Организация проектной деятельности учащихся

Проектная деятельность имеет много положительных аспектов, в том числе: разрабатывается по совместной инициативе учеников и учителя, является исследовательской деятельностью, моделирующей настоящую научную работу, даёт возможность ученикам самостоятельно приобретать знания, развивать мыслительные и творческие способности. Проект заранее спланирован, но допускает и изменения в процессе работы – неудача не является фатальной для среднего или слабого ученика, так как проектная деятельность позволяе...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

НА ВТОРОЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ

ПЛЮСЫ И ТРУДНОСТИ

Из опыта работы учителя русского языка и литературы

МОУ «СОШ № 7» г. Ржева Тверской области

Светланы Николаевны Ломачёвой



  1. Работа над проектами в средних классах отличается тем, что идёт расширение навыков, полученных в начальной школе, и намечается перспектива для продолжения над проектами в старших классах.

  2. Проектная деятельность имеет много положительных аспектов, в том числе: разрабатывается по совместной инициативе учеников и учителя, является исследовательской деятельностью, моделирующей настоящую научную работу, даёт возможность ученикам самостоятельно приобретать знания, развивать мыслительные и творческие способности. Проект заранее спланирован, но допускает и изменения в процессе работы - неудача не является фатальной для среднего или слабого ученика, так как проектная деятельность позволяет постепенно идти к цели, давая любому участнику достигать определённых положительных результатов.

  3. Следует отметить и некоторые трудности в осуществлении проектов: прежде всего трудности сопряжены с выбором темы, интересной для всех; сложным оказывается переход от сбора информации к анализу и обобщению; сказывается недостаток времени - значительная часть работы переносится на внеурочное время; также сложно удержаться от желания использовать этот метод только с отличниками, которые становятся «исследователями поневоле».



  1. Основные этапы и содержание проектной деятельности при работе с обучающимися 5 - 9 классов:

  • Поисковый этап. Определение темы проекта, она должна быть доступна всем. Поиск и анализ проблемы. Выдвижение гипотезы. Постановка цели. Выбор методов исследования.

  • Аналитический этап. Сбор и анализ информации. Пошаговое планирование работы.

  • Практический этап. Самостоятельная работа по обобщению информации, создание текстового варианта, подбор иллюстраций.

  • Презентационный этап. Анализ общих результатов, корректировка, подготовка сопроводительного текста к презентации.

  • Контрольный этап. Презентация или защита проекта. Оценка качества проекта. Оценка результатов каждого участника проекта.

  1. Выбор темы проекта. Проектная работа будет иметь большое значение для ученика и учителя, если замысел работы, её идея возникнут при изучении той или иной темы на уроке. Это может быть теоретический вопрос (8 - 9 классы) или реализация практически усвоенных знаний на более сложном уровне с выходом на межпредметные и метапредметные отношения. Тема проекта может быть разноуровневой, т. е. осуществляться разновозрастными группами обучающихся. Тема может быть выбрана с учётом перспективы её дальнейшего развития в старших классах.

  2. Особенности подхода к реализации проекта в 5 - 9 классах. Можно выделить два направления, которые условно можно назвать: от общего - к частному и от частного - к общему. Что следует учитывать при работе по первому варианту? Тема должна быть доступна все участникам проекта, сбор информации по теме не вызывает трудностей. Промежуточный результат имеет каждый из участников. Обобщение и презентация - по желанию участника или выступление доверяется лидеру, доверенному лицу. Второй вариант предполагает следующее: разработка проекта по желанию одним из учащихся (индивидуальный проект). Презентация работы может вызвать интерес к данному проекту и у значительной части класса, что позволяет детализировать данный проект и перейти к работе по принципу «от общего - к частному».

  3. ПРИМЕРЫ ПРОЕКТНЫХ РАБОТ. 6 КЛАСС.

Проект «Лошадиные слова в русском языке». Этот проект осуществлялся в рамках урочной и внеклассной работы по русскому языку и литературе, способствовал закреплению навыков работы со словарями и другими источниками. Мотивация возникла при изучении рассказа А. П. Чехова «Лошадиная фамилия». Если есть лошадиные фамилии, значит есть и лошадиные слова. Вид проекта можно определить как поисковый, межпредметный. Целью работы является создание словаря «Лошадиные слова в русском языке».

План работы над проектом.

  1. Подготовительный этап. Что делать? Как делать?

  2. Основной этап. Реализация групповых и индивидуальных заданий, консультации, оценка промежуточных результатов.

  3. Заключительный этап. Презентация проекта.

  4. Планируемые результаты:

  • Краткий толковый словарь по данной теме

  • Словарь устаревших слов данной лексической группы

  • Этнографическая страница (пословицы, поговорки, народные приметы).

Подготовительный этап заключался в следующем. Составление плана проекта, распределение по группам, выбор ресурсов, имеющихся в наличии, - литературы, возможностей Интернета. Далее был сделан анализ информационной литературы, были созданы группы:

  • «Лексикографы» - составление этимологической справки, краткого толкового словаря по теме.

  • «Архивариусы» - составление словарика устаревших слов.

  • «Знатоки фразеологии» - составление словарика фразеологизмов.

  • «Литературоведы» - словарик крылатых выражений.

  • «Этнографы» - пословицы, поговорки о лошади, народные приметы.

Задания группам были такими. Например, «Лексикографы» должны были, используя этимологические словари, определить происхождение слов «лошадь» и «конь», подготовить справку. Далее следовало подготовить справку для словаря по темам: «наименование лошадей», «масти лошадей», «способы хода, бега лошади», «конская упряжь».

ПРИМЕР ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ. 8 КЛАСС.

Тема проекта «Символика цвета в лирике А. А. Блока».

Отправная точка: изучение цикла стихов «На поле Куликовом», знакомство с символизмом как одним из течений русского модернизма. Проект можно считать долгосрочным. Эта тема изучается и в старших классах.

Вид проекта: исследовательский.

Цель проекта: внимательное чтение лирики А. Блока, осознание через личный опыт особенностей символизма, отработка навыков анализа лирического произведения.

ПРИМЕР ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ 6 - 9 классы.

Тема проекта: «Горжусь своими предками»

Вид проекта: поисково-творческий, литературно-краеведческий, исторический

Цель: подготовка к 800-летию Ржева

Направления работы в рамках проекта:

  • «Я и моя семья - моё родословие»

  • «На всех московских есть особый отпечаток». Можно ли так сказать о ржевских? Знаменитые земляки.

  • «Каждый город кому-то дорог». Чем дорог тебе родной город?

ПРОЕКТ Литературные мотивы

Вид проекта: исследовательский, творческий, разновозрастной

Темы:

  • По следам литературных кошек. «Страна Мурландия»

  • Образ птицы в литературе. «Кстати о птичках»

  • Образ солнца в литературе. «Будем как солнце»

  • Деревья и цветы в поэзии.

  • Образ маски и тема маскарада в литературе. «Синдром Золушки, или литературные герои под маской и без»

  • Мотив игры в литературе. «Тройка, семёрка, туз»

  • По следам литературных собак. «Собака тоже человек»

Таким образом, работа над проектами в средних классах даёт положительные результаты: она позволяет осуществлять и научные, и развивающие, и воспитательные цели, но на более креативном, самостоятельном уровне.



© 2010-2022