Василь Быков. Повесть Обелиск

Тема: Василь Быков. Повесть "Обелиск" Цель: Продолжение работы над повестью "Обелиск"; анализ изучаемого произведения при помощи беседы-диспута; заглянуть во внутренний мир героев повести;развитие разговорной речи и обогащение словарного запаса учащихся, умение дискутировать, иметь своё мнение и отстаивать его; воспитание уважения памяти тех, кто завоевал мир и спокойствие на нашей земле, выяснить, в чём проявляется нравственная сила и внутренняя красота главных героев.Ожидаемый результат: Через...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Василь Быков. Повесть ОбелискВасиль Быков. Повесть ОбелискВасиль Быков. Повесть ОбелискВасиль Быков. Повесть ОбелискВасиль Быков. Повесть ОбелискВасиль Быков. Повесть ОбелискВасиль Быков. Повесть ОбелискВасиль Быков. Повесть ОбелискВасиль Быков. Повесть ОбелискВасиль Быков. Повесть ОбелискВасиль Быков. Повесть ОбелискВасиль Быков. Повесть ОбелискВасиль Быков. Повесть ОбелискВасиль Быков. Повесть ОбелискВасиль Быков. Повесть ОбелискВасиль Быков. Повесть ОбелискВасиль Быков. Повесть ОбелискВасиль Быков. Повесть ОбелискВасиль Быков. Повесть ОбелискВасиль Быков. Повесть ОбелискВасиль Быков. Повесть ОбелискВасиль Быков. Повесть ОбелискВасиль Быков. Повесть ОбелискВасиль Быков. Повесть ОбелискВасиль Быков. Повесть ОбелискВасиль Быков. Повесть ОбелискВасиль Быков. Повесть ОбелискВасиль Быков. Повесть ОбелискВасиль Быков. Повесть ОбелискВасиль Быков. Повесть ОбелискВасиль Быков. Повесть ОбелискВасиль Быков. Повесть ОбелискУчитель русского языка и литературы Самурадова Г.Ж.

Тема: Василь Быков. Повесть "Обелиск"

Цель: Продолжение работы над повестью "Обелиск"; анализ изучаемого произведения при помощи беседы-диспута; заглянуть во внутренний мир героев повести; развитие разговорной речи и обогащение словарного запаса учащихся, умение дискутировать, иметь своё мнение и отстаивать его;

воспитание уважения памяти тех, кто завоевал мир и спокойствие на нашей земле, выяснить, в чём проявляется нравственная сила и внутренняя красота главных героев.

Ожидаемый результат: Через произведение «Обелиск» у учащихся пробудится уважение к героям рассказа, ветеранам ВОВ.

Оборудование и наглядность: слайды, портреты В.Быкова, Я. Корчака, рисунки-иллюстрации к повести, выставка книг о войне, опорная таблица.

Вид урока: интегрированный.

Вид работы: В группе, в парах.

Метод: КМ, опорная таблица.

Никто не забыт!

Ничто не забыто!

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Д/з. Вспомнить и назвать главных героев и персонажей повести, когда происходили события в данном произведении.

III. Новая тема. Продолжение работы над повестью В.Быкова "Обелиск". Звучит песня "Я сегодня до зари встану" Под впечатлением этой песни, песней-воспоминанием, мы и начнём свой урок. О чём же эта песня? Учащиеся отвечают, что это песня-размышление, песня-воспоминание о войне. Да, ребята, тема войны актуальна всегда, она продолжает волновать память людей и произведения о войне напоминают нам сегодня о её ужасных последствиях. Сколько жизней унесла война, сколько погасших очагов оставила после себя она! Более полутора казахстанцев побывало на войне, и только половина вернулась домой. Это война коснулась буквально каждую семью. И наш с вами долг чтить память героев войны. Кто бы он ни был - рядовой солдат или маршал, подросток или такой вот учитель как Алесь Иванович Мороз. Все они внесли свой посильный вклад в приближении долгожданной Победы, тем самым установления мира и спокойствия на нашей земле.

Какая же у нас сегодня тема, ребята? - Мы продолжим работать над повестью Василь Быкова "Обелиск. Обзорное знакомство с произведением уже было, нам теперь остаётся, используя таблицу опорной схемы, глубже и полнее проанализировать и осмыслить поступки героев повести.

