Реферат по теме Романтические мотивы в творчестве Лермонтова

Романтические мотивы в творчестве Пушкина   Содержание 1.    Тема, цель, задачи работы………………………………………….. 2.    Актуальность работы…………………………………………………. 3.    Теоритическое обоснование………………………………………… 4.    Биографические сведения периода южной ссылки……………... 5.    Анализ лирических текстов………………………………………….. 6.    Анализ текста поэмы «Цыганы»……………………………………. 7.    Выводы по работе…………………………………………………….. 8.    Краткий литературоведческий и критический материал ………. 9.    Список использованной литературы………………………………..                         ...          Актуализация работы. В 9 классе мы начали подробно изучать роман в стихах «Евгений Онегин». Во 2 главе читаем портретное описание Ленского:   «… В свою деревню в ту же пору Помещик новый прискакал И столь же строгому разбору В соседстве повод подавал: По имени Владимир Ленской, С душою прямо геттингенской, Красавец, в полном цвете лет, Поклонник Канта и поэт. Он из Германии туманной Привез учености плоды: Вольнолюбивые мечты, Дух пылкий и довольно странный, Всегда восторженную речь И ку...   Теоретическое обоснование Теоретическое  обоснование Романтизм – художественный метод, сложившийся в начале 19 века и получивший широкое распространение как направление в искусстве и литературе большинства стран Европы, в том числе и в России, а так же в литературе США. Творчество романтиков в каждой стране имеет свою специфику, объясняемую особенности национального исторического развития. Вместе с тем, романтизм обладает некоторыми устойчивыми особенностями: 1.         Историческая почва воз...   Анализы лирических текстов          Первое стихотворение из  написанных в период южной ссылки рассмотрим стихотворение «Узник». Оно было написано в 1822 году. Несмотря на небольшой объем, оно передает все душевные терзания Пушкина на тот момент. Свободолюбивое «я» Пушкина отказывалось принимать границы, установленные царским режимом, и его раздражительность усиливалась.  Автор, показывая всю тяготу своего положения, проводит параллель со вскормленным в неволе орлом: «Сижу за решеткой в темнице...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Романтические мотивы в творчестве Пушкина

Содержание

  1. Тема, цель, задачи работы…………………………………………..

  2. Актуальность работы………………………………………………….

  3. Теоритическое обоснование…………………………………………

  4. Биографические сведения периода южной ссылки……………...

  5. Анализ лирических текстов…………………………………………..

  6. Анализ текста поэмы «Цыганы»…………………………………….

  7. Выводы по работе……………………………………………………..

  8. Краткий литературоведческий и критический материал ……….

  9. Список использованной литературы………………………………..











Цель: проследить, как в произведение отражаются романтические мотивы. Как с течением времени меняется отношение Пушкина к романтизму.



Задачи работы:

  • Более глубоко изучить биографию Пушкина периода южной ссылки.

  • Проанализировать тексты стихотворений: «Узник», «Погасло дневное светило», «Монастырь на Казбеке», «Редеет облаков летучая гряда», «Желание славы», «Ненастный день потух», «Черная шаль».

  • Анализ поэмы «Цыганы».

  • Установить, в чем своеобразие Пушкинского романтизма.

Актуализация работы.

В 9 классе мы начали подробно изучать роман в стихах «Евгений Онегин». Во 2 главе читаем портретное описание Ленского:

«…

В свою деревню в ту же пору

Помещик новый прискакал

И столь же строгому разбору

В соседстве повод подавал:

По имени Владимир Ленской,

С душою прямо геттингенской,

Красавец, в полном цвете лет,

Поклонник Канта и поэт.

Он из Германии туманной

Привез учености плоды:

Вольнолюбивые мечты,

Дух пылкий и довольно странный,

Всегда восторженную речь

И кудри черные до плеч….»

Остановимся на ключевых словосочетаниях: «С душою прямо геттингенской…», «Поклонник Канта и поэт», «Дух пылкий и довольно странный», «И кудри черные до плеч». Без сомнения, пред нами Шиллер, основатель романтической школы штюрмеров в Германии. Обращаясь к деталям, характеризующим мировоззрение Ленского: «От хладного разврата света Еще увянуть не успев», «Он сердцем милый был невежда», «Он забавлял мечтою сладкой Сомненья сердца своего», «Он верил, что душа родная Соединиться с ним должна», «Он с лирой странствовал на свете; Под небом Шиллера и Гете», убеждаемся, что герой обладает романтическим мироощущением. Кроме того, описание Ленского сопровождается зачастую авторской иронией, явно адресованной романтическому мировоззрению. Вывоз и последующая дуэль - своего рода предупреждение о том, что романтическое мировоззрение может быть опасным. Сцена гибели и надгробное слово погибшему поэту - последняя дань автора Ленскому. Здесь авторская речевая зона носит яркий поминальный характер:

У читателя невольно возникает вопрос: Почему всегда гуманный Пушкин не пощадил своего героя? Гибель юного Ленского символична: видимо, в определенном возрасте Ленский, восторженный романтик, ждущий от жизни «чудес», гибнет в каждом из нас, и это неизбежно. В «Евгении Онегине» автор раскрывает одну из сторон романтического мироощущения - веру в идеал и его крушение при первом столкновение с действительностью этого мира(здесь я имею в виду легкомысленное поведение Ольги на именинах Татьяны: недоумение, удивление переполняют Ленского, никак не ожидавшего такого поведения от возлюбленной)

Но для романтического мироощущения свойственно также разочарования, конфликт с действительностью, обращение к стихиям: морю, степи - утверждениям романтических идеалов свободы, уход от действительности в поисках мечты, лучшей доли, а также исключительность чувств. Как эти мотивы отразились в творчестве Пушкина? Когда и почему Пушкин обращается к романтизму? Почему мы говорим о своеобразии пушкинского романтизма? Поиск ответов на эти вопросы - задачи моего исследования. Эти задачи указаны в моей работе в пункте «цели и задачи»

Романтизм в творчестве Пушкина неизменно ассоциируется с периодом южной ссылки. В моей работе содержится необходимый материал по этому вопросу.

