Активные методы и приёмы работы на уроках русского языка

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное Боханское образовательное учреждение

«Боханская средняя общеобразовательная школа №1»

Научно - практическая конференция для работников

образовательных учреждений Боханского района

Секция: учителя русского языка и литературы (филология)



Доклад на тему:

«Активные методы и приёмы работы на уроках русского языка:

из опыта работы »



Автор: Гранина Инна Сергеевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Боханская СОШ № 1»



Бохан, 2015



«Интерес к учению появляется только тогда,

когда есть вдохновение рождающегося успеха…»

В.А.Сухомлинский


В этой фразе названы два главных ключа, которые открывают дверь к успеху в образовательном процессе: интерес и вдохновение. Создавая условия для успешного учения, каждый педагог ищет свои приемы, формы и методы обучения.

Метод - это система определенных приемов обучения. Различают методы контроля знаний (устные, письменные, программированные, комбинированные) и методы обучения (объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемные, частично-поисковые, исследовательские). Приём обучения - это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре. Между методом и приемом тонкая грань. Например, в ходе лекции (метод) идет беседа (прием активизации мышления). Таким образом, прием - составная часть метода, ведущая к достижению частных задач.

Активные методы обучения (АМО) - это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Для каждого этапа урока используются свои активные методы и приёмы, позволяющие наиболее эффективно решать конкретные задачи этапа.

(слайд)На уроках усвоения новых знаний (на этапе постановки целей и задач) часто использую поисково - исследовательский метод - приём создания проблемной ситуации. Например, 6 класс тема: «Повелительное наклонение глагола». В начале урока учащимся предлагается ответить на вопрос: Почему глагол СКАЗАТЬ в одном случае пишется СКАЖЕТЕ, а в другом СКАЖИТЕ? (НАПИШЕТЕ и НАПИШИТЕ)

А процессе поиска решения данной лингвистической задачи учащиеся, применяя имеющиеся знания, определят, что глагол сказать - I спряжения. Значит, форма СКАЖЕТЕ будущего времени написана верно. Форма же СКАЖИТЕ выражает повеление, просьбу, приказ, и этим определяется ее написание.

• Какой же будет тема нашего сегодняшнего урока? (Повелительное наклонение глагола)

• Что поможет вам не ошибиться в написании глаголов разных наклонений? (Знание морфемного состава слов.)

• Каков же состав каждой формы? (Здесь возможны самые разные, в том числе и ошибочные ответы учащихся.)

• Что поможет нам убедиться в том, кто же из вас прав? (Доказательство на конкретных примерах.)

• Давайте найдем верный путь решения этого вопроса. (Здесь учитель может дать подсказку шестиклассникам: измените форму числа повелительного наклонения глагола.)

• После этого шестиклассники самостоятельно смогут объяснить, что в форме повелительного наклонения -И- является суффиксом, образующим форму наклонения, а -ТЕ - окончанием множественного числа в повелительном наклонении. В форме же изъявительного наклонения, с которой учащиеся уже знакомы, окончание множественного числа - ЕТЕ.

(слайд) При изучении в 5 кл раздела Морфемика тема урока: «Почему корень, приставка, суффикс и окончание - значимые части слова?»

(слайд ) На уроках актуализации знаний ( урок повторения) на этапе проверки д/з систематически использую приёмы: создание проверочных (тесты, карточки), самостоятельных (текст с пропущенными орфограммами и с грам.заданиями), творческих работ(кроссворды, ребусы) учащимися для одноклассников, также «Толстые и тонкие вопросы», эти вопросы на урок готовит сам учащийся ( и так каждый учащийся из класса на разных уроках), что развивает у него умение задавать вопросы, а при работе с текстом - анализировать, интерпретировать текст. Например:

• Кто...?

• Что...?

• Когда...?

• Как звать...?

• Объясните, почему...?

• Почему, вы думаете...?

• В чём различие ...?

• Предположите, что будет, если ...?

• Согласны ли вы ...?

• Верно ли ...?

(слайд ) например, тема «Имя прилагательное как часть речи»: «тонкие»

- на какой вопрос отвечает?

- что обозначает?

- какая синтаксическая роль?

«толстые»:

-почему в прилагательном «каменный» (дом) пишется -нн-? …

(слайд) На этапе первичного закрепления или выявления ЗУН использую методы парной работы: взаимоопрос, взаимопроверка работ; Кодирование информации: создание схем, таблиц, опорных конспектов и алгоритмов; Декодирование информации: чтение схем, таблиц,

(слайд) Особую роль играет итог урока, так называемый этап рефлексии, я использую различные приёмы рефлексии: пятиминутное эссе; синквейны; метод незаконченного предложения (-Сегодня я узнал, что…, Сегодня я научился… Я не совсем понял…), смайлики (5-6 кл)

(слайд ) Приём кластеров («гроздья») - способ графической организации материала. Например, в 7 кл. для систематизации информации о разделах языкознания: в начале учащиеся называют все разделы, дают определения (Я записываю на доске), затем составляем кластер: они находят/называют ключевое слово - языкознание (лингвистика)- далее соединяют линиями с разделами, далее с основными понятиями раздела. Организация информации с помощью схем Кластер - это способ Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

(слайд ) На этапе осмысления кластер позволяет фиксировать фрагменты новой информации. Например, при изучении Лексики: по значению - однозначные и многозначные: прямое и переносное и т.д. В ходе изучения учащиеся пополняют кластер.

(слайд) Использование АМО на уроке позволяет:

• обеспечить положительную мотивацию обучения;

• провести урок на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;

• обеспечить высокую степень дифференциации обучения;

• повысить объем выполняемой на уроке работы

• усовершенствовать контроль знаний;

• рационально организовать учебный процесс,

  • повысить эффективность урока.

Таким образом, внедрение активных приёмов и методов обучения является важной составляющей развития образовательной среды.

(слайд) Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью. (Л.Толстой).

Спасибо за внимание! Желаю Вам успехов и благоприятных условий для вашего творчества.



© 2010-2022