- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Личностно - ориентированный подход на этапе целеполагания – одно из важнейших условий повышения уровня успешности обучающихся
Личностно - ориентированный подход на этапе целеполагания – одно из важнейших условий повышения уровня успешности обучающихся
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Нежевлева Е.Н. |
Дата | 24.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Личностно - ориентированный подход на этапе целеполагания - одно из важнейших условий повышения уровня успешности обучающихся
Нежевлева Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы, заместитель директора по УВР Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Горячеключевская средняя общеобразовательная школа Омского района Омской области»
«…обучение каждого учащегося должно происходить на основе
и с учетом его личных учебных целей»
(А. В. Хуторский, доктор педагогических наук)
Проблема успешности обучения школьников волнует умы ученых уже не одно столетие. Несмотря на длительность изучения, данная проблема остается актуальной и сегодня. Во - первых, новые стандарты образования включают в себя требования к результатам освоения образовательных программ. Во - вторых, в настоящее время многими исследователями отмечается снижение уровня успеваемости. Так, например, по данным Института возрастной физиологии РАО, свыше 70% учащихся испытывают значительные трудности в усвоении школьной программы, и таким образом, попадают в разряд неуспешных в обучении. К тому же происходит подмена понятий «успеваемость» и «успешность обучения». Понятно, что эти понятия не равнозначны.
Под успеваемостью (косвенным показателем успешности ученика) следует понимать степень совпадения реальных результатов учебной деятельности с запланированными. Успешность - более емкое понятие, которое складывается из внешней оценки учителями, родителями результатов учебной деятельности ребенка, эффективности используемых педагогами способов достижения учебных целей и, что немало важно, удовлетворенности учащихся учебным процессом и результатами учения.
Таким образом, успешным будет тот ученик, который испытывает удовлетворенность собой и своей деятельностью.
К критериям оценки успешности обучения успешности следует отнести:
-
Положительную динамику развития мотивов учебной деятельности, самостоятельности, ответственности, навыков сотрудничества;
-
Положительное отношение к школе, сохранение познавательного интереса;
-
Социальную адаптированность;
-
Позитивные отношения между учеником и учителем;
-
Позитивные отношения с одноклассниками;
-
Хорошее физическое и психическое здоровье;
-
Адекватно-позитивная самооценку - ребенок сам должен чувствовать себя успешным
-
Чувство благополучия в семье - тревожный, задерганный отличник не может быть назван успешным учеником.
Современный урок в логике ФГОС должен способствовать созданию не только ситуации оценивания, но и ситуации целеполагания, притом обе эти ситуации благоприятны исключительно в том случае, если они направлены на личносто - ориентированную модель обучения и утверждают ценность личности каждого обучающегося. О такой личностной ориентации обучения в последние годы тоже сказано и написано немало. Но, к сожалению, в применяемых методиках присутствие индивидуального начала зачастую малозаметно.
Таким образом, говорить о том, что школа личностно ориентированная, ещё рано. Нет не только достаточного опыта, но и необходимых методик, технологий, ориентированных на личностную специфику образования.
Расширение субъектных функций обучающихся, как одно из непременных условий личностно-ориентированного подхода, предполагает иной подход к этапу целеполагания как в образовании ребенка в целом, так и на уроке в частности.
Около 50% педагогов школы или считают необязательным обозначение цели на уроках, или ограничиваются предельно общими её формулировками («узнать», «познакомиться» и т.п.). Это неверно, прежде всего, с точки зрения рефлексии учащимися итогов учения, что является неотъемлемой частью личностно-ориентированного подхода. Учителю в рамках урока нужно помочь каждому из учеников реализовать свой потенциал, т.е. поставить и достичь своих учебных целей, проявить и развить личностные смыслы обучения. Помощь педагога - психолога, безусловно, необходима. Нельзя забывать, что под целью в образовании мы чаще всего понимаем предвосхищаемый результат - образовательный продукт, который может быть внутренним или внешним, но он должен быть создан за определенный промежуток времени и его можно продиагностировать, т.е. цель должна быть проверяема. Цель - это 1) предвосхищаемый результат деятельности; 2) предметная проекция будущего; 3) субъективный образ желаемого, опережающий отражение событий в сознании человека.