Теоретическое обоснование

Теоретическое обоснование

Романтизм - художественный метод, сложившийся в начале 19 века и получивший широкое распространение как направление в искусстве и литературе большинства стран Европы, в том числе и в России, а так же в литературе США.

Творчество романтиков в каждой стране имеет свою специфику, объясняемую особенности национального исторического развития. Вместе с тем, романтизм обладает некоторыми устойчивыми особенностями:

1. Историческая почва возникновения.

Общей исторической почвой, на которой возникает Европейский романтизм, явилась переломная эпоха, связанная с Великой французской революцией. Романтики восприняли от своего времени идею свобод личности, выдвинутую революцией, но одновременно в странах Запада они осознали беззащитность человека в обществе, где побеждали денежные интересы. Поэтому для мироощущения многих романтиков характерны смятение и растерянность перед окружающим миров, трагизм судьбы личности.

Главными событиями русской истории начала 19 века явилась Отечественная война 1812 года и восстание декабристов 1825 года, оказавших огромное влияние на весь ход художественного развития России и определившие круг тем и вопросов, волновавших русских романтиков.

Но при всей самобытности и оригинальности русского романтизма развитие его неотделимо от общего движения европейской романтической литературы, как неотделимы вехи национальной истории от хода европейских событий: политические и социалистические идеи декабристов преемственно связаны с основными принципами, выдвинутыми русской французской революцией.

При общей тенденции отрицания окружающего мира романтизм не составлял единства социально-политических взглядов. Наоборот, взгляды романтиков на общество, их позиции в обществе, борьбе своего времени были резко несхожими - от революционных (точнее бунтарских) до консервативных и реакционных.

2. Особенности метода

Особый интерес к личности, характер её отношения к окружающей действительности, с одной стороны, и противопоставление реальному миру идеального (внебуржуазного, антибуржуазного) - с другой, в литературе романтизм определяют и своеобразие её художественного метода. Художник-романтик не ставит перед собой задачи точно воспроизвести реальную действительность. Для него важнее высказать свое отношение к ней, более того, создать свой, вымышленный образ мира, часто по принципу контраста к окружающей жизни, чтобы через этом вымысел, через контраст донести до читателя свой идеал, и свое неприятие отрицаемого им мира. Это активное личностное начало в романтизме накладывает отпечаток на всю структуру художественного произведения, определяет его субъективный характер. События, происходящие в романтических поэмах, драмах и др., важны лишь для раскрытия особенностей личности, которая интересует автора.

3. Характер героя

Литература романтизма выдвинула своего героя, чаще всего выражающего авторское отношение к действительности. Это человек с особенно сильными чувствами. С неповторимо острой реакцией на мир, отвергающий законы, которым подчиняются другие. Поэтому он всегда поставлен выше окружающих.

Герой этот одинок, и тема одиночества варьируется в произведениях самых разных жанров, особенно часто в лирике. Герои романтизма беспокойны, страстны, неукротимы.

Повышенный интерес к личности и душевному миру человека способствовал расцвету лирических и лиро-эпических жанров. Эпоха романтизма отмечена расцветом художественного перевода. Отвергая строгие нормы, предписывавшиеся эстетикой классицизма, романтики провозгласили право каждого поэта на многообразие художественных форм, созданных всеми народами.

ОБРАЩЕНИЕ ПУШКИНА К РОМАНТИЗМУ

Романтизм живо интересовал Пушкина, поскольку в начале 20-х годов был ведущим литературным течением, а мимо сколько-нибудь значительных эстетических явлений поэт никогда не проходил. Действовали и причины личного порядка: высылка из Петербурга, разочарование в любви, отчасти и в дружбе, постепенное охлаждение к революционным идеям - всё это приняло в период южной ссылки столь острый, столь контрастный характер, что, казалось, только байронический герой с его противоречивым миросозерцанием, с его отверженной душой способен выразить всю гамму переживаний поэта.

Постепенно, Пушкин уходит от канонов написания романтизма. Романтизм постепенно в сознании Пушкина превращается в зло. В первую очередь, злом для поэта стал байронизм, в который он погрузился, попав в ссылку. Отчетливо это видно в стихотворение «Демон». Пушкин сравнивает байронизм с ядом, а Байрона со «злобным гением». Он больше не видит в байронизме спасения.

НОВАТОРСТВО РОМАНТИЗМА ПУШКИНА

Большинство замечаний и высказываний Пушкина о романтизме относится к 1824-1825 годам, когда были завершены или завершались южные поэмы (в 1824 году были написаны «Кавказский пленник» и «Бахчисарайский фонтан», в октябре того же года были закончены «Цыганы»).

Пушкин часто подчеркивал свое несогласие с наиболее распространенными определениями романтизма. Он писал друзьям: «Сколько я ни читал о романтизме, все не то»

В шестой главе « Евгения Онегина», Пушкин, цитируя предсмертные стихи Ленского замечал:

Так он писал темно и вяло:

(«Что романтизмом мы зовем,

Хоть романтизма тут нимало

Не вижу я; да что нам в том?»)

Это ироническое замечание по поводу стихов было похоже на сделанное Пушкиным позднее, в 30-е годы категорическое заявление: нельзя относить к романтической литературе «все произведения, носящие на себе печать уныния или мечтательности».

