Милосердие в повести А. С. Пушкина

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока по русской литературе в 9 классе



Тема: Милосердие в повести А.С.Пушкина

«Капитанская дочка».

Образовательная цель: формировать умения работы над одной из ключевых проблем

повести - проблемы нравственности и милосердия;

Развивающая цель: развивать умения оценивать жизненные ситуации, обобщать,

сопоставлять героев и их поступки;

Воспитательная цель: воспитывать чувство доброты, милосердия и бережного

отношения друг к другу

Быть может, это будет озаренье,

Броженье новых мыслей и идей.

И пусть не гаснет в ваших душах

вдохновенье

И вера добрая в людей.

И.Куприн



Ход урока:

  1. Побуждение.

Здравствуйте, ребята. Я очень рада всех вас видеть. Сегодня на уроке мы будем работать в группах и у вас есть возможность всем получить оценки. Для этого каждая группа выбирает капитана команды, который будет чётко заполнять оценочные листы.

Итак, мы продолжим работу над повестью А.С.Пушкина «Капитанская дочка». И мне хотелось бы обратить ваше внимание на эпиграф к нашему уроку.

Вслух зачитывается эпиграф.

-Попрошу Вас найти ключевые слова в данном высказывании. Озаренье, вера добрая в людей.

- А каким словом можно объединить данные ключевые слова? Словом «милосердие».

- Итак, как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? О милосердии.

- Откройте тетради, запишите тему сегодняшнего урока «Милосердие в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

2. Свободное письмо.

- Я предлагаю Вам написать свободное письмо на тему «Что такое милосердие?»

Ответы обсуждаются в парах, затем в группах, лучшие ответы озвучиваются

на уроке.

- Сейчас вы прослушаете и запишите ключевые слова лучших высказываний о милосердии в свои тетради.

- Как вы думаете, можно ли проследить в повести «Капитанская дочка» тему милосердия?

- Кому из героев свойственно милосердие?

- Цель сегодняшнего урока доказать, что данная повесть раскрывает не только тему восстания под предводительством Емельяна Пугачёва, но и тему милосердия. И даже больше - вся повесть пронизана темой милосердия. А о том, что повесть начинается и заканчивается милосердием, мы узнаём, проанализировав отдельные главы.

- Итак, давайте вспомним, что же является центральной сюжетной линией повести?

Откройте свои читательские дневники, просмотрите, сколько раз Гринёв в встречался с Пугачёвым? Найдите эти главы. «Вожатый», «Незваный гость», «Мятежная слобода», «Арест», «Суд».



  1. Работа с текстом.

-Каждая группа будет работать с отдельной главой. Ваша задача - найти и проанализировать эпизод, в котором прослеживается милосердие со стороны главного героя.

- Сделайте в своих тетрадях запись «Роль милосердия в жизни главного героя».

1 группа. Глава «Вожатый».

Милосердие объединяет людей, желание помочь друг другу. Милосердие - это жалость и уважение к человеку, его достоинству. Это таинственные отношения между героями, где враги - братья.

2 группа. Глава «Мятежная слобода».

Милосердие, дарованное однажды, питает надежду. Где жизнь, там и милосердие. Враг перестаёт быть врагом и навсегда уже будет только другом.

3 группа. Глава «Незваный гость».

Закон Милосердия, нет его выше и благороднее в этом мире. Благодаря милосердию по отношению к Пугачёву Гринёв был помилован. «Миловать так миловать».

4 группа. Глава «Арест».

Милосердие, которое проявил Пугачёв, возвращает Гринёва к мысли о нём, не как о самозванце, не как атамане-бунтаре, а как о человек, не желающим быть кровопийцей.

Вывод: Мы увидели А.С.Пушкина не просто как мастера-художника, но и очень мудрого человека с глубоким нравственным опытом. А что касается повести, то не только на исторические события сами по себе, не на психологические характеристики героев направлено внимание автора, а именно на открытие внутреннего мира в человек в глубине своей свободы перед другим человеком и Богом. Поэтому ключом к этой истине у А.С.Пушкина выступает тема Милосердия. Для милосердия не нужны причины, потому что Милосердие - это весть о другом, высшем мире, божественном мире «Познай истину, и истина сделает вас свободными».



  1. Закрепление темы.

А сейчас мы с вами проведём ролевую игру. Используется методика РАФТ по стратегии критического мышления.

Каждая группа получает задание в соответствии с данной таблицей. Ученики составляют письма в индивидуальном режиме, затем в паре, группе.

А капитанам напоминаю о том, что вы должны за работу в группах ставить соответствующие оценки своим товарищам.

Роль

Аудитория

Форма

Тема

А.Гринёв

Молодёжь 20 века

Письмо - наставление

«Милосердие спасает жизнь».

