Личностно - ориентированный подход на этапе целеполагания – одно из важнейших условий повышения уровня успешности обучающихся

Проблема успешности обучения школьников волнует умы ученых уже не одно столетие.      Несмотря на длительность изучения, данная проблема остается актуальной и сегодня. Во – первых, новые стандарты  образования включают в себя требования к  результатам освоения образовательных программ. Во – вторых, в настоящее время многими исследователями отмечается снижение уровня успеваемости. Так, например, по данным Института возрастной физиологии РАО, свыше 70% учащихся испытывают значительные трудности в ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Личностно - ориентированный подход на этапе целеполагания - одно из важнейших условий повышения уровня успешности обучающихся


Нежевлева Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы, заместитель директора по УВР Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Горячеключевская средняя общеобразовательная школа Омского района Омской области»

[email protected]

«…обучение каждого учащегося должно происходить на основе

и с учетом его личных учебных целей»
(А. В. Хуторский, доктор педагогических наук)

Проблема успешности обучения школьников волнует умы ученых уже не одно столетие. Несмотря на длительность изучения, данная проблема остается актуальной и сегодня. Во - первых, новые стандарты образования включают в себя требования к результатам освоения образовательных программ. Во - вторых, в настоящее время многими исследователями отмечается снижение уровня успеваемости. Так, например, по данным Института возрастной физиологии РАО, свыше 70% учащихся испытывают значительные трудности в усвоении школьной программы, и таким образом, попадают в разряд неуспешных в обучении. К тому же происходит подмена понятий «успеваемость» и «успешность обучения». Понятно, что эти понятия не равнозначны.

Под успеваемостью (косвенным показателем успешности ученика) следует понимать степень совпадения реальных результатов учебной деятельности с запланированными. Успешность - более емкое понятие, которое складывается из внешней оценки учителями, родителями результатов учебной деятельности ребенка, эффективности используемых педагогами способов достижения учебных целей и, что немало важно, удовлетворенности учащихся учебным процессом и результатами учения.

Таким образом, успешным будет тот ученик, который испытывает удовлетворенность собой и своей деятельностью.

К критериям оценки успешности обучения успешности следует отнести:

  • Положительную динамику развития мотивов учебной деятельности, самостоятельности, ответственности, навыков сотрудничества;

  • Положительное отношение к школе, сохранение познавательного интереса;

  • Социальную адаптированность;

  • Позитивные отношения между учеником и учителем;

  • Позитивные отношения с одноклассниками;

  • Хорошее физическое и психическое здоровье;

  • Адекватно-позитивная самооценку - ребенок сам должен чувствовать себя успешным

  • Чувство благополучия в семье - тревожный, задерганный отличник не может быть назван успешным учеником.

Современный урок в логике ФГОС должен способствовать созданию не только ситуации оценивания, но и ситуации целеполагания, притом обе эти ситуации благоприятны исключительно в том случае, если они направлены на личносто - ориентированную модель обучения и утверждают ценность личности каждого обучающегося. О такой личностной ориентации обучения в последние годы тоже сказано и написано немало. Но, к сожалению, в применяемых методиках присутствие индивидуального начала зачастую малозаметно.

Таким образом, говорить о том, что школа личностно ориентированная, ещё рано. Нет не только достаточного опыта, но и необходимых методик, технологий, ориентированных на личностную специфику образования.

Расширение субъектных функций обучающихся, как одно из непременных условий личностно-ориентированного подхода, предполагает иной подход к этапу целеполагания как в образовании ребенка в целом, так и на уроке в частности.

Около 50% педагогов школы или считают необязательным обозначение цели на уроках, или ограничиваются предельно общими её формулировками («узнать», «познакомиться» и т.п.). Это неверно, прежде всего, с точки зрения рефлексии учащимися итогов учения, что является неотъемлемой частью личностно-ориентированного подхода. Учителю в рамках урока нужно помочь каждому из учеников реализовать свой потенциал, т.е. поставить и достичь своих учебных целей, проявить и развить личностные смыслы обучения. Помощь педагога - психолога, безусловно, необходима. Нельзя забывать, что под целью в образовании мы чаще всего понимаем предвосхищаемый результат - образовательный продукт, который может быть внутренним или внешним, но он должен быть создан за определенный промежуток времени и его можно продиагностировать, т.е. цель должна быть проверяема. Цель - это 1) предвосхищаемый результат деятельности; 2) предметная проекция будущего; 3) субъективный образ желаемого, опережающий отражение событий в сознании человека.

