Использование метода проекта в обучении литературы с применением информационных коммуникативных технологий

В статье «Использование метода проекта в обучении литературы с применением информационных коммуникативных технологий» Мирасовой И.В. рассматривается обобщение возможностей системного подхода к организации проектной деятельности студентов первого года обучения в Уфимском колледже статистики, информатики и вычислительной техники, по предмету  русская литература, на примере созданных автором электронного учебного пособия: «Книга Женской души» (о жизни и творчестве А.Ахматовой).
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование метода проекта в обучении литературы с применением информационных коммуникативных технологий

Самое прекрасное зрелище на свете - вид ребенка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему путь.

Конфуций

Каждый преподаватель не раз за свою профессиональную деятельность задавался вопросами: «Чему, в сущности, я должен учить студентов и как?». Мы стремимся «нагрузить» наших студентов теоретической информацией и надеемся, что полученные знания и умения помогут им стать успешными в будущем. Однако, как показывает практика, получив долгожданный диплом и рабочее место, молодые выпускники снова должны учиться: вникать в порядок работы предприятия, совершенствовать свои профессиональные знания и учиться их применять на практике. Кроме того, рыночные отношения, которые господствуют сегодня в сфере труда, предъявляют к работникам, которые желают построить успешную карьеру, достаточно высокие требования.

Чтобы соответствовать данному уровню, молодому специалисту необходимо постоянно повышать свою профессиональную квалификацию. Среди различных способов повышения квалификации немалую роль играет самообразование.

Закономерно считать, что готовность к самообразовательной деятельности должна сформироваться уже на этапе профессионального образования, т.е. в профессиональных лицеях и колледжах.

Обучение уже на первых курсах колледжа предполагает создание гибкой системы, специализированной подготовки студентов, ориентированной на индивидуализацию обучения. Еще известный дидакт М.А.Данилов, главным результатом образования называл не объем фактических знаний (вооружить которыми впрок на всю жизнь - абсурдная задача), а способность студентов к их самостоятельному добыванию и применению как инструмента для дальнейшего познания и преобразования действительности, в том числе и самого себя.

Я считаю, что эффективность учебного процесса преподавания литературы в первый год обучения в ССУЗе может быть существенно повышена при условии использования на практике информационных коммуникативных технологий. Считаю, что уроки с использованием информационных коммуникативных средств направлены на развитие навыков сотрудничества и делового общения в коллективе, предусматривают сочетание индивидуальной самостоятельной работы с групповыми занятиями, обсуждение дискуссионных вопросов, что способствует развитию социально значимых личностных качеств студентов.

Целью данной статьи является обобщение возможностей системного подхода к организации проектной деятельности студентов первого года обучения в Уфимском колледже статистики, информатики и вычислительной техники, по предмету русская литература, на примере созданных автором электронного учебного пособия: «Книга Женской души» (о жизни и творчестве А.Ахматовой).

Работа в проекте должна быть актуальна и интересна в первую очередь для самих студентов. Например, исследования, помогающие решать проблемы подготовки к зачету или экзамену по предмету, сбор материала для публикации, доклада, для участия в конференции или создания веб - сайта.

Название может отражать непосредственную связь с темой учебной программы (например, «XX век и творчество Анны Ахматовой»).

В содержании проекта должно быть предусмотрено наличие значимой, в исследовательском плане проблемы, требующей исследовательского поиска и творческого подхода для ее решения.

Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о ее конечном продукте и, как следствие этого, об этапах проектирования и реализации проекта, включая осмысление результатов его деятельности. Метод проектов имеет разные возможности для развития личности и социализации студентов. Структура деятельности предметника и студента существенно отличается от видов их деятельности при традиционной организации обучения. Данную классификацию можно представить в следующем виде:

Деятельность студента

Деятельность преподавателя

Определяет цель своей деятельности

Помогает определить цель деятельности

Открывает новые знания или способы деятельности

Рекомендует источники получения информации

Экспериментирует

Предлагает возможные формы работы

Выбирает пути решения

Содействует прогнозированию результатов

Активен

Создает условия для активности студента

Субъект деятельности

Партнёр студента

Несёт ответственность за свою деятельность

Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки.

Основываясь на данной классификации, можно выделить несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:

а) исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение);

б) социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);

в) оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);

г) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт);

д) презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);

е) рефлексия (отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо еще научиться?», «Какова моя роль в коллективном деле?»);

ж) менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность - время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).

Организационно метод проектов предусматривает сочетание индивидуальной самостоятельной работы с работой в сотрудничестве. Форма предъявления выполненного задания, или отчетности, может быть различной: альманах, сборник иллюстраций, сборники собственных творческих работ, комментарий к тексту художественного произведения, презентации, веб- сайты.

При реализации проекта по творчеству Анны Ахматовой были созданы презентации:

«Характеристика культурно-исторического развития России в начале XX века», «Тема скорби… «Реквием»», «Поэтесса глазами художников».

Очень важной в данном случае представляется практическая, теоретическая и познавательная значимость предполагаемых результатов.