Е.Пугачёв

Молодёжь 20 века

Письмо - раскаяние

«Неверие в милосердие губит человека».

Молодёжь 20 века

А.Гринёв

Письмо - восхищение

«Милосердие - это мудрость».

Молодёжь 20 века

Е.Пугачёв

Письмо - совет

«Вера в милосердие - это жизнь».



  1. Рефлексия.

И сейчас, завершая урок, мне бы хотелось узнать, что нового вы узнали о повести и героях повести? Сумели ли мы доказать, что повесть «Капитанская дочка» пронизана темой милосердия? Что такое милосердие?

6. Пятистишие «Милосердие».

Прошу оценить свою деятельность и озвучить результаты.

По контрольному листу подсчитываются баллы и переводятся в оценки.

  1. Домашнее задание.

Написать сочинение-рассуждение «Проявляется ли милосердие в наши дни».





3





РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

Русские женщины

Княгиня Трубецкая

Зимней ночью 1826 г. княгиня Екатерина Трубецкая отправляется вслед за мужем-декабристом в Сибирь. Старый граф, отец Екатерины Ивановны, со слезами стелет медвежью полость в возок, который должен навсегда увезти из дому его дочь. Княгиня мысленно прощается не только с семьёй, но и с родным Петербургом, который любила больше всех виденных ею городов, в котором счастливо прошла её молодость. После ареста мужа Петербург стал для неё роковым городом.

Несмотря на то что на каждой станции княгиня щедро награждает ямскую челядь, путь до Тюмени занимает двадцать дней. По дороге она вспоминает детство, беспечную юность, балы в отцовском доме, на которые съезжался весь модный свет. Эти воспоминания сменяются картинами свадебного путешествия по Италии, прогулок и бесед с любимым мужем.

Дорожные впечатления составляют тяжёлый контраст с её счастливыми воспоминаниями: наяву княгиня видит царство нищих и рабов. В Сибири на триста вёрст попадается один убогий городок, жители которого сидят по домам из-за страшного мороза. «Зачем, проклятая страна, нашёл тебя Ермак?» - в отчаянии думает Трубецкая. Она понимает, что обречена закончить свои дни в Сибири, и вспоминает события, предшествовавшие её путешествию: восстание декабристов, свидание с арестованным мужем. Ужас леденит ей сердце, когда она слышит пронзительный стон голодного волка, рёв ветра по берегам Енисея, надрывную песню инородца, и понимает, что может не доехать до цели.

Однако после двух месяцев пути, расставшись с захворавшим спутником, Трубецкая все же прибывает в Иркутск. Иркутский губернатор, у которого она просит лошадей до Нерчинска, лицемерно уверяет её в совершенной своей преданности, вспоминает отца княгини, под началом которого служил семь лет. Он уговаривает княгиню вернуться, взывая к её дочерним чувствам, - та отказывается, напоминая о святости супружеского долга. Губернатор пугает Трубецкую ужасами Сибири, где «люди редки без клейма, и те душой черствы». Он объясняет, что ей придётся жить не вместе с мужем, а в общей казарме, среди каторжников, - но княгиня повторяет, что хочет разделить все ужасы жизни мужа и умереть рядом с ним. Губернатор требует, чтобы княгиня подписала отреченье от всех своих прав, - та без раздумий соглашается оказаться в положении нищей простолюдинки.

Неделю продержав Трубецкую в Нерчинске, губернатор заявляет, что не может дать ей лошадей: она должна следовать далее пешим этапом, с конвоем, вместе с каторжниками. Но, услышав её ответ: «Иду! Мне всё равно!» - старый генерал со слезами отказывается более тиранить княгиню. Он уверяет, что делал это по личному приказу царя, и приказывает запрягать лошадей.

Княгиня Волконская

Желая оставить внукам воспоминания о своей жизни, старая княгиня Мария Николаевна Волконская пишет историю своей жизни.

Родилась она под Киевом, в тихом имении отца, героя войны с Наполеоном генерала Раевского. Маша была любимицей семьи, училась всему, что нужно было юной дворянке, а после уроков беззаботно пела в саду. Старый генерал Раевский писал воспоминания, читал журналы и задавал балы, на которые съезжались бывшие его соратники. Царицею бала всегда была Маша - голубоглазая, черноволосая красавица с густым румянцем и гордой поступью. Девушка легко пленяла сердца гусаров и улан, стоявших с полками близ имения Раевских, но никто из них не трогал её сердца.

