- Преподавателю
- Русский язык и литература
- МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бороздинова Н.А. |
Дата | 28.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Департамент образования, науки и молодежной политики
Воронежской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области
«Семилукский политехнический кколледж»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
специальности ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
(по отраслям)
для обучающихся очной и заочной формы обучения
Семилуки
2015
Одобрено методическим советом ГБПОУ ВО «СПК»
Составители:
Бороздинова Н.А. преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ ВО «СПК»
Методические указания по дисциплине «Русский язык и культура речи» для обучающихся очного и заочного отделения предназначена для помощи в организации самостоятельной работы при освоении учебной дисциплины. Методическая разработка состоит из пояснительной записки, содержания учебной дисциплины, вопросов для самоконтроля, практических и контрольных заданий.
© Бороздинова Н.А., 2015 г.
© Семилукский государственный
технико - экономический колледж
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Фонетика 4
Лексика и фразеология 5
Словообразование 7
Морфология 8
Синтаксис 10
Нормы русского правописания 11
Функциональные стили речи 11
Приложения 14
Список литературы 23
Введение.
Методические указания по изучению учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» предназначены для реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования по заочной форме обучения, обучающихся по техническим и экономическим специальностям.
В результате изучения курса «Русский язык и культура речи» студент должен знать:
-
соответствующие единицы языка - фонетические, лексические, фразеологические, морфологические, синтаксические;
-
соответствующие языковые нормы устной и письменной речи;
-
выразительные средства литературного языка;
уметь:
-
владеть навыками связной устной речи;
-
применять знания к речевой деятельности, совершенствуя культуру речи,
-
повышая грамотность.
В содержание рабочей программы входят разделы:
-
«Фонетика»;
-
«Лексика и фразеология»;
-
« Словообразование»;
-
« Морфология»;
-
«Синтаксис»;
-
«Нормы русского правописания»;
-
«Стили речи».
В процессе обучения на основе данной программы обучающиеся должны осознать различие между языком и речью, глубже осмыслить функции языка как средства выражения понятий, мыслей и средства общения между людьми, углубить знания о стилистическом расслоении современного русского языка, о качествах литературной речи, о нормах литературного языка, знать и употреблять выразительные средства современного русского литературного языка.
Наряду с теоретическими занятиями предусмотрены практические занятия, цель которых состоит в том, чтобы помочь учащимся повысить речевую культуру и улучшить грамотность. Задания, предлагаемые в практических работах, направлены на то, чтобы добиться от студентов полного понимания теоретических данных курса дисциплины и умения использовать эти данные как в устной, так и в письменной речи.
Задания к практическим работам по дисциплине аналогичны заданиям, представленным в методических указаниях.
Зачетная контрольная работа, которая выполняется обучающимися на заключительном уроке, предусматривает дифференцированную оценку качества знаний учащихся по данной дисциплине.
Введение.
Язык и речь. Основные единицы языка. Понятие о литературном языке и языковой норме. Типы норм. Словари русского языка. Понятие культуры речи, ее социальные аспекты, качества хорошей речи (правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств).
Должен знать:
-
различия между языком и речью;
-
функции языка;
-
признаки литературного языка и типы речевой нормы;
-
основные компоненты культурной речи.
Должен уметь:
-
создавать тексты в устной и письменной форме;
-
различать элементы нормированной и ненормированной речи.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.
-
Дайте определения понятиям «язык» и «речь».
-
Назовите сферы употребления языка и речи.
-
Охарактеризуйте две формы речи (устную и письменную).
-
Перечислите функции языка и речи.
-
Назовите основные единицы языка и соответствующие им разделы науки о языке.
-
Что такое литературный язык?
-
Что такое норма? Какие существуют типы норм?
-
Зачем нужно соблюдать языковые нормы?
-
Что такое общение? Какие необходимы условия, чтобы общение состоялось? Приведите примеры.
-
Дайте определение понятию «культура речи».
-
Чем отличается речь правильная и речь хорошая?
Раздел I. ФОНЕТИКА.
Фонетические единицы языка (фонемы). Особенности русского ударения, основные тенденции в развитии русского ударения. Логическое ударение.
Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения, орфоэпия грамматических форм и отдельных слов.
