Нравственные и общественные проблемы рассказа н. Лескова Старый гений

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы в 8 классе

Учитель: Дорохова О.М.

Тема: Нравственные и общественные проблемы рассказа Н. Лескова «Старый гений»

Домашнее задание к этому уроку: самостоятельно прочитать рассказ, на «5» - составить монолог от имени любого героя на тему «Мои мысли об этом случае», попытаться в нескольких предложениях передать характер героя.

Цели урока:

Обучающие:

1) выработка навыка читательской самостоятельности;

2) формирование умений

а) понимать проблему, структурировать материал;

б) формулировать вывод, приводя точные аргументы и соблюдая при этом нормы литературного языка

в) сопоставлять произведения других писателей, находя в них общие проблемы;

г) создавать устные монологические высказывания разного типа;

д) вести диалог

Развивающие:

а) развитие устной и письменной речи учащихся;

Воспитательная:

а) способствовать нравственному воспитанию учащихся: подвести их к мысли о необходимости помогать людям, вызвать у учащихся сочувствие к героине рассказа.

Ход урока

  1. Слово учителя.

Имя Николая Семёновича Лескова вам знакомо, но не в той степени, как этого бы хотелось. Мы изучили всего одно его произведение в 6 классе. Вспомните его по отрывку:

«Государь посмотрел и видит: лежит на серебряном подносе самая крошечная соринка.

Работники говорят:

- Извольте пальчик послюнить и её на ладошку взять.

- На что мне эта соринка?

- Это, - отвечают, - не соринка, а нимфозория.

- Живая она?

- Никак нет, - отвечают,- не живая…(если учащиеся не отгадывают, учитель продолжает) …а из чистой аглицкой стали в изображении блохи нами выкована, и в середине в ней завод и пружина.»

Это сказ о тульском косом левше и о стальной блохе, это история о народном умельце, имя которого нам остаётся неизвестным. В последней главе автор говорит: «Собственное имя левши, подобно именам многих величайших гениев, навсегда утрачено для потомства». Ещё о таком гении и повествует рассказ, который вы прочитали дома и анализом которого мы займёмся на уроке. (Ученики открывают тетради, записывают тему урока). Это и есть цель нашего урока: подумать, какие проблемы поднимает писатель в своём рассказе. (Цель урока записана на доске)

2. Целеполагание.

Сформулируем, какие задачи стоят перед нами.

Чтобы ответить на ключевой вопрос, надо…(хорошо знать текст, анализировать его части, выделять главное)

Какие слова были непонятны при чтении рассказа? (Выяснение непонятных оборотов, слов)

3. Задание по выбору:

а) Выписать слова, выражения, помогающие понять, увидеть состояние старушки, сделать вывод: какие чувства вызывает у читателя образ женщины?

б) Как автор описывает поведение франта? Как вы расцениваете его? Почему он позволяет так себя вести? (у него влиятельная фамилия, у него есть власть, поэтому никто не смеет наказать его) (группа - «адвокаты»)

в) Записать основные события рассказа, выделяя главные эпизоды (группа - «читатели»)

г) От имени любого героя составить небольшой монолог на тему «Мои мысли об этом случае», попытаться в нескольких предложениях передать характер своего героя и сделать вывод (опять же от имени своего героя) (группа - «герои рассказа»)

(ученики объединяются в группы, начинают работать)

Ответы:

а) состояние старушки («по своей сердечной простоте, доброте», «добрая», «бедная женщина», «старушка в отчаянии». Вывод: Итак, перед нами обиженная женщина, которая вызывает у нас чувство жалости, сострадания, с каждой главой растёт желание помочь этой женщине) Что случилось с бедной женщиной?

б) поведение франта (у него влиятельная фамилия, есть деньги, власть, поэтому он не спешит возвращать долг)

в) Основные события рассказа (записаны на обратной стороне доски):

1.Одна женщина одолжила деньги великосветскому франту из порядочной семьи. 2.Впоследствии должник не спешит отдать долг.

3. Старушка пытается обратиться к властям с просьбой о защите своего права, но все усилия тщетны.

4. Когда надежды почти рухнули, ей предлагает помощь один человек по имени Иван Иваныч. Он искусно заставляет должника вернуть деньги старушке).

Если рассказ хорошо заканчивается, есть ли вообще проблема в произведении?

Почему хлопоты старушки были безуспешны? (Лесков показывает, как устроена власть: чиновники не смеют приструнить должника, потому что у него влиятельная фамилия. Чиновники сначала обещают, а когда дело доходит до исполнения, тут и выходит «закорюка).

Какие события рассказа отражают тему нашего урока? (2:поведение франта, который не возвращает долг, 3: отношение властей к судьбе женщины)

г) Монолог старушки.

Вопрос к старушке: Какой случай помог вам в решении вашей проблемы? Что вы знали о человеке, который вызвался вам помочь? Почему вы поверили Ивану Иванычу? Будете ли вы кому-нибудь одалживать деньги?

Монолог Ивана Иваныча

Вопросы: Каково ваше материальное состояние? Почему вы не стремитесь разбогатеть?

Почему вы решили помочь бедной женщине? Кто вам понадобился для того, чтобы вернуть долг старушке?

4. Письменная работа «Поразмышляем над прочитанным»

«Адвокаты» - Кто виноват в бедствиях старушки?

«Читатели» - Какие проблемы поднимает писатель в рассказе?

«Герои рассказа» - Каким героям из другого произведения есть место на этом уроке? ( С каким произведением перекликается этот рассказ?) Укажите сходство героев, эпизодов.

Ответы учащихся

5. Рефлексия: Я задумался…Я понял…Для меня стало открытием…Мне понравился ..

Вывод: У Лескова Россия- страна умелых и талантливых людей, которые большей частью необразованны, поэтому они и слова искажают, но не этим оценивается культура человека. Образованный и богатый франт становится обыкновенным жуликом, а ставит на место его не закон, а обыкновенный «гений по мысли» Иван Иваныч. Кстати, почему именно такое имя выбрал Лесков для своего героя? Что хочет сказать нам автор финалом рассказа?


Информационная карта урока литературы в 8 классе

«Нравственные и общественные проблемы рассказа Н. Лескова «Старый гений»

Цели урока:

Обучающие:

1) выработка навыка читательской самостоятельности;

2) формирование умений

а) передавать содержание текста в сжатом виде, выделяя главные эпизоды;

б) формулировать вывод, приводя точные аргументы и соблюдая при этом нормы литературного языка

Развивающие:

а) развитие умения анализировать самостоятельно прочитанный текст,

б) развитие устной и письменной речи учащихся;

Воспитательная:

а) способствовать нравственному воспитанию учащихся: подвести их к мысли о необходимости помогать людям, вызвать у учащихся сочувствие к героине рассказа.

Структура урока

Наименование этапа урока

Вид деятельности учащихся

время

1

Знакомство с темой урока

«погружение»

словарная работа

5 мин.

2.

Целеполагание

попытка самостоятельного выявления целей урока

5 мин.

3

Самостоятельная работа с текстом

задания по выбору учащихся

5 мин.

4

Проверка

Вопросы по анализу произведения

Устные ответы учащихся

15 мин.

5

Выявление основной мысли произведения

Письменные задания по выбору

10 мин.

6

Вывод урока, итоги

Рефлексия

5 мин.


© 2010-2022