Банк текстов к урокам русского языка для развития культуроведческой компетенции

Очень хорошая подборка текстов известных писателей, публицистов о нравственных и культурных ценностях русского народа. К некоторым из них прилагаются готовые задания для отработки орфографических и пунктуационных навыков, а также для лексической работы. Большинство текстов можно использовать на уроках во всех классах среднего звена.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРИЛОЖЕНИЕ К МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ "РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА" (в рамках подготовки к конкурсу "Учитель года - 2013" (районный этап по Рязанскому муниципальному району))

БАНК ТЕКСТОВ

К РАЗДЕЛУ «ФРАЗЕОЛОГИЯ»

Раскусить человека

В давние времена, когда в обращении были золотые монеты, люди нередко проверяли их подлинность зубами. Человек прикусит монету, а потом поглядит на нее. Если нет вмятины - значит, настоящая, золотая.

Если осталась вмятина - непременно поддельная, сработанная фальшивомонетчиком.

От этого обычая родилось всем нам известное выражение «знать на зубок», то есть «знать что-либо досконально, очень хорошо выучить».

Этот же обычай вызвал к жизни и другое образное выражение. «Раскусить человека» - это значит основательно, хорошо узнать человека, его достоинства, недостатки, даже намерения.

Э. Вартаньян

Гордиев узел

Согласно легенде оракул повелел фригийцам сделать царем того, кто первым встретится им с телегой на пути к храму Зевса. Таким человеком оказался простой земледелец Гордий. Провозглашенный царем, Гордий поставил телегу, имевшую столь великое значение для его судьбы, в храме Зевса. К дышлу этой телеги Гордий прикрепил ярмо, завязав его невиданной сложности узлом. Этот узел был до того запутан, что развязать его никто не мог. Тогда жрецы и прорицатели предсказали, что тот, кто распутает гордиев узел, станет властителем Азии.

Тысячи людей, умных, сильных, изобретательных, приходили в храм Зевса, чтобы попытать счастья. Долгие часы проводили они у колесницы хитроумного царя, прилагая все свое умение, но результатов не добивались.

Казалось, что гордиев узел так и останется не развязанным во веки веков. Однако во время походов в Персию греческий полководец Александр Македонский, узнав о предсказании жрецов, явился в храм и, по преданию, одним ударом меча рассек знаменитый узел. Отсюда и берет свое начало выражение разрубить гордиев узел.

Е. Язовицкий

Филькина грамота

Автором этого выражения был, возможно, царь Иван IV Грозный. Для того чтобы еще больше укрепить самодержавную власть, ему нужно было ослабить влияние князей, бояр и духовенства. Иван Грозный ввел опричнину. В числе противоборствующих царю был и митрополит Московский - Филипп. В своих многочисленных посланиях-грамотах к Грозному он убеждал его распустить опричнину.

Строптивого митрополита Иван IV презрительно именовал Филькой, а его грамоты - филькиными грамотами.

С «легкой руки» царя уменьшительное Филька - от имени Филипп - стало синонимом разини, недотепы, недоумка, Отсюда же и наше простофиля. А филькина грамота обрела значение «не имеющий юридической силы, безграмотно составленный документ».

ТЕКСТЫ, ИЛЛЮСТРИРУЮЩИЕ

ОБЫЧАИ РУССКОГО НАРОДА

Новый год

Вот уже три столетия Россия отмечает наступление нового года 1 января. Но когда-то январь ничем не отличался от других месяцев, более того, было время, когда в Древней Руси новый год встречали дважды. Так, гражданский новый год начинался в марте, а церковный - 1 сентября, по византийскому церковному (юлианскому) календарю, который пришел на Русь вместе с христианством. Эти сведения стали известны из летописей - письменных памятников времен Киевской Руси.

Три с лишним столетия на Руси новый год встречали осенью. Последний раз это произошло в 1699 году во время правления Петра Первого.

И вот не прошло и четырех месяцев после встречи нового года, как в декабре Москва была разбужена барабанным боем. С высокого крыльца Земского приказа царский дьяк обнародовал царский указ о том, что царь Петр Алексеевич повелел «ради лучшего согласия с народами европейскими в контрактах и трактатах» по примеру европейских стран «впредь лета исчисляти в приказах и во всех делах и крепостях писать с 1 генваря, после Рождества Христова осмь дней спустя…» Далее в царском указе говорилось, что с 1 января настанет новый 1700 год от Рождества Христова. В этот день следовало украсить дома сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветвями; в знак веселия предписано друг друга обязательно поздравлять с новым годом; на Красной площади назначены были огненные потехи и велено по дворам стрелять из пушек и мушкетов и пускать ракеты; с 1 по 7 января обывателям Москвы приказано по ночам поддерживать на улицах огни из дров, хвороста или соломы, жечь смолу в бочках и пр. (По Л.С. Лаврентьевой и Ю.И. Смирнову)

Определите лексическое значение выделенных слов. Запишите их. Приведите примеры слов из текста, образованных разными способами: приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, сложением. Выпишите словосочетания, в состав которых входят числительные. Числительные запишите словами.

Рождество Христово

Рождество Христово - праздник православного календаря, установленный 7 января (25 декабря ст. стиля).

По народному календарю этот день являлся днем зимнего солнцеворота, когда начиналось пробуждение солнца после его длительного зимнего сна. Рождество Христово почиталось по всей России и по своей значимости в православном календаре стояло на втором месте после Пасхи. В русской деревне оно отмечалось обычно в течение трех дней и начиналось с посещения храма, которое считалось у крестьян делом желательным, но не строго обязательным.

Рождество также отмечалось двумя трапезами: в рождественский сочельник (канун праздника) и непосредственно в Рождество. Трапеза накануне праздника начиналась с появлением на небе первой вечерней звезды. На стол подавали блины или оладьи с медом, постные пироги с грибами, картофелем, кашей, пресные пирожки с ягодами, а также кутью из крупных зерен пшеницы с ягодами.

Трапеза, проходившая в день Рождества, предполагала богатый и разнообразный обед, во время которого подавалось множество мясных и молочных блюд, пирогов.

Рождество было первым днем выполнения различных обрядов, которые должны были обеспечить благополучие в наступающем солнечном году, предохранить от бед и несчастий дом, семью, скот, узнать будущее. В рождественский сочельник начинали колядовать. Группы детей, подростков, молодых мужчин и женщин обходили крестьянские дома и исполняли песни (колядки) с величаниями и пожеланиями хозяйственного благополучия и семейного довольства. Начинались гадания о судьбе.

С днем Рождества были связаны различные приметы. Русские крестьяне верили в то, что травы и зерновые культуры будут хороши, если на Рождество лежат глубокие снега; если в Рождество на небе много звезд - можно ждать богатого урожая гороха, а если в этот день сильная метель, то пчелы будут хорошо роиться. (По И. Шангиной)

Внимательно прочитайте текст. Какому событию он посвящен? С чем связано установление праздника? Как отмечалось Рождество на Руси? Какие произведения, связанные с этим праздником, вы знаете? Кто их автор? Какие обряды связаны с праздником Рождества Христова? Определите лексическое значение выделенных слов. Подберите к ним синонимы. Составьте с этими словами предложения и запишите их.

К какой части речи относится слово будущее? Обоснуйте свое мнение. Запишите 1-й и последний абзацы текста. Сделайте морфологический разбор знаменательных частей речи (по одному слову).

Масленица

Масленица - большой народный праздник проводов зимы. В традиционном русском быту эта неделя стала самым ярким, наполненным радостью жизни праздником.

Масленица отмечалась по всей России и в деревнях, и в городах. Ее празднование считалось для всех русских людей обязательным: «Хоть себя заложи, а масленицу проводи». Неучастие в масленичном веселье могло повлечь за собой, по поверью, «жизнь в горькой беде».

Первые три дня масленой недели шла подготовка к празднику: привозили дрова для масленичных костров, убирали избы. Основные празднества приходились на четверг, пятницу, субботу, воскресенье - дни широкой масленицы.

Все масленичные развлечения проходили обычно на улице. Нарядно одетые люди участвовали в праздничном гулянье, поздравляли друг друга, шли на ярмарку, удивлялись чудесам, которые показывали в балаганах - передвижных театрах, радовались кукольным представлениям и «медвежьим потехам» - выступлениям вожака с медведем. Масленичный комплекс включал в себя такие развлечения, как катание с гор, катание на санях, кулачные бои, шествия ряженых и др. В масленицу звучало много песен, прибауток, приговоров.

Прощались с масленицей всегда в воскресенье. В этот день жгли костры, которые символизировали солнце и должны были способствовать скорейшему пробуждению природы, и жгли чучело Масленицы. (По И. Шангиной)

Какому народному празднику он посвящен? Как можно озаглавить текст? Укажите в нем ключевые слова. Как связаны предложения в тексте? Из каждого абзаца выпишите первые предложения. Какова их роль в построении текста?

Укажите лексическое значение выделенных слов. Выпишите родственные слова с корнем -масл-, произведите их морфемный и морфологический разбор. Какова разница в значениях слов «масленый» и «масляный»? Составьте с этими словами словосочетания и запишите их. Выпишите из текста другие однокоренные слова, определите их лексическое значение. Объясните постановку тире и двоеточия в тексте.

Пасха (Воскресение Христово)

Название Пасха происходит от древнееврейского слова «песах» (прохождение). В русский язык слово «пасха» пришло из греческого, вместе с принятием православия, но у многих славянских народов праздник Воскресения Христова называется иначе: у украинцев - великдень, у белорусов - вяликдзень, у болгар - великден, у поляков - Wielkanoc, у чехов - Velikanoc и т.д.

