Открытый урок по литературе в 11 классе Анализ рассказа И. А. Бунина Чистый понедельник

     Цели урока:активизировать самостоятельность исследовательской деятельности студентов; показать: а) особенность понимания Буниным любви; б) противоречивость характера героини; в) "филологию Бунина"; развивать навыки творческого чтения, углубляющего понимание и переживание событий рассказа; прививать любовь к художественному слову, воспитывать чувство патриотизма.      По мнению писателя и по всеобщему признанию, «Чистый понедельник» - лучший рассказ Бунина.             Мы должны будем с вам...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Открытый урок по литературе

в 11 классе

«Анализ рассказа

И.А. Бунина

«Чистый понедельник»

Подготовила и провела: учитель русского языка и литературы

Быкова Е.Б.



Тема урока: Анализ рассказа И.А Бунина «Чистый понедельник»,

подготовка к домашнему сочинению.

Цель урока:

1. Дать аргументированное истолкование и оценку идейно -художественного; своеобразия произведения; раскрыть богатство и глубину мастерства писателя;

2. Подготовиться к написанию домашнего сочинения-рецензии;

3. Продолжить работу по формированию умений строить продуктивные высказывания, цитировать, объяснять, делать выводы, уметь выразить свое отношение к изученному произведению.

Методические приемы :

- рассказ учителя,

- аналитическая беседа,

- анализ эпизодов,

- чтение наизусть,

- выразительное чтение,

- инсценированние эпизодов,

- повторение изученного,

- повторение теории литературы.

Оформление урока:

1. Эпиграф на доске;

2. Текст произведения;

3.Композиционная схема рецензии.

Анализ рассказа И.А. Бунина «Чистый понедельник»

Цель нашего урока - проанализировать рассказ И.А. Бунина «Чистый понедельник», в котором мы с вами сможем выяснить, какова бунинская концепция любви, подготовится к написанию рецензии. Знакомая вам композиционная схема рецензии перед вами, в ходе урока делайте записи.

Смысл названия рассказа мы объясним, проанализировав все произведение.

«Чистый понедельник» входит в цикл рассказов «Темные аллеи»,

Всю жизнь человек пытается найти ответ на вопрос - что такое любовь?

Солнечный удар, томление духа или благодарность?

Большинство литературных героев 19- 20 столетий происходят испытания любовью. У Бунина же свой, особый подход к этой традиционной теме. Это было связано с его мировоззрением. Цикл « Темные аллеи» Бунин считает вершинным произведением своей прозы.

- Когда и где была написана книга? ( с 1937 по 1945гг во Франции)

- Сколько рассказов в нее вошло? (40. Все они о красоте России, о жизни и смерти, о любви )

- Какие из рассказов вы прочитали?

- Какие мысли, по вашему мнению, высказывает автор в этих рассказов?

«Грамматика любви» - любовь как лебединая верность

«Солнечный удар» - любовь - потрясение на всю жизнь

«Темные аллеи» - любовь, которая вызвала обиду в героине

«Холодная осень» - Бунин говорит о любви как о горьком чувстве как, о несбывшейся мечте.

О своем рассказе Бунин как-то написал: « Благодарю Бога, что он дал мне возможность написать « Чистый понедельник»

- Когда был написан этот рассказ? (в 1944)

- Какова композиция рассказа?

«В очень короткой экспозиции мы узнаем о том, что действе происходит в Москве, зимой в 1912-1914г... Повествование ведется от имени героя. Бунин использовал прием ретроспекции - взгляд из настоящего в прошлое. Завязкой сюжета является знакомство молодых людей и на лекции в литературно - художественном кружке. В центре внимания любовный конфликт, кульминация - разрыв отношений, развязка - уход героини в монастырь »

Итак, в центре внимания герои: он и она

- Что мы узнаем о герое?

- Каков портрет? (« неприлично красив»)

- Что говорит рассказчик о своем характере?

- Какова героиня?

«квартира, обстановка, рояль, цветы - писатель указывает на эстетические вкусы; книги - широкий читательский диапазон»

- Каков ее портрет?

1. « у нее красота…» Бунин был превосходным мастером в создании портрета. Обратил внимание на такую деталь, как « на курсы ходила скромной курсисткой»

2. « Она прямо и несколько театрально стояла…»

Подобно живописцу или ваятелю, Бунин воплощает в слове то прекрасное, что видит в женщине.

Посмотрите вот на эту репродукцию картины художника Нестерова.

- Какие строки из произведения вы подписали бы под ней?

«она была чаще всего молчалива, все что - то думала, как - будто во что - то мысленно вникала»

Язык писателя яркий колоритный, писатель стремится сберечь от забвения эту удивительную русскую речь.

- Какой образ жизни ведут герои?

(перечислите места, посещаемые ими театры, рестораны…)

- Счастливы ли герои?

- зачитывать

ОН?

ОНА?

Послушаем чтение по ролям.

Несмотря ни на что герой счастлив? В этом фрагменте в очередной раз подтверждается концепция писателя, который утверждал:

« Всякая любовь - великое счастье, даже если она не разделена»

- Понимает ли герой свою возлюбленную?

Нельзя однозначно трактовать образ героини?

Бунин:

«Женщины мне кажутся чем - то загадочным, чем более изучаю их, тем менее понимаю»

Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к тексту.

Думая о странностях любви, герой смотрит на странный город.

Сам Бунин так говорил о Москве - образ Москвы.

- Когда же открывается внутренний мир героини рассказчику и читателям? В прощеное воскресение

- Кок сама героиня рассказывает?

Чувство родины, ее страны. В этом рассказе и наибольшей силой прозвучала сталь дорогая писателю мысль о подсознательных или осознаваемых, но потаенных связях каждого человека с прошлым, мысль о том, что в каждом человеке жива «память веков», память поколений, которая движет, наряду с влиянием современности, его дурными и хорошими поступками, определяет его сложные эмоции, побуждения, склонности, память.

Именно этой меркой исторического прошлого измеряет героиня современную жизнь, именно с нравственных позиций, выработанных веками в русском человеке, подходит автор к любви своих героев.

Таков идейный замысел рассказа.

Возвращаясь к композиции рассказа, назовите кульминационную точку в развитии сюжета и взаимоотношение героев.

(после единственной счастливой ночи героиня уходит в монастырь)

Чтение по ролям.

- Чем стал разрыв отношений для героев?

- Для героини?

Посмотрите на репродукцию картины Нестерова « Великий Постриг»

- С какими произведениями созвучна эта репродукция? Зачитайте.

- Почему герой не пытается с ней встретиться?

- Почему так глубоко смог Бунин передать переживания своего героя?

- Каков смысл названия рассказа?

Что бы понять прозу Бунина, его многогранность, надо его читать.

« Чем больше я читаю Бунина, тем яснее становится, что Бунин почти неисчерпаем»

Композиционная схема рецензии рассказа

1. Смысл названия рассказа.

2. История написания, место рассказа в общем, ряду.

3. Идейный замысел произведения.

4. Критическая оценка произведения:

а) особенности композиции рассказа;

б) сила воздействия слова писателя;

в) мастерство автора, иллюстратора книги.

5. Основная мысль рецензии.

6. Актуальность тематики произведения.

© 2010-2022