Урок литературы в 5 классе «Золотые зёрна» народной мудрости (пословицы и поговорки)

Урок литературы в 5 классе«Золотые зёрна» народной мудрости (пословицы и поговорки)Учитель: Баркова Светлана ИвановнаЦель урока: раскрыть мудрость и поучительный смысл пословиц и поговорок; учить выявлять сходство и различия между пословицами и поговорками; развивать творческие способности и любовь к русской культуре.Оборудование урока: записи на доске, плакаты с пословицами, раздаточный материал к уроку.Записи на доске:Пословица – краткое, устойчивое в речи, образное, народное изречение. По ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы в 5 классе

«Золотые зёрна» народной мудрости (пословицы и поговорки)

Учитель: Баркова Светлана Ивановна

Цель урока: раскрыть мудрость и поучительный смысл пословиц и поговорок; учить выявлять сходство и различия между пословицами и поговорками; развивать творческие способности и любовь к русской культуре.

Оборудование урока: записи на доске, плакаты с пословицами, раздаточный материал к уроку.

Записи на доске:

Пословица - краткое, устойчивое в речи, образное, народное изречение. По отношению к своему буквальному смыслу употребляется в переносном значении.

(Литературный энциклопедический словарь)

Пословица - коротенькая притча. Это суждение, приговор, поучение, высказанное обиняком и пущенное в оборот, под чеканом народности.

(В.И. Даль. Толковый словарь)

Притча-иносказание, иносказа- тельный рассказ нравоученье, поученье, басня.

(В. И. Даль. Толковый словарь)

Басня - краткий, чаще всего стихотворный, рассказ, как правило, нравоучительного харак-тера.

Обиняк - намек, недоговоренность, иносказание.

Поговорка - складная, короткая речь, ходячая в народе, но не составляющая полной пословицы; поученье, в принятых ходячих выраженьях.

(В.И. Даль. Толковый словарь)

Поговорка - общеизвестное выражение, обычно образное, иносказательное, но не составляющее, в отличие от пословицы, цельного предложения.

(Словарь русского языка: В четырех томах)

Поговорка - образное выражение, метко определяющее какое-либо явление жизни. В отличие от пословицы, поговорка грамматически или логически не закончена и лишена обобщающего поучительного смысла.

(Краткая литературная энциклопедия)

Ход урока

1.Слово учителя о пословицах.

- Сегодня на уроке мы продолжим разговор о малых речевых формах фольклора. О пословицах и поговорках. Научимся выявлять сходства и различия между пословицами и поговорками. Пословица - это краткое, мудрое народное изречение, содержащее поучительный смысл. Она характеризует поступки людей, их образ жизни, метко судит о том или ином событии, украшает нашу речь. Учитель демонстрирует плакаты: «Красна речь пословицей», «Без пословицы речь не молвится», «От пословицы не уйдёшь», «Пословица - всем делам помощница». Пословица заменяет пространные речи и нотации. Вот, например, как говорит она о людях, любящих осуждать других: «Других не суди, на себя погляди». Сказано кратко, метко и выразительно.

2.Возникновение первых пословиц.

- Возникновение первых пословиц должно быть отнесено к очень отдалённым временам человеческой истории. Тайна происхождения пословиц скрыта в них самих.

Лягушки кричат - пора сеять.

Комары толкутся - к хорошей погоде.

Сухой март, май мокрый делают хлеб добрым.

- О чём эти пословицы?

- Это советы, бытовые правила. Все неписанные законы и правила людского общежития, быта, порядков выражались в первых пословицах. Представьте себе, что нет письменности, а эти правила надо запомнить. Как это сделать?

Надо, чтобы они были ладные да складные. А почему они краткие? Так это же выводы.

Общий вывод: Пословица - обобщение народного опыта.

- Итак, в пословицах отражён вековой опыт народа, его ум, мудрость и наблюдательность. Поэтому и не умирает пословица, а продолжает жить, украшая нашу речь. Вот как рассказывает об этом Н. Колпакова в книге «Сокровище народа»:

«я сижу и с удовольствием слушаю деловую беседу трёх весёлых, оживлённых колхозниц- поморок. Каким чудесным, выразительным языком говорят они! Как много в речи поговорок, присловий, как складно и к месту употребляют они их!

- Намедни всем колхозом за рыбой ездили, - рассказывает кума Федосья. - Так это ладно вышло, дружно, сёмги много привезли. Уж известно - где лад, там и клад.

- Что за клад, коли всё вразлад, - сочувственно поддакивает Настасья Демидова.

Я не выдерживаю:

- Как это вы славно разговариваете, тётушки! Что, у вас в деревне все так говорят?

Обе кумы смеются. Они удивлены.

- Ишь ты, чего ей в диковинку, говорит ласково тётушка Настасья.- Да ведь мы, кажись, по-русски говорим, чего же ты дивишься?