Нет праздника более торжественного, более радостного, чем Светлое Христово Воскресение. Конец марта - апрель - это уже время прихода настоящей весны, ее победы над зимними холодами, праздник возрождения, воскрешения природы. Вместе с тем это и начало нового сельскохозяйственного года, начало полевых работ - вспашки и сева. В Древней Руси именно с весеннего равноденствия начинался новый год, а чтобы посевы благополучно взошли и вызрели, скот давал приплод, нужно было исполнить различные магические обряды. Один из таких сохранившихся до настоящего времени обрядов - пасхальная трапеза, когда единственный раз в году готовятся блюда, которые в другие дни к столу не подаются: куличи и крашеные яйца.

Крашеными яйцами обменивались, их дарили родным, соседям, пришедшим поздравить, их брали с собой, отправляясь в гости, раздавали нищим. (По Л.С. Лаврентьевой и Ю.И. Смирнову)

Прочитайте текст. О чем он? Что вы знаете об этом празднике? Выпишите несколько словосочетаний с разными видами связи. Сделайте их синтаксический разбор. Определите лексическое значение выделенных слов.

Ярмарка

Ярмарка - торг, рынок товаров, организованный в установленном месте на определенное время, куда съезжались крестьяне из ближайших и дальних деревень.

В России ярмарочная торговля была распространена очень широко. На ярмарках заключались довольно крупные сделки между купцами, приезжавшими из отдаленных местностей России, а также между представителями русских и иностранных торговых фирм. Здесь давали представления артисты лучших столичных театров, работали русские и иностранные цирковые группы, вечерами запускали фейерверки, звучала музыка.

На ярмарках предлагали свои услуги различные мастеровые люди: паяльщики, лудильщики, сапожники, брадобреи, часовщики. Все они, как и торговцы, громко зазывали ярмарочных гостей.

Ярмарки предлагали людям множество развлечений, недоступных в обычное время: карусели, американские горы, огромное колесо обозрения.

Большой популярностью на ярмарках пользовались вожаки с дрессированным, «ученым» медведем.

Балаганы - передвижные театры - составляли необходимую принадлежность ярмарки. Традиционным увеселением был также театр перчаточных кукол. Кукольник и его подручный под звуки шарманки давали представление, в котором участвовали несколько кукол, разыгрывавших небольшую веселую пьеску. Главным героем был Петрушка, комический герой, постоянно попадавший в нелепые ситуации и удачно из них выбиравшийся.

Эти разнообразные ярмарочные развлечения несли много радости, удовлетворяя человеческую потребность в познании всего необычного, чудесного, редкостного. (По И. Шангиной)

Выразительно прочитайте текст. Какова его тема? Определите лексическое значение слова ярмарка. Подберите к нему определения-прилагательные. Определите стиль и тип речи, укажите количество абзацев и микротем в тексте. С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями и между абзацами? Найдите предложение, в котором заключена основная мысль текста.

Выпишите из каждого абзаца первое предложение. Достаточно ли этого для определения темы и основной мысли? Сделайте вывод о роли первых предложений абзацев в построении текста. Произведите морфемный разбор слов, обозначающих профессии, укажите способ их образования. Укажите лексическое значение выделенных слов. К словам, выделенным курсивом, подберите синонимы и антонимы. Объясните все орфограммы и знаки препинания в тексте.

Праздник летнего солнца и созревания плодов

Иванов день, или праздник Ивана Купалы, отмечается 7 июля, в разгар лета. В этот день совершалось много обрядов, характерных для дохристианского времени.

Прежде всего в ночи зажигали костры. Их очищающая сила - сила солнца, огня - велика. Огонь должен быть веселым, ярким, а потому подбрасывали в него ветки посуше, бересту. Вокруг костра плясали, перепрыгивали через огонь. Кто выше прыгнет над костром, тем удачнее для него предстоящий год.

Верили в то, что в этот день солнце «играет» при восходе всеми цветами радуги, скачет, погружается в воду и снова появляется.

Много совершалось на Купалу обрядовых действий, связанных с водой. Вода, как и солнечный огонь, обладает магической очистительной силой в этот день. Купались на заре, после плясания и игр около костров.

На Ивана Купалу утром собирали росу, она считалась особенно целебной. Затем умывались этой росой, чтобы быть здоровым целый год.

Иванов день приходился на время созревания трав; во многих местностях в это время начинался сенокос. Недаром говорили: «Иван Купала - хорошие травы», «Иванов день пришел - траву собирать пошел».

Собранные травы и цветы клали под купальскую росу или окропляли ею. Верили, что от этого целебная сила трав намного усиливалась.

Знаковой травой Ивана Купалы является папоротник. Известно, что папоротник не цветет, но считали, что на Ивана Купалу ровно в полночь он все-таки зацветет, только далеко не каждому суждено это увидеть. По поверьям, около полуночи из широких листьев папоротника внезапно появляется почка, которая, поднимаясь, все выше и выше, то заколышется, то остановится, и вдруг зашатается, перевернется и запрыгает. Ровно в полночь созревшая почка разрывается с треском и появляется ярко-огненный цветок, столь яркий, что на него невозможно смотреть. Невидимая рука срывает его, человеку же это сделать не удается. Во время цветения папоротника раздаются ужасные голоса, появляется нечистая сила, не желающая, чтобы этим редким цветком завладел человек. Но цветок не только редкий, но и волшебный. Тот, кто его имеет, становится счастливым человеком, он может сказочно разбогатеть, он может видеть под землей, под водой все клады.

Как и в другие великие народные праздники, на Ивана Купалу существовали запреты и приметы. В ночь на Ивана Купалу, например, запрещалось спать: надо было бояться нечистой силы. (По Ю. Круглову)

Прочитайте выразительно. Докажите, что перед вами текст, назовите признаки текста. Какова тема, основная мысль текста? Что отражает заголовок - тему или идею? Определите стиль текста.

Найдите предложения, в которых есть сравнения. Укажите способ выражения сравнения.

ТЕКСТЫ - «ИЛЛЮСТРАЦИИ»

К КУЛЬТУРНЫМ АРТЕФАКТАМ

Московский Кремль

В Московском Кремле есть необычный памятник: на каменном постаменте стоит гигантский колокол, а у постамента - отколовшийся от него огромный кусок. Высота колокола - 6 метров 14 сантиметров, вес почти 202 тонны. Словом, Царь-колоколом этого гиганта называют вполне заслуженно. А то, что он установлен на постамент, тоже вполне заслуженная дань уважения мастерам колокольного дела, да и всем когда-либо отлитым колоколам, этим удивительным творениям рук человеческих.

Даже в наш ХХ1 век, когда по случаю какого-то церковного праздника зазвучат удары колоколов, души людей настраиваются на особый лад. Чувствуется в этих ударах и торжественность, и величие, а вместе с тем и какая-то неясная тревога. А что уж говорить о прошлых временах, когда колокола роняли свои гулкие удары почти в тишине и они разносились далеко окрест. Прислушивались к ним тогда с особым вниманием еще и потому, что звон колокола мог иметь разный смысл, и связан он был далеко не только с церковными службами.

В мирное время колокола радостным перезвоном начинали праздники, возвещали о важных событиях.

В военное лихолетье сигнальный колокол предупреждал о приближении врага. А случалось, и спасал город во время нашествия. По В. Малову

Ярославль

Ярославль - один из самых древних городов России. Хотя на гербе Ярославля красуется медведь с секирой, жители города - мирные, трудолюбивые люди. О них по всей России шла молва как о мастерах на все руки.

Особым почетом пользовались ярославские каменщики. Построенные ими церкви и храмы по красоте не имеют равных. Славились и ткачи, их ткани были ничуть не хуже английских. По всей России работали ярославские плотники, кузнецы и прочие мастеровые и всюду оставляли о себе добрую память.

Ярославцы прославили себя во многих делах, став первыми и лучшими.

Бегал по Ярославлю мальчишка Федя Волков. Любил он ярмарки с балаганами, часами глазел на представления скоморохов и комедиантов и мечтал стать актером. И не только осуществил мечту, но и отрыл первый в России постоянный театр.

Другой мальчишка - Александр Опекушин любил лепить из глины разные фигурки. Став скульптором, он создал первый в России памятник А.С. Пушкину. Уже более 120 лет стоит он в Москве.

Из сына крепостного Леонида Собинова, певшего в церковном хоре, получился певец, которому аплодировали лучшие театры мира.

У Михаила Кошкина был совсем другой талант. Он выучился на инженера. По его чертежам был сделан лучший танк Великой Отечественной войны - знаменитый Т-34.

Жила в Ярославле девочка Валентина Терешкова. Она стала первой в мире женщиной-космонавтом.

Ярославцы любят свой город и гордятся его историей. По В. Волкову

Георгий Победоносец - устроитель земли Русской

Исторически достоверно, что Георгий Победоносец жил в III - начале IV века, был храбрым, мужественным воином.

Георгий-христианин, Георгий-воин стал наиболее почитаемым из святых великомучеников с самых первых лет принятия Русью христианства. Он - небесный покровитель, ангел-хранитель великокняжеской земли. Ярослав Мудрый, сын великого князя Владимира, внук мужественного Святослава, в крещении принял имя Георгий. Он основал Юрьевский монастырь в Новгороде, воздвиг храм святого Георгия в Киеве.