Едва Маше исполнилось восемнадцать лет, отец подыскал ей жениха - героя войны 1812 года, раненного под Лейпцигом, любимого государем генерала Сергея Волконского. Девушку смущало то, что жених был много её старше и она совсем его не знала. Но отец строго сказал: «Ты будешь с ним счастлива!» - и она не посмела возражать. Свадьба состоялась через две недели. Маша нечасто видела мужа после свадьбы: он беспрестанно был в служебных разъездах, и даже из Одессы, куда наконец-то отправился отдохнуть с беременной женой, князь Волконский неожиданно вынужден был отвезти Машу к отцу. Отъезд был тревожным: Волконские уезжали ночью, сжигая перед этим какие-то бумаги. Увидеться с женою и первенцем-сыном Волконскому довелось уже не под родною кровлей...

Роды были тяжёлыми, два месяца Маша не могла оправиться. Вскоре после выздоровления она поняла, что домашние скрывают от неё судьбу мужа. О том, что князь Волконский был заговорщиком и готовил низверженье властей, Маша узнала только из приговора - и тут же решила, что отправится вслед за мужем в Сибирь. Её решение только укрепилось после свидания с мужем в мрачной зале Петропавловской крепости, когда она увидела тихую печаль в глазах своего Сергея и почувствовала, как сильно любит его.

Все хлопоты о смягчении участи Волконского оказались тщетны; он был отправлен в Сибирь. Но для того чтоб последовать за ним, Маше пришлось выдержать сопротивление всей своей семьи. Отец умолял её пожалеть несчастного ребёнка, родителей, хладнокровно подумать о собственном будущем. Проведя ночь в молитвах, без сна, Маша поняла, что до сих пор ей никогда не приходилось думать: все решения принимал за неё отец, и, пойдя под венец в восемнадцать лет, она «тоже не думала много». Теперь же образ измученного тюрьмой мужа бессменно стоял перед нею, пробуждая в её душе неведомые прежде страсти. Она испытала жестокое чувство собственного бессилия, терзания разлуки - и сердце подсказало ей единственное решение. Оставляя ребёнка без надежды когда-нибудь его увидеть, Мария Волконская понимала: лучше заживо лечь в могилу, чем лишить мужа утешенья, а потом за это навлечь на себя презренье сына. Она верит, что старый генерал Раевский, во время войны выводивший под пули своих сыновей, поймёт её решение.

Вскоре Мария Николаевна получила письмо от царя, в котором он учтиво восхищался её решимостью, давал разрешение на отъезд к мужу и намекал, что возврат безнадёжен. В три дня собравшись в дорогу, Волконская провела последнюю ночь у колыбели сына.

Прощаясь, отец под угрозой проклятия велел ей вернуться через год.

На три дня остановившись в Москве у сестры Зинаиды, княгиня Волконская сделалась «героинею дня», ею восхищались поэты, артисты, вся знать Москвы. На прощальном вечере она встретилась с Пушкиным, которого знала ещё с девической поры. В те давние годы они встречались в Гурзуфе, и Пушкин даже казался влюблённым в Машу Раевскую - хотя в кого он не был тогда влюблён! После он посвятил ей чудные строки в «Онегине». Теперь же, при встрече накануне отъезда Марии Николаевны в Сибирь, Пушкин был печален и подавлен, но восхитился подвигом Волконской и благословил.

По дороге княгиня встречала обозы, толпы богомолок, казённые фуры, солдат-новобранцев; наблюдала обычные сцены станционных драк. Выехав после первого привала из Казани, она попала в метель, ночевала в сторожке лесников, дверь которой была придавлена камнями - от медведей. В Нерчинске Волконская к радости своей догнала княгиню Трубецкую и от неё узнала, что их мужья содержатся в Благодатске. По дороге туда ямщик рассказывал женщинам, что возил узников на работу, что те шутили, смешили друг дружку - видно, чувствовали себя легко.

Ожидая разрешения на свидание с мужем, Мария Николаевна узнала, куда водят на работу узников, и отправилась к руднику. Часовой уступил рыданиям женщины и пропустил её в рудник. Судьба берегла её: мимо ям и провалов она добежала до шахты, где в числе других каторжников работали декабристы. Первым её увидел Трубецкой, затем подбежали Артамон Муравьёв, Борисовы, князь Оболенский; по лицам их текли слезы. Наконец княгиня увидела мужа - и при звуках милого голоса, при виде оков на его руках поняла, как много он страдал. Опустившись на колени, она приложила к губам оковы - и весь рудник замер, в святой тишине деля с Волконскими горе и счастье встречи.

Офицер, ожидавший Волконскую, обругал её по-русски, а муж сказал ей вслед по-французски: «Увидимся, Маша, - в остроге!»




Однако, когда приходится принимать решение, Очумеловым овладевает дар осо­бого чиновничьего красноречия: «Чья со­бака? Я этого так не оставлю…»; «…как она могла тебя укусить?»; «У генерала со­баки дорогие, породистые, а эта - черт знает что! Ни шерсти, ни вида… подлость одна только… И этакую собаку дер­жать?!.»

