Статья Развитие орфографической зоркости у младших школьников

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие орфографической зоркости у младших школьников.

Нет такого учителя в начальных классах, который не стремился бы к достижению высокого уровня грамотности своих учеников. Устно школьники прекрасно рассказывают о правилах написания, а при письме в словах орфограмм не видят, не могут определить, в какой части слова находится орфограмма. Дезорфография сопровождает ученика все годы обучения, и не секрет, что и взрослое население нашей страны не обладает достаточным навыком грамотного письма.

Дети в современном обществе в свободное время проводят перед телевизором и компьютером. Они отвыкли от чтения книг. А если ребята читают, то без желания. Чтение без желания приводит к тому, что дети читают без внимания, не запоминают читаемые слова.

Одна из важнейших задач овладения русским языком - формирование орфографической зоркости. Сформировать орфографическую зоркость - значит научить ребёнка думать над языком, а не заучивать правила, научить слышать и видеть орфограммы, выделять при письме те случаи, когда пишущего подстерегает опасность допустить ошибку. Умение замечать при письме орфограммы является начальным умением, мотивирующим надобность и умение грамотно писать.

Почти каждый урок русского языка с орфографической разминки с целью формирования орфографической зоркости, умения обнаруживать и распознавать орфограммы в условиях как зрительного, так и слухового восприятия. Эта разминка занимает не более 5 минут. Для неё подбираются отрывки из рассказов и сказок. Учащиеся выразительно читают, анализируют, высказывают свои мнения по содержанию, затем работают над орфограммами.

Например, во 2 классе тема урока «Проверка безударных гласных в корне». Можно взять стихотворение С.Маршака:

- Где обедал воробей?

- В зоопарке у зверей.

Пообедал я сперва

За решёткою у льва.

Подкрепился у лисицы.

У моржа попил водицы.

А зубастый крокодил

Чуть меня не проглотил.

Задания:

  1. Найдите и назовите изученные орфограммы.

  2. Докажите правильность правописания.

  3. Сгруппируйте слова по орфограммам.

  4. Докажите правильность группировки слов.

Орфографическую разминку проводим следующим образом:

1.Подготовительно-ознакомительный этап: чтение слов и словосочетаний, написанных на доске, с выделенной орфограммой, установление разницы в произношении и написании, объяснение орфограмм.

Зуб, вершина, Дуся, зверь, белочка, альбом, кроты.

- Какую букву надо проверить и почему?

- Можно ли эту букву проверить? Как эту букву проверить?

2.Тренировочный этап: на доске написаны слова с пропущенными орфограммами. Дети учатся видеть и называть уже выделенные орфограммы. На этом этапе используется кратковременное повторение слов с чёткой артикуляцией, при этом большое значение имеют зрительные, слухоартикуляционные ощущения. Этот этап способствует активному запоминанию трудных орфограмм.

Груш…, ч…гунок, лос… Ж(ж)учка, задач…, К(к)оля, Щ(щ)укин, б…лет, сне…, ш…ны.

- Назовите пропущенную букву, объясните орфограммы.

3.Закрепительный этап: на доске написаны слова и словосочетания без выделения орфограмм. Это упражнение формирует умение выделять орфограммы.

Грибочки, трость, очки, ключ, Эля, арбуз, дружина, трава.

- Найдите ошибкообразные места в словах, объясните их правописание.

4. Контрольный этап. Дети пишут слова под диктовку: билет, прачка, окуньки, моржи, Надя, наши, пищу, слоны, смешить, грибной.

Исправляют ошибки в словах: ночька, бирёза, белеет, ужынать, трова, кричят, гарох.

На этом этапе дети самостоятельно проверяют свои знания. Орфографические ошибки возникают у детей из-за того, что они не понимают или не умеют производить действия, указанные в правиле.

Чтобы, например, усвоить правила правописания безударной гласной в корне слова, ученик, прежде всего. Должен отчётливо представлять, что в ряду однокоренных слов гласные как ударные, так и безударные, пишутся одинаково и, как следствие этого, среди них может быть проверочное слово, т.е. безударную гласную можно проверить ударением.

Чаще всего орфографические ошибки бывают связаны с непониманием смысла производимых действий. Например. Определяя правописание безударной гласной в корне слова, ученик действует по правилам: изменяет слово или подбирает однокоренное, но проверяемая гласная в нём находится в ударном положении ( с…дой - поседел). Ученик считает свои действия законченными, в тетради появляется орфографическая ошибка. Для того чтобы предупредить появление подобных ошибок, полезно предлагать ученикам задания, связанные с доказательным выбором проверяемого слова, компонуя материал с учётом предупреждения ошибок в действиях по правилу.

Например. Выберите из скобок и запишите проверочное слово, вставляя пропущенные буквы (кормить, корм, кормовая - к…рмушка).

Большое значение в деле предупреждения орфографических ошибок имеет правильно организованная учителем подготовительная работа к выполнению упражнения. Важно чтобы каждый ученик в классе понимал целевое назначение основных компонентов предлагаемого упражнения (задание, текст) осмысливал задание: что и почему следует подчеркнуть, какую орфограмму вставить, в какой части слова она содержится, какие правила при этом он будит применять. Всему этому младших школьников нужно учить настойчиво и терпеливо.

Понимание самого задания не представляет особой сложности для учащихся. Основное внимание следует обратить на анализ текста. Этим и будет определяться характер вопросов и заданием учащимся: посмотрите текст. Что вы в нём заметили? ( В скобках записаны слова, пропущены буквы). Какие гласные пропущены: ударные или безударные? ( Безударные). Как вы это определили? ( Поставили ударение). Что за слова даны в скобках? ( Проверочные). Докажите, что это проверочные слова.

Зелёная (травы) тр…ва.

Прочна (стены) ст…на

Такая подготовка придаёт всей последующей деятельности учащихся осознанный целенаправленный характер.

Чтобы предупредить появление ошибок в обучающих диктантах полезно использовать в работе орфографические карточки, особенно при проведении предупредительного диктанта, комментируемого письма, требовать от детей постоянного внимания к изучаемым орфограммам (устные доказательства).

Важно, чтобы ученик еще до письма умел бы определить, что сможет его затруднить и решить вопрос о правильности написание. В формировании этого умения наша задача. Решить её только систематической работой в этом направлении.

Если уже в начальных классах при обучении родному языку во главу угла поставить развитии способностей школьников к теоретическому анализу языкового материала, то дети, начиная с 1 класса, усваивают грамматику и правописание на достаточно высоком теоретическом уровне, приобретают умения и навыки осознанно и успешно.

© 2010-2022