Не случайно имя святого носил Юрий Долгорукий - основатель Москвы, один из самых деятельных князей.

Образ Георгия Победоносца, защитника-устроителя Русской земли, покровителя христианства на Руси, запечатлен в государственной символике. Известно, что со времени Ярослава Георгий Победоносец изображался на княжеских печатях и монетах. В России до 1917 года выдающиеся военачальники награждались орденом святого Георгия; у ордена был знак отличия - Георгиевский крест, которым награждали за храбрость солдат.

В княжение Дмитрия Донского святой Георгий стал покровителем Москвы; герб с его изображением являлся гербом московских государей. В 1856 году был учрежден герб Московской губернии с изображением Георгия Победоносца, просуществовавший до 1917 года. В настоящее время Георгий Победоносец опять в центре московского герба. По Ю. Круглову

Определите лексическое значение выделенных слов. Найдите в тексте однокоренные слова, укажите их грамматические признаки. Сделайте морфемный и словообразовательный разбор выделенного курсивом слова.

Хотите побывать в Москве XV, XVI, XVII столетий? Представить себе улицы и площади того времени, увидеть людей, поглядеть на их обычаи и занятия. Тогда обязательно достаньте книги об Аполлинарии Михайловиче Васнецове, посмотрите репродукции с его произведениями или зайдите в Музей истории и реконструкции Москвы, где находятся его картины. А.М. Васнецов непревзойдённый, единственный в своём роде художник, который на основании точных данных воскрешал архитектурный пейзаж старой Москвы. (По В. Осокину)

Задания культуроведческого характера.

Знакомы ли вы с творчеством Аполлинария Михайловича Васнецова?

О Москве каких столетий вы можете узнать, познакомившись с его картинами?

Что даёт нам знание прошлого страны?

Задания языкового характера.

Найдите предложения с однородными членами, подчеркните их как члены предложения.

В каком наклонении стоят глаголы «достаньте», «посмотрите»?

Найдите значение слова «непревзойдённый» в толковом словаре, объясните его написание.

Иноземный посол остановился в изумлении: на огромную высоту, на звонницу Ивана Великого, поднимали колокол, который весил несколько тысяч пудов. Изумление посла можно было понять: крупнейшими в мире считались колокола японского города Киото. Но самый большой колокол Киото весил в два раза меньше, чем колокол, который повесили на звоннице Ивана Великого. Поразительно было не только то, что Москва сумела сделать такую отливку, удивлялись все, что такую махину решились москвитяне поднять на звонницу. Позвонить в такой колокол один человек не мог, для звона требовалось сто человек, которые раскачивали гигантский язык. Но недолго пришлось Москве слушать музыку колокола-богатыря, во время пожара в Кремле вспыхнули и сгорели деревянные сваи, на которых был повешен колокол, и он упал и разбился.

Русские мастера-умельцы отлили вскоре колокол, какого ещё никогда не бывало, весил он свыше двухсот тонн.

Во время очередного пожара в Кремле сгорел деревянный шатёр над литейной ямой, и колокол, облитый водой, дал трещины, потом от него отвалился кусок в семьсот пудов.

Когда ты будешь любоваться творениями русских мастеров-литейщиков в Кремле, когда ты остановишься возле Царь-колокола, безмолвно дремлющего у подножия Ивана Великого, вспомни эту историю. (По Е.Осетрову)

Задания культуроведческого характера.

Какие ты знаешь ещё слова с первой частью «Царь»?

Назови примеры из истории Древней Руси, доказывающие мастерство русских мастеров.

Знаешь ли ты, что такое звонница? Найди значение этого слова в словарях.

Задания языкового характера.

Объясните постановку дефиса в словах «колокол-богатырь, мастера-литейщики, мастера-умельцы, Царь-колокол».

Найдите в тексте предложения с обособленными определениями. Объясните знаки препинания в них.

Составьте схему последнего предложения в тексте.

Когда В.М. Васнецов поселился в Москве, то древнюю эту столицу он воспринял как великое чудо.

Бледно-красные, как темперой рисованные стены Кремля. Белый камень Зарядья рядом с мощным переливом цветов Василия Блаженного…

И художник чувствовал, что всё сделанное им раньше ни больше ни меньше как прелюдия к грядущей своей работе.

В душе уроженца исконно русской вятской земли не могли не пробудиться дремавшие доселе образы, навеянные сказками, слушанными в детстве, густыми чащобами труднопроходимых лесов, грустью по-северному угрюмых багряных полей. (По В.Кузнецову)

Задания культуроведческого характера.

А как вы воспринимаете Москву?

Объясните значение слов «темпера», «доселе».

Что обозначают имена собственные из текста?

Задания языкового характера.

Какая орфограмма в слове «чащоба»? Назовите ещё слова-исключения из этого правила.

«Не могли не пробудиться» - какое значение вносит в это выражение частица не. Составьте предложения, используя аналогичные выражения с частицей НЕ.

Объясните правописание НН в различных частях речи, представленных в тексте.

О РОДИНЕ, ПАТРИОТИЗМЕ, СИМВОЛАХ РОССИИ

Родина

Человек рождается на свет и вместе с жизнью получает в наследство самое, быть может, свое бесценное богатство: Родину. Её не выбирают по своему вкусу и желанию точно так же, как не выбирают себе мать. Родина, как и родная мать, - это твоя судьба, доставшаяся тебе на радость и на горе, на все испытания, муки и восторги, на непрестанный каждодневный труд и на редкие праздники. И потому-то принимать её надо без ропота и жёлчного недовольства, без плебейской зависти к другим людям и народам, родившимся на иной, возможно, более тёплой и благодатной земле.

Возблагодари же за честь называться её сыном! Раздели с Родиной её судьбу и люби по-сыновнему, храни ей верность, оберегай, цени, не кляни в злую минуту жизни, а делай всё для неё, что в твоих силах сделать хорошего, доброго, - это и будет главным мерилом твоей порядочности и благородства.

Не жди и не требуй награды за верность. Награда тебя непременно найдёт, и это будет спокойное, гордое сознание, что не зря жил, не был лишним, бесполезным для Родины человеком, что исполнил свой главнейший долг гражданина - прожил жизнь честно, по совести, без обмана, так что не жжёт стыд перед детьми и внуками. И они, твоё продолжение на земле, благословят твою память. По В. Ткаченко

Задания культуроведческого характера.

Как можно определить значение слова «Родина», опираясь на первый абзац текста? Можно ли утверждать, что «Родина» и «Отечество» - это полностью совпадающие по значению слова (понятия)?

Что вы называете Родиной? Зачем, по вашему мнению, человеку нужно чувство родины?

Почему многие современные люди причисляют себя к «гражданам планеты»? Означает ли это, что они не имеют конкретной родины, Отечества?

В чём заключается «главнейший долг гражданина», как это понимает автор текста?

Задания языкового характера.

Какая часть речи встречается чаще всего в данном тексте?

Найдите слова-синонимы среди имён существительных данного текста.

Выберете слова и выражения, содержащие орфограмму «Правописание НЕ слитно/раздельно с разными частями речи». Объясните их правописание.

Выпишите из текста все слова, содержащие дефис. Объясните написание этих слов.

Нарисуйте схемы всех предложений, содержащих однородные члены предложения.

Россия - это океан земель, размахнувшийся на целую шестую часть света и держащий в касаниях своих раскрытых крыльев Запад и Восток.

Россия - это семь синих морей; горы, увенчанные белыми льдами; Россия - меховая щетина бесконечных лесов, ковры лугов, ветреных и цветущих.

Россия - это бесконечные снега, над которыми поют мёртвые серебряные метели, но на которых так ярки платки русских женщин, снега, из-под которых нежными вёснами выходят тёмные фиалки, синие подснежники.

Россия - страна неслыханных, богатейших сокровищ, которые таятся в её глухих недрах.

Россия есть страна византийских куполов, звона и синего ладана, которые несутся из великой и угасшей наследницы Рима - Византии, второго Рима. И придают России неслыханную красоту, запечатлённую в русском искусстве.

(Н. Рерих.)

Родина - это всё. Это ощущение счастья от зрелища огромной нашей земли, её лесов, закатов, морских побережий, наглаженных прибоями, пажитей деревень, смотрящих в заречную даль. Это ощущение счастья от её лёгкого неба, её ветров, её людей, от их труда, от гудков паровозов, мчащихся к великим её городам, к заводам, шахтам, рудникам, создающим неслыханные богатства. Это ощущение гордости прошлым и предчувствие великолепного будущего, которого мы никому не отдадим. (К. Паустовский.)

Любовь к Отчизне и любовь к людям - это два быстрых потока, которые, сливаясь, образуют могучую реку патриотизма. Не забывай, юный гражданин, что в жизни твоей наступит момент, когда от тебя потребуются мужество, стойкость, готовность к такому напряжению всех физических и духовных сил, когда по одну сторону - радость, удовольствия, блага, а по другую - лишения, самопожертвования, даже смерть во имя жизни и счастья людей. Готовь себя к тому, чтобы в нужный момент подняться на вершину доблести - и победить.

(В. Сухомлинский.)

