- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по русскому языку Род несклоняемых существительных 5 класс
Конспект урока по русскому языку Род несклоняемых существительных 5 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Килова Р.М. |
Дата | 31.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема урока: род несклоняемых имен существительных
Цель: Создавать условия для воспитания ответственности, самостоятельности и развития предпосылок логического и творческого мышления, подготовить учащихся к усвоению основных понятий о роде несклоняемых имен существительных.
Задачи.
Воспитательная задача:
-Создать условия для формирования чувства ответственности, самостоятельности.
Развивающая задача.
-Способствовать созданию предпосылок для развития креативного, логического и творческого мышления.
Обучающие задачи:
-Подготовить учащихся к усвоению основных понятий темы, к формированию базовых умений и навыков.
-Продолжать формировать представления о несклоняемых именах существительных.
-Учить определять род несклоняемых имен существительных, правильно употреблять их в речи.
Методы: объяснительно- иллюстративный, беседа, презентация, проект
Оборудование: проектор, компьютер, экран
Ход урока
1.Организационный момент.
(создается атмосфера доброжелательности и творческой активности).
- Прозвенел звонок наш в срок.
Вы готовы начать урок?
Все ль на месте? Всё в порядке?
И учебник, и тетрадка?
Каждый хочет отвечать и оценки получать?
Все ли тут хотят учиться?
Значит, можно всем садиться.
-
Число, проверка д\з
-
Хорошо , ребята, а сейчас мы с вами вспомним и закрепим знания об имени существительном. В качестве домашнего задания вам было предложено представить себе имя существительное и нарисовать его портрет. У кого получилось? Предлагаю сформулировать требования к защите творческой работы, которые помогут оценить работу.
-
Речь должна быть какой? ( понятной связной грамотной, убедительной, аргументированной, эмоциональной)
-
Рисунок должен быть …( яркий, соответствующей теме, интересный, креативный)
-
Кто самый убедительный, уверен в своих знаниях?-проект
2. Просмотр мультфильма о фильме
Ребята, что мы с вами посмотрели?
Почему посмотрели этот фильм? (потому что 2016 год указом Президента РФ от 7 октября2015 года объявлен Годом российского кино)
Да, ребята 2016 год по России объявлен Годом кино.слайды-эмблема
-
Какие синонимы вы можете подобрать существительному кино? (Фильм,синема)-запишем в тетрадях
-
А какие однокоренные слова можете подобрать существительному кино? (кинофильм, кинорежиссер, кинотеатр, кинематография) -записываем в тетрадях-слайд
-
Что вы знаете о существительном кино? (неизменяемое, несклоняемое существительное )
-
Определите род существительного кино
А как вы думаете, какую тему мы с вами будем изучать? Какие задачи на сегодняшний урок вы поставите? чему мы с вами научимся?( опред. род несклоняемых имен существительных)
4. прочитаем с вами стихотворение (проецирование)А.Хайта:
Как-то рано поутру
С другом сели мы в метру,
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре.
Вот сидим мы с ним в кине
Без пальта и без кашне…
А вернее - я и ты
Без кашна и без пальты.
Любит кины детвора,
Если в кинах кенгура
Ходит-бродит по шоссу,
Носит в сумке шимпанзу.
Кенгуру в кафу зашел,
Занял там свободный стол.
И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.
Вдруг огромный обезьян
Стал играть на фортепьян…
Тут и взрослый, сняв пенсню,
Хохотал на всю киню.
Интересное кино!
Жаль, что кончилось оно!
В гардероб пора бежать -
Будут польта выдавать!
- Почему мы с вами смеялись?( потому что автор склоняет несклоняемые существительные) Запишите подчеркнутые слова правильно.(проверяет сосед)
4.Стадия осмысления
Какой вывод можно сделать?
- Не все существительные умеют изменяться, их нельзя просклонять. Такие существительные называются несклоняемые.