В связи с этим необходимо, без всякого сомнения, учитывать уровень смыслопоисковой деятельности каждого обучающегося. Классифицируем данные уровни:
-
Нулевой (низкая познавательная деятельность, отсутствие познавательного мотива, потребности в личностном росте; утверждаются в мысли, что важно не образование, не его уровень, а признание друзей здесь и сейчас - их отличает постановка ближайших, конкретных целей)
-
Первый уровень (стремление достичь сугубо практический результат и отличиться в рамках изучаемой темы, демонстрируют стереотипность, негибкость решения проблем, подавленность творческих наклонностей, чаще перспективные цели - «поступить в вуз и иметь высокую зарплату» - целеполагание носит рефлексивный характер.
-
Второй уровень (смысловое отношение к образованию и личностному развитию определяется малой группой (родителями, сверстниками), цель - не быть отстающим. Заинтересованы в мнении других людей, стремятся к целям микрогрупп, склонны к сотрудничеству; стремятся достичь высокого положения в обществе - интересуют перспективные, глобальные цели.
-
Третий уровень (стремление построить процесс познания, образования в соответствии с особенностями личности; ценят любую информацию с целью совершенствования себя и учебного процесса; стремятся ответить на неизвестные науке вопросы, внести вклад.
Роль учителя заключается в организации соответствующей образовательной среды, обучаясь в которой, обучающийся опирается на личностный потенциал и соответствующую технологию обучения.
Целеполагание на уроке начинается с рефлексии выполнения учеником домашней работы и усвоения учебного материала предыдущих уроков по данной теме или смежных тем. Классические принципы отечественной дидактики определяют в этом случае общие целевые установки обучения. Для личностно - ориентированного обучения существуют свои принципы. Остановимся на Принципе личностного целеполагания ученика. Образование каждого учащегося происходит на основе и с учётом его личных учебных целей.
Апробированные приемы на начальном этапе работы:
-
Тема-вопрос
-
Работа над понятием
-
Подводящий диалог
-
Ситуация Яркого пятна
-
Группировка по орфограммам и пунктограммам
-
Проблема предыдущего урока
-
Домысливание (при сложном целеполагании) -
-
Предлагается тема урока и слова "помощники« (можно при помощи учебника)
-
Повторим (каждый выбирает свою цель)
Изучим
Узнаем
Проверим
Апробированные приемы на основном этапе работы:
Глоссарий
Цель - актуализация и повторения словаря, связанного с темой текста.
Использование стратегии помогает запоминать, употреблять лексические термины в определенном контексте
Мозговой штурм (блиц-опрос)
Цель - актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме.
Использование стратегии помогает обучающимся легко определить цель и задачи изучения данной темы.
Исключение (четвертое лишнее)
Цель - актуализация предшествующих знаний, определение неизвестного. Использование стратегии помогает обучающимся легко определить цель и задачи изучения данной темы.
-
Я - исследователь
Цель - актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме.
Использование стратегии помогает обучающимся в процессе самостоятельного прочтения текста определить, что уже известно и что необходимо изучить.
-
Научи меня
Цель - проверка понимания излагаемой информации, необходимой однокласснику.
Использование данных стратегии помогает обучающимся не только поставить перед собой цель, но и обратиться за конкретной интеллектуальной помощью к однокласснику.
Эти приемы позволяют опираться на глубинное качество человека - способность постановки целей своей деятельности. Независимо от степени осознанности своих целей ребёнок живет с врожденной потребностью и возможностью ставить и достигать их. Самоопределение ученика по отношению к определенному учебному вопросу или всей темы (всему разделу) позволяет ему поставить для себя конкретные цели и задачи, на основе которых можно осуществлять затем индивидуальную траекторию. Принцип личностного целеполагания предусматривает необходимость осознания целей обучения, как учеником, так и учителем. Когда их цели различны, учитель не добивается изменения целей ученика, а помогает ему осознать свою цель и достичь её в сопоставлении с иными целями.
Навыки целеполагания постепенно расширяются: вначале ученикам предлагается поставить цель на один урок или его часть, затем осознать её достижение и сделать выводы. Такое задание многократно повторяется. Оценивается полученный результат, даже если цель - результат обучающегося немного отличаются от цели - результата его одноклассников.