Вершиной красноречия полицейского надзирателя можно считать последний монолог о собачке брата генерала.

Решения Очумелова стремительно сме­няют друг друга, и название рассказа на­прямую связано с этим калейдоскопом.

Какие детали помогают представить облик Очумелова? Назовите и охарактеризуйте каждую из них.

Самая первая деталь, на которую обра­щает внимание читатель, - новая ши­нель Очумелова. Мы так и не узнали, что находится у него в узелке, но это, конеч­но, не ягоды или овощи - такие предме­ты носит за ним городовой. Итак, детали уже показали, зачем этот чиновник шест­вует по базарной площади. Далее, на про­тяжении всего рассказа, именно шинель находится в движении: «Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели…»; «- …Сними-ка, Елдырин, с меня пальто…»; «- …Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто…»; «…запахиваясь в шинель, про­должает свой путь по базарной площади ». Так шинель (пальто) четыре раза включа­ется в события на базарной площади.

Сколько раз меняет Очумелов свое решение о том, что нужно делать с собакой? Как эти перемены связаны с названием рассказа?

Первое решение - «А собаку истребить надо».

Второе («собака генерала Жигало­ва») - «…как она могла тебя укусить?».

Третье («нет, не генеральская») - «На­до проучить!».

Четвертое («может быть, и генераль­ская…») - «Ты отведешь ее к генералу…».

Пятое (генеральский повар говорит: «Этаких у нас отродясь не бывало!») - «Истребить, вот и все».

Шестое (повар продолжает: «Брат их­ний охоч…») - «Так это ихняя собачка?.. Возьми ее…».

Сцена крохотная, а быстрота перемен очевидна. Наблюдая за этими перемена­ми, мы еще раз убеждаемся в том, что ав­тор не случайно дал рассказу название «Хамелеон».

Охарактеризуйте Хрюкина по впечатлениям первой встречи с ним.

Рассказ «Хамелеон» описывает эту встречу. Сцена развертывается на базар­ной площади, и все передвижения участ­ников происходят только в ее границах.

На Хрюкине ситцевая крахмальная ру­баха и расстегнутая жилетка. Мы видим его окровавленный палец, видим как он падает, хватая бедную собачонку за лапы, слышим как пререкается с Очумеловым. Чуть позже выясняется, почему собачон­ка его укусила: Хрюкин решил пораз­влечься. Кто-то из толпы говорит, что он «…цигаркой ей в харю для смеха, а она - не будь дура, и тяпни…».

Есть ли в этом рассказе герои, которых автор упоминает, но они не появляются перед читателем. Назовите их. Определите их роль в повествовании.

В рассказе много как безымянных уча­стников, так и действующих лиц, кото­рых мы так и не увидим на базарной пло­щади, где происходит действие. Это, прежде всего, те люди, которым может принадлежать собака: генерал Жигалов, его брат, приехавший в гости к генералу. Затем разгневанный Хрюкин упоминает брата, служащего жандармом, мы узнаем и о купце Пичугине, которому принадле­жит дровяной склад… Хотя они и не по­являются на базарной площади, происхо­дящие события отчасти связаны с этими героями и их положением в обществе. Да и судьба белого борзого щенка целиком зависит от того, кому он принадлежит. Так что спор происходит не столько меж­ду реальными его участниками, сколько между теми людьми, чье положение и оп­ределяет развитие сюжета.

Какую роль в рассказе играют городовой, ге­неральский повар Прохор, толпа?

Это свидетели событий и отчасти источ­ники необходимой информации. «Голос из толпы» говорит Очумелову, кто все-та­ки хозяин собачки. Эти герои одновремен­но являются фоном событий и участника­ми того, что происходит на базарной пло­щади.

Сколько хамелеонов видите вы в этом расска­зе? В одном из классов ученики выдвинули три ре­шения: хамелеон - Очумелов; хамелеоны - Очуме­лов и Хрюкин; хамелеоны - Очумелов, Хрюкин, толпа. К какому из этих решений вы присоединяе­тесь? Обоснуйте свой выбор. Может быть, вы най­дете четвертое решение?

В большинстве классов ученики выби­рают третье решение, поскольку толпа всегда быстро присоединялась к «побе­дителю». Четвертое решение предполага­ет назвать хамелионами тех героев, кото­рые не появлялись на базарной площади, но все же могли бы присоединиться к участникам спора.

Какое явление сатирически изображает Чехов в этом рассказе?

В этом рассказе сатирически изображен страх толпы и всех участников событий на базарной площади перед властью. Можно даже оценить ступени в лестнице власти. Все на площади боятся полицейс­кого надзирателя Очумелова, а над ним значительно выше на несколько ступе­ней - генерал, который так и не появил­ся на площади, но определил решение, принятое низшим по чину полицейским надзирателем Очумеловым.


© 2010-2022