Эссе на тему «Как я понимаю высказывание В. И. Буслаева в свете введения стандартов второго поколения?»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ Новогородковская СОШ


Эссе на тему «Как я понимаю высказывание В.И.Буслаева в свете введения стандартов второго поколения?»



«Русский язык - предмет предметов»

В.И.Буслаев

Поскольку стандарты второго поколения ориентированы на сохранение единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы, наряду с личностными и предметными особое внимание уделяется метапредметным результатам обучения. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать умение учащихся самостоятельно определять учебные цели, планировать пути и способы, а также и контроль их достижения. Кроме того, учащиеся ведут сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, находят, работая в группах, общее решение и разрешают конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, учатся формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, а также оценивают результаты своей деятельности и деятельности одноклассников.

В пояснительной записке Фундаментального ядра общего образования к предмету «Русский язык» говорится, что «в системе школьного образования русский язык является не только предметом изучения, но и средством обучения, определяющим успешность в овладении всеми школьными предметами и качество образования в целом». С этим трудно не согласиться. Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи, овладение культурой устного и письменного общения в разных социокультурных условиях формируется в первую очередь на уроках русского языка. Учащиеся учатся извлекать разного рода информацию из многообразия источников (лингвистических словарей, справочников, СМИ и Интернета), создавать тексты различной функциональной и коммуникативной направленности. На уроках русского языка учащиеся приобретают умения, без которых не обойтись при изучении других школьных предметов: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, составлять план, строить логическое рассуждение и делать выводы. Основа всех этих и других умений закладывается ещё в начальной школе на уроках русского языка, когда дети под руководством учителя обогащают свой словарный запас, читая, сопоставляя и составляя тексты, давая лексическое значение словам; когда они формулируют задания и вопросы для сверстников и учатся давать развёрнутую оценку ответов одноклассников.

Таким образом, изучение всех школьных предметов опирается на изучение русского языка. Так, например, формирование у школьников иноязычной коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка основано на умении владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Понимание геополитических и экономических закономерностей на уроках географии формируется на основе навыков сопоставления, приобретённых на уроках русского языка. Воспитание учащихся в духе уважения к истории своего Отечества происходит в неразрывной связи с формированием ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность. Математическое образование в школе строится на принципах логического и алгоритмического мышления, основа которого заключается в умении ставить цель и планировать пути её достижения. Составлению планов разной сложности дети обучаются на уроках русского языка.

Язык лежит в основе человеческого общения, формирования гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека. Именно поэтому нужно уделять особое внимание в школе изучению русского языка, «предмета предметов».





Выполнила работу М.С.Литовченко,

учитель русского языка и литературы

МБОУ Новогородковской СОШ

© 2010-2022