- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Статья Развитие орфографической зоркости у младших школьников
Статья Развитие орфографической зоркости у младших школьников
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Святашова С.В. |
Дата | 01.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Развитие орфографической зоркости у младших школьников.
Нет такого учителя в начальных классах, который не стремился бы к достижению высокого уровня грамотности своих учеников. Устно школьники прекрасно рассказывают о правилах написания, а при письме в словах орфограмм не видят, не могут определить, в какой части слова находится орфограмма. Дезорфография сопровождает ученика все годы обучения, и не секрет, что и взрослое население нашей страны не обладает достаточным навыком грамотного письма.
Дети в современном обществе в свободное время проводят перед телевизором и компьютером. Они отвыкли от чтения книг. А если ребята читают, то без желания. Чтение без желания приводит к тому, что дети читают без внимания, не запоминают читаемые слова.
Одна из важнейших задач овладения русским языком - формирование орфографической зоркости. Сформировать орфографическую зоркость - значит научить ребёнка думать над языком, а не заучивать правила, научить слышать и видеть орфограммы, выделять при письме те случаи, когда пишущего подстерегает опасность допустить ошибку. Умение замечать при письме орфограммы является начальным умением, мотивирующим надобность и умение грамотно писать.
Почти каждый урок русского языка с орфографической разминки с целью формирования орфографической зоркости, умения обнаруживать и распознавать орфограммы в условиях как зрительного, так и слухового восприятия. Эта разминка занимает не более 5 минут. Для неё подбираются отрывки из рассказов и сказок. Учащиеся выразительно читают, анализируют, высказывают свои мнения по содержанию, затем работают над орфограммами.
Например, во 2 классе тема урока «Проверка безударных гласных в корне». Можно взять стихотворение С.Маршака:
- Где обедал воробей?
- В зоопарке у зверей.
Пообедал я сперва
За решёткою у льва.
Подкрепился у лисицы.
У моржа попил водицы.
А зубастый крокодил
Чуть меня не проглотил.
Задания:
-
Найдите и назовите изученные орфограммы.
-
Докажите правильность правописания.
-
Сгруппируйте слова по орфограммам.
-
Докажите правильность группировки слов.
Орфографическую разминку проводим следующим образом:
1.Подготовительно-ознакомительный этап: чтение слов и словосочетаний, написанных на доске, с выделенной орфограммой, установление разницы в произношении и написании, объяснение орфограмм.
Зуб, вершина, Дуся, зверь, белочка, альбом, кроты.
- Какую букву надо проверить и почему?
- Можно ли эту букву проверить? Как эту букву проверить?
2.Тренировочный этап: на доске написаны слова с пропущенными орфограммами. Дети учатся видеть и называть уже выделенные орфограммы. На этом этапе используется кратковременное повторение слов с чёткой артикуляцией, при этом большое значение имеют зрительные, слухоартикуляционные ощущения. Этот этап способствует активному запоминанию трудных орфограмм.
Груш…, ч…гунок, лос… Ж(ж)учка, задач…, К(к)оля, Щ(щ)укин, б…лет, сне…, ш…ны.
- Назовите пропущенную букву, объясните орфограммы.
3.Закрепительный этап: на доске написаны слова и словосочетания без выделения орфограмм. Это упражнение формирует умение выделять орфограммы.
Грибочки, трость, очки, ключ, Эля, арбуз, дружина, трава.
- Найдите ошибкообразные места в словах, объясните их правописание.
4. Контрольный этап. Дети пишут слова под диктовку: билет, прачка, окуньки, моржи, Надя, наши, пищу, слоны, смешить, грибной.
Исправляют ошибки в словах: ночька, бирёза, белеет, ужынать, трова, кричят, гарох.
На этом этапе дети самостоятельно проверяют свои знания. Орфографические ошибки возникают у детей из-за того, что они не понимают или не умеют производить действия, указанные в правиле.
Чтобы, например, усвоить правила правописания безударной гласной в корне слова, ученик, прежде всего. Должен отчётливо представлять, что в ряду однокоренных слов гласные как ударные, так и безударные, пишутся одинаково и, как следствие этого, среди них может быть проверочное слово, т.е. безударную гласную можно проверить ударением.
Чаще всего орфографические ошибки бывают связаны с непониманием смысла производимых действий. Например. Определяя правописание безударной гласной в корне слова, ученик действует по правилам: изменяет слово или подбирает однокоренное, но проверяемая гласная в нём находится в ударном положении ( с…дой - поседел). Ученик считает свои действия законченными, в тетради появляется орфографическая ошибка. Для того чтобы предупредить появление подобных ошибок, полезно предлагать ученикам задания, связанные с доказательным выбором проверяемого слова, компонуя материал с учётом предупреждения ошибок в действиях по правилу.
Например. Выберите из скобок и запишите проверочное слово, вставляя пропущенные буквы (кормить, корм, кормовая - к…рмушка).
Большое значение в деле предупреждения орфографических ошибок имеет правильно организованная учителем подготовительная работа к выполнению упражнения. Важно чтобы каждый ученик в классе понимал целевое назначение основных компонентов предлагаемого упражнения (задание, текст) осмысливал задание: что и почему следует подчеркнуть, какую орфограмму вставить, в какой части слова она содержится, какие правила при этом он будит применять. Всему этому младших школьников нужно учить настойчиво и терпеливо.
Понимание самого задания не представляет особой сложности для учащихся. Основное внимание следует обратить на анализ текста. Этим и будет определяться характер вопросов и заданием учащимся: посмотрите текст. Что вы в нём заметили? ( В скобках записаны слова, пропущены буквы). Какие гласные пропущены: ударные или безударные? ( Безударные). Как вы это определили? ( Поставили ударение). Что за слова даны в скобках? ( Проверочные). Докажите, что это проверочные слова.
Зелёная (травы) тр…ва.
Прочна (стены) ст…на
Такая подготовка придаёт всей последующей деятельности учащихся осознанный целенаправленный характер.
Чтобы предупредить появление ошибок в обучающих диктантах полезно использовать в работе орфографические карточки, особенно при проведении предупредительного диктанта, комментируемого письма, требовать от детей постоянного внимания к изучаемым орфограммам (устные доказательства).
Важно, чтобы ученик еще до письма умел бы определить, что сможет его затруднить и решить вопрос о правильности написание. В формировании этого умения наша задача. Решить её только систематической работой в этом направлении.
Если уже в начальных классах при обучении родному языку во главу угла поставить развитии способностей школьников к теоретическому анализу языкового материала, то дети, начиная с 1 класса, усваивают грамматику и правописание на достаточно высоком теоретическом уровне, приобретают умения и навыки осознанно и успешно.