5.А теперь ребята,
-
Поработаем у доски: произведите морфологический разбор существительным кенгуру/кино
Кенгуру-сущ.,конкр.,нариц.,одушев.,муж.р.,И.п.,подлеж
Кино -сущ.,конкр.,нариц.,неодуш.,ср.р.,И.п.,подлеж
Произведите морфемный разбор:кашне,Онтарио
-
Работа в группах: распределите данные сущ-е по родам (проецирование)
-
1группа-жен.род
-
2 группа-муж.род
-
3 группа-ср.род)
Сочи, Ницца, Батуми, пальто, леди,кенгуру, кашне, кофе, какао
цеце, МГУ, шимпанзе, шоссе, такси, алоэ, ТЮЗ, Онтарио, жюри, шоссе, мисс.
-
Получилось распределить сущ-е по группам?
Какие были сложности?
Предложите способы как распределить эти слова по родам. (нарисовать)???
А как бы это распределение произвели ученые?-
1 группа (ответ проект Амановой Г-презентация),
2 группа фильм о родах несклоняемых сущ-ых
Совпадает или не совпадает ваше мнение с мнением ученых?
-
самостоятельная работа ( раскройте скобки.) карточки
Зимой, чтобы не простудиться, нужно надевать (теплый) пальто. Мы проснулись, а на кухне нас уже ждет (горячий) кофе. Кто-то играл на пианино, (который стоял) в большой комнате. Исход игры (решил досадный) пенальти. Дом, который нам нужен, находится на (пятый) авеню. Дверь (открыл пожилой) мадам. В начале концерта на сцену (вышел пожилой) конферансье. А вы любите (жареный) кольраби?
Прием критического мышления «Кластер»
Учитель записывает тему урока как «сердцевину» кластера. Вместе с детьми формулирует и записывает вопросы, на которые обучающиеся получили ответы в течение урока.
Какие существительные не склоняются?
Как их определить?
Несклоняемые существительные
Есть ли у них окончания?
Можно ли у них определить падеж?
Много ли таких слов в русском языке?
Дети пытаются ответить на вопросы в парах. Заслушиваются ответы пар.
-
Этап рефлексии
- Чему вы научились на уроке?
Что нового узнали на уроке? (Есть особая группа существительных - несклоняемые.)
- Что такое несклоняемые существительные? (Существительные, которые имеют для всех падежей одну и ту же форму.)
- Что можете сказать про окончание несклоняемых имён существительных? (Они не имеют окончания (всё слово-основа))
- Можно ли у них определить падеж? (Падеж можно определить только в тексте.
Какие были задачи на урок?
Смогли вы их решить?
- Послушаем окончание стихотворения А. Хайта:
Чтобы грамотными стать
И писать отлично,
Никогда нельзя менять
В падежах различных
Ни кино, ни домино,
Ни бюро, ни метро,
Ни кашне и ни пенсне,
Ни шоссе, ни шимпанзе
Можно песню распевать
При честном народе,
Если только не менять
Ни в числе, ни в роде
Ни какао, ни депо,
Ни кафе и ни пальто,
Ни колибри, какаду,
Ни жюри, ни кенгуру.
7.Сегодня вы были молодцы! Домашнее задание я вам предлагаю такое творческое задание:
-
Составьте текст рекламы из 3-4 предложений.
-
Используйте слова (иноязычные несклоняемые существительные) из источника информации. Можно использовать свои примеры.
-
Правильно употребите несклоняемые иноязычные существительные, укажите род. Воспользуйтесь полученными на уроке знаниями.
Реклама должна быть яркой, интересной
8. Оценивание (лист самооценки)
Задание
Справился +
Были затруднения +
Не справился
Кластер
Задание 1
Задание 2
Задание 3
Задание 4
Творческое задание
+ 1 балл
4,5 - 5 баллов = 5
+ 0,5 баллов
3,5 - 4 балла = 4
0 баллов
2,5 - 3 балла = 3