- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Организация проектной деятельности учащихся
Организация проектной деятельности учащихся
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ломачева С.Н. |
Дата | 13.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
НА ВТОРОЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ
ПЛЮСЫ И ТРУДНОСТИ
Из опыта работы учителя русского языка и литературы
МОУ «СОШ № 7» г. Ржева Тверской области
Светланы Николаевны Ломачёвой
-
Работа над проектами в средних классах отличается тем, что идёт расширение навыков, полученных в начальной школе, и намечается перспектива для продолжения над проектами в старших классах.
-
Проектная деятельность имеет много положительных аспектов, в том числе: разрабатывается по совместной инициативе учеников и учителя, является исследовательской деятельностью, моделирующей настоящую научную работу, даёт возможность ученикам самостоятельно приобретать знания, развивать мыслительные и творческие способности. Проект заранее спланирован, но допускает и изменения в процессе работы - неудача не является фатальной для среднего или слабого ученика, так как проектная деятельность позволяет постепенно идти к цели, давая любому участнику достигать определённых положительных результатов.
-
Следует отметить и некоторые трудности в осуществлении проектов: прежде всего трудности сопряжены с выбором темы, интересной для всех; сложным оказывается переход от сбора информации к анализу и обобщению; сказывается недостаток времени - значительная часть работы переносится на внеурочное время; также сложно удержаться от желания использовать этот метод только с отличниками, которые становятся «исследователями поневоле».
-
Основные этапы и содержание проектной деятельности при работе с обучающимися 5 - 9 классов:
-
Поисковый этап. Определение темы проекта, она должна быть доступна всем. Поиск и анализ проблемы. Выдвижение гипотезы. Постановка цели. Выбор методов исследования.
-
Аналитический этап. Сбор и анализ информации. Пошаговое планирование работы.
-
Практический этап. Самостоятельная работа по обобщению информации, создание текстового варианта, подбор иллюстраций.
-
Презентационный этап. Анализ общих результатов, корректировка, подготовка сопроводительного текста к презентации.
-
Контрольный этап. Презентация или защита проекта. Оценка качества проекта. Оценка результатов каждого участника проекта.
-
Выбор темы проекта. Проектная работа будет иметь большое значение для ученика и учителя, если замысел работы, её идея возникнут при изучении той или иной темы на уроке. Это может быть теоретический вопрос (8 - 9 классы) или реализация практически усвоенных знаний на более сложном уровне с выходом на межпредметные и метапредметные отношения. Тема проекта может быть разноуровневой, т. е. осуществляться разновозрастными группами обучающихся. Тема может быть выбрана с учётом перспективы её дальнейшего развития в старших классах.
-
Особенности подхода к реализации проекта в 5 - 9 классах. Можно выделить два направления, которые условно можно назвать: от общего - к частному и от частного - к общему. Что следует учитывать при работе по первому варианту? Тема должна быть доступна все участникам проекта, сбор информации по теме не вызывает трудностей. Промежуточный результат имеет каждый из участников. Обобщение и презентация - по желанию участника или выступление доверяется лидеру, доверенному лицу. Второй вариант предполагает следующее: разработка проекта по желанию одним из учащихся (индивидуальный проект). Презентация работы может вызвать интерес к данному проекту и у значительной части класса, что позволяет детализировать данный проект и перейти к работе по принципу «от общего - к частному».
-
ПРИМЕРЫ ПРОЕКТНЫХ РАБОТ. 6 КЛАСС.
Проект «Лошадиные слова в русском языке». Этот проект осуществлялся в рамках урочной и внеклассной работы по русскому языку и литературе, способствовал закреплению навыков работы со словарями и другими источниками. Мотивация возникла при изучении рассказа А. П. Чехова «Лошадиная фамилия». Если есть лошадиные фамилии, значит есть и лошадиные слова. Вид проекта можно определить как поисковый, межпредметный. Целью работы является создание словаря «Лошадиные слова в русском языке».
План работы над проектом.
-
Подготовительный этап. Что делать? Как делать?
-
Основной этап. Реализация групповых и индивидуальных заданий, консультации, оценка промежуточных результатов.
-
Заключительный этап. Презентация проекта.
-
Планируемые результаты:
-
Краткий толковый словарь по данной теме
-
Словарь устаревших слов данной лексической группы
-
Этнографическая страница (пословицы, поговорки, народные приметы).
Подготовительный этап заключался в следующем. Составление плана проекта, распределение по группам, выбор ресурсов, имеющихся в наличии, - литературы, возможностей Интернета. Далее был сделан анализ информационной литературы, были созданы группы:
-
«Лексикографы» - составление этимологической справки, краткого толкового словаря по теме.
-
«Архивариусы» - составление словарика устаревших слов.
-
«Знатоки фразеологии» - составление словарика фразеологизмов.
-
«Литературоведы» - словарик крылатых выражений.
-
«Этнографы» - пословицы, поговорки о лошади, народные приметы.
Задания группам были такими. Например, «Лексикографы» должны были, используя этимологические словари, определить происхождение слов «лошадь» и «конь», подготовить справку. Далее следовало подготовить справку для словаря по темам: «наименование лошадей», «масти лошадей», «способы хода, бега лошади», «конская упряжь».
ПРИМЕР ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ. 8 КЛАСС.
Тема проекта «Символика цвета в лирике А. А. Блока».
Отправная точка: изучение цикла стихов «На поле Куликовом», знакомство с символизмом как одним из течений русского модернизма. Проект можно считать долгосрочным. Эта тема изучается и в старших классах.
Вид проекта: исследовательский.
Цель проекта: внимательное чтение лирики А. Блока, осознание через личный опыт особенностей символизма, отработка навыков анализа лирического произведения.
ПРИМЕР ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ 6 - 9 классы.
Тема проекта: «Горжусь своими предками»
Вид проекта: поисково-творческий, литературно-краеведческий, исторический
Цель: подготовка к 800-летию Ржева
Направления работы в рамках проекта:
-
«Я и моя семья - моё родословие»
-
«На всех московских есть особый отпечаток». Можно ли так сказать о ржевских? Знаменитые земляки.
-
«Каждый город кому-то дорог». Чем дорог тебе родной город?
ПРОЕКТ Литературные мотивы
Вид проекта: исследовательский, творческий, разновозрастной
Темы:
-
По следам литературных кошек. «Страна Мурландия»
-
Образ птицы в литературе. «Кстати о птичках»
-
Образ солнца в литературе. «Будем как солнце»
-
Деревья и цветы в поэзии.
-
Образ маски и тема маскарада в литературе. «Синдром Золушки, или литературные герои под маской и без»
-
Мотив игры в литературе. «Тройка, семёрка, туз»
-
По следам литературных собак. «Собака тоже человек»
Таким образом, работа над проектами в средних классах даёт положительные результаты: она позволяет осуществлять и научные, и развивающие, и воспитательные цели, но на более креативном, самостоятельном уровне.