Чувство Родины - важнейшее чувство для каждого человека. У взрослого это чувство подобно большой реке. Опыт жизни и впечатления от всего увиденного расширяют понятие Отечества до границ всего государства. Но есть у каждой реки свой исток, маленький ключик, от которого всё начинается. И чувство Родины (обратите внимание на корни слов: род - родник - Родина) прорастает, как всё большое, из малого зёрнышка. Этим зёрнышком в детстве могла быть речка, текущая в ивняках по степи, зелёный косогор с берёзами и пешеходной тропинкой. Это могла быть лесная опушка с выступающей в поле грушей, дикий запущенный сад за околицей, овраг с душистыми травами и холодным ключом на дне. Это могли быть копна сена за огородом и телок на привязи возле них. Могли быть те самые четыре сосны над равниной дорогой или городской двор… перечислять можно до бесконечности. Каждый, читающий эти строки, без труда вызовет в памяти что-то подобное. И не так уж сложно объяснить, почему всё это нам дорого. (В. Песков.)

Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков…

Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной - есть постыдное равнодушие. Есть образ мыслей и чувствований, есть тьма обычаев, поверий и привычек, принадлежащих исключительно какому-нибудь народу.

Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости. (А. Пушкин)

Старая это истина, что «нет ничего сладостнее Отчизны». В самом деле, разве существует что-либо не только более приятное, но и более священное, более возвышенное, чем Родина. Ведь всему, что люди считают священным и исполненным высокого смысла, научила их Родина, ибо она даёт им жизнь, вскармливает и воспитывает их. Пусть многих восхищает могущество чужих городов, пышность строений, зато все любят Отечество. Многие наслаждались созерцанием бесчисленных чудес в чужих краях, но никто не был настолько обольщён их обилием, чтобы забыть Родину. (Лукиан.)

Человек должен с детства, со школы помнить, на какой земле он родился. Он должен помнить, что у него есть обязанности перед этой великой, красивейшей землёй в мире, которую зовут Родиной. Если ей будут угрожать смертельная опасность, он должен встать на её защиту и стоять, если нужно, насмерть.

Он должен помнить и чтить дела своих предков, которые не жалели жизни, защищая родную страну, родной язык, родной дом. (Н. Тихонов.)

РОДОСЛОВНОЕ ДРЕВО

Стоит ли перечитывать рукописные книги, рассматривать почерневшие от времени фрески в давно заброшенных церквах, думать о значении волнистой линии орнамента, высеченного на замшелом камне? Есть ли смысл сохранять бревенчатые избы, домотканые полотенца, расшитые красными нитями, донца прялок, расписанные пёстрыми красками, вальки, украшенные загадочными геометрическими узорами?..

Человек не подобен бабочке-однодневке, весело порхающей при солнце, не знающей о том, что было вчера и что ей сулит завтра. В его судьбе сплетаются в единый узел былое, нынешнее и завтрашнее. Человек - сын своего времени и своей страны; чувство Родины всегда неотделимо от чувства истории. Не случайно в годины военных и иных лихолетий люди обращаются к памятным страницам прошлого, ища в отшумевших веках поддержку, ответы на загадки современности. (По Е. Осетрову.)

ПОСЛОВИЦЫ

Своя земля и в горсти мила.

Своя сторона не бывает холодна.

Родной край - сердцу рай.

Человек без Родины, что соловей без песни.

Нет сына без отчизны.

Родина - мать, чужбина - мачеха.

Своё молоко - ребёнку, свою жизнь - Родине.

Всякому мила своя сторона.

За морем теплее, а у нас светлее.

И пылинка родной земли - золото.

Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.

Дым отечества светлее чужого огня.

На чужой стороне Родина милей вдвойне.

Живёшь на стороне, а своё село всё на уме.

Куда бы малина ни заманила, а родное село назад привело.

На чужбине и калач не в радость, а на родине и чёрный хлеб в сладость.

Расставшись с другом, плачут семь лет, расставшись с Родиной - всю жизнь.

Кто за Родину горой, тот истинный герой.

Если народ един, он непобедим.

Народное братство дороже всякого богатства.

С родной земли умри, но не сходи.

Напоролись враги на русские штыки.

Если по-русски скроен, и один в поле воин.

Русский солдат не знает преград.

Слава русского штыка не померкнет никогда.

Знает весь свет - твёрже русских нет.

Сыновья русских матерей славятся удалью богатырей.

Новгород - отец, Киев - мать, Москва - сердце, Петербург - голова.

Кто в Москве не бывал, красоты не видал.

Москва - Родины украшенье, врагам устрашенье.

Москва, что гранит: никто Москву не победит.

За Москву-мать не страшно умирать.

Говорят в Москве, а слушают по всей стране.

Москва верстой далека, а сердцем рядом.

Все реки текут в море, все дороги ведут в Москву.

Москва не сразу строилась.

Русский человек добро помнит.

Русские долго запрягают, но быстро едут.

На Руси не все караси - есть и ерши.

О патриотизме

Нелегко вырастить плодовое дерево: много оно требует труда и забот. А чертополох невзыскателен. Гитлер, создавая свою «гитлеровскую молодёжь», потворствовал самым низким инстинктам человека. Он не воспитывал - он натаскивал, науськивал. Нельзя назвать патриотизмом мироощущение немца гитлеровской формации. Патриотизм обозначает любовь к своей стране, к своему народу. Как всякая большая любовь, патриотизм расширяет сознание. Подлинный патриот любит весь мир. Маяковский писал: «Я хотел бы жить и умереть в Париже, если б не было такой земли - Москва». Любовь к Парижу не заставила его отступиться от родной Москвы, но любовь к Москве помогла поэту полюбить и оценить Париж. Нельзя, открыв величие родной земли, возненавидеть Вселенную. Безлюбые люди - плохие патриоты. Наш патриотизм помогает нам любить другие, далёкие народы, понимать чужую культуру. По И.Эренбургу

Задания культуроведческого характера.

Совпадает ли ваше представление о патриотизме с авторским? Если нет, то в чём не совпадает?

Каким словом можно заменить слово «безлюбые»? Как называются такие слова?

Что означает слово «науськивать»? К какой стилистической группе относится это слово?

Задания языкового характера.

Найдите в тексте предложения с обособленным обстоятельством, объясните постановку знаков препинания.

Переделайте предложение с прямой речью в предложение с косвенной речью.

Объясните постановку двоеточия в первом предложении.

Берёза в инее

Она взметнулась из сине-белых снегов и взлетела под самое небо, это берёза. Вся-вся, от малой веточки до каждой большой ветви, облеплена, обсахарена молочно-нежным, серебристо-дымчатым инеем.

Крепкая, сильная, молодая берёза. Кажется мне, она излучает мягкий и ровный свет всей зимы. Кажется, от неё исходит музыка, чистая, волнующая. Кажется, берёза эта из далёкого детства, из сказки. Может, это вовсе и не берёза, а белая лебедь! Вот закрою глаза, вдоволь налюбовавшись ею, а она скрипнет белыми крыльями, взмахнёт, разметая снега, и улетит. И станет тогда поляна сразу сиротою. По В. Бочарникову

Задания культуроведческого характера.

Уместно ли здесь употреблено слово «обсахарена»? Как вы его понимаете?

Какие ещё художественные средства вы нашли? С какой целью употребил их автор?

А какие ассоциации вызывает у вас берёза? Подберите к слову «берёза» эпитеты.

Задания языкового характера.

Объясните постановку знаков препинания после слов «кажется», «может».

Объясните написание слов «сине-белых», «молочно-нежных, «серебристо-дымчатым».

Разберите по составу все деепричастия из этого текста.

Русская берёза

Какое очаровательное дерево берёза! Ни одно из деревьев не вмещает столько национальных понятий, не рождает столько образов и сравнений. Наблюдая его в лесу, я понял, что берёза - поистине крестьянское дерево. В ней есть всё: и бабий ситцевый платок, и побелённая хата, и русская печь, и холщовая рубашка, и курочка ряба, и даже молоко. Всматриваясь в кряжистые узловатые стволы, вспоминаешь мозолистые крестьянские руки, сноровисто делающие любую тяжёлую работу и одновременно умеющие нежно дать свежую травку в замшевый рот телка. А молодые берёзки, тоненькие, пряменькие, как бы на цыпочках приподнявшиеся к голубому весеннему куполу неба, напоминают девичью красу, с русыми косами, светлоокую. Смотришь на берёзу и слышишь хороводные песни, переливчатые звуки гармоники, балалаечные вариации, вспоминаешь юность и детство и в душе любовно обнимешь это дерево, как самое тебе близкое и дорогое. По Н. Жукову

Задания культуроведческого характера.

Как вы понимаете выражение «национальное понятие»?

Почему, по мнению автора, берёза «поистине крестьянское дерево»?

Знаете ли вы, во время каких праздников на Руси водили хороводы?

Задания языкового характера.

Объясните постановку тире в четвёртом предложении текста. Начертите его схему.

Объясните написание двух НН в слове «побелённая».

Определите вид последнего односоставного предложения текста.

Берёза

Каждое дерево красиво. Есть деревья красно-бурые и серые, чёрные и зелёные, узловатые и гладкие, мохнатые и голые. Но нет на свете другого дерева белого, как летнее облако в синеве, как ромашка в зелени луга, как снег, когда он только что выпал и ещё непривычен для глаз, смотревших до сих пор на чёрную ненастную землю. Во всём зелёном царстве оно одно.

Берёзовый лес хорош во всякую пору. И в марте, когда берёзы освещает солнце, набирающее весеннюю силу. Хорош берёзовый лес и в те дни, когда разворачиваются на берёзе изумрудные листочки.

В берёзовом лесу всегда как-то просторно и далеко видно. Белые берёзы, сначала редкие, отделённые друг от дружки, вдали становятся для глаза всё более частыми и, наконец, сливаются в пестроту. В берёзовом лесу всегда светлее, чем в дубовом или еловом, как будто берёзы сами светятся тихим ровным светом и освещают пространство вокруг себя. (По В. Солоухину)

Задания культуроведческого характера.

