- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Активные методы и приёмы работы на уроках русского языка
Активные методы и приёмы работы на уроках русского языка
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гранина И.С. |
Дата | 21.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное Боханское образовательное учреждение
«Боханская средняя общеобразовательная школа №1»
Научно - практическая конференция для работников
образовательных учреждений Боханского района
Секция: учителя русского языка и литературы (филология)
Доклад на тему:
«Активные методы и приёмы работы на уроках русского языка:
из опыта работы »
Автор: Гранина Инна Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Боханская СОШ № 1»
Бохан, 2015
«Интерес к учению появляется только тогда,
когда есть вдохновение рождающегося успеха…»
В.А.Сухомлинский
В этой фразе названы два главных ключа, которые открывают дверь к успеху в образовательном процессе: интерес и вдохновение. Создавая условия для успешного учения, каждый педагог ищет свои приемы, формы и методы обучения.
Метод - это система определенных приемов обучения. Различают методы контроля знаний (устные, письменные, программированные, комбинированные) и методы обучения (объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемные, частично-поисковые, исследовательские). Приём обучения - это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре. Между методом и приемом тонкая грань. Например, в ходе лекции (метод) идет беседа (прием активизации мышления). Таким образом, прием - составная часть метода, ведущая к достижению частных задач.
Активные методы обучения (АМО) - это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Для каждого этапа урока используются свои активные методы и приёмы, позволяющие наиболее эффективно решать конкретные задачи этапа.
(слайд)На уроках усвоения новых знаний (на этапе постановки целей и задач) часто использую поисково - исследовательский метод - приём создания проблемной ситуации. Например, 6 класс тема: «Повелительное наклонение глагола». В начале урока учащимся предлагается ответить на вопрос: Почему глагол СКАЗАТЬ в одном случае пишется СКАЖЕТЕ, а в другом СКАЖИТЕ? (НАПИШЕТЕ и НАПИШИТЕ)
А процессе поиска решения данной лингвистической задачи учащиеся, применяя имеющиеся знания, определят, что глагол сказать - I спряжения. Значит, форма СКАЖЕТЕ будущего времени написана верно. Форма же СКАЖИТЕ выражает повеление, просьбу, приказ, и этим определяется ее написание.
• Какой же будет тема нашего сегодняшнего урока? (Повелительное наклонение глагола)
• Что поможет вам не ошибиться в написании глаголов разных наклонений? (Знание морфемного состава слов.)
• Каков же состав каждой формы? (Здесь возможны самые разные, в том числе и ошибочные ответы учащихся.)
• Что поможет нам убедиться в том, кто же из вас прав? (Доказательство на конкретных примерах.)
• Давайте найдем верный путь решения этого вопроса. (Здесь учитель может дать подсказку шестиклассникам: измените форму числа повелительного наклонения глагола.)
• После этого шестиклассники самостоятельно смогут объяснить, что в форме повелительного наклонения -И- является суффиксом, образующим форму наклонения, а -ТЕ - окончанием множественного числа в повелительном наклонении. В форме же изъявительного наклонения, с которой учащиеся уже знакомы, окончание множественного числа - ЕТЕ.
(слайд) При изучении в 5 кл раздела Морфемика тема урока: «Почему корень, приставка, суффикс и окончание - значимые части слова?»
(слайд ) На уроках актуализации знаний ( урок повторения) на этапе проверки д/з систематически использую приёмы: создание проверочных (тесты, карточки), самостоятельных (текст с пропущенными орфограммами и с грам.заданиями), творческих работ(кроссворды, ребусы) учащимися для одноклассников, также «Толстые и тонкие вопросы», эти вопросы на урок готовит сам учащийся ( и так каждый учащийся из класса на разных уроках), что развивает у него умение задавать вопросы, а при работе с текстом - анализировать, интерпретировать текст. Например:
• Кто...?
• Что...?
• Когда...?
• Как звать...?
• Объясните, почему...?
• Почему, вы думаете...?
• В чём различие ...?
• Предположите, что будет, если ...?
• Согласны ли вы ...?
• Верно ли ...?
(слайд ) например, тема «Имя прилагательное как часть речи»: «тонкие»
- на какой вопрос отвечает?
- что обозначает?
- какая синтаксическая роль?
«толстые»:
-почему в прилагательном «каменный» (дом) пишется -нн-? …
(слайд) На этапе первичного закрепления или выявления ЗУН использую методы парной работы: взаимоопрос, взаимопроверка работ; Кодирование информации: создание схем, таблиц, опорных конспектов и алгоритмов; Декодирование информации: чтение схем, таблиц,
(слайд) Особую роль играет итог урока, так называемый этап рефлексии, я использую различные приёмы рефлексии: пятиминутное эссе; синквейны; метод незаконченного предложения (-Сегодня я узнал, что…, Сегодня я научился… Я не совсем понял…), смайлики (5-6 кл)
(слайд ) Приём кластеров («гроздья») - способ графической организации материала. Например, в 7 кл. для систематизации информации о разделах языкознания: в начале учащиеся называют все разделы, дают определения (Я записываю на доске), затем составляем кластер: они находят/называют ключевое слово - языкознание (лингвистика)- далее соединяют линиями с разделами, далее с основными понятиями раздела. Организация информации с помощью схем Кластер - это способ Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».
(слайд ) На этапе осмысления кластер позволяет фиксировать фрагменты новой информации. Например, при изучении Лексики: по значению - однозначные и многозначные: прямое и переносное и т.д. В ходе изучения учащиеся пополняют кластер.
(слайд) Использование АМО на уроке позволяет:
• обеспечить положительную мотивацию обучения;
• провести урок на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;
• обеспечить высокую степень дифференциации обучения;
• повысить объем выполняемой на уроке работы
• усовершенствовать контроль знаний;
• рационально организовать учебный процесс,
-
повысить эффективность урока.
Таким образом, внедрение активных приёмов и методов обучения является важной составляющей развития образовательной среды.
(слайд) Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью. (Л.Толстой).
Спасибо за внимание! Желаю Вам успехов и благоприятных условий для вашего творчества.