Урок русского языка на тему «Зачем нужны окончания словам, называющим действия?»

Тема: определение работы окончания в словах, называющих действия. Цель: обобщить знания по теме: «Зачем нужны окончания словам, называющим действия?» Задачи: ·         Пронаблюдать, как изменяются слова – действия; ·         Выяснить работу окончания слов, называющих действия, в настоящем будущем времени; ·         Вспомнить работу окончания слов, называющих действия, в прошедшем времени; ·         Выявить роль слов – действий, используемых в художественной речи;   ·         Повторить способы пр...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка на тему «Зачем нужны окончания словам, называющим действия?»Урок русского языка на тему «Зачем нужны окончания словам, называющим действия?»Урок русского языка на тему «Зачем нужны окончания словам, называющим действия?»Урок русского языка на тему «Зачем нужны окончания словам, называющим действия?»Урок русского языка на тему «Зачем нужны окончания словам, называющим действия?»Урок русского языка на тему «Зачем нужны окончания словам, называющим действия?»Урок русского языка на тему «Зачем нужны окончания словам, называющим действия?»Урок русского языка на тему «Зачем нужны окончания словам, называющим действия?»Урок русского языка на тему «Зачем нужны окончания словам, называющим действия?»Урок русского языка в 3 классе

Тема: определение работы окончания в словах, называющих действия.

Цель: обобщить знания по теме: «Зачем нужны окончания словам, называющим действия?»

Задачи:

  • Пронаблюдать, как изменяются слова - действия;

  • Выяснить работу окончания слов, называющих действия, в настоящем будущем времени;

  • Вспомнить работу окончания слов, называющих действия, в прошедшем времени;

  • Выявить роль слов - действий, используемых в художественной речи;

  • Повторить способы проверки орфограмм слабой позиции слов, называющих действия.

Ход урока

  1. Актуализация знаний изученной темы

- Какую тему изучаем?

+ Как проверить орфограммы в окончаниях слов, называющих действия.

- Чем важна эта тема?

- Можете ли ответить на вопрос этой темы сейчас?

- Зачем нужны слова окончания? Докажите в индивидуальной работе (диктант по рядам). Определить работу окончаний в данной диктовке:

1 ряд - изумрудная лягушка

2 ряд - душистый ландыш

3 ряд - румяное яблоко

1 ученик работает с толковым словарем: выяснить лексическое значение слов:

Изумрудная, румяное.

Проверка самостоятельной работы с комментарием.

Замените синонимом: изумрудная -

душистый -

румяное -

Вывод: выяснили работу окончаний у слов -предметов, слов - действий.

- А зачем нужны окончания словам, называющим действия?

На доске - тема урока «Определение работы окончаний в словах, называющих действия».

- Какие задачи поставим на данный урок?

+ Вспомнить ,что уже знаем о работе окончаний

+ Какие орфограммы встретились в данной теме?

- Обсудим, как мы будем решать поставленные задачи?

+ Составим карту знаний , в которой отразим (смоделируем) изученное (учитель - на доске, ученик - на индивидуальном листе).

Составление оценки - прогноза:

Как вы считаете, как, вы усвоили изученный материал? Отметьте на «волшебных линеечках»

(индивидуальные листы самооценки).



  1. Повторение и систематизация изученного.

- попробуем вспомнить, что мы знаем о словах , называющих действия;

- как изменяются слова - действия?

+ изменяются по временам

Задание: на индивидуальных листах записать формы времени .

- по каким критериям будем оценивать работу?

+ грамотность

+умение изменять слова - действия по временам

Задание: записать в таблицу слова, изменив по временам:

1 группа- шуметь

2 группа- звучать

3 группа - лететь

Проверка: какие орфограммы встретились ? В какой морфеме? Как справились?

Отметьте в листе самооценки свои результаты.

Вывод: для чего выполняли это задание? (На доске- результаты)

Время

- Что еще узнали о работе окончаний?

+ В настоящем и будущем времени окончания слов- действий указывают на лицо и число.

- Какую задачу перед собой поставим ?

+ Проверить умение определять лицо и число слов- действий.

- По каким критериям будем оценивать свою работу?

+ Умение определять лицо и число у слов- действий?

+ Умение правильно находить окончание .

- Какую форму работы выбираем ?

+ индивидуальная

+ кому трудно - в парах

+ стол - помощник, где даны опоры

- Я вам предлагаю текст, а вы в парах обсудите: какое задание можно дать?

(+ определить работу окончаний у слов - действий)

Самостоятельная работа в карте знаний:

- выписать слова - действия в настоящем или будущем времени и указать работу окончания

1 ряд: Помню зимние вечера.

Снова дует сегодня с севера.

Входит в валенках со двора наша бабушка, Олексеевна.

Из подойника молоко льет в посудинки дужкой брякая …

2 ряд: Еще бабушка сядет с прялкою, небольшой, но такой баской, - словно в горенку глянет

И закружится веретенышко, зажужжит под ее рукой.

3 ряд: И луга цветут, и птахи

Гнезда вьют в родном краю…

Я в твоем широком взмахе

Нрав России узнаю!

Проверка - взаимная:

1 ряд - у 3 ряда

2 ряд - у 1 ряда

3 ряд - у 2 ряда

- В какой форме даны тексты? Прочитайте вслух.

Итоги работы: - Кто без ошибок?

- С ошибками?

- Почему?

- Что нужно знать, чтобы правильно определить работу окончаний у слов - действий?

+ Лицо глагола - его определение

- Как правильно определить лицо?

