Лингвистические сказки по русскому языку

Лингвистические сказки - метод, способствующий развитию интереса к предмету, творческого потенциала учащихся. Сказки сочинены моими подопечными, учащимися 6го класса. Ребята анализируют, выбирают главное, исследуют. Такая работа воспитывает доброту, человечность. С пломощью лингвистических сказок даже трудный материал запоминается без особого труда. Их можно использовать по-разному: как дидактический материал, при объяснении нового материала, как вид работы по развитию речи, при закреплении изуч...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Образование притяжательных прилагательных.

Однажды к Синтаксису пришли Словосочетания. Были среди них такие: «ремень отца», «фартук бабушки», «хвост волка» и прочие, прочие, прочие. Толкались они, пихались, перекрикивались - видно не в ладу были слова друг с другом.

Вперёд выступило Слово «ремень». И так молвило оно: «Ваше Величество Синтаксис! Приказали вы нам, словам, объединяться в словосочетания. Всё в точности мы выполнили, да только не хотят зависимые существительные подчиняться, вот, что хотите делайте, говорят, а не подчинимся!»

Вышло Слово «отец» из того же словосочетания: «Мы же не прилагательные, род, число и падеж которых зависит от слова, рядом с которым они стоят. Вы уж помогите нам, рассудите нас, царь-батюшка. Замените существительные прилагательными, а то из-за ссор наших совсем царство развалится!»

Задумался Синтаксис. Отменять свой приказ ему не хотелось, а не поможешь, может случиться бунт. «Создам-ка я новые прилагательные!» - решил он и позвал графиню Морфологию.

«Лично я не против новой группы прилагательных, - сказала графиня Синтаксису. - От них будет много пользы, но есть ли у Словообразования нужные суффиксы?»

По повелению короля пригласили герцога Словообразование, а он, садовая голова, толком не разобравшись в приказании, взял с собой лишь два суффикса: -ов- и -ин-, да несколько пажей-окончаний прихватил.

А с суффиксами всё получилось замечательно: присоединили -ов- к основе слова «отец», и получилось прилагательное «отцов»; присоединили -ин- к основе слова «бабушка», и получили «бабушкин».

А что же делать со словом «волк»? Подумал Синтаксис, да и присоединил к нему окончание -ий: получилось «волчий». Да и с другими похожими словами так же поступил. А чтобы новые прилагательные не догадались о таком конфузе, повелел король считать -ий суффиксом. И дал он прилагательным имя.

Так появилась новая группа прилагательных - притяжательные.

Ярославцев Георгий

Не- с существительными.

Не- всегда была дружелюбной и доброй приставкой. Кого ни встретит по дороге, со всеми здоровается, общается, и вместе с новыми знакомыми (ну или старыми, что не так важно) весело проводит время.

Поначалу словам нравилось её общество. Но вскоре приставка уже надоела всем своей тягой к общению, жаждой помощи и ещё другими качествами. И решили они, что смогут без неё обойтись, и оборвали узы дружбы.

Приставка в слезах ушла. Слова же повели себя очень беспечно и даже не позаботились о своём виде без приставки Не: кто-то из гордого воина без неё превратился в клоуна, кто-то в Чудо-Юдо, которому названия даже нет, а некоторые вообще стали нелепыми.

Все смеялись над этими словами. И огни стыда мелькали на их щеках каждую секунду.

Пришли все они к Не-, извинились. И вновь забегали искры дружбы по сказочной стране Русского Языка.

Силин Анатолий


Гор и Гар.

Жила-была в стране Русского Языка царица Грамматика. Служили ей два брата - Гор и Гар. И никак не могла она различить их - так похожи были братья меж собой. Оба удалые, молодые, бойкие, озорные - загляденье прям.

Прочие не обратили бы на такое недоразумение внимания, однако Грамматика была такова, что обращала свой взор на всё. Собрала она совет. Явились Гласные, Согласные, Ударения, Суффиксы, Приставки… В общем, пришли все, на ком держалась чистота Русского Языка.

«Вы служили мне много лет, - говорит Грамматика гостям, - так послужите ещё раз. Научите меня различать двух слуг моих, братьев Гор и Гар! А наградой я не обижу».

Никто не знал, что делать. Но тут вышло вперёд Ударение, взвилось над головами присутствующих и остановилось над буквой «А». Да так и осталось там навсегда.

И теперь, лишь завидев Ударение над «А», Грамматика знает - это братец Гар. А нет ударения - вот и братец Гор.

Стыценко Владислав

Кто главней?

В одной стране жили-были Прилагательные. Качественные и Относительные всё время были не в ладах, ссорились, ругались.

-Мы самые главные, - говорили Качественные прилагательные, - ведь характеризуем предмет в той или иной степени. Вот, например, слово «тёмный» - темнее, более тёмный, темнейший…

Так перечисляли они тысячи примеров. В споре это было их козырем и заодно самым любимым занятием.

-И что? Мы всё равно главнее! - возмущались Относительные прилагательные. - Мы не можем быть в той или иной степени, нас можно заменить существительными - вот в чём наша особенность! Деревянный стол - стол из дерева. Видите? Что там какие-то степени?..

Вот такие ответы приводили Относительные.

Так спорили они много дней. Вскоре это надоело третьим, Притяжательным прилагательным. Они вмешались в спор.

- Как вы можете ссориться из-за того, кто главней? Мы, вот, тоже можем так сказать: «Мы, мол, показываем, кому принадлежит предмет, чей он: лисий хвост, отцова рубаха». Но поймите - мы все равны, все дополняем друг друга. Неужели вы не понимаете?

Осознали свою ошибку Качественные и Относительные прилагательные и помирились.

Мынова Маргарита

© 2010-2022