Взгляды Пушкина на романтизм были, прежде всего, антиклассическими. Пушкин высмеивал и осуждал тех, кто пишет «по всем правилам парнасского православия». Он утверждал, что романтическая школа «есть отсутствие всяких правил, но не всякого искусства». Пушкин рассматривал романтизм как подлинную революцию в области формы. В одном из писем к П.А. Катенину он говорил о « перевороте» в словесности, который должны произвести романтики.

Теоретические позиции Пушкина определяли и его взгляды на конкретную историю романтизма. Пушкин относил к романтической литературе произведения Данте, Шекспира, Сервантеса, Лопе де Вега и многих других писателей. Это довольно неожиданно, но с точки зрения теорий Пушкина, который считал самой привлекательной чертой поэта-романтика художественную смелость разрыва с общепринятыми нормами, было вполне логичным.

Таким образом, Пушкин теоретически определял романтизм как отказ от старых классических литературных форм. В своей переписке Пушкин дал ряд высказываний о романтических героях в жизни. Эти высказывания проливают яркий свет на то, в чём он видел содержание романтизма. Пушкин не считал, что романтических героев в современной ему русской жизни можно найти только среди разочарованных молодых людей, читающих Байрона. Он связывал с понятием романтизма людей, совершенно чуждых чувствам уныния и разочарованности. Это люди, отличающиеся бурными страстями, которые являются героями самых необыкновенных приключений, поднимающих человека над обыденностью. Таким образом, Пушкин включал в интеллектуально-психологическую сферу романтизма необыкновенное, поднимающее человека над повседневностью. Как художник он воплотил это в своих произведениях. Пушкин хотел нарисовать в своих романтических произведениях именно современного героя. В « равнодушии к жизни, к её наслаждениям», в «преждевременной старости души», т. е. в душевной охладелости романтического героя, он видел «отличительные черты» « молодёжи 19-го века». Впервые в русской романтической литературе Пушкин создаёт образ современного героя, живущего интересами и волнениями своего века.

Биографические сведения о южной ссылке

Едва Пушкин приехал в Екатеринослав, как простудился, купаясь в Днепре, и заболел. В это время через Екатеринослав проезжал, направляясь в Крым, генерал Раевский с младшим сыном и двумя дочерьми. С сыном генерала Н. Н. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Биография Пушкина. Южная ссылка. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.) Раевским Пушкин дружил. По просьбе Раевских Инзов отпустил с ними поэта, нуждавшегося в лечении.

В обществе Раевских Пушкин поехал сначала на Кавказ. Два месяца он лечился на Минеральных Водах (в нынешнем Пятигорске), а затем переехал в Крым, где три недели провёл в Гурзуфе. Пушкина поразила природа Кавказа и Крыма, романтично им воспринятая. А семья Раевских оказалась для него ближе и роднее, чем собственная его семья. Говоря об этом времени в письме к брату, Пушкин писал уже из Кишинёва: «Суди, был ли я счастлив: свободная беспечная жизнь в кругу милого семейства; жизнь, которую я так люблю и которой никогда не наслаждался - счастливое, полуденное небо; прелестный край; природа, удовлетворяющая воображение, - горы, сады, море; друг мой, любимая моя надежда - увидеть опять полуденный берег и семейство Раевских». На Кавказе он сдружился со старшим сыном генерала Раевского А. Н. Раевским. В Гурзуфе он вместе с Н. Н. Раевским-сыном переводил английского поэта Байрона, вольнолюбивая поэзия которого привлекала к нему умы и сердца свободолюбивых людей в России и на Западе.

Беседы на политические темы, чтение Байрона, богатые впечатления южной природы Кавказа и Крыма, настроения политического изгнанника - всё это волновало поэтическую натуру Пушкина и требовало воплощения в художественных произведениях. Уже в Гурзуфе, кроме небольших стихотворений, Пушкин начал писать поэму нового типа «Кавказский пленник», отразившую волновавшие его тогда мысли и настроения. В начале сентября Пушкин уехал из Крыма, посетив по дороге из Гурзуфа Бахчисарай, который дал ему тему для новой поэмы - «Бахчисарайский фонтан».

За время отпуска Пушкина генерал Инзов будучи назначен наместником Бессарабии, переехал со своей канцелярией в Кишинёв. Сюда и прибыл Пушкин 21 сентября 1820 года.

В Кишинёве Пушкин прожил почти три года (до июля 1823 г.). Несмотря на то что Пушкин немало времени проводил на балах, в театре и в посещениях своих многочисленных знакомых, он много работал; читал, внимательно следил по журналам и газетам за событиями в России и за границей, писал поэмы и стихотворения. В послании «Чаадаеву» в 1821 году Пушкин так пишет о своих занятиях в Кишинёве:

В уединении мой своенравный гений Познал и тихий труд, и жажду размышлений. Владею днём моим, с порядком дружен ум; Учусь удерживать вниманье долгих дум; Ищу вознаградить в объятиях свободы Мятежной младостью утраченные годы И в просвещении стать с веком наравне.

В Кишинёве среди друзей Пушкина было немало лиц, связанных с южными тайными политическими организациями. Таков был, например, майор Вл. Ф. Раевский, арестованный в 1822 году за революционную пропаганду среди солдат. Умный и образованный поэт, Вл. Ф. Раевский вёл продолжительные беседы с Пушкиным на политические и литературные темы.

