость вод

1919

В час, когда ночь воткнёт

Луну на чёрный палец

Золотая струя коллектива

1920

Синий свет, свет такой синий

Синий свет, свет такой синий

В эту синь даже умереть не жаль

Я хочу быть жёлтым парусом

1921

Песнь о хлебе

каждый сноп лежит, как жёлтый труп

1922

Прощание с Мариенгофом

Я жёлтой пены головы

1923

Заметался пожар голубой

Заметался пожар голубой

Видеть глаз злато-карий омут

1924

Низкий дом с голубыми ставнями

Низкий дом с голубыми ставнями

Принакрытые сереньким ситцем

Полюбил я седых журавлей

1925

Чёрный человек

Чёрный человек, чёрный человек

На кровать ко мне садится чёрный человек

Чёрный человек водит пальцем

по мерзкой книге



Практическая значимость работы заключается в том, что в ходе исследования мной проведён сравнительный анализ символики цвета в психологии и в лирике С.Есенина, классифицированы цитаты из стихотворений поэта, распределённых в соответствии с цветом, проведены статистический идейно-смысловой анализ цвета в творчестве С.Есенина, поэтому данная работа может быть использована при изучении поэзии С.Есенина для лучшего понимания внутреннего мира поэта.

Проведя исследование цветовой гаммы в лирике С. А. Есенина, я пришла к выводу, что использование цветов в поэзии является значимым средством выражения не столько мысли, сколько чувств и эмоций, и по палитре используемых цветов можно воссоздать внутреннее самоощущение поэта. Его цветовая гамма способствовала передаче различных настроений, придала свежесть образам. Желтое, золотое, красное и синее переливаются в есенинских стихах.































Литература

  1. Базыма Б.А. Психология цвета: теория и практика. - СПб.: Речь, 2007

  2. Есенин С.А. Собрание сочинений: В 2 т. М.: Современник, 1990

  3. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. Спб.: Речь, 2006

  4. Собчик Л.Н. Метод цветовых выборов. Спб.: Речь, 2006



© 2010-2022