- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Материал для кабинета русского языка
Материал для кабинета русского языка
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бобровских Л.В. |
Дата | 23.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Фонетика - раздел науки о языке, изучающий звуки речи.
А Е Ё И О
У Ы Э Ю Я
буквы, обозначающие гласные звуки
Й Ч Щ
буквы, обозначающие мягкие звуки
Ж Ш Ц
буквы, обозначающие твердые звуки
Степка Фец, хочешь щец?
в этом предложении содержатся только глухие согласные
Ь Ъ
эти буквы звуков не обозначают
Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, если:
-
стоят в начале слова
-
после гласного
-
после Ь или Ъ.
Е - Й + Э
Ю - Й + У
Ё - Й + О
Я - Й + А
Морфология - раздел науки о языке, изучающий части речи.
Для того чтобы определить, к какой части речи относится слово, нужно:
-
найти главное слово (!!!)
-
задать от него вопрос к нужному слову.
Трудные случаи различения частей речи
какой?
прилагательное
какой?+что делающий?
что делавший?
что сделанный?
что делаемый?
причастие
как?(где? куда? зачем?..)
наречие
как? + что делая?
что сделав?
деепричастие
что сделан?
краткое причастие
каков?
краткое прилагательное
Синтаксис - раздел науки о языке, изучающий строение словосочетания и предложения.
Синтаксис неразрывно связан с пунктуацией - разделом науки о языке, изучающим постановку знаков препинания.
Знаки препинания ставятся в следующих случаях:
при однородных членах
интонация перечисления
в сложном предложении
две и более грамматические основы
при обособленных определениях
причастные обороты
прилагательные с зависимыми словами
при обособленных обстоятельствах
деепричастия и деепричастные обороты
сравнительные обороты с союзами КАК, БУДТО, ТОЧНО
при обращении
звательная интонация
при вводных словах
такие слова можно исключить из предложения
при прямой речи
есть слова со значением речи, мысли, чувства
Как написать сочинение?
-
Переформулируй название темы в вопросительное предложение.
-
Ответь на него 1-2 предложениями. Это и будет главная мысль (идея) твоего сочинения.
-
В работе покажи ход твоих рассуждений - ответа на поставленный вопрос.
-
Обязательно доказывай свои выводы и заключения. Для этого или кратко пересказывай эпизоды, или применяй цитирование (цитаты при этом заключай в кавычки).
-
Подбирай такие слова (эпитеты, сравнения, наречия, синонимы и др.), которые бы передавали твое отношение к теме сочинения.
Устный ответ. Правило пяти «П».
Используй данное правило, чтобы подготовиться к устному ответу самостоятельно или оценить ответ товарища.
Ответь на следующие вопросы:
Полно?
Обо всем сказано? Что опущено?
Правильно?
Есть ли неточности? Ошибки?
Последова
тельно?
Все ли изложено по порядку? Не было ли повторов?
Примеры?
Были ли примеры? Насколько удачные?
Пояснения?
Насколько точно и понятно разъяснялись примеры?
Виды ошибок
Чем же всегда недоволен учитель, поверяя письменные работы своих учеников? Об этом могут рассказать загадочные значки на полях тетрадей.
Значок
Что обозначает
/
Орфографическая (неверно написана буква)
\/
Пунктуационная (неверно поставлен знак препинания)
Р
Речевая (неверно или неточно употреблено слово, пропущено нужное слово, непонятен смысл всего предложения)
Ф
Фактическая (искажен какой-то факт, т.е. вы что-то «наврали»)
Г
Грамматическая
(неверно согласованы слова в числе, падеже, роде)