Урок русского языка Тема: «Я Родину люблю и больше многих…» (повторение темы «Причастие»)

Тема: « Я Родину люблю и больше многих…»(повторение темы «Причастие») Цели сегодняшнего урока:   Расширить знания по теме «Причастие». Вырабатывать умения находить причастные обороты в тексте, правильно расставлять знаки препинания в причастном обороте. Формировать культурные интересы и потребности, навыки поисковой и исследовательской деятельности, грамотно работать с информацией. Развивать критическое мышление, устную и письменную речь. Воспитывать  любовь к русскому языку, внимательное и чут...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 7 классе

Тема: « Я Родину люблю и больше многих…» (повторение темы «Причастие»)

Цели сегодняшнего урока:

  1. Расширить знания по теме «Причастие».

  2. Вырабатывать умения находить причастные обороты в тексте, правильно расставлять знаки препинания в причастном обороте.

  3. Формировать культурные интересы и потребности, навыки поисковой и исследовательской деятельности, грамотно работать с информацией.

  4. Развивать критическое мышление, устную и письменную речь.

  5. Воспитывать любовь к русскому языку, внимательное и чуткое отношение к истории нашей страны.

  1. Вступительное слово учителя:

Здравствуйте, дорогие ребята, здравствуйте, уважаемые гости. Сегодня замечательный день - у нас есть возможность прикоснуться к творчеству великого поэта, о котором

Фёдор Михайлович Достоевский, восхищаясь талантом этого творца, писал: "Какое дарование!.. Все его стихи, словно нежная, чудесная музыка. Произнося их, испытываешь даже как будто б физическое наслаждение». А с пылом утверждал: «Если бы этот мальчик остался жив, не нужны были бы ни я, ни Достоевский». Кто же этот удивительный человек, который приводил в восхищение столь великих мастеров слова? Если вы ещё не догадались, то наверняка поймёте, о ком идет речь, стоит мне произнести:

- Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:

Богатыри - не вы!
Плохая им досталась доля:
Не многие вернулись с поля...
Не будь на то господня воля,

Не отдали б Москвы!

- Конечно, мы говорим о замечательном русском поэте Михаиле Юрьевиче Лермонтове.

А теперь обратимся к теме высказывания сегодняшнего урока: «Я Родину люблю и больше многих…». Так писал Лермонтов в одном из стихотворений. Как вы думаете, какова будет тема высказывания урока? А эпиграфом уроку будут служить слова Федора Глинки из его «Солдатской песни, сочинённой и петой во время соединения войск у города Смоленска в июле 1812 года»: «Вспомним, братцы, россов славу!».

Сначала давайте обратимся к лексическому значению слова «россы». Кто такие россы? (*Росс, -а (устар. высок. к россиянин).

- Можем ли мы, вспоминая славные дела россиян, говорить о Лермонтове? Почему?

(*М. Ю. Лермонтов - великий русский писатель, поэт, он истинный патриот, до глубины души любивший свою Родину и свой народ, он нёс миру немеркнущий свет поэзии, негасимый огонь просвещения.)

2. Записываем число, классная работа, тему высказывания урока и эпиграф: «Вспомним, братцы, россов славу!»

3. Обратимся ещё раз к названию песни, из которой взя́ты слова эпиграфа к сегодняшнему уроку: «Солдатская песня, сочинённая и петая во время соединения войск у города Смоленска в июле 1812 года». Определите, к какой части речи относятся слово СОЧИНЕННАЯ. Есть ли ещё причастие в данном названии? Назовите его. (*Петая). А теперь подумайте, о какой грамматической теме у нас пойдет разговор на данном уроке. (*Причастие).

4. Попробуем сформулировать, какие цели урока тогда стоят перед нами?

- Повторить тему «Причастие», грамматические признаки причастия.

- Вспомнить орфограммы по написанию причастий.

- Закрепить постановку запятой при причастном обороте.


  1. Повторение пройденного материала.

  1. Синтаксический разбор предложения: Вспомним, братцы, россов славу!

(1 ученик).

  1. Групповая работа: составить связный рассказ, используя данные словосочетания. Формы слов можно менять. (Родные места, сад с разрушенной теплицей, тёмная аллея, глядит вечерний луч, желтые листы, странная тоска, робкие шаги.) Заполнить Лист самооценки .

  2. Индивидуальная работа по компьютеру в программе «Фраза». Заполнить Лист самооценки .

  3. Морфемный анализ слов: солдатская, сочиненная, петая, соединения. (1 ученик, проверяет 2-ой ученик).

  4. Словарный диктант:

Родные места, сад с разрушенной теплицей, тёмная аллея, глядит вечерний луч, желтые листы, странная тоска, робкие шаги. (1 ученик)

- Какое сочетание в данном словарном диктанте лишнее? (*Глядит вечерний луч - это предложение)


  1. Проверка индивидуальных заданий.