Необходимым условием успешной реализации проектной методики является разработка критериев оценивания выполненных учащимися работ. Они создаются педагогом под каждую определенную форму результата проектной деятельности.

Если преподаватель располагает достаточным временем, он может обсудить критерии оценки со студентами до начала проекта или в ходе деятельности, эти документы будут доступны студентам для того, чтобы они имели ориентиры в своей работе.

На начальном этапе подготовки изучения темы, для успешной организации исследовательской деятельности студентов педагог должен тщательно продумать основополагающий и проблемный вопрос проекта. Именно от качества основополагающего вопроса и формулировки проблемного вопроса зависит то, с какой мотивацией будут выполнять студенты самостоятельное исследование: в соответствии с внутренней потребностью или под внешним воздействием, требующим от них исполнительской дисциплины.

На следующем этапе под руководством и с консультативной помощью преподавателя ведется поисковая, аналитическая и исследовательская работа студентов в группах. Чтобы основное внимание учеников было направлено на решение литературоведческих задач, заранее могут быть приготовлены шаблоны и рекомендации по оформлению и сбору материала.

Заключительный этап работы над проектом - студенты учатся выступать перед аудиторией, высказывать свое мнение по обозначенной проблеме, защищать свою работу и свою точку зрения.

Приведем фрагмент занятия на примере изучения жизни и творчества Анны Ахматовой в контексте литературы 20 века

Использование метода проекта в обучении литературы с применением информационных коммуникативных технологийИспользование метода проекта в обучении литературы с применением информационных коммуникативных технологий


Цель урока:

  1. раскрыть художественный замысел поэмы «Реквием»: его гражданскую, поэтическую миссию;

  2. показать, как история страны преломляется и отражается в творчестве Анны Ахматовой.

Цели проекта:

  1. на основе электронного пособия, исследовать биографию А.Ахматовой, дать ей истолкование, попытаться разгадать человеческую сущность поэтессы;

  2. на основе портретов художников Н.Альтмана и К.Петрова-Водкина раскрыть личностные качества Анны Ахматовой как поэтессы;

  3. приобщить к русской и мировой культуре, формировать читательский вкус,

  4. поиск информации в различных источниках, и в сети Интернет;

  5. расширить поисково-исследовательского характер в учебной деятельности студентов;

  6. приобщение к культуре исследования;

  7. воспитание индивидуальной, творчески активной личности, способной к самообучению и саморазвитию, умеющей контролировать и объективно оценивать собственную работу (развитие языковой рефлексии), уметь представлять и защищать продукт своей деятельности.

.

Воспользуемся электронным пособием «Книга Женской души» (о жизни и творчестве А.Ахматовой), и на его основе, включив собственные материалы, создадим проект.

Тема «А.Ахматова. Творческий и жизненный путь. Поэма «Реквием»», традиционна для студентов первых курсов, поэтому преподавателю необходимо осмыслить весь материал в ракурсе его проблемного преподавания.

Как это реально можно сделать?

Необходимо выделить ключевое направление творческих исканий Анны Ахматовой. В данном случае его можно определить, как стремление поэтессы донести до потомков скорбь и страдания «стомильонного» народа. Она становится «голосом людей» в годы тотального и вынужденного молчания всех, «овеществленная клятва, реализация высочайшей миссии, взятой на себя художником».

Поэтому тема проекта может быть сформулирована, например, следующим образом: «Тема народного страдания и скорби в поэме Ахматовой «Реквием»».

Подобная формулировка связывает воедино все аспекты изучения темы вокруг исследования эволюции образа Родины в творчестве Анны Ахматовой.

Затем преподаватель должен изучить все имеющиеся в его распоряжении материалы и предоставить их студентам:

  • биография и автобиография Анны Ахматовой;

  • стихотворения, поэма;

  • фотографии Анны Ахматовой и ее окружения;

  • анализ стихотворений;

  • видео файлы: чтение отрывка из поэмы «Реквием» Анны Ахматовой в исполнении А.Демидовой и др.;

  • 2 теста;

  • аудио файлы: чтение стихотворений самой Анной Ахматовой;

  • иллюстрации.

Использование метода проекта в обучении литературы с применением информационных коммуникативных технологийИспользование метода проекта в обучении литературы с применением информационных коммуникативных технологий

Если этих материалов оказалось недостаточно, то студенты колледжа могут

воспользоваться материалами Интернет, своими фотографиями из дополнительной литературы, их легко добавить в контент.


Структура занятия



Тема: «Тема народного страдания и скорби в поэме Ахматовой «Реквием»».


Основные направления

исследовательской работы

Этапы и ход работы по проекту

Методическое обоснование выбранного приема

Подготовка презентации «XX век и творчество Анны Ахматовой», материалов, необходимых для проведения проекта.

Темы самостоятельных исследований:

1. Культурно-историческое развитие России в первые десятилетия ХХ века.

2. Ахматова глазами художников.

3. Поэма «Реквием».


1. Данная тема изучается на протяжении нескольких уроков. Каждый ученик работает над собственным проектом.

2.Выполнение творческих заданий по группам.