Как вы понимаете сравнения, приведённые автором в этом тексте? Продолжите начатый ряд своими сравнениями.

А в какую пору вам нравится берёзовый лес?

Расскажите о своём отношении к берёзе.

Задания языкового характера.

Каким членом предложения является сравнение?

Найдите сказуемое в предложении «Берёзовый лес хорош во всякую пору».

Объясните дефисное написание слов в тексте.

Я люблю, когда шумят березы,

Когда листья падают с берез.

Слушаю - и набегают слезы

На глаза, отвыкшие от слез.

Все очнется в памяти невольно,

Отзовется в сердце и в крови.

Станет как-то радостно и больно,

Будто кто-то шепчет о любви.

Только чаще побеждает проза,

Словно дунет ветер хмурых дней.

Ведь шумит такая же береза

На могиле матери моей.

На войне отца убила пуля,

А у нас в деревне у оград

С ветром и с дождем шумел, как улей,

Вот такой же желтый листопад…

Русь моя, люблю твои березы!

С первых лет я с ними жил и рос.

Потому и набегают слезы

На глаза, отвыкшие от слез…

Н.М. Рубцов

ЭКОЛОГИЯ

Охрану природы я считаю делом святым. Это сохранение и умножение богатств Родины.

Призыв об охране природы лесов должен быть обращён прежде всего именно к молодёжи. Ей жить и хозяйствовать на этой земле, ей и украшать её. Чем раньше молодёжь примется за это дело, тем больше накопится зелёного добра ко времени её вступления в полноправное наследство. Живое дерево есть капитал, который множится с каждым часом. Разведение лесов - это мудрая работа впрок, в будущее… Свою любовь к родине мало только декларировать, её, кроме того, надо претворять в живые дела.

Оглянись вокруг себя, молодой человек. Всё, что ты видишь соткано, сложено из пламенной любви твоих предков, твоих старшин сограждан к Отечеству. Любовь к родине надо воспитывать с любви к родной природе.

Дорогие юные друзья! Думы о зелени - думы о будущем. Всё, чему радуется наш глаз, есть огромная копилка предков. Преемственность - одна из основ прогресса.

И пусть первые два деревца на школьном дворе или вашего дома будут посажены в честь вашей любимой Родины. Берегите и хольте эти деревца, чтобы в полную силу развились они под вашим окном. ( Л. Леонов.)

«Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах живут разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе - вода, зверю - лес, степи и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину!» (М. Пришвин.)

«Охраняйте природу! Она не имеет ни кулака, ни зуба, чтобы защититься от недруга. Её сокровища вверены нашей совести, справедливости, уму и благородству». (Л. Леонов.)

Мы заботимся о своем здоровье и здоровье других, следим за правильным питанием, за тем, чтобы воздух и вода оставались чистыми, незагрязненными. Загрязнение среды делает человека больным, угрожает его жизни, грозит гибелью всему человечеству. Всем известны те гигантские усилия, которые предпринимаются нашим государством, отдельными странами, учеными, общественными деятелями, чтобы спасти от загрязнения воздух, водоемы, моря, реки, леса, чтобы сохранить животный мир нашей планеты, спасти становища перелетных птиц, лежбища морских животных. Человечество тратит миллиарды и миллиарды не только на то, чтобы не задохнуться, не погибнуть, но чтобы сохранять также ту окружающую нас природу, которая дает человеку возможность эстетического и нравственного отдыха. Целительная сила окружающей природы хорошо известна. (Д. Лихачёв.)

Всё, что окружает нас,- от земной травинки, малой, беззащитной птахи, таёжного зверька, хлебного поля, неба, дающего нам возможность дышать, солнца, согревающего нас,- всё-всё есть часть нашей жизни, то есть и нас самих, потому что человек - дитя природы и, как дитя родное, должен относиться к своей матери Земле, ибо мы её сердце живое и она в нашем сердце жива и вечна, без неё нам не прожить.

Земля уже нуждается в нашей помощи. Нам, людям, уже пора не только рубить, а и садить, нам уже не надо хвастаться тем, что мы - покорители природы, нам пора называться хозяевами своей земли. (В.Астафьев.)

Я давно заметил одно печальное обстоятельство: нынешнее оскудение природы отнюдь не повысило в людях ответственности за доверенный им мир, не сделало их добрее, бережнее к меньшим братьям и к зелёной жизни. Никого не смущает, что ромашки попали в число подлежащих охране, то есть исчезающих растений. Это наша-то русская ромашка, ещё недавно крывшая бело-золотым ковром поляны и луга! Но, попав на природу, люди по-прежнему спокойно собирают их в букеты, плетут ромашковые венки, а по весне обрывают ландыши и ночные фиалки, а ведь с ними дело обстоит ещё хуже, нежели с ромашками. И хоть бы кто задумался: а что останется нашим детям, не говоря уже о внуках? Поля без ромашек, поля без благоуханных ландышей - пустой, лишённый всякой красоты и аромата, голый мир. Нет, похоже, все озабочены одним: побольше бы урвать сегодня, пока ещё цветут какие-то цветочки, что-то летает в небе, что-то плавает в воде. Слепая браконьерья жадность владеет душами. (Ю.Нагибин.)

О НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛАХ

Народная молва учит: «С топором весь свет пройдёшь». И прошли русские мужики, одним топором возведя храмы, вошедшие в реестре мировых сокровищ, украшая резьбой дома, мебель, коромысла, заборы, вырезая из податливой липы игрушки, ложки, ковши, создавая часы, украшения, расписывая всё это красками из естественных красителей. Причиной послужила малость - умение увидеть в доске, сучке, корне жизнь, красоту, очарование, своеобразие. (По В. Рахилову)

Задания культуроведческого характера.

О какой черте русского характера говорится в данном тексте?

Как вы понимаете смысл пословицы?

Какие народные промыслы вы знаете?

Задания языкового характера.

Объясните постановку знаков препинания во втором предложении текста.

Найдите все слова с безударными гласными. Проверьте их.

Выпишите из текста все местоимения.

Знаешь ли ты, что в Древней Руси культура достигла высокого уровня развития и многие жители знали грамоту? Чтобы внести в науку это утверждение, учёным потребовались долгие годы труда. Ещё до недавнего времени мы знали, что в Древней Руси читать и писать умели лишь богатые люди. Но вот в 1951 году было сделано важное открытие: во время раскопок в Новгороде были обнаружены под слоями старой мостовой какие-то деревянные стружки с нацарапанными на них письменами. При изучении их оказалось, что эти потемневшие от влаги и времени тонкие кусочки дерева были обыкновенной берестой, а нанесённые на ней знаки были письма древних новгородцев. Оказалось, что берёзовая кора предварительно обрабатывалась, а потом на её внутренней стороне при помощи острых костяных или металлических палочек наносились буквы. Эти письма представляли собой деловые письма, жалобы крестьян на их угнетение, частную переписку. Всё это позволило сделать вывод, что грамотность была распространена и среди простого народа. (По А.Сахарову и С.Троицкому)

Задания культуроведческого характера.

На основании какого открытия были сделаны утверждения, что грамотность в Древней Руси была распространена и среди простого народа?

Что вы узнали из текста о древней письменности на Руси?

Задания языкового характера.

Определите вид всех сложноподчинённых предложений в тексте.

Выпишите из текста причастия, объясните употребление одной и двух н в суффиксах.

Найдите в тексте бессоюзное сложное предложение. Объясните знаки препинания в нём.

К РАЗДЕЛУ «ЭТИМОЛОГИЯ»

Слово «лето» в древние времена означало «год». Это вполне естественно, если учесть, что наиболее деятельным временем года у славян было лето, на которое приходились наиболее важные работы, обеспечивавшие материальное благополучие на целый год. Недаром в народе бытует пословица «Летний день год кормит». В современном языке сохранились следы подобного словоупотребления в словах «летопись», «летоисчисление». В старом значении слово «лето» в настоящее время употребляется только в родительном падеже множественного числа в сочетании с числительным, начиная с пяти (пять, шесть, сто лет), а также в некоторых устойчивых сочетаниях: «сколько лет, сколько зим», «на склоне лет».

Числительные «два», «три», «четыре» в современном русском языке сочетаются с существительным «год» в родительном падеже единственного числа. Слово год имеет много исторически коренных слов, значение которых в русском и в других славянских языках разнообразно. Примерами являются следующие слова: «годный», «годиться», «угодить», «выгода», «погода», «година». (По В.И. Иванову)

Задания культуроведческого характера.

Почему в древние времена слово «лето» означало «год»? Какое объяснение этому даётся в тексте?

Как вы думаете, какие важные работы у славян приходились на лето?

Составьте словосочетания со словами «годный», «годиться», «угодить», «выгода», «погода», «година» и объясните их значение.

Задания языкового характера.

Определите вид связи предложений в тексте.

К устойчивым словосочетаниям (фразеологизмам), употреблённым в тексте, подберите слова-синонимы.

Выпишите из текста слово, являющееся однокоренным слову лето (в значении «время года»).

О происхождении фамилий

Вопрос, как и когда возникли фамилии, интересует многих. Коротко на него ответить невозможно: фамилии не возникли в одночасье в какой-либо один определённый месяц или год. Они всё время возникали на протяжении 50 и даже более ста лет.