Варианты русского литературного произношения: произношение гласных и согласных звуков; произношение заимствованных слов.
Фонетические средства речевой выразительности.
Должен знать:
-
особенности русского ударения и произношения;
-
орфоэпические нормы.
Должен уметь:
-
владеть понятием фонемы, фонетическими средствами речевой выразительности;
-
пользоваться орфоэпическими словарями.
Самостоятельная работа: выполнение заданий и упражнений.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.
-
Что изучает фонетика?
-
Что такое фонема и какова ее роль в языке? Чем отличается фонема от звука речи?
-
Что такое орфоэпия?
-
Каковы особенности русского ударения?
-
Каковы особенности русской орфоэпии
-
Какая речь считается благозвучной?
-
Какую роль играет интонация в речи?
-
Что делает речь неблагозвучной?
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
-
Поставьте в словах ударение:
Статуя, паралич, аристократия, алфавит, каталог, процент, намерение, фарфор, свекла, компас, шофер, мышление, обеспечение, маркетинг, звонит, ветеринария, завидно, умно, усугубить.
-
Поставьте ударение:
А) кратких формах прилагательных;
Б) в глаголах прошедшего времени
А) весел - весела - весело - веселы;
молод - молода - молодо - молоды;
дорог - дорога - дорого - дороги;
горек - горька - горько - горько;
прав - права - право - правы;
Б) дал - дала - дало - дали;
взял - взяла - взяло - взяли;
занял - заняла - заняло - заняли;
начал - начала - начало - начали;
понял - поняла - поняло - поняли.
-
Образуйте формы женского и среднего рода следующих слов и поставьте в них ударение:
Начал, занял, послал, брал, отнял, отбыл.
-
Произнесите следующие слова, обращая внимание на то, как вы произносите согласны перед звуком [э], твердо или мягко:
Бартер, бизнесмен, бутерброд, гангстер, компьютер, лазер, лотерея, темп, тезис, тенденция, энергия, шатен, брюнет, агрессия, бандероль, депо, дефис, музей, сейф, термин, террор, фанера.
Раздел II. ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ.
Слово, его лексическое значение
Лексические и фразеологические единицы русского языка. Лексико-фразеологические нормы.
Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии. Употребление профессиональной лексики и научных терминов.
Лексические ошибки и их исправление: плеоназм, тавтология, лексическая избыточность, лексическая недостаточность. Афоризмы.
Должен знать:
-
Лексические и фразеологические единицы языка.
Должен уметь:
-
владеть нормами словоупотребления, определять лексическое значение слова;
-
находить и исправлять в тексте ошибки, ошибки в употреблении фразеологизмов;
-
уметь определять функционально-стилевую принадлежность слова;
-
определять слова, относящиеся к авторским новообразованиям.
Самостоятельная работа: выполнение заданий и упражнений.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.
-
Что изучает лексикология?
-
Назовите отличительные признаки слова.
-
Что такое «многозначность слова»?
-
Какие значения может иметь слово?
-
Что такое лексическая сочетаемость слов?
-
Дайте толкование определениям «плеоназм» и «тавтология».
-
Что такое лексическая недостаточность? Как ее избежать в речи?
-
Что такое словарный состав языка? Какие существуют пласты лексики? Приведите примеры каждого из них.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
-
Назовите лексическое и грамматическое значения следующих слов:
Весна, яркая, подошел, красиво, из-под, так что.
-
Назовите сферы употребления следующих слов:
банально - тривиально
актриса - актерка
бросать - брякать - шваркать
вкусный - смачный
вложения - инвестиции
вмешиваться - встревать
вместе - гуртом
вовлечься - втянуться
воин - вояка.
-
Определите значения слова «добрый» в следующих словосочетаниях:
Добрый человек, доброе сердце, добрые мысли, доброе слово, добрый совет, добрые пожелания, добрые люди, добрый молодец, добрая душа.
Составьте по одному предложению с каждым словосочетанием.
-
В следующих предложениях исправьте ошибки, связанные с лексической сочетаемостью слов:
а) Спортсмены потерпели победу в соревнованиях.
Б) Наступило глубокое лето.
В) Этот писатель заслужил известность.