Неоднократно Пушкин бывал в Каменке, имении Давыдовых в Киевской губернии, где встречался со многими деятелями южного революционного общества. Весной и осенью 1821 года в Кишинёве и Тульчине он встречался и беседовал с П. И. Пестелем, главой этого общества. Революционные взгляды поэта крепнут. Особенно непримиримо Пушкин относится к двум основным язвам России того времени: самодержавию и крепостному праву.

В Кишинёве Пушкин заканчивает поэмы «Кавказский пленник» и «Братья-разбойники», работает над поэмой «Бахчисарайский фонтан». В мае 1823 года он приступает к роману «Евгений Онегин».

Поэмы были восторженно встречены и создали Пушкину широчайшую известность. По словам Белинского, «эти поэмы читались всей грамотной Россией; они ходили в тетрадках, переписывались девушками - охотницами до стихов, учениками на школьных скамейках, украдкою от учителя, сидельцами за прилавками магазинов и лавок. И это делалось не только в столицах, но даже и в уездных захолустьях». В истории творчества Пушкина поэмы «Кавказский пленник», «Братья-разбойники», «Бахчисарайский фонтан» были настоящей школой для поэта. Работая над ними, Пушкин учился создавать образы-характеры, строить большие произведения с занимательным действием, рисовать природу и быт, нравы, обычаи разных племён. Большую роль сыграли эти поэмы и в переходе поэта от романтизма к реализму.

В 1822 году вышла в свет первая из написанных на юге поэм - «Кавказский пленник». По выражению Белинского, «грандиозный образ Кавказа с его воинственными жителями в первый раз был воспроизведён русской поэзией. С тех пор, с лёгкой руки Пушкина, Кавказ сделался для русских заветною страною не только широкой, раздольной воли, но и неисчерпаемой поэзии, страною кипучей жизни и смелых мечтаний!»

Белинский указывал, что картины природы в поэме поражают своей художественностью и верностью изображения. Белинского восхищает реализм картин быта, обычаев и нравов горцев. Он высоко расценивал и образ героя, которому «поэма обязана своим успехом не меньше, если не больше, чем ярким картинам Кавказа. Пленник - это герой того времени... Молодые люди особенно были восхищены им, потому что каждый видел в нём, более или менее, своё собственное отражение. Разочарование... апатия 1 души... эта жажда деятельности, проявляющаяся в совершенном бездействии и апатической лени, словом, эта старость прежде юности, эта дряхлость прежде силы, всё это - черты героев нашего времени со времён Пушкина. Но не Пушкин родил или выдумал их: он только первый указал на них...»

Пушкин писал из Кишинёва В. П. Горчакову: «Я в нём (в образе пленника) хотел изобразить это равнодушие к жизни и к её наслаждениям, эту преждевременную старость души, которые сделались отличительными чертами молодёжи 19-го века». В своём герое Пушкин отметил разочарованность в жизни и вместе с тем стремление к свободе, странный протест против жизни и нравов аристократического общества.

Жить в Кишинёве, особенно после ареста Вл. Ф. Раевского, поэту стало тяжело. Пушкин благодаря помощи друзей в июле 1823 года перебрался на службу в Одессу - чиновником канцелярии генерал-губернатора М. С. Воронцова.

Несмотря на то, что Пушкин и в Одессе завёл обширные знакомства, много читал и работал над своими произведениями, чувство тоски овладевало им всё сильнее. Его тяготило положение ссыльного. Пушкин всё яснее сознавал, что литература - его основная и любимая профессия. Он жил на литературный заработок, мечтал бросить службу и целиком отдать себя литературе, основать свой журнал.

Усугубляли его тяжёлое настроение и взаимоотношения с Воронцовым. Надменный и высокомерный вельможа, Воронцов видел в Пушкине только чиновника, человека неблагонадёжного в политическом отношении. Он не ценил Пушкина как поэта. Гордый и независимый, сознававший себя народным поэтом, Пушкин не мог сносить оскорбительного отношения к нему Воронцова. Отношения ещё более обострились, когда Воронцову стала известна меткая и острая эпиграмма на него Пушкина:

Полу-милорд, полу-купец, Полу-мудрец, полу-невежда, Полу-подлец, по есть надежда, Что будет полным наконец.

Воронцов решил освободиться от Пушкина, удалив его из Одессы. Он написал министру иностранных дел, что Пушкин оказывает вредное в политическом отношении влияние на общество, особенно на «восторженных поклонников его поэзии». Желая оскорбить и унизить Пушкина, Воронцов командирует его на борьбу с саранчой. Своей цели он достиг. Пушкин воспринял эту командировку как оскорбление и, вернувшись, подал прошение об отставке. Положение Пушкина к этому времени ещё более ухудшилось потому, что полицией было перехвачено письмо поэта к одному из друзей, в котором он объявлял себя атеистом, то есть отрицал существование бога и бессмертие души. В то время это рассматривалось правительством как преступление. Участь Пушкина была предрешена.

Осенью 1824 года министр Нессельроде известил Воронцова о решении по делу Пушкина. Царь приказал уволить Пушкина со службы за «недостойное его поведение» и выслать его в Михайловское «под надзор местных властей».

Анализы лирических текстов

Первое стихотворение из написанных в период южной ссылки рассмотрим стихотворение «Узник». Оно было написано в 1822 году. Несмотря на небольшой объем, оно передает все душевные терзания Пушкина на тот момент. Свободолюбивое «я» Пушкина отказывалось принимать границы, установленные царским режимом, и его раздражительность усиливалась. Автор, показывая всю тяготу своего положения, проводит параллель со вскормленным в неволе орлом:

«Сижу за решеткой в темнице сырой.

Вскормленный в неволе орел молодой»

Стихотворение - крик души Пушкина:

И вымолвить хочет: «Давай улетим!