В России во время всеобщей переписи населения в 1897 году выяснилось, что почти 75% сельского населения не имеет фамилий.

Одними из первых обладателей фамилий были князья, но мелкие либо средние. Цари, короли, великие князья не нуждались в фамилиях. Право носить фамилию имел узкий круг людей. Ещё не все мелкие дворяне в XII веке имеют фамилии: совершенно не имеют фамилии, как правило, и подавляющее большинство крестьянства.

Наделение значительного числа людей фамилиями происходило во время призыва в армию, но тем не менее и после Октябрьской революции почти половина сельского населения не имела настоящих фамилий и получила их в связи с проводившейся паспортизацией.

Новые фамилии будут возникать и в будущем, хотя время их массового формирования прошло. (По В. Похлёбкину)

Задания культуроведческого характера.

Что вы раньше знали о фамилиях? Почему возникла необходимость в фамилиях?

Почему цари, короли, великие князья не нуждались в фамилиях?

Задумывались ли вы когда-нибудь о происхождении своей фамилии?

Задания языкового характера.

Объясните постановку двоеточия в предложениях текста.

Выпишите все числительные, которые встречаются в тексте.

Почему словосочетание «Октябрьская революция» пишется с большой буквы?

К РАЗДЕЛУ «РАЗГОВОРНЫЙ ЭТИКЕТ»

Сколько способов попрощаться?

Есть у нас и «добрые» прощания-пожелания: Всего хорошего! Всего доброго! Они используются либо самостоятельно, либо соединяются с До свидания, как бы усиливая это выражения.

А ведь есть ещё Счастливо! и Пока!, и Всего!, Привет!, и Салют!, и даже Чао!, правда, уже, кажется, выходящие из моды.

А ещё и такие: Разрешите попрощаться!, Честь имею откланяться! или просто Честь имею!...

Получается, что в русском языке десятки способов попрощаться.

При прощании приняты и пожелания: Желаю удачи, успехов!, а отъезжающему: Счастливого пути! (По Н.И. Формановской)

Задания культуроведческого характера.

Какие способы попрощаться были вам неизвестны?

Почему у русского народа так много способов попрощаться?

Объясните, как вы понимаете смысл каждого способа прощания.

Какой из способов прощания больше всего нравится вам?

Задания языкового характера.

Составьте диалог на свободную тему, используя любой из способов прощания.

О НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЯХ

Настоящая дружба очень помогает и в горе и в радости: в радости ведь тоже нужна помощь, чтобы ощутить счастье до глубины души, ощутить и поделиться им. Неразделённая радость не радость, и, кроме того, человека портит счастье, если он переживает его один. Когда же наступит пора несчастий, пора утрат, опять-таки нельзя быть одному. Горе человеку, если он один.

Поэтому берегите молодость до глубокой старости, цените всё хорошее, что приобрели в молодые годы, не растрачивайте богатств молодости. Ничто из приобретённого в молодости не проходит бесследно; привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. Навыки в труде - тоже. Привык к работе - она вечно будет доставлять тебе радость. А как это важно для человеческого счастья! Нет несчастнее человека ленивого, вечно избегающего труда, усилий.

Есть русская пословица, которая гласит: «Береги честь смолоду». В памяти остаются все поступки, совершенные в молодости. Хорошие будут радовать, дурные - не давать спать! (По Д. Лихачёву)

Задания культуроведческого характера.

Озаглавьте текст.

Почему и в горе и в радости нужна помощь?

А как бы вы объяснили пословицу, данную в тексте?

Задания языкового характера.

Объясните постановку тире в тексте.

Сделайте орфографический разбор слов «неразделённая», «бесследно». Разберите их по составу.

Найдите предложения в тексте с обособленным определением. Объясните постановку знаков препинания.

ДОБРО

В чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро - это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое начинается с мелочей, зарождается в детстве ив близком.
Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека…

Большая цель добра начинается с малого - с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все более широкий круг вопросов.
Это как круги на воде. Но круги на воде, расширяясь, становятся все слабее. Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся все выше, а человек, их центр, мудрее. (Д. Лихачёв)

«Делай добро тайно и жалей, когда про него узнают, и ты научишься радости творить добро. Сознание доброй жизни, без одобрения за нее людей, есть лучшая награда доброй жизни». (Л.Толстой)

В жизни ценнее всего доброта, и при этом доброта умная, целенаправленная. Умная доброта - самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое в конечном счёте верное по пути к личному счастью.

Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. Это «неразменный рубль».
Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями доброты - очень и очень важно. Поверьте мне! (Д.Лихачёв)

СОВЕСТЬ И ЧЕСТЬ

Между совестью и честью есть одно существенное различие. Совесть всегда исходит из глубины души, и совестью в той или иной мере очищаются. Совесть «грызет». Совесть не бывает ложной. Она бывает приглушенной или слишком преувеличенной (крайне редко). Но представления о чести бывают совершенно ложными, и эти ложные представления наносят колоссальный ущерб обществу. Я имею в виду то, что называется «честью мундира». У нас исчезло такое несвойственное нашему обществу явление, как понятие дворянской чести, но «честь мундира» остается тяжелым грузом. Точно человек умер, а остался только мундир, с которого сняты ордена, и внутри которого уже не бьется совестливое сердце.

Честь истинная - всегда в соответствии с совестью. Честь ложная - мираж в пустыне, в нравственной пустыне человеческой (вернее, «чиновничьей») души.

(Д. Лихачёв)

МАТЬ

Мать… Короткое, простое, привычное слово. А какая спокойная, мудрая сила в этом слове, соединяющем всех живущих как бы в одно вселенское братство! Оно, это слово, воистину не знает границ, ибо каждого человека на земле родила женщина, каждому входящему в мир улыбнулась усталой и нежной улыбкой та, что подарила ему жизнь, открыла для него сокровища земли и неба, ясные краски утренних и вечерних зорь, шелест листвы и цветущих трав, вкус и запах молока и хлеба, звонкую весеннюю капель и жемчужный убор зимнего леса, песни, слёзы, любовь и надежды - всю эту терпкую, сладостно-горькую радость земного бытия. (В.Ткаченко.)

Веками, сколько человечество помнит себя, славилась Мать - созидательница рода, первооснова семьи, оберегательница домашнего очага, первая и последняя опора и утешительница в горе и боли. Мать, чьё сердце задолго до рождения ребёнка и до последнего мига её собственной жизни полно заботы, тревоги и нежности к своему детищу - даже взрослому, уже немолодому, у которого давно свои дети и своя семья, и своя личная, непростая, зрелая жизнь. Не потому ли матери не имеют возраста? Юная, пожилая или совсем старенькая, мать всё едино остаётся для кого-то просто мамой, самым близким. Родным человеком, дороже которого нет. И какие бы прекрасные, возвышенные, полные лиризма строки не слагали в честь матери поэты и прозаики, их вдохновенные величальные оды меркнут перед коротеньким тёплым и нежным словечком, какое каждый ребёнок произносит первым из всех: мама. (В. Ткаченко.)

ПАМЯТЬ

Древо - жизнь. Каждое утро, встав от сна, мы омываем лицо своё водою. Вода есть символ очищения и крещения во имя нового дня. Вытирая лицо своё о холст с изображением древа, наш народ немо говорит о том, что он не забыл тайну древних отцов вытираться листвою, что он помнит себя семенем надмирного древа и, прибегая под покров ветвей его, окунаясь лицом в полотенце, он как бы хочет отпечатать на щеках своих хоть малую ветвь его, чтоб, подобно древу, он мог осыпать с себя шишки слов и дум и струить от ветвей-рук тень-добродетель. (С.Есенин.)

Культурное прошлое нашей страны должно быть понято не в своих частях, а в своем целом. Необходимо не только сохранять отдельные здания или отдельные пейзажи и ландшафты, но сохранять самый характер и природный ландшафт. А это значит, чтобы новое строительство возможно меньше противостояло старому, чтобы оно с ним гармонировало, чтобы сохранялись бытовые навыки народа (это ведь тоже «культура») в своих наилучших проявлениях. Чувство плеча, чувство ансамбля и чувство эстетических идеалов народа - вот чем должен обладать и градостроитель и, в особенности, строитель сел. Архитектура должна быть социальной. (Д. Лихачёв.)

Память и знание прошлого наполняют мир, делают его интересным, значительным, одухотворенным. Если вы не видите за окружающим вас миром его прошлого, он для вас пуст. Вам скучно, вам тоскливо, и вы в конечном счете одиноки, ибо и товарищи для вас - товарищи по-настоящему, когда вас связывает с ними какое-то общее прошлое: окончили ли школу, институт, либо работали вместе, а старики помнят с особенной нежностью тех, с кем воевали, пережили какие-то трудности.

Пусть дома, мимо которых мы ходим, пусть города и села, в которых мы живем, пусть даже завод, на котором мы работаем, или корабли, на которых мы плаваем, - будут для нас живыми, то есть имеющими прошлое! Жизнь - это не одномоментность существования. (Д.Лихачёв.)

Память - одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого…

Лист бумаги. Сожмите его и расправьте. На нем останутся складки, и если вы сожмете его вторично - часть складок ляжет по прежним складкам: бумага «обладает памятью»…
Памятью обладают отдельные растения, камень, на котором остаются следы его происхождения и движения в ледниковый период, стекло, вода и т. д.

Совесть - это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного. Но если совершенное не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки. Без памяти нет совести.