Г) В таких обстоятельствах удача нам не грозит.
-
В следующих предложениях исправьте ошибки, связанные с речевой недостаточностью:
А) Язык Пушкина отличается от Гоголя.
Б) Условия в городе не такие, как в деревне.
В) На стене висела картина маслом.
Г) Каждый классный руководитель должен обеспечить явку своих родителей.
-
В следующих предложениях исправьте ошибки, связанные с речевой избыточностью:
А) Перед своей смертью он написал завещание.
Б) Продолжительность занятий длится в течение часа.
В) Ваши требования основаны на необоснованных предположениях.
Г) Он принял решительное решение.
-
Составьте словосочетания, подбирая к каждому из следующих синонимов подходящие по смыслу слова в скобках:
А) низкий, приземистый, карликовый (человек, дом, дерево);
Б) каштановые, коричневые, карие (глаза, волосы, туфли);
В) состоялось, произошло ( совещание, наводнение);
Г) бедный, убогий, скудный (обед, человек, жилище);
Д) изобразить, запечатлеть, описать (внешность, образ, пейзаж).
-
Выпишите антонимы из приводимых ниже слов:
День, мир, смелый, истинный, холодный, правдивый, находить, ненавидеть, говорить, мириться, глупый, острый, веселье, черный, терять, темный, спать, ложный, трусливый, война, ночь, любить, ссориться, работать, горячий, играть, лживый, светлый, белый, грусть, тупой, умный, молчать, бодрствовать.
-
Дайте дефиниции каждого из паронимов, приведенных в следующих паронимических рядах, и составьте словосочетания, используя слова, данные в скобках:
Благодарный - благодарственный (надпись, ученики, зрители, письмо, грамота, читатели);
Буквальный - буквенный (перевод, восприятие, обозначение, смысл);
Взрывной - взрывчатый (вещество, механизм, устройство, характер, смесь);
Вкусный - вкусовой (пища, ужин, свойства, запах, ощущения);
Демократический - демократичный (человек, государство, взгляды, печать, стиль, поведение, воспитание).
-
Объясните значение следующих фразеологизмов. (В случае затруднения обращайтесь к словарю).
Без году неделя; беречь как зеницу ока; бросать камешки в чей-нибудь огород; ловить рыбу в мутной воде; вот где собака зарыта; выеденного яйца не стоит; выносить сор из избы; держать камень за пазухой; купить кота в мешке пыль в глаза пускать.
Практическая работа:
-
лексические изобразительные средства языка;
-
происхождение, строение и назначение фразеологизмов;
-
лексические ошибки и их исправление;
-
словотворчество поэтов и прозаиков;
-
стилистический анализ текста.
Раздел III. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.
Способы словообразования.
Стилистические возможности словообразования.
Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов.
Должен знать:
-
способы словообразования.
Должен уметь:
-
пользоваться нормами словообразования применительно к общеупотребительной, общенаучной и профессиональной лексике;
-
использовать словообразовательные средства в изобразительно-выразительных целях.
Самостоятельная работа: выполнение заданий и упражнений.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТОРОЛЯ.
-
Что изучают такие науки о языке, как морфемика и словообразование?
-
Что такое морфемы и аффиксы? В чем их различие и какова их функция?
-
Почему окончание не является значимой частью слова и не входит в его основу?
-
Назовите все способы словообразования в русском языке, охарактеризуйте каждый из них и приведите свои примеры на каждый способ.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.
-
Подберите по три слова, которые состоят:
А) из одного корня;
Б) из корня и окончания;
В) из приставки, корня и окончания;
Г) из приставки, корня, суффикса и окончания.
2. Сделайте морфемный и словообразовательный разбор следующих слов:
Любопытный, медвежонок, беспросветный, безжалостный, самоучитель, перераспределение, благотворительность, потеряешься, шестигранный.
-
Определите способ словообразования в следующих словах:
Подснежник, бродяжничать, синь, переспросить, мостовая, огнетушитель.
-
В следующих предложениях найдите слова, в которых есть ошибки в словообразовании или в употреблении. Исправьте эти предложения.
а) Нас всех поразила его бесстрашность.
б) Бессомненно, это очень важно для меня.