Обзорная лекция по всем вопросам с использованием мультимедийного проекционного оборудования, с демонстрацией пособия.

Студентам предложено выбрать заинтересовавшую их тему.

Вопросы учебной темы

  1. Каково культурно-историческое развитие России в первые десятилетия ХХ века?

  2. В чем особенность развития литературы периода Серебряного века?

  3. К какому литературному течению можно отнести творчество Ахматовой?

  4. Как отразилось на внешнем облике поэтессы трагическое время эпохи? (Ахматова глазами художников)

  5. Может ли поэт изменить мир?

Поисковая и исследовательская работа.

Используемые источники:

Электронное учебное пособие: «Книга Женской души» (о жизни и творчестве А.Ахматовой)

• Дополнительная литература;

• Ресурсы сети Интернет.

• Ученики анализируют найденную информацию, выделяют главное и второстепенное в ее содержании;

• Выстраивают логическую цепочку своего выступления;

• Иллюстрируют выступление слайд-презентацией, наполняя оптимальной информацией каждый слайд.


. Прием заданий и их анализ.

Во время работы преподаватель выбирает противоположные по качеству работы (низкого и высокого качества).

Обе работы необходимо спроецировать и обсудить. Этот прием позволяет «учиться на своих и чужих ошибках».

1.«Характеристика культурно-исторического развития России в начале XX века»;

2. «Реквием» Анны Ахматовой»;

3.«Поэтесса глазами художников».

Заключительный этап:

1. Демонстрация презентаций их защита

2. Участие в дискуссии.

3.Подведение итогов.

Важный этап проектного метода. Студенты учатся выступать перед аудиторией, высказывать свое мнение по обозначенной проблеме, защищать свою работу и свою точку зрения.

В процессе диалога «вопрос-ответ», необходимо добиться включения в обсуждение всех студентов. Возникает ситуация мини-конференции.

Итог подводит преподаватель, привлекая к обсуждению студентов. Их внимание акцентируется на алгоритме проделанной работы, важности и насыщенности каждого этапа.

Рефлексия

На этом этапе делаются основные выводы урока, подводятся итоги. Обращаясь к синквейну, студенты проводят самоанализ проделанной работы


Использование метода проекта в обучении литературы с применением информационных коммуникативных технологий

Контроль знаний можно провести, используя итоговые тесты по нескольким вариантам, представленным в электронном пособии.

Эффективность активности и самостоятельности студентов можно отследить по результатам отзывов и сочинений о ходе их работы в проекте.

После завершения проекта студенты написали в своих отзывах, что повысилась самооценка («я могу не хуже других»), каждый имел возможность для самореализации, попробовали себя в роли консультантов, проявили организаторские способности.

Проект помог не только организовать серьезную работу по изучению творчества Анны Ахматовой, но и подготовить студентов к экзаменам, в том числе и по русскому языку.

Сегодня мы понимаем под словосочетанием «метод проектов» и определенный комплекс идей, и достаточно четкую педагогическую технологию, и конкретную практику работы педагогов. Идеи, реализовать которые был призван метод проектов, вновь становятся значимыми в широких кругах педагогической общественности.

Таким образом, метод проектов является для педагогов хорошей возможностью для поиска нового содержания учебной работы и освоения новых методических решений, а студенты в процессе реализации проектной деятельности с большим интересом овладевают знаниями, умениями и навыками и развивают личностные качества, необходимые для жизни

.

Список использованной литературы

  1. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. - М.: Изд. Дом Амонашвили, 1995 г.

  2. Ахматова Анна. Соч.: В 2 т. - М., 1986. - Т. 2.

  3. Виленкин В.. "В сто первом зеркале". М. 1987 г.

  4. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай технологического обучения// Директор школы, 1995. №6.

  5. Жимурский В. "Творчество Анны Ахматовой". Л. 1973 г.

  6. Малюкова Л.Н. "А. Ахматова : Эпоха, Личность, Творчество".изд."Тагаронгская правда". 1996 г.

  7. Матяш Н.В. Проектный метод обучения в системе технологического обучения в системе технологического образования // Педагогика, 2000 № 4.

  8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования \ под ред. Е.С. Полат.\ М., 2000.

  9. Павловский А.И. "Анна Ахматова, жизнь и творчество". М, "Просвещение"1991 г.

  10. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка/ Иностранные языки в школе - № № 2, 3 - 2000 г.

  11. Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов. Наука и школа - № 4, 1997

  12. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика/ Под ред. Е.С.Полат - М., 2000.

  13. Чуковская Л. Записки об Анне Ахматовой//Нева.- 1989. № 6.

  14. Шилова О.Н. Как разработать эффективный учебно-методический пакет средствами информационных технологий. Методическая лаборатория программы Intel «Обучение для будущего». - М., 2006

  15. Шмелькова Л.В. Цель - проективно - технологическая компетентность педагога. Школьные технологии. № 4, 2002.

  16. Якиманская И.С. Проектирование личностно-ориентированной системы обучения: процесс, проблемы, решения. Материалы НПК. - М.: ИПИ РАО, 1994


© 2010-2022