Рабочая программа по курсу Юный лингвист

     Программа курса рассчитана на учащихся 9 класса. Включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах. Они необходимы для выработки более свободного и широкого взгляда на русский язык. Программа содержит новые знания для учащихся, что вызывает познавательный интерес школьников и побуждает желание самообразования. Курс предполагает освоение глубоких теоретических познаний в области языка, что способствует восприятию русского языка не как свод правил, а как живой организм,...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Голицинский филиал

муниципального бюджетного образовательного учреждения

«Никифоровская СОШ № 2»



Рабочая программа

по курсу «Юный лингвист»

для 9 класса

на 2014 - 2015 учебный год








Учитель: Дрозд В.Н.


с. Голицино - 2014


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса рассчитана на учащихся 9 класса. Включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах. Они необходимы для выработки более свободного и широкого взгляда на русский язык. Программа содержит новые знания для учащихся, что вызывает познавательный интерес школьников и побуждает желание самообразования. Курс предполагает освоение глубоких теоретических познаний в области языка, что способствует восприятию русского языка не как свод правил, а как живой организм, систему, которую надо постараться почувствовать, понять, в которой надо разобраться.

Программа даёт возможность установить степень достижения промежуточных и итоговых результатов и выявить сбой в прохождении программы в любой момент процесса обучения. Программой определена такая последовательность изучения знаний, которая является наиболее «коротким путём» в достижении целей. Это последовательность, при которой на восстановление забытых или уже утраченных знаний не нужно будет тратить много времени; изучение новых знаний будет опираться на недавно пройденный и легко восстанавливающийся в памяти учебный материал.

Программа рассчитана на 34 часа.

Цель курса: повышение интереса к гуманитарному образованию, реализация интереса к данному предмету.

Задачи курса:

  • быстро и эффективно повторить весь курс русского языка, пройденного в основной школе и подготовить учащихся к централизованному тестированию, выпускным и вступительным экзаменам,

  • способствовать формированию навыков работы со справочной литературой, развивать навыки исследовательской работы,

  • осуществить пробы, оценить свои возможности и подготовиться к тестированию по русскому языку.

ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ


  1. М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова. Русский язык: Справочные материалы / Под редактированием Н.М. Шанского. - 7-е изд., испр. - М., 1995 год.

  2. Егораева Г.Т. Русский язык: 9 класс. ГИА (в новой форме). Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. -М.: «Экзамен», 2011.

  3. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка - М.: Просвещение, 1989

  4. Изучение курса русского языка по стабильным учебникам / М.Т Баранов, Т.А. Ладыженская, Изучение углубленного курса русского языка в 8-11 классах / Ю.С. Пичугов.

  5. Крючков С.Е. Русский язык в таблицах. 5-9 классы. - М.: Айрис-пресс,2004.

  6. Львова С. И. ГИА 2010. Русский язык: Сборник заданий: 9 класс - М.: Эксмо, 2011.

  7. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка - М.: ООО «А ТЕМП», 2008

  8. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. - М.: Айрис-пресс,2008.

  9. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. - М.: Айрис-пресс,2004.

  10. Русский язык 9 класс. Подготовка к итоговой аттестации -2009 год. Авторы-составители Н.А.Сенина, С.Г.Гармаш, С.А.Диденко, Г.Н.Кобякова. Ростов-на-Дону «Легион» 2009г.

  11. Русский язык 9кл. Экзамен в новой форме. Авт.-сост. И.П. Цыбулько, Л.С.Степанова. ФИПИ. М.: «Астрель» 2009г.

  12. Русский язык. Сборник текстов для проведения устного экзамена по русскому языку за курс основной школы. Авт.-сост. Т.М. Пахнова. М.: «Дрофа» 2000г.

  13. Русский язык. Материалы для подготовки к экзаменам по русскому языку в 9 классе. Авт.-сост. О.М.Александрова, С.И.Львова. Л.М. Рыбченкова. М.: «Дрофа».2008г.

  14. Скиргайло Т.О, Ахбарова Г.Х. Сочинения на лингвистическую тему. Русский язык. 9 класс: пособие для учащихся.-Казань: Изд-во МОиН РТ,2011.

  15. Сычева В. П. ЕГЭ. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (по новой форме). Типовые тестовые задания. - М.:Экзамен, 2011.

  16. Тесты по русскому языку / Петрович Н.М., Петрович В.Г.

  17. Эл.пособие.1С Репетитор. Русский язык

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


-более совершенная письменная и устная речь учащихся;

-успешная сдача экзаменов по русскому языку;

-углубленные знания по темам курса;

-умение пользоваться различными видами словарей;

-точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме.

СОДЕРЖАНИЕ И УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Содержание

Количество часов

1

Фонетика

Открытость/закрытость слога. Правила переноса слов. Согласные звуки (парность по звонкости/глухости, сонорность, парность по твёрдости/мягкости.) гласные звуки (ударность, фонетические позиции).

3

2

Орфография

Система правил, регулирующих написание гласных в корне. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного слова. Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые, -е- и -э- в заимствованных словах. -о- и -ё- после шипящих.