Он осознает, что все люди свободны, и никто не может указывать, что нам делать и куда идти. Автор недвусмысленно намекает в стихотворение на то место, куда собирается перевестись:

«Туда, где за тучей белеет гора,

Туда, где синеют морские края,

Туда, где гуляем лишь ветер... да я!...»

Пушкин подает прошение градоначальнику портового города и переводится в Одессу. Перевод не изменил жизнь Пушкина, но позволил ему самоутвердиться и доказать себе, что никто кроме него не способен распоряжаться его жизнью.

По форме стихотворение «Погасло дневное светило» - элегия. Это традиционный жанр романтической поэзии, грустное размышление поэта о жизни, судьбе, своем месте в мире. Тем не менее Пушкин наполняет традиционную романтическую форму совершенно новым содержанием.

Стихотворение было написано поэтом ночью на корабле по пути из Феодосии в Гурзуф. Картина опустившейся на море ночи и быстрый бег корабля навевают героя на лирического героя воспоминания о минувших днях.

Стихотворение без сомнений можно назвать автобиографическим. Пушкина сослали на Юг, но в себе он не видит изгнанника поневоле. Пушкин создает образ изгнанника добровольного, бежавшего от своей прежней жизни, от ошибок горячей молодости:

«Лети, корабль, неси меня к пределам дальным…

Но только не к брегам печальным

Туманной родины моей,…

Я вас бежал, отечески края;»

В стихотворение используется рефрен:

«Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан»

Он играет роль вступления, фразы, разделяющей стихотворение на 2 части и концовки. В первой части автор описывает картину будущего, того, к чему все приближается:

«Я вижу берег отдаленный,

Земли полуденной волшебные края»

Вторая часть стихотворения переносит нас в прошлое поэта, от которого он так пытается сбежать:

«Я вас бежал, питомцы наслаждений,

Минутной младости минутные друзья»

Рефрен «Шуми, шуми…» изображает течение времени. Судьбу, с которой поэт смирился и позволяет ей и дальше нести его по жизни.

«Ненастный день потух»

Прочитав это стихотворение, я почувствовала ассоциативную связь со стихотворением Байрона «Душа моя мрачна » и «Хочу я быть ребенком вольным». Двоемирие - часть романтического мироощущения. «Здесь» и «там» противопоставляется в стихотворение.

«Здесь»: «ненастный день», «ненастная ночь», «мгла, стелется одеждою свинцовой». Эпитет, метафора, сравнение, инверсия в 1 строфе создают определенный эмоциональный фон. Герой разочарован в жизни, которую приходится вести «здесь».

«Там»: «голубые небеса», «роскошная пелена», «заветные скалы». «Там» - «она». Мечта, реальный образ наделённый мистическим ореолом?

В двоемирие я вижу проявление романтизма. Образ «её» встретим у Блока в «Незнакомке», т.е. в своих романтических произведениях Пушкин предвосхищает появление символизма. Образы луны, далеких миров, женственности станут атрибутами символизма.

Черная шаль

Мотив опустошающей страсти ведущей к преступлению представлен в стихотворение «Черная шаль». Стихотворение создано в этническом духе. Стихотворению присущ характер баллады: страсть, измена, смерть как расплата за измену в любви. 3 - сложный размер также подчеркивает балладный напев. «Охладелость души» здесь связана с изменой «молодой гречанки». В стихотворении 2 временных пласта: 1 и последнее двустишие составляет 1 временной план. В центре повествования - история трагической любви. Романтический мотив я наблюдаю именно в т обращении к жанру баллады, с которой, как известно, связано распространение романтизма в России (в некоторых источниках основоположником романтизма является Жуковский, творчество которого ассоциируется именно с балладами). Тот же мотив - убийство за измену будет звучать и в «Цыганах». Но в поэме будет четко указана причина - эгоизм романтического героя, разочарованного во всех и во всем, кроме себя, и признающего право только за собой.

Это стихотворение поразило меня авторским умением писать обо всем виртуозно, вживаться в образы. Неужели поэт, говорящий о такой роковой страсти выдвинет «принцип соразмерности и сообразности»









Анализ поэмы «Цыгане»

Поэма "Цыганы» - завершение спора с Байроном, который наметился в первой южной поэме Пушкина "Кавказский пленник». Не выходя за рамки романтизма, но превращая его в "романтизм критический», Пушкин показывает в этой поэме, что мечты Байрона и его кумира Руссо о возврате человека в "естественное состояние», по существу, являются игрой "на понижение». Она ведет человека не вперед, а назад: это измена высшему предназначению, к которому зовет нас морская стихия голосом Творца, заключенным в ней.

Пушкин на собственном опыте испробовал возможность возврата человека в природу. Будучи в Кишиневе, он несколько недель провел в цыганском таборе. В "Цыганах» Пушкин осудил эту прихоть как слабость, как самодовольство и эгоизм. Алеко, утверждающий свободу для себя среди нетронутых цивилизацией "естественных» людей в цыганском таборе, не терпит никаких ограничений этой свободы и тем самым становится деспотом по отношению к Земфире и молодому цыгану, ее любовнику. Двойное убийство, совершенное Алеко, вызывает осуждение старого цыгана:

Оставь нас, гордый человек!

Мы дики, нет у нас законов,

Мы не терзаем, не казним,

Не нужно крови нам и стонов;

Но жить с убийцей не хотим.

Ты не рожден для дикой доли,

Ты для себя лишь хочешь воли...