Вот почему так важно воспитываться в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной. Семейные фотографии - это одно из важнейших «наглядных пособий» морального воспитания детей, да и взрослых. Уважение к труду наших предков, к их трудовым традициям, к их орудиям труда, к их обычаям, к их песням и развлечениям. Все это дорого нам, да и просто уважение к могилам предков. (Д.Лихачёв.)

Имеют ли вещи душу - всё-таки остаётся неясным, но ясно другое: душевное отношение хозяев к фамильным креслам, столам, бюро и т.д. вещи связаны тысячами воспоминаний с их прежними владельцами, с теми, кто ими просто пользовался. Вещи учреждений не менее замечательны в этом отношении, чем вещи фамильные.

Но вещи можно любить за их красоту, за то, что их делали мастера с любовью, тщательно, умно, с выдумкой, а иногда и улыбкой. (Д.Лихачёв.)

ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА

Все, что сделано с душой, идет от души, нужно нам для души, - это и есть «духовная культура». Чем больше человек окружен этой духовной культурой, погружен в нее, тем он счастливее, тем ему интереснее жить, жизнь приобретает для него содержательность. А в чисто формальном отношении к работе, к учению, к товарищам и знакомым, к музыке, к искусству нет этой «духовной культуры». Это и есть «бездуховность» - жизнь механизма, ничего не чувствующего, неспособного любить, жертвовать собой, иметь нравственные и эстетические идеалы. Давайте будем людьми счастливыми, то есть имеющими привязанности, любящими глубоко и серьезно что-то значительное, умеющими жертвовать собой ради любимого дела и любимых людей. Люди, не имеющие всего этого, - несчастные, живущие скучной жизнью, растворяющие себя в пустом приобретательстве или мелких, низменных «скоропортящихся» наслаждениях. (Д.Лихачёв.)

Великие произведения искусства отличаются тем, что, перейдя за грани веков и даже тысячелетий, они сохраняют не только историческую ценность, но и художественное обаяние, продолжая воздействовать на сердца и души новых поколений. В каждую новую эпоху они как бы заново рождаются, оказывая непосредственное влияние на развитие вечно обновляющегося и потому вечно молодого искусства. Именно к такого рода произведениям относится «Слово о полку Игореве» - гениальное творение безымянного русского поэта.

(Н. Рыленков)

В глубинах народного языка отражается вся история духовной жизни народа. Поколения народа проходят одно за другим, но результаты жизни каждого поколения остаются в языке - в наследие потомкам. В сокровищницу родного языка складывает одно поколение за другим плоды глубоких сердечных движений, плоды исторических событий, воззрения, следы прожитого горя и прожитой радости - словом весь след своей духовной жизни народ бережно сохраняет в народном слове. (К. Ушинский)

ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ

Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя - не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!).

Интеллигентность - это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям.

Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать - тренировать душевные силы, как тренируют и физические. А. тренировка возможна и необходима в любых условиях.
Что тренировка физических сил способствует долголетию - это понятно. Гораздо меньше понимают, что для долголетия необходима и тренировка духовных и душевных сил. (Д. Лихачёв.)

«Интеллигентность нельзя смешивать с образованностью,- писал Д.С. Лихачёв.- Образованность живёт старым содержанием, интеллигентность - созданием нового и осознанием старого как нового. Больше того… Лишите человека всех его знаний, но если он сохранит восприимчивость к интеллектуальным ценностям, любовь к приобретению знаний, интерес к истории, вкус в искусстве, уважение к культуре прошлого, навыки воспитанного человека, ответственность в решении нравственных вопросов и богатство и точность своего языка - вот это и будет интеллигентность». Сам Д.С. Лихачёв, учёный, публицист, обладал непререкаемым авторитетом, который основывался на безукоризненной биографии, на том, что он плохих дел не делал, а, наоборот, делал много хороших, на том, что был истинно интеллигентным человеком. (По материалам «Российской газеты»)

ХОРОШИЕ МАНЕРЫ

Будьте правдивы. Стремящийся обмануть других прежде всего обманывается сам. Он наивно думает, что ему поверили, а окружающие на самом деле были просто вежливы. Но ложь всегда выдает себя, ложь всегда «чувствуется», и вы не только становитесь противны, хуже - вы смешны.
Не будьте смешны! Правдивость же красива, даже если вы признаетесь, что обманули перед тем по какому-либо случаю, и объясните, почему это сделали. Этим вы исправите положение. Вас будут уважать, и вы покажете свой ум.
Простота и «тишина» в человеке, правдивость, отсутствие претензий в одежде и поведении - вот самая привлекательная «форма» в человеке, которая становится и его самым элегантным «содержанием». (Д. Лихачёв)

Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям.

Во-первых, они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы…

Во-вторых, они сострадательны… Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом…

В-третьих, они уважают чужую собственность…

В-четвёртых, они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, ка дома, не пускают пыли в глаза… Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают… Из уважения к чужим ушам, они чаще молчат. (А. Чехов.)

Влияния бывают и хорошие и плохие. Помните об этом. Но плохих влияний следует опасаться. Потому что человек с волей не поддается дурному влиянию, он сам выбирает себе путь. Человек же безвольный поддается дурным влияниям. Бойтесь безотчетных влияний: особенно если вы еще не умеете точно, четко отличить хорошее от плохого, если вам нравятся похвалы и одобрения своих товарищей, какими бы эти похвалы и одобрения ни были: лишь бы хвалили.

(Д. Лихачёв.)

В основе всех хороших манер лежит забота - забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо. Надо уметь не мешать друг другу. Поэтому не надо шуметь. Например, за столом во время еды. Поэтому не надо чавкать, не надо звонко класть вилку на тарелку, с шумом втягивать в себя суп, громко говорить за обедом или говорить с набитым ртом, чтобы у соседей не было опасений. И не надо класть локти на стол - опять-таки чтобы не мешать соседу. Быть опрятно одетым надо потому, что в этом сказывается уважение к другим - к гостям, к хозяевам или просто к прохожим: на вас не должно быть противно смотреть. Не надо утомлять соседей беспрерывными шутками, остротами и анекдотами, особенно такими, которые уже были кем-то рассказаны вашим слушателям. Этим вы ставите слушателей в неловкое положение. Старайтесь не только сами развлекать других, но и позволяйте другим что-то рассказать.

Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно - необходимость уважительного отношения к другим. ( Д. Лихачёв.)

Основы дурных манер лежат, как правило, во взглядах человека. Что же это за основы? Во-первых, заниженное представление о своих обязанностях. Нетребовательность общества поселила во многих неустойчивых душах убеждение, что «всё сойдёт». Во-вторых, притупление чувства справедливости. Понятие о справедливости возникает у человека в самом раннем возрасте, если его терпеливо и заботливо воспитывать. Прежде всего он приучается к мысли, что не имеет никаких привилегий, никаких преимуществ, привыкает ставить себя мысленно на место соседа и с этих позиций оценивать свои поступки.

Итак, два очень важных вывода следует сделать каждому молодому человеку. Первое: любезное отношение к окружающим не вызывает никаких дополнительных расходов, не изнуряет его непосильными трудами. Второе: человек, научившийся хорошо общаться со своими близкими, не только доставляет им радость, но и сам получает от своего поведения громадное удовольствие.

Таким образом, хорошие манеры и правильно выбранное поведение не только большой вклад человека в общество. Этот вклад приносит самому вкладчику ценнейший в мире доход - хорошее расположение духа и оптимистическое настроение. (М. Каранцева.)

ХЛЕБ

Хлеб - чудеснейшее открытие человечества. Первому безымянному хлеборобу люди должны были бы поставить памятник, потому что, несмотря на многовековой прогресс, ничего более полезного и необходимого для человека не придумано. В наши дни «добывание» хлеба насущного - дело как будто весьма простое. Зашёл в булочную, окинул взглядом хлебные полки, выбрал нужное, заплатил деньги и ешь на здоровье. Но так ли всё просто?

Ведь это только потребителю хлеб достаётся легко. Тем же, кто его производит, он стоит тяжёлого труда, иссушающих заботой бессонных ночей, напряжения всех физических и духовных сил. Эта битва бескровна, но вдоволь орошена солёным потом хлеборобов. Для них хлеб не только конечный продукт, но и личная гордость, достоинство, радость и боль. Так можем ли мы не жалеть, не беречь, бездумно бросать на ветер то, что даёт всем нам здоровье и силу, богатство и уверенность в завтрашнем дне? Хлеб - дело жизни каждого из нас, и обращаться с ним должно на ВЫ. (В. Ткаченко.)

Хлеб - гениальное изобретение человечества. Сколько ни думай, лучше хлеба не придумаешь. У хлеба нет и не может быть конкурентов, никакая другая еда не выдерживает сравнения с хлебом.

Но хлеб не только продукт питания, это - освещённый веками символ родной земли, символ труда, доброты, дружбы. Его именем люди клялись, краюху материнского хлеба брали с собой в дорогу как благословение. Хлебом и солью до сих пор русские люди встречают и провожают дорогого, любимого человека, которому желают оказать почтение. (К. Барыкин.)

Много раз за свою жизнь приходилось мне есть первый хлеб нового урожая. Ни с чем не сравним его сладковатый привкус и необыкновенный дух. Пахнет он солнцем, молодой соломой и хлебным дымом.