Правила, нарушающие единообразие написания корня (-ы- и -и- в корне после приставок), и понятие о фонетическом принципе написания.

Группы корней с чередование гласных: 1) -кас- // -кос-, -лаг- // -лож-, -бир- // -бер-, -тир- //-тер-, -стил- // -стел- и др. (зависимость от глагольного суффикса -а-); 2) -раст- // -рос,

-скак- // - скоч- (зависимость от последующего согласного); 3) -гар- // -гор-, -твар- // -твор-,

-клан- // -клон-, -зар- // -зор- (зависимость от ударения); 4) корни с полногласными и неполногласными сочетаниями оло // ла, оро // ра, ере // ре, ело // ле.

Правописание иноязычных словообразовательных элементов (лог, фил, гео, фон и т.п.)

Корни-омофоны.

Гласные в приставках. Правописание соединительных гласных -о- и -е-. Сложные слова без соединительной гласной: сумасшедший, аквапарк; с первым корнем а) числительным: шестигранник, б) существительным на -мя: имярек, семядоля.

Морфологический принцип написания приставок. Приставки не-и ни-; раз- (рас-) и роз-(раз-) Роль смыслового анализа при различении приставок пре- и при-.

Написание иноязычных приставок би-, де-, инфра-, под-, пара-, ре-, экстра-, пере-, эпи-.

Гласные в суффиксах существительных, прилагательных, причастий и наречий. Система правил, регулирующих правописание окончаний разных частей речи. Различие окончаний - е - и - и - в именах существительных. Ударные окончания в словах в забытьи, на острие.

Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма: -о- и -е- после шипящих и -ц- в суффиксе и окончании; правописание -и- и -ы- после -ц- .

Типичные суффиксы имён существительных и их написание: -арь-, -тель-, -ник-, -изн-, -есть- (-ость-), -ени- и другие. Суффиксы -ек- и -ик-, -ец- и -иц- в именах существительных со значением уменьшительности.

Типичные суффиксы прилагательных и их значение -оват- (-еват-), -евит-, -лив-, -чив-,

-чат-, -ист-, -оньк- (-еньк-) и другие. Различение на письме суффиксов -ив- и -ев-.

Типичные суффиксы глагола и их написание : -и-, -е-, -а-, -ка-, -ва-, -ирова-, -ича-, -ану- и др. различение на письме глагольных суффиксов - ова- ( -ева-) и -ыва- . написание суффикса - а - или -и- в глаголах с приставкой - обез- ( обезлесить - обезлесеть ); - ться и -тся в глаголах.

Образование причастий с помощью специальных суффиксов. Выбор суффикса причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола. Сохранение на письме глагольного суффикса при образовании причастий прошедшего времени ( посеять - посеявший - посеянный ).

Правописание согласных корня: звонких и глухих; непроизносимых; удвоенных. Чередование согласных в корне и связанные с этим орфографические трудности (доска - дощатый, очки - очёчник).

Приставки на з (с )- фонетический принцип. Различение суффиксов -чик- и -щик- со значением лица ; -к- и -ск- в именах прилагательных

Н и нн в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных , образованных от существительного и от глагола.

Употребление разделительных ъ и ь . написание сочетаний чн , щн ,нч , нщ, рщ, рч, чк, внутри отдельной морфемы и на стыке морфем ; употребление ь для обозначения мягкости согласного внутри морфемы и на стыке морфем. Ь после шипящих в словах разных частей речи.

Система орфограмм данного раздела правописания. Роль смыслового и грамматического анализа при выборе правильного написания.

Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы. грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с разными частями речи. Различение приставки ни и слова ни (частицы, союза).

Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога. Слитное и раздельное написания приставок в наречиях. Историческая справка о происхождении некоторых наречий.

Образование и написание сложных слов ( имена существительные, прилагательные, наречия). Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний ( многообещающий - много обещающий).

Употребление дефиса в знаменательных и служебных частях речи. Работа со словарем «Слитно или раздельно».

Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, потому, поэтому, оттого, отчего, зато, поскольку от созвучных слов.

11

3

Культура речи

Особенности произношения гласных и согласных звуков. Деление слова на слоги. Морфологические нормы знаменательных частей речи.

Построение предложения с деепричастиями. Управление и однородные члены в предложении, согласование в предложении. Нормы лексической сочетаемости слов.

3

4

Пунктуация

Однородные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении; интационные особенности этих предложений.

Грамматические и интонационные особенности предложений с однородными членами; интонация перечисления.

Однородные члены, не соединённые союзом. Однородные члены, соединённые неповторяющимися союзами. Однородные члены, соединённые повторяющимися союзами. Однородные члены, соединённые двойными союзами.

Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обобщающими словами при однородных членах.

Однородные и неоднородные определения, их различение на основе семантико-грамматической и интонационной характеристики предложения и его окружения (контекста).

Интонационные особенности предложений с обособленными членами.