Но Пушкин, по словам Д. Д. Благого, вскрывает и "тщету руссоистско-байроновской иллюзии о возможности для цивилизованного человека вернуться назад, в "природу», на не тронутую "просвещением» первобытную почву. Независимо от Алеко самый быт цыган не так уж безоблачно идилличен. "Роковые страсти» и связанные с ними "беды» существовали в таборе и до прихода Алеко. "Счастья нет» и у носителя простоты, мира и правды в поэме - старика цыгана, уход от которого Мариулы, охваченной неодолимой любовной страстью к другому, при всей "естественности» этой страсти, с точки зрения самого же старика цыгана, навсегда разбил его личную жизнь. "Я припоминаю, Алеко, старую печаль». И эта "старая печаль» живет в душе цыгана на протяжении всего его жизненного пути. Тем самым разбивается иллюзия руссоизма о ничем не омрачаемом счастье "золотого века» - докультурного, дикого человечества».

Зрелый Пушкин, опережая восторги своих современников, видевших в нем "русского Байрона», решительно одолел искус "байронизма» и вышел к новому, трезвому и реалистическому взгляду на жизнь.

Вывод

Время романтизма в творчестве Пушкина наступило в период Южной ссылки поэта. Он обращается к романтизму, байронизму, так как личные переживания поэта внутреннее мироощущение совпадало со взглядами лирических героев.

Изначально, Пушкин находит в романтизме спасение. Он полностью отдается данному направлению на весь период Южной ссылки. Постепенно, Пушкин начинает отрицать привычные каноны написания романтических произведений, ведь романтизм он рассматривал как отказ от старых классических литературных форм.

Постепенно, поэт начал видеть в романтизме зло и «яд», что «вливал ему в душу злобный гений». Особенно ярко это стало заметно после духовного кризиса поэта 1823 года. Пушкин разочаровывался и просветительской миссии поэта.

Несогласие с романтизмом, осознание того, насколько сильно Байрон повлиял на его творчество у Пушкина сильно выражено в стихотворение «Демон».

Именно личные переживания автора заставили его обратиться к романтизму, не согласиться с его утверждениями, а позже и отказаться от данного направления, разочаровавшись в нем.

В заключение вспомним слова Достоевского о Пушкине как "некоторой великой тайне". Тайна пушкинского гения и в том, что столь великую миссию - историческую, культурную, духовную и в известном смысле религиозную - исполнил писатель, имели бы дело более с литературным проповедником - удалось ли бы ему сделать для России то, что сделал Пушкин, чей художественный мир, при всех сложностях личной духовной биографии автора, сам по себе пронизан светом божественной Правды? Как раз драматизм личного пути Пушкина особенно ясно показывает, что он делал свое дело, исполнясь не своей волей, повинуясь "веленью Божию"; в этом смысле миссия, совершаемая через Пушкина,- дело Промысла, который - говорит Гоголь - "лучше печется о человеке", нежели сам человек.

Краткий литературоведческий материал

Ходасевич В.Ф "Статьи о Пушкине"

Почему в своей работе я уделяю большое место биографическим сведениям?

На этот вопрос ответил Ходасевич в своей статье:

". Поэзия есть проекция человеческого пути. Всякий, кто хоть немного работал над Пушкиным, знает, с какой правдивостью, даже точностью пушкинская лирика воспроизводит "впечатления" и переживания автора. Известно и то, что конкретные события, отражаясь в большей или меньшей степени, играя то первенствующую, то второстепенную роль, преломляясь под разными углами, так или иначе вписаны в большинство и эпических его творений. С полной уверенностью можно говорить о той или иной дозе автобиографии в "Кавказском Пленнике", в "Цыганах", в "Евгении Онегине", "Скупом Рыцаре", "Каменном Госте", "Русалке" и т. д. и т. д. Пушкин автобиографичен насквозь. Автобиография проступает иногда в общей концепции пьесы, иногда -- в частностях, в мельчайших деталях. Не касаясь сложного вопроса о том, с кого "обрисованы" герои "Онегина", укажу для примера, что Пушкин сам признавался, что в IV главе изобразил свою жизнь; исследование показывает, что няня Лариных и няня Пушкина -- одно лицо, что Ленский погребен у знаменитых трех сосен между Михайловским и Тригорским, что даже Татьяна отчасти оказывается автопортретом Пушкина.

Если принято вообще говорить (и вполне справедливо), что для понимания писателя должно знать его эпоху и жизнь, то в отношении Пушкина это знание должно быть доведено до наибольшей точности. Только в этом случае понимание Пушкина может претендовать на полноту. Только в этом случае Пушкин может быть действительно "прочитан". Как бы ни были совершенны и значительны творения Пушкина, взятые в отвлечении от биографии, -- их глубина и значительность удесятеряются, когда мы знаем те "впечатления", которые лежали в основе его вдохновений. Творческий акт Пушкина лежит между "впечатлением" и художественным созданием. Сопоставляя то и другое, слышим его живое дыхание, видим ходы его мысли и чувства.

Биографов Пушкина упрекают в том, что его поэзию они делают лишь источником для биографии. Это, конечно, демагогические упреки, рассчитанные на читательскую леность. Самый кропотливый, самый мелочный биограф делает важнейшее дело: он помогает читать Пушкина, вскрывая единственный путь к его пониманию.

Только вскрывая психологические ходы в творчестве Пушкина, только умея отделять в нем "правду" от "вымысла", только вычисляя углы, под которыми жизнь преломляется в его поэзии, мы получаем возможность проникать в его духовную жизнь. Потому-то биография Пушкина так всегда и привлекала внимание исследователей, что, порою сознательно, порою по инстинкту, они видели в ней вернейший и единственный ключ к пониманию его творчества, в котором человек и автор слиты с такою же прочностью, как в дневнике.»