В связи с этим необходимо, без всякого сомнения, учитывать уровень смыслопоисковой деятельности каждого обучающегося. Классифицируем данные уровни:

  • Нулевой (низкая познавательная деятельность, отсутствие познавательного мотива, потребности в личностном росте; утверждаются в мысли, что важно не образование, не его уровень, а признание друзей здесь и сейчас - их отличает постановка ближайших, конкретных целей)

  • Первый уровень (стремление достичь сугубо практический результат и отличиться в рамках изучаемой темы, демонстрируют стереотипность, негибкость решения проблем, подавленность творческих наклонностей, чаще перспективные цели - «поступить в вуз и иметь высокую зарплату» - целеполагание носит рефлексивный характер.

  • Второй уровень (смысловое отношение к образованию и личностному развитию определяется малой группой (родителями, сверстниками), цель - не быть отстающим. Заинтересованы в мнении других людей, стремятся к целям микрогрупп, склонны к сотрудничеству; стремятся достичь высокого положения в обществе - интересуют перспективные, глобальные цели.

  • Третий уровень (стремление построить процесс познания, образования в соответствии с особенностями личности; ценят любую информацию с целью совершенствования себя и учебного процесса; стремятся ответить на неизвестные науке вопросы, внести вклад.

Роль учителя заключается в организации соответствующей образовательной среды, обучаясь в которой, обучающийся опирается на личностный потенциал и соответствующую технологию обучения.

Целеполагание на уроке начинается с рефлексии выполнения учеником домашней работы и усвоения учебного материала предыдущих уроков по данной теме или смежных тем. Классические принципы отечественной дидактики определяют в этом случае общие целевые установки обучения. Для личностно - ориентированного обучения существуют свои принципы. Остановимся на Принципе личностного целеполагания ученика. Образование каждого учащегося происходит на основе и с учётом его личных учебных целей.

Апробированные приемы на начальном этапе работы:

  • Тема-вопрос

  • Работа над понятием

  • Подводящий диалог

  • Ситуация Яркого пятна

  • Группировка по орфограммам и пунктограммам

  • Проблема предыдущего урока

  • Домысливание (при сложном целеполагании) -

  • Предлагается тема урока и слова "помощники« (можно при помощи учебника)

  • Повторим (каждый выбирает свою цель)
    Изучим
    Узнаем
    Проверим

Апробированные приемы на основном этапе работы:

Глоссарий

Цель - актуализация и повторения словаря, связанного с темой текста.

Использование стратегии помогает запоминать, употреблять лексические термины в определенном контексте

Мозговой штурм (блиц-опрос)

Цель - актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме.

Использование стратегии помогает обучающимся легко определить цель и задачи изучения данной темы.

Исключение (четвертое лишнее)

Цель - актуализация предшествующих знаний, определение неизвестного. Использование стратегии помогает обучающимся легко определить цель и задачи изучения данной темы.

  • Я - исследователь

Цель - актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме.

Использование стратегии помогает обучающимся в процессе самостоятельного прочтения текста определить, что уже известно и что необходимо изучить.

  • Научи меня

Цель - проверка понимания излагаемой информации, необходимой однокласснику.

Использование данных стратегии помогает обучающимся не только поставить перед собой цель, но и обратиться за конкретной интеллектуальной помощью к однокласснику.

Эти приемы позволяют опираться на глубинное качество человека - способность постановки целей своей деятельности. Независимо от степени осознанности своих целей ребёнок живет с врожденной потребностью и возможностью ставить и достигать их. Самоопределение ученика по отношению к определенному учебному вопросу или всей темы (всему разделу) позволяет ему поставить для себя конкретные цели и задачи, на основе которых можно осуществлять затем индивидуальную траекторию. Принцип личностного целеполагания предусматривает необходимость осознания целей обучения, как учеником, так и учителем. Когда их цели различны, учитель не добивается изменения целей ученика, а помогает ему осознать свою цель и достичь её в сопоставлении с иными целями.

Навыки целеполагания постепенно расширяются: вначале ученикам предлагается поставить цель на один урок или его часть, затем осознать её достижение и сделать выводы. Такое задание многократно повторяется. Оценивается полученный результат, даже если цель - результат обучающегося немного отличаются от цели - результата его одноклассников.