  1. Синтаксический разбор предложения.

  2. Творческая работа учащихся.

У вас, ребята, получилось хорошее сочинение. А вот что писал М. Ю. Лермонтов:

И вижу я себя ребенком, и кругом
Родные всё места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей;

Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,
А за прудом село дымится - и встают
Вдали туманы над полями.
В аллею темную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и желтые листы
Шумят под робкими шагами.

И странная тоска теснит уж грудь мою…

Это отрывок из стихотворения «1 января». Поэт-гражданин, М. Ю. Лермонтов любил свою родину, ее народ, ее природу.


  1. Повторение темы «Причастие»

  1. Словесная игра «Гусеница». Ребята по рядам отвечают на вопросы, повторяя признаки причастия.

  1. Что такое причастие?

  2. Каковы суффиксы действительных причастий настоящего времени?

  3. Каковы суффиксы страдательных причастий настоящего времени?

  4. Каковы суффиксы действительных причастий прошедшего времени?

  5. Каковы суффиксы страдательных причастий прошедшего времени?

  6. Когда в причастии пишется НН?

  1. Закрепление.


  1. Парная работа. Дан пример из теста ЕГЭ по русскому языку 2015 года. Решите данную задачу, объяснив правописание Н или НН, составив алгоритм или проект по данной теме.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Плете(1)ые из ивняка корзины были хорошо просуше(2)ы и сложе(3)ы в доме, недавно построе(4)ом.


  1. Из отрывка стихотворения М. Ю. Лермонтова «Родина» выписать

1-ый вариант: действительные причастия настоящего времени

2-ой вариант: страдательные причастия прошедшего времени.

Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз,
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.

С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно…

- Проверить. Заполнить Лист самооценки


  1. Работа в парах.

-1-й вариант: Что такое причастный оборот?

-2-й вариант: Постановка знаков препинания в причастном обороте.

4) Проверка проекта. Заполнить Лист самооценки

Y. Физкультминутка

YI. Работа по стихотворению «Бородино»

1) Любовью к Родине пронизано все творчество Лермонтова. Оно объединяет поэта с другими русскими людьми. Но особенную гордость мы испытываем, читая стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино».

- Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!

- Правописание слова НЕДАРОМ. Работа со словарем или в Интернете.

(*Недаром (неслучайно, не без основания), но: не даром (не бесплатно) )

- Записать и объяснить графически постановку знаков препинания в первом предложении.

2) Не так давно, в 2012 году, Россия отмечала 200-летие Отечественной войны 1812 года. Ее значение сложно переоценить для каждого человека, живущего в нашей стране. А Бородинское сражение до сих пор является примером мужества и доблести русского воинства. Я предлагаю вашему вниманию фрагмент Бородинского сражения из кинофильма, поставленного по произведению Л. Н. Толстого «Вона и мир».

3) Работа с текстом.

(1) За короткую жизнь Лермонтов создал много гениальных произведений, но нет среди них более известного, чем стихотворение «Бородино».

(2) Поэт так назвал своё стихотворение, подчеркнув грандиозность Бородинского сражения. (3) Он показал суровое мужество русских воинов - богатырей, поклявшихся умереть за Отечество. (4) Лермонтов показывает все события через восприятие простого русского человека, рядового солдата, активного участника величайшей из битв.

(5) В этом произведении он воспел величие духа и подлинный героизм русского народа, спасшего Россию от французского нашествия.

- Какова тема данного текста?

-Какова основная мысль текста? В каком предложении она высказана?

- Озаглавьте текст.

1) Выпишите любое предложение с причастным оборотом, графически обозначив его.

2) Выпишите номер предложения, в котором встречается деепричастный оборот.

3) Выписать из текста слова со следующими орфограммами:

  • Из предложения (1) слово с непроизносимым согласным.(*Известного)

  • Из предложения (3) слово с чередующимся корнем. (*Умереть)

  • Из предложения (5) прилагательное в простой форме превосходной степени. (*Величайшей)

YII. Рефлексия.

- Что мы сегодня повторили на уроке?

- Запишите предложение, в котором вы выскажете свое мнение об уроке с использованием причастного оборота.

-Заполните и Листы самопроверки.

YIII. Домашнее задание: (слайд № 25, 26)

1. Написать творческую работу по теме:

1) «Изображение подвига русских солдат в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино».

2) «Почему мы помним и славим День Бородина?».

2. Подготовить проект по теме: «Недаром помнит вся Россия / Про день Бородина!»

3. Оформить презентацию «Герой войны 1812 года».




© 2010-2022