Обособленные определения распространённые и нераспространённые, согласованные и несогласованные. Причастный оборот как особая синтаксическая конструкция, грамматико-пунктуационные отличия его от деепричастного оборота.

Способы обособления предложений.

Обособление обстоятельств, выраженных одиночным деепричастием и деепричастным оборотом. Смысловые и интонационные особенности предложений с обособленными обстоятельствами, выраженными именем существительными в косвенном падеже.

Смысловая и интонационная характеристика предложений с обособленными дополнениями.

Выделение голосом при произношении и знаками препинания на письме уточняющих, поясняющих и присоединительных членов предложения.

Интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными словами. Семантико-грамматические отличия вводных слов от созвучных членов предложения. Уместное употребление в письменной речи разных смысловых групп вводных слов.

Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. Речевые формулы обращений, используемые в письменной речи.

Пунктуационное выделение междометий, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных слов (что, что ж , как же, что же).

Прямая и косвенная речь. Оформление на письме прямой речи и диалога. Разные способы оформления на письме цитат.

Знаки препинания между частями сложносочинённого предложения. Интонационные и смысловые особенности предложений, между частями которых ставятся знаки тире, запятая и тире, точка с запятой.

Употребление знаков препинания между частями сложноподчинённого предложения.

Семантико-интонационный анализ как основа выбора знака препинания в бессоюзном сложном предложении.

10

20

Анализ текста

Текст, его строение, виды его преобразования и основные признаки. Стили речи (разговорные и книжные: научный, деловой, публицистический, художественный). Типы речи. Рассуждение. Схема построения текста-рассуждения.

8

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Кол-во часов

Виды деятельности

ФОНЕТИКА

1.

Слог, ударение.

1

Составление алгоритмов применения правил, тестирование, работа со словарём

2-3.

Характеристика звуков.

2

Практикум

ОРФОГРАФИЯ

4.

Гласные в корнях слов, проверяемые и непроверяемые ударением

1

Составление алгоритмов применения правил, тестирование, работа со словарём

5.

Соединительные гласные в сложных словах. Гласные в приставках

2

Работа с перфокартами, мини-тестирование, практикум

6.

Гласные в безударных окончаниях существительных, прилагательных и причастий. Гласные с суффиксах существительных, прилагательных, причастий и наречий

1

Защита конспектов, тестирование, лингвистические сочинения

7.

Гласные в суффиксах и окончаниях глаголов и их форм

1

Оформление дидактических материалов, тестирование

8.

Согласные в корнях, приставках, суффиксах

1

Работа со словарём, практикум, тестирование

9.

Правописание -н- и -нн- в прилагательных и причастиях

1

Работа с перфокартой, конкурс опорных конспектов, тестирование

10.

Употребление -ь- и -ъ-

1

Тестирование, составление кроссвордов

11.

Слитное, раздельное, дефисное написание слов

1

Подготовка проектов, лингвистическое сочинение, тестирование

12.

Правописание знаменательных и служебных слов, сходных по звучанию

1

Тестирование, практикум

13.

Контрольный тест по разделу

1

КУЛЬТУРА РЕЧИ (НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ)

14.

Орфоэпические (произношение, ударение) и морфологические нормы

1

Конкурсы, встреча с телеведущей МТ, работа со словарём, конкурс орфоэпических мини-словарей

15.

Лексические и синтаксические нормы

1

Тестирование, работа с лингвистическими справочниками

16.

Зачёт по культуре речи

1

ПУНКТУАЦИЯ

17.

Простое предложение. Однородные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым

1

Составление опорных схем, конспектов, защита дидактических материалов, тестирование

18.

Обособленные члены предложения

2

Тестирование, работа с художественными текстами

19.

Знаки препинания при вводных словах и конструкциях, обращение

1

Составление таблиц, тестирование

20.

Знаки препинания при прямой речи

1

Тестирование, подготовка докладов, защита проектов

21.

Знаки препинания в ССП

1

Практикум, тестирование

22.

Знаки препинания в СПП

1

Практикум, тестирование

23.

Знаки препинания в БСП

1

Практикум, тестирование

24.

Знаки препинания в предложениях с разными видами связи.

1

Практикум, тестирование

25.

Контрольный текст по разделу

1

АНАЛИЗ ТЕКСТА

26.

Определение функционального стиля текста

1

Подготовка докладов, составление таблиц, опорных конспектов, анализ текста

27.

Работа со смысловыми типами речи

1

Выполнение текстовых заданий, анализ текстов

28.

Основная мысль текста - рассуждение

1

Составление памяток, анализ художественных текстов

29.

Приёмы логического разворачивания основной мысли (тезиса)

1

Построение логической схемы текста-рассуждения, конкурс заметок в стенную печать

30.

Языковые средства, обеспечивающие связность текста

1

Текстовые задания, самоанализ творческих работ, подготовка сообщений

31.

Анализ композиции научного и публицистического текстов

1

Выполнение тестовых заданий, анализ текстов

32-33.

Редактирование текста

1

Практикум по редактированию текстов

34.

Итоговая работа.

1


© 2010-2022