Индивидуальные цели учеников постепенно занимают всё больше места в системе его образования. Любая образовательная ситуация или технологический этап обучения выступают поводом для первичного целеполагания ученика, определяющего характер и содержание его дальнейших действий. В результате дети обучаются соотносить свои желания с реальными возможностями, индивидуальными способностями и интересами, у них формируется, совершенствуется навык грамотного целеполагания и приходит осознание его успешности. ( Например, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ).

С этапом целеполагания тесно связана работа, проводимая учителем, по формированию положительной мотивации. Педагогу надо знать, что мотивация приводит в соответствие цель деятельности и средства её достижения, обуславливает целесообразность и осмысленность действий в целостном поведенческом акте личности. Сила мотива определяется степенью значимости выполняемой деятельности, от неё зависит интенсивность учебной деятельности, выполняемой детьми. Чем сильнее познавательная мотивация у обучающихся, тем более сложные задачи способны они решить.

Для положительной мотивации большое значение имеет и содержание учебного материала. Оно должно быть вполне доступным, должно исходить из имеющихся у детей знаний и опираться на них и на жизненный опыт детей, но в тоже время материал должен быть достаточно сложным и трудным. В связи с этим необходимо говорить о мастерстве учителя, о глубоком знании им учебного материала, о высоком уровне методического мастерства. Поэтому говорить о применении какой-то одной педагогической технологии неправильно. И если учитель не готов к этому, помощь ему должна прийти, в первую очередь, от методистов школы, которые должны задаться вопросом: почему у педагогов отсутствует программа профессионального развития или, при ее наличии, нет в ней раздела «Углубленное изучение предмета» или «Совершенствование методики преподавания» («Интеграция современных педагогических технологий с целью реализации личностно - ориентированного подхода в обучении»)

Установление субъект-субъектных отношений, как условие модели личностно-ориентированного обучения приводит учителя к отбору и апробированию разнообразных форм не только в организации обучения, но и в организации урока, особенно на этапе целеполагания.

Итак, успешность ученика - это не только объективный показатель высоких результатов познавательной деятельности, не только положительная оценка учителя, но и позитивная самооценка и самоощущение самого ученика, связанных с его способностью к саморазвитию, со сформированностью мотивации к обучению и познанию.







Список литературы:


  1. Актуальные вопросы введения федерального государственного образовательного стандарта в образовательном учреждении / методические рекомендации / выпуск 3 / - Омск: БОУДПО «ИРООО», 2013

  2. Асмолов А.Г. Принципы изучения памяти человека: системно-деятельностный подход к изучению познавательных процессов / А. Г. Асмолов. - М., 1985.

  3. Ефремова Н.Ф. Компетенции в образовании / формирование и оценивание. - М., Изд-во «Национальное образование», 2012.

  4. Кунаш М.А. Индивидуальный образовательный маршрут школьника / методический конструктор / .- Волгоград: Изд-во «Учитель» , 2013

  5. Лукьянова М.И. Методика анализа личностно ориентированного урока по предметам основной школы [Текст] /М.И. Лукьянова, Н.А. Разина, Т.Н. Абдуллина //Завуч. - 2006.

  6. Машарова Т.В. Педагогическая технология: личностно ориентированное обучение. Учебное пособие. - Москва: Изд-во Педагогика-ПРЕСС, 1999.

  7. Рубцов В.В. Проектирование развивающей образовательной среды школы / В.В. Рубцов, Т.Г. Ивошина. - М., 2002.

  8. Савенков А.И. Путь в неизведанное. Развитие исследовательских способностей школьников / В.В. Рубцов, Т.Г. Ивошина. - М., 2002.

  9. Селиванова О.Г. Управление качеством образования школьников: личностно ориентированный подход: пособие для руководителей школ, педагогов, классных руководителей. Киров: КИПК и ПРО, 2007.

  10. Якиманская И.С. Технология личностно ориентированного образования / И.С. Якиманская. - М., 2000.

  11. gimnazy161.ru. .Формирование навыка целеполагания

  12. personaling.info Целеполагание, стратегическое целеполагание

  13. paidagogos.com Целеполагание - принципы постановки целей

  14. nravstvennost.info Целеполагание в воспитательном процессе



© 2010-2022