В.Непомнящий "Пушкин.Русская картина мира"

«Можно формулировать два связанных между собой фундаментальных принципа изображения человека у Пушкина: человек есть тайна, на которую не следует посягать; изобразить человека можно только опосредованно - через его поведение, притом прежде всего в чертах, доступных нам во внешнем (в том числе словесном) выражении. Разумеется, эти принципы также выдуманы не Пушкиным, они - в природе искусства и в той или иной мере действуют в нем всегда, но у Пушкина они играют принципиально главную роль, являются не только натуральным свойством его искусства, но и целенаправленно используемым орудием автора.

Есть разные пути к достижению художником сопереживания читателя, у Пушкина они тоже бывают различны, но в основе у него - как раз наличие "пустоты" в том месте, где у других писателей - психологический анализ, описание, подробности и нюансы. Прикоснувшись к тайне личности, проявляющей себя вовне на языке поступков (общем для всего человечества, от злодея до праведника), попав в напряженное "поле", где пульсирует и прекрасное, и ужасное, причастное и "красе вселенной", и "квинтэссенции праха", встав на эту твердо очерченную почву, мы обнаруживаем, что и детали, и нюансы здесь есть, но - не "заданные" нам автором, а возникшие сами, возникшие у нас в процессе нашего личного вживания в обстоятельства героя - вживания, для которого автор, так сказать, "оставил место". Сопереживая герою, мы таким образом и его постигаем, и спускаемся в "потемки" собственной души, получая тем самым возможность познать самих себя, и притом не в мелких, случайных, суетных, проскальзывающих мимо сознания обстоятельствах и проявлениях, не в частных масштабах нашей личной отдельности от иных людей, а в заданном гением масштабе проблемы человека. Каждый из нас невольно акцентирует в пределах темы или ситуации, "заданной" Пушкиным, разные варианты и оттенки - и так проявляется неисчерпаемая многозначность Пушкина, в которой сама жизнь, в том числе - и наша жизнь, наша личность.

Отсюда и многочисленные разногласия относительно того, что Пушкин "хотел сказать" тем или иным произведением или образом. Пушкин ничего не "хочет сказать", он вообще не столько "говорит" о тайне бытия, мира, человека, сколько предъявляет нам ее. Каждым сюжетом, каждым образом предъявляется нам не только художественная, но прежде всего человеческая проблема, которую мы должны лично решить; а уж каждый смотрит в это "волшебное зеркальце" по-своему, каждый судит, размышляет, выносит оценки в пределах своих понятий.

Как это происходит - тому немало примеров в самих пушкинских произведениях. Герою поэмы "Цыганы" Алеко, горожанину, бежавшему от "неволи душных городов" и в поисках свободы приставшему к табору, мудрый старый цыган объясняет, что "не всегда мила свобода Тому, кто к неге приучен", что свобода нелегкая вещь,- и в подтверждение рассказывает о горькой участи Овидия, высланного из Рима в эти свободные, но скудные и дикие края. Выслушав рассказ, Алеко горестно восклицает, как бы обращаясь к тени прославленного поэта:

Так вот судьба твоих сынов,

О Рим, о громкая держава!..

Певец любви, певец богов,

Скажи мне, что такое слава?

Вопрос, конечно, справедливый (старик цыган даже не помнит имени Овидия), но куда более важно другое: старик хотел рассказать о том, что такое свобода, но Алеко не услышал этого. Только и говорящий о свободе, только ее, по его словам, и жаждущий, Алеко, выслушав рассказ, думает не о свободе, а о славе. И тем самым выказывает свое - быть может, неосознанное - истинное стремление: стремление не к свободе, а к славе и первенствованию; свою главную страсть: не свободолюбие, а себялюбие,- что подтверждается потом убийством Земфиры. Нехитрая история становится зеркалом души героя: реакция его на рассказ, выраженная в слове, отзывается затем в поступке.

В заключение

Дистанция между словом и делом для Пушкина вообще исчезающе мала. Оттого и говорил он, по свидетельству Гоголя, что "слова поэта суть уже его дела". И наше восприятие "слов поэта", наши суждения о Пушкине, его слове, его мире, его героях тесно связаны с нашим внутренним миром. "Мой Пушкин" есть прежде всего мой автопортрет. Восприятие пушкинского слова, образа - немыслимое, понятно, вне восприятия эстетического - есть, по существу, акт духовный, осуществляемый каждым в пределах своих представлений о поведении и человеческих ценностях, в конечном счете в меру требовательности каждого к себе как человеку.

В заключение вспомним слова Достоевского о Пушкине как "некоторой великой тайне". Тайна пушкинского гения и в том, что столь великую миссию - историческую, культурную, духовную и в известном смысле религиозную - исполнил писатель, имели бы дело более с литературным проповедником - удалось ли бы ему сделать для России то, что сделал Пушкин, чей художественный мир, при всех сложностях личной духовной биографии автора, сам по себе пронизан светом божественной Правды? Как раз драматизм личного пути Пушкина особенно ясно показывает, что он делал свое дело, исполнясь не своей волей, повинуясь "веленью Божию"; в этом смысле миссия, совершаемая через Пушкина,- дело Промысла, который - говорит Гоголь - "лучше печется о человеке", нежели сам человек.»



Гуковский Пушкин и поэтика русского романтизма

«Начиная с 1820 г. наступает новый этап пушкинского романтизма. Поэмы Байрона с их Востоком раскрываются перед Пушкиным как новый мир. Не менее важно было то, что новые миры раскрыла перед ним сама жизнь на Кавказе, в Крыму, затем - отчасти - в Бессарабии. Воочию он убедился в том, что есть люди, обладающие по-своему высокой культурой и мысли и гражданской морали, мужественно сражающиеся за родину и свободу на Кавказе, имеющие свои древние обычаи, свои нормы красоты и т. д., но не подозревающие о существовании ни Мольера, ни Вольтера, ни Ломоносова.