Индивидуальные цели учеников постепенно занимают всё больше места в системе его образования. Любая образовательная ситуация или технологический этап обучения выступают поводом для первичного целеполагания ученика, определяющего характер и содержание его дальнейших действий. В результате дети обучаются соотносить свои желания с реальными возможностями, индивидуальными способностями и интересами, у них формируется, совершенствуется навык грамотного целеполагания и приходит осознание его успешности. ( Например, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ).
С этапом целеполагания тесно связана работа, проводимая учителем, по формированию положительной мотивации. Педагогу надо знать, что мотивация приводит в соответствие цель деятельности и средства её достижения, обуславливает целесообразность и осмысленность действий в целостном поведенческом акте личности. Сила мотива определяется степенью значимости выполняемой деятельности, от неё зависит интенсивность учебной деятельности, выполняемой детьми. Чем сильнее познавательная мотивация у обучающихся, тем более сложные задачи способны они решить.
Для положительной мотивации большое значение имеет и содержание учебного материала. Оно должно быть вполне доступным, должно исходить из имеющихся у детей знаний и опираться на них и на жизненный опыт детей, но в тоже время материал должен быть достаточно сложным и трудным. В связи с этим необходимо говорить о мастерстве учителя, о глубоком знании им учебного материала, о высоком уровне методического мастерства. Поэтому говорить о применении какой-то одной педагогической технологии неправильно. И если учитель не готов к этому, помощь ему должна прийти, в первую очередь, от методистов школы, которые должны задаться вопросом: почему у педагогов отсутствует программа профессионального развития или, при ее наличии, нет в ней раздела «Углубленное изучение предмета» или «Совершенствование методики преподавания» («Интеграция современных педагогических технологий с целью реализации личностно - ориентированного подхода в обучении»)
Установление субъект-субъектных отношений, как условие модели личностно-ориентированного обучения приводит учителя к отбору и апробированию разнообразных форм не только в организации обучения, но и в организации урока, особенно на этапе целеполагания.
Итак, успешность ученика - это не только объективный показатель высоких результатов познавательной деятельности, не только положительная оценка учителя, но и позитивная самооценка и самоощущение самого ученика, связанных с его способностью к саморазвитию, со сформированностью мотивации к обучению и познанию.
Список литературы:
-
Актуальные вопросы введения федерального государственного образовательного стандарта в образовательном учреждении / методические рекомендации / выпуск 3 / - Омск: БОУДПО «ИРООО», 2013
-
Асмолов А.Г. Принципы изучения памяти человека: системно-деятельностный подход к изучению познавательных процессов / А. Г. Асмолов. - М., 1985.
-
Ефремова Н.Ф. Компетенции в образовании / формирование и оценивание. - М., Изд-во «Национальное образование», 2012.
-
Кунаш М.А. Индивидуальный образовательный маршрут школьника / методический конструктор / .- Волгоград: Изд-во «Учитель» , 2013
-
Лукьянова М.И. Методика анализа личностно ориентированного урока по предметам основной школы [Текст] /М.И. Лукьянова, Н.А. Разина, Т.Н. Абдуллина //Завуч. - 2006.
-
Машарова Т.В. Педагогическая технология: личностно ориентированное обучение. Учебное пособие. - Москва: Изд-во Педагогика-ПРЕСС, 1999.
-
Рубцов В.В. Проектирование развивающей образовательной среды школы / В.В. Рубцов, Т.Г. Ивошина. - М., 2002.
-
Савенков А.И. Путь в неизведанное. Развитие исследовательских способностей школьников / В.В. Рубцов, Т.Г. Ивошина. - М., 2002.
-
Селиванова О.Г. Управление качеством образования школьников: личностно ориентированный подход: пособие для руководителей школ, педагогов, классных руководителей. Киров: КИПК и ПРО, 2007.
-
Якиманская И.С. Технология личностно ориентированного образования / И.С. Якиманская. - М., 2000.
-
gimnazy161.ru. .Формирование навыка целеполагания
-
personaling.info Целеполагание, стратегическое целеполагание
-
paidagogos.com Целеполагание - принципы постановки целей
-
nravstvennost.info Целеполагание в воспитательном процессе