Я благословила хлеб и, когда откусила от ломтя, ощутила во рту вроде бы какой-то незнакомый вкус и запах. Это был запах комбайнерских рук - свежего зерна, нагретого железа и керосина. Я брала новые ломти, и все они припахивали керосином, но никогда не ела я такого вкусного хлеба. Потому что это был сыновний хлеб. Его держал в своих комбайнерских руках мой сын. Это был народный хлеб. Его растил мой сын вместе с теми, кто был с ним на полевом стане. Святой хлеб! Сердце моё переполнилось гордостью за сына, но об этом никто не знал. И я подумала в ту минуту о том, что материнское счастье идёт от народного счастья, как стебель от корней. Нет материнской судьбы без народной судьбы. (Ч.Айтматов.)

«Без хлеба нет песен». Это только одна из многих пословиц о хлебе. В нашем языке сотни тысяч слов. Если подумать, что стоит за каждым из них, слово «хлеб» надо поставить на самое первое место. Древнейшая профессия на земле - хлебопашец. В египетской гробнице, простоявшей три с половиной тысячи лет, был найден печёный хлеб. Кусок окаменевшего хлеба хранится в музее Цюриха. Его нашли археологи в иле древнего озера. Шесть тысяч лет назад был испечён этот хлеб.

Хлеб! Нет на земле важнее работы, чем вовремя взять у земли поспевшие зёрна.

(В. Песков.)

О КНИГЕ

C давних времён книга на Руси была предметом истинного восхищения и уважения.

В Древней Руси книги не только любили и читали, их ревностно берегли. В монастырях существовал строгий порядок выдачи книг и их возврата в «книгохранительницу», для нарушителей устанавливались наказания. Ведь писались книги на дорогом материале - пергаменте, изготовляемом из телячьей кожи. Листы пергамента, чтобы они не коробились, прикрывали сверху и снизу досками с застёжками. И плохо приходилось тому, кто небрежно обращался с книгой. Сохранилось даже такое грозное по тем временам наставление: «Если какой-нибудь поп или дьякон, прочитав, не застёгивает всех застёжек, то пусть будет проклят!» (К. Горбачевич.)

Хорошая книга обогащает опытом, помогает серьёзно и ответственно относиться к жизни, заставляет быстрее биться сердце, далеко смотреть в будущее и стараться приблизить его, лучше работать и спешить жить.

Книга заставляет иногда в корне изменить взгляды на некоторые вещи и дела, отбросить неправильное понимание и найти верную дорогу жизни. Она очищает человека, воодушевляет на большие дела. ( Г.Медынский.)

Книга - это духовное завещание одного поколения другому; совет умирающего старца юноше, начинающему жить; приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, часовому, заступающему на его место. Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства; в неё кристаллизовались все учения, потрясавшие умы, и все страсти, потрясавшие сердца; в неё записана та огромная исповедь бурной жизни человечества, та огромная автобиография, которая называется всемирной историей. Но в книге не одно прошедшее - она составляет документ, по которому мы вводимся во владение настоящего, во владение всей суммы истин и усилий, найденных страданиями, облитых иногда кровавым потом; она - программа будущего. Итак, будем уважать книгу. ( А.Герцен.)

Есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем многие передачи. Я не говорю: перестаньте смотреть телевизор. Но я говорю: смотрите с выбором. Тратьте свое время на то, что достойно этой траты. Читайте же больше и читайте с величайшим выбором. Определите сами свой выбор, сообразуясь с тем, какую роль приобрела выбранная вами книга в истории человеческой культуры, чтобы стать классикой. Это значит, что в ней что-то существенное есть. А может быть, это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас?

Классическое произведение - то, которое выдержало испытание временем. С ним вы не потеряете своего времени. Но классика не может ответить на все вопросы сегодняшнего дня. Поэтому надо читать и современную литературу. Не бросайтесь только на каждую модную книгу. Не будьте суетны. Суетность заставляет человека безрассудно тратить самый большой и самый драгоценный капитал, каким он обладает, - свое время. (Д.Лихачёв.)

Для чего люди читают? Очевидно, можно выделить три причины, побуждающие людей к чтению. Во-первых, они читают для овладения какой-нибудь специальностью. Во-вторых, читают, чтобы удовлетворить свои художественные запросы, из любви к прекрасному. Наконец, мы читаем, чтобы получить информацию об окружающем нас мире.

Правда, может быть есть и ещё одна причина - «убить время». К сожалению, есть ещё люди, которые не знают, куда себя деть. Таким образом, чтение может приносить огромную пользу. Но может и не оставить заметного следа в уме и сердце человека. Всё дело в умении читать. («Наука и жизнь».)

Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек. Он окружён множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья эти - книги.

Огромный мир, заманчивый и разнообразный, врывается к нам со страниц любимых книг. Что скрыто в них?

Читайте не торопясь, чтобы не потерять ни одной капли драгоценного содержания книг. Человек, глотающий книги, похож на путешественника, знакомящегося со страной из окна вагона. Заставляйте себя читать медленно, запоминая, обдумывая, представляя самого себя в гуще тех событий и той обстановки, какими наполнена книга. Только тогда перед вами до конца откроется созданный писателем большой и прекрасный мир.

(К. Паустовский.)

Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребёнком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом, которая должна охватить все сферы активной деятельности, духовной жизни детей - труд, игру, общение с природой, музыку, творчество. Без творческого труда, создающего красоту, без сказки и фантазии, игры и музыки невозможно представить чтение как одну из сфер духовной жизни ребёнка. Ребёнок не увидит красоты окружающего мира, если он не почувствовал красоты слова, прочитанного в книге. Путь к сердцу и сознанию ребёнка идёт с двух сторон, с первого взгляда как будто бы противоположных: от книг, от прочитанного слова к устной речи и от живого, уже вошедшего в духовный мир ребёнка слова, к книге, к чтению, к написанию. (В. Сухомлинский)

ЯЗЫК И РЕЧЬ

Каждый язык - это целый мир. Язык не только предмет для изучения, а живая душа народа, его радость, боль, память, сокровище. Он должен вызвать у каждого из нас горячую любовь, признательность, трепетное отношение. Язык каждого, пусть даже самого малочисленного народа,- это целый мир, полный прелести и волшебства… ( К. Кулиев.)

Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и развитие чутья родного языка, умение пользоваться его выразительными средствами, его стилистическим многообразием - самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надёжная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности. (Академик В.В.Виноградов.)

Русский язык принёс нам из далёких времён редкий подарок - «Слово о полку Игореве», его степную ширь и горечь, трепет синих зарниц. Звоны мечей.

Этот язык украшал сказками и песнями тяжёлую долю простого русского человека. Он был гневным и праздничным, ласковым и разящим. Он гремел непоколебимым гневом в речах и книгах наших вольнодумцев, томительно звучал в стихах Пушкина, гудел, «как колокол на башне вечевой», у Лермонтова, рисовал громадные полотна русской жизни у Толстого, Герцена, Тургенева, Достоевского, Чехова, был громоподобен в устах Маяковского, прост и строг в раздумьях Горького, колдовскими напевами звенел в строфах Блока.

Нужны, конечно, целые книги, чтобы рассказывать о всём великолепии, красоте, неслыханной щедрости нашего действительно волшебного языка.

(К. Паустовский.)

Язык народа - лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни… В языке одухотворяется весь народ и вся его родина; в нём претворяется творческой силой народного духа в мысль, в картину и звук небо отчизны, её воздух, физические явления, её климат, её поля, горы и долины, её леса и реки, её бури и грозы, - весь тот глубокий, полный мысли и чувства голос родной природы, который говорит так громко о любви человека к его иногда суровой родине, который высказывается так ясно в родной песне, в родных напевах, в устах народных поэтов. Но в светлых прозрачных глубинах народного языка отражается не одна природа родной страны, но и вся история духовной жизни народа. Вот почему лучшее и даже единственное средство проникнуть в характер народа - усвоить его язык.

(К. Ушинский.)

У автора должно быть особое чувство родного языка, и это, по-моему, достигается постоянным и любовным чтением образцов. Но при наличии таланта это чувство меры является само собой.

Имейте в виду, что талант - это есть то же самое, что в природе называется землёю. Я лично держусь этой аналогии и поведение своё в отношении таланта организую подобно земледельцу, который трудится над обработкой земли, но благодарная земля, конечно, рождает сама. (М. Пришвин.)

Богатства русского языка неизмеримы. Они просто ошеломляют. Для всего, что существует в мире, в нашем языке есть точные слова и выражения, подобно тому как каждое слово неотделимо от понятия, которое оно передаёт. Так и русский язык неотделим от духовной сущности русского народа и от его истории. Среди великолепных качеств нашего языка есть одно совершенно удивительное и малозаметное. Оно состоит в том, что по своему звучанию он настолько разнообразен, что заключает в себе звучания почти всех языков мира. (К. Паустовский.)

Ничего более русского, чем язык, у нас нет. Мы пользуемся им так же естественно, как пьём или дышим. В глубине 20 века, в которой мы находимся, слово «пользоваться» становится всё более безнравственным, если не преступным. Воздухом равно дышат люди бедные и богатые, разных убеждений, возрастов, национальностей и вероисповеданий. Бесплатность его никогда не обсуждалось до нашего времени. Но воздух оказался не бесплатен в перспективе. Сознание современного человека трещит, осложнённое теперь ещё и экологическими проблемами. Но перестроиться всё ещё не может. Воздух, вода, земля…какой бесполезной вещью может оказаться однажды бриллиант.

Язык - тот же океан. Как бы ни были обширны и глубоки и тот, и другой, в них трудно добавить хоть каплю, хоть слово. Всего этого столько, сколько есть. Но - не больше. (А. Битов.)


© 2010-2022