Перед Пушкиным стояла уже с 1820 г., вероятно в это время неосознанная, но творчески настоятельная задача, - не намекнуть на чужую культуру, а, так сказать, влезть в душу человека чужой культуры, изобразить его внутренний мир таким, какой он есть, и понять его в окружении объективной реальности природы, быта, склада всей жизни, породившей этот внутренний мир. В последнем и заключалось прежде всего гениальное новаторство Пушкина. Он искал объективных обоснований субъективных переживаний. Для романтиков, которые влияли на него еще и в это время, наоборот, объективные детали служили лишь воссозданию личного или коллективного субъективного переживания, которое для них само себе довлело. Пушкин ищет, - и он найдет его, - объяснения душевного переживания в объективном бытии. Почему кавказский горец мыслит, чувствует, верит, любит иначе, чем он, Пушкин, а древний грек - опять иначе? Этот вопрос не ставил романтизм, отвечая на него метафизической тавтологией: потому, что он - человек восточного склада, или грек, причем древний грек, сражающийся против персов, и новый грек, восстающий против турецкого порабощения, для него равны, одинаковы, ибо и тот и другой - греки. Пушкин не мирится с этим. Он хочет изнутри понять чужую культуру и находит это понимание во внешних фактах, - сначала в фактах условий жизни данного народа, а потом и исторических изменений этой жизни. Тем самым и самый склад «души» народа отрывается от сознания изображающего его поэта-европейца, и снимается возможность говорить о России времени Александра I образами Библии или Гомера. Тем самым само субъективное содержание чужой душевной жизни становится объективным фактом.

Потом Пушкин научится даже свою собственную субъективность, свое лирическое состояние понимать как факт и результат объективной социальной действительности; это будет в пору завершений его реализма. Теперь же, в начале 1820-х годов, он работает над проблемой понимания чужой культуры как объективного факта вне субъективности декабристских эмоций, над проблемой изображения этой культуры, такого изображения, чтобы слова называли вещи, чтобы текст реально вбирал в себя изображаемое, а не соотносился с ним в качестве знака и символа.23 Пушкин хочет изобразить чужую культуру в ее реальности - и в то же время оценить ее судом современного ему европейского ученого, хочет понять душу человека Востока - и в то же время объяснить эту душу на методологическом уровне европейского мыслителя XIX в. Путь этого объяснения был таков: сначала явилось объяснение этнографическое, еще связанное с романтизмом, затем - историческое, и здесь уже формировался реализм, затем к историзму прибавился анализ социальной дифференциации и ситуации, и тогда пушкинский реализм созрел. Но движение к реализму было предопределено с самого начала, так как все три этапа этого движения имеют задачей выведение субъективного начала из объективного реального бытия.

Намеченное только что движение осуществлялось трудно, постепенно вызревая внутри романтических навыков Пушкина, перекликаясь с повторениями романтических мотивов и методов стиля. Как уже было сказано, это движение началось в 1820 г., когда в «Кавказском пленнике» субъективистская система Байрона уже взрывалась изнутри объективным изображением этнографического материала, описанием жизни кавказских горцев и объективным пейзажем. А ведь у Байрона - весь «внешний» материал дан как лирический, весь внешний мир погружен в душе

героя. Если же рядом с душой героя и вне ее появляется материал быта и природы (его много в «Кавказском пленнике»), единство субъективного мировосприятия рушится. Так в первой же байронической поэме Пушкина сам принцип байроновского романтизма нарушен, хотя поэма имеет еще очень много байронических черт и, в основном, написана в духе романтизма. Но трещина внутри этого романтизма уже есть, и значение ее определяется тем, что это - начало, пусть еще не оформившееся окончательно, того процесса, который приведет Пушкина к преодолению романтизма в целом.

В 1820 г. Пушкин занят проблемой романтизма и местного колорита. Он пишет «Кавказского пленника». Его лирика за этот год включает всего около дюжины стихотворений. Из них два - «Дочери Карагеоргия» и «Мне бой знаком» - гражданские романтические стихотворения декабристского стиля. Сюда же примыкает послание Чаадаеву («К чему холодные сомненья»). «Погасло дневное светило» - байроническое стихотворение. И вот рядом с ним - экзотическая стилизация «Черная шаль», три стихотворения в восточном стиле - «Фонтану Бахчисарайского дворца», «Виноград» и «О дева-роза, я в оковах», и, наконец, четыре стихотворения в духе А. Шенье: «Дориде», «Редеет облаков», «Нереида», «Дорида». Последнее наиболее замечательно. Казалось бы, что общего между Шенье и Байроном и как они могут одновременно занимать творческую мысль поэта? Между тем они совмещались в творческой работе Пушкина. Дело в том, что Шенье был для Пушкина одним из мостов к проблеме нового воссоздания уже не только чужой культуры, а целостного, объективного исторического мира - античной Греции. Пушкин воспринимал Шенье именно как поэта, воссоздавшего подлинную Грецию в противоположность неподлинной античности Расина. Пример Шенье вдохновил его. Совершенно справедливо пишет Б. В. Томашевский: «Под несомненным влиянием Шенье написаны крымские стихотворения, объединенные в издании 1826 г. под рубрикой «Подражание древним». Это род антологических фрагментов, проникнутых острым восприятием южной природы. Крым с его средиземноморским пейзажем воспринимается как уголок древней Греции».

Краткая биография Байрона

Эпитет -

Метафора -

Элегия -

Антитеза -



© 2010-2022