Прочитайте эпиграф нашего урока. Можно к этим словам что-либо добавить или убрать? -Нет. - Естественно, это исчерпывающие слова. - Мы никогда не забудем своих героев! - Молодцы! А вот прочитайте эти слова: "Да, невесёлая история". "Невесёлая что! Героическая история! Так я понимаю". Эти слова сказаны устами персонажа повести. Скажите, пожалуйста, чьи это слова, кто их сказал? Давайте выясним, в чём заключается героичность поступков не "сверхчеловеков", а обыкновенных людей, на которых обрушились все ужасы войны. Которые смогли выстоять, совершив свой нравственный подвиг, которого не все поняли и не оценили должным образом. И нам, ребята предстоит разобраться во всём этом. Был ли подвиг и в чём он состоит?

IV. Вывешивается лист с вопросительным знаком - тема для размышления. На экране таблица с опорной схемой. Напоминаю ребятам о вопросительном знаке, т.е. о задачах, поставленных перед ним, которые надо решить. (Слайд 1.)

Журналист

Поминки

Спор

Ткачук Ксендзов

Дискуссия

А.Мороз .Корчак

Обелиск

Учительство в довоенное время

Преемственность

Война

Рассказ в рассказе

Казнь

Учительство в военное время

Спасение Миклошевича

Ученики А.Мороза

Поступок Мороза

Арест ребят

Диверсия



Ребята начинают работать по опорной схеме, последовательно рассказывая содержание повести. Подробнее останавливаются на рассказе Ткачука. Здесь раскрывают не только поступок Мороза, сколько нравственный подвиг его. Анализируя спор Ткачука и Ксендзова, ребята, дискутируя, рассматривают его - это необдуманный шаг или же это поступок как подвиг. Осмыслив диалог-спор Ткачука и Ксендзова, приходят к выводу, что это не необдуманный шаг, а - подвиг. Алесь Иванович Мороз не смог бы остаться безучастным, равнодушным к судьбам ребят. Ведь это его воспитание, это его ученики. Он знал, что его ждёт верная смерть, но он должен был быть рядом со своими учениками, поддержать их дух, быть с ними до конца. Эта дискуссия позволяет проникнуть в самое существо героизма как идейно-нравственное понятие, выявить проявление героического не только в годы войны, но и в мирное время. Чему учил Алесь Иванович своих учеников? Прежде всего, человечности! Через его ученика Павла Миклошевича, который после войны тоже стал учителем. Учение Мороза передалось теперь ученикам Павла. И это подтверждает поступок Витьки, который защитил честь молодых людей.

Сейчас вы составите кластер-характеристику на А.И.Мороза. Для этого вы должны ответить на вопросы: Кто он? Какой он? (Слайд 2.)

Педагог

Учитель

трудолюбивый

любящий детей

МОРОЗ

скромный

честный

бесстрашный

ответственный

герой

добрый

Ребята приводят аналогичный пример подвига А.И.Мороза - подвиг польского педагога, писателя и просветителя Януша Корчака. Когда 200 его воспитанников фашисты отправили в лагерь смерти в Треблинку, Корчак добровольно пошёл со своими учениками в газовую камеру. Хотя и у Мороза и у Корчака была возможность остаться в живых. У них был выбор. А.И.Мороз мог остаться в партизанском отряде, а Я. Корчаку немцы хотели сохранить жизнь, но он отказался. Оба учителя последние минуты были рядом с детьми. Они выбрали свой путь - путь настоящего Учителя. Ведь это был их последний урок, который дали они своим ученикам. И, значит то, что сказано о Морозе, можно сказать и о Корчаке. Между ними можно поставить знак равенство. (Слайд 3.)

V. Рефлексия урока. Подводя итоги урока, задаются вопросы обратного характера. 1. К какому жанру относится произведение "Обелиск"? (Повесть). 2. Какова особенность композиции произведения? (Рассказ в рассказе. Повествование журналиста и рассказ Ткачука). 3. Тема? (Война, по-разному испытывающая людей на прочность). 4. Идея произведения? (Нравственный подвиг человека в нечеловеческих условиях войны).

Урок завершается словами Ф.И.Достоевского: "Учитель - это штука тонкая, - народный национальный учитель вырабатывается веками, держится преданиями, бесчисленным опытом".

Так и Мороз - человек именно такого склада, таких преданий, человек редкостного призвания и таланта. Земной наш поклон учителям!

VI. Самооценивание и взаимооценивание учеников по специально данным критериям.

VII. Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру: "Героями не рождаются, героями становятся".



© 2010-2022