+ Подставить слова и знать наизусть:

я мы на доске отражаю

ты вы

он, она, оно, они

Вывод: - Какую работу выполняют окончания у глаголов в настоящем и будущем времени?

Отразите на карте знаний с помощью модели.

На доске:

… … лицо Л

настоящее число Ч

будущее время

- А мне хочется обратить внимание на текст этих замечательных стихов- их автор - Сергей Васильевич Викулов - портрет (на доске).

- Кому посвящено? Какое бы дали название? «Бабушка», «Россия»

- У кого есть бабушка? Что напомнило оно вам?

+ Тепло, спокойствие, уют, любовь.

Олексеевна горенка веретенышко

- где можно найти?

Баской?

- Это какой?

+ Наш диалект - есть словарь диалектов - Вологодский говор

- Баской - очень красивый. Э то слово нисколько не портит литературную речь, делает ее особенной, неповторимой, говорит об особенностях вологодского говора:

Олексеевна

Как автор относится к своему краю? Родине?

- Что еще мы знаем?

+ Какую работу выполняют окончания в прошедшем времени

- Какую задачу ставим?

- Расскажите в парах, что вы знаете?

- Отразите в схеме - в индивидуальном листе

Проверка:

- Обсудим вслух:

+ В прошедшем времени окончание - на число, а в единственном числе - на род

- Как отразим в схеме?

На доске:

… (ед.ч) Р

Ч

Задание: (обсудить в парах)

- выберите и объясните , какое задание из предложенных подходит к тексту: (задания- на доске)

  1. Найти глаголы в прошедшем времени;

  2. Найти глаголы в прошедшем времени и определить работу окончаний;

  3. Определить спряжение у глаголов;

  4. Вставить орфограммы в окончания у слов- действий;

- По каким критериям оцениваем?

+ Умение определять работу окончаний в прошедшем времени.

+ Грамотность.

1 текст: В недоверчивый старый лес ,

В сумрачный бор кедровый

Спрыгнул с облака - и исчез

Мальчик Апрель в сугробах.

Шум , шум, шум, шум, - шум- шум

Зашелестел в вершинах:

- Шут, шут, шут, что за шут

Сшиб шапки с нас , плешивых?

2 текст: А Апрель не дремал, не спал,

Вооружился сосулькой,

Он сосулькой сугроб кромсал -( лексическое значение?)

Так, что сугроб забулькал.

3 текст: Вымок Мороз под елью,

И - куль, куль, снегу куль, куль

Высыпал на Апреля!

Но Апрель не дремал, не спал!

Выбрал у Солнца лучик

И Мороза защекотал

Лучиком тем колючим!

Проверка: вслух

- Какие встретились глаголы в прошедшем времени? Зачитайте?(все ряды)

- Теперь проверим, как вы определили работу окончаний? - (комментируют)

- По каким критериям оценивали?

-Кто без ошибок?

- С ошибками? Почему?

- Какие орфограммы встретились? Докажите.

На доске: портрет Ольги Александровны Фокиной

- Это автор чудесного стихотворения, с которым вы работали.Это тоже наша землячка.

- Кому стихотворение понравилось? Чем?

- В чем необычность? Какой прием использует поэтесса? Для чего?

+ оживления звукописи

+интереснее образ мальчика передать шум ветра

Апреля, Мороза звук воды

- Как вы думаете, почему автор так много использует слов- действий?

Вывод: Оказывается, без глаголов не обойтись!

А звуки Апреля композиторы звуками изобразили: грамзапись «Апрель» П.И. Чайковского.

Вывод: - Выполнили мы поставленную задачу?

+ Вспомнили, что в прошедшем времени изменяются по числам и в ед. ч. - по родам.

- А вот, ребята, еще 1 стихотворение: Игоря Северянина (Игорь Васильевич Лотарев)

(псевдоним) (портрет)

- Прочитаю (учитель) вслух

На доске:

Кружевеет, розовеет утром лес,

Паучок на паутинке вверх полез.

Бриллиантится веселая роса:

«Что за воздух, что за свет,

Что за краса!»

- Найдите глаголы и определите окончания.

- Какие орфограммы поселились в окончаниях?

- Можете ли объяснить, почему в 1-м - Е, а в другом - И ?

- Значит, какую цель поставим на следующий урок?

+ Отчего зависит выбор гласной (е, и) в окончаниях глаголов?

- Чем необычно это стихотворение?

+ Глаголы :

Кружевеет роса - восхищается (оживление)

Розовеет

Бриллиантится

- Каково лексическое значение их?

Вывод: - Этими глаголами передает всю прелесть утреннего леса.

Испытываешь такое наслаждение! И такие замечательные картины можно увидеть на русском севере, на родной Вологодчине! И мы горды тем, что это частичка нашей родины- великой России. Горды что такие таланты живут у нас в крае!


  1. Рефлексия:

- Какую цель мы ставим на уроке?

- Как вы справились с поставленными задачами?

Обратитесь к (листу) карте знаний

- Оцените свою работу по всем критериям на линейке и сравните с оценкой - прогнозом

- У кого совпало?

- О чем это говорит?

- Не совпало? Почему?

- Над чем надо работать?

Реклама - выставка книг вологодских поэтов и писателей.

Д/з:

  1. Найти стихи вологодских поэтов и определить работу окончаний у глаголов

  2. Кто сделал ошибки, задания- какие?

  1. Определить лицо

  2. Время

  3. Окончание

- Для кого такие?

Спасибо за урок!






© 2010-2022