- Я не дивлюсь, а уж слушать вас приятно. Так это у вас всё складно получается.

- Да уж верно, у нас народ-то разговористый, поддакивает кума Федосья. - Походи-ка да послушай по нашему берегу - у тебя и тетрадки не хватит все наши присловья да прибаутки описать. Без углов дом не строиться, без пословицы речь не молвится.»

- И действительно, куда бы ни поехал фольклорист, он в любом месте, прислушавшись внимательно, найдёт десятки и сотни народных словечек, кратких речений народной мудрости, остроумных присловий.

3.Работа с раздаточным материалом.

1) - К каким случаям жизни можно применить такие пословицы? Соотнесите пословицу с её лексическим значением. Поставьте рядом необходимые цифры.

4. Работа с учебником.

Чтение пословиц и поговорок, включённых в учебную хрестоматию (с.49-51) и определение их тематики. Выделяются пословицы о родине, трудолюбии и лени, о науке, дружбе, обучении и грамоте, о терпении, жизненном опыте и мудрости человека. В процессе чтения пословиц учитель показывает, где необходимо сделать паузу, а какие слова следует выделить, подчёркивая поучительный смысл пословицы , её вывод. Например: «За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь»

Первая часть пословицы- условия совершения события, а вторая - вывод и поучение, краткое выразительное назидание.

5. Работа с поговорками. Общее и различное в пословицах и поговорках.

- Перед вами пословица и поговорка. Сравним их.

Пословица Поговорка

За двумя зайцами погонишься - За двумя зайцами погнаться.

Ни одного не поймаешь.

- Пословица - законченное суждение, имеющее поучительный смысл. Она сообщает о событии и делает вывод, поучает: не хватайся за несколько дел, из этого ничего не получится. И осуждает тех, кто пытается вопреки жизненному опыту поступить иначе. А поговорка? Сравнивая её с пословицей, учащиеся убеждаются, что поговорка - не законченное суждение, она не поучает, не даёт совета, а выражает лишь чувства, даёт оценку тому или иному поступку человеку.

Досада - надоел, как горькая редька.

Недоумение - свалился, как снег на голову.

6.Работа с раздаточным материалом.

1) - К каким случаям жизни можно применить такие пословицы? Соотнесите пословицу с её лексическим значением. Поставьте рядом необходимые цифры.

2) - Пословица - это обобщение опыта не только русского народа. В этом задании попытаемся обнаружить идейную близость пословиц разных народов мира. К иностранным пословицам первого столбика подберите близкую по значению русскую пословицу, поставьте рядом её номер.

3) - Вспомните и запишите пословицы по двум данным словам.

7. Домашнее задание.

Напишите небольшой рассказ, который уместно завершить одной из приведённых ниже пословиц, озаглавьте своё сочинение.

8.Итог урока. - В каких случаях жизни мы вспоминаем ту или иную пословицу? А когда обращаемся к поговорке?


Пословица

Раздаточный материал к уроку литературы в 5 классе


1)К каким случаям жизни можно применить такие пословицы? Соотнесите пословицу с её лексическим значением. Поставьте рядом необходимые цифры.

В камень стрелять - только стрелы терять.

Старый конь борозды не портит.

Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.

Цыплят по осени считают.

Ответы: 1.Результат виден не сразу.

2.Опытный человек делу не помеха.

3.Бессмысленная, напрасная работа.

4.Человек без Родины не заслуживает уважения.

2) Пословица - это обобщение опыта не только русского народа. В этом задании попытаемся обнаружить идейную близость пословиц разных народов мира. К иностранным пословицам первого столбика подберите

близкую по значению русскую пословицу, поставьте рядом её номер.

Верный друг - это друг в нужде. 1.Сто голов, сто умов.

(Англия) 2.Лучше синица в руках, чем журавль в

Лучше рябчик в руках, чем два небе.

на ветке. (Карелия) 3.Друзья познаются в беде.

Науки - это ствол баобаба,

который не обнять одному

человеку. (Африка)

3)Вспомните и запишите пословицы по двум данным словам:

Болит - говорит:________________________________________________

Брод - вода:____________________________________________________

Слово - воробей:________________________________________________

Одежда - ум: ___________________________________________________

Труд - рыбка:___________________________________________________

Время - потеха:_________________________________________________

Перо - топор:___________________________________________________

Домашнее задание.

Напишите небольшой рассказ, который уместно завершить одной из приведённых ниже пословиц, озаглавьте своё сочинение.

- Дождик вымочит, а красно солнышко высушит.

- На хотенье есть терпенье.

- Терпенье и труд всё перетрут.

- Капля камень долбит.

- Деревья скоро садят, да не скоро с них плод едят.

- Дай всякому делу перебродить на своих дрожжах.

Как вы думаете, к какой теме они относятся? Ответив на вопрос, вам будет легче составить рассказ.








© 2010-2022