в) Вдалеке показался какой-то невзрачныйдомушко.
г) Мой дедушка говорил, что мед очень пользителен для здоровья.
д) Мимо нас пронеслась какая-то легковушка.
Раздел IV. МОРФОЛОГИЯ.
Самостоятельные и служебные части речи.
Нормативное употребление форм слова.
Ошибки в речи. Стилистика частей речи. Ошибки в формообразовании и использовании в тексте форм слова.
Должен знать:
-
Самостоятельные и служебные части речи.
Должен уметь:
-
употреблять грамматические формы слов в соответствии с литературной нормой и стилистическими особенностями создаваемого текста;
-
выявлять грамматические ошибки в чужом и своем тексте.
Самостоятельная работа: выполнение заданий и упражнений.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.
-
Что изучают грамматика и морфология? Как они связаны между собой?
-
Дайте определение следующим понятиям: «грамматическое значение слова», «словоформа».
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.
-
Определите род следующих существительных:
Рояль, какао, госпиталь, лебедь, мозоль, шампунь, дитя, тезка, картофель, задира, непоседа, забияка, кенгуру, Баку, СМИ, жалюзи, Сочи, пенальти, алиби.
-
Образуйте множественное число следующих существительных:
Фамилия, объединение, обещание, кольцо, сверло, колесико, платье, чудо, сосед, дворянин, болгарин, цыган. Фарфор, крем, рожь, молоко, молодость. Доктор, директор, тополь, отпуск.
-
В следующих предложениях найдите ошибки в употреблении форм имен существительных и исправьте их:
а) Я вымыла голову хорошейшампунью.
б) Окна были завешены тонкой тюлью.
в) Она высказала мне свои недовольства.
г) В моей авторучке было красное чернило.
д) Редактора исправили текст.
4. Следующие прилагательные в краткой форме измените по родам и числам и поставьте
ударение в каждой форме:
Добр, прав, свеж, чист, резок, пуст, глуп, прям, прост.
-
От следующих прилагательных образуйте, где возможно, краткую форму.
Великий, отличный, мужественный, смелый, бесчисленный, прекрасный, каменный, легкомысленный, горячий, дивой, веселый, ответственный, нелепый, торжественный.
-
Найдите ошибки в употреблении форм числительных и исправьте их:
А) Мы пригласили в гости обоих подруг.
Б) Трое девочек играли в мячик.
В) Под окнами стояли четверо машин.
Г) Мне нужны двое ножниц.
Д) В институте учатся около двести человек.
-
В следующих предложениях найдите ошибки в употреблении глагольных форм и исправьте их:
А) Спортсмены на поле мечут ядро.
Б) Героем двигают высокие чувства.
В) Весь его пыл скоро иссякнул.
Г) Кто-то махает мне рукой.
Д) Я одел шапку и выбежал из дома.
Практическая работа:
-
Морфологический разбор частей речи;
-
Стилистический анализ грамматический форм в тексте;
-
Выявление ошибок на употребление форм слова в своих письменных работах и работах других авторов
-
Использование заданных форм слова в предложении и тексте, использование грамматических синонимов.
Раздел V. СИНТАКСИС.
Основные синтаксические единицы: словосочетание и предложение.
Простое, сложное, сложносочиненное, сложноподчиненное и бессоюзное предложение. Актуальное членение предложений.
Выразительные возможности русского синтаксиса (инверсия, бессоюзие, многосоюзие, парцелляция и др. формы).
Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.
Должен знать:
-
синтаксический строй предложений.
Должен уметь:
-
различать предложения простые и сложные, обособляемые обороты, прямую речь и слова автора, цитаты;
-
создавать собственные тексты учебно-научного, официально-делового стилей.
Самостоятельная работа: выполнение заданий и упражнений.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.
-
Назовите выразительные средства русского синтаксиса. Приведите свои примеры.
-
Назовите примеры нарушения синтаксических норм и способы их исправления.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.
1. Найдите ошибки при согласовании подлежащего м сказуемого, запишите правильный вариант:
А) Дед с бабушкой уехал в свой родной город.
Б) На столе лежало четыре книги.
В) Большинство людей не знали, что делать в этой ситуации.
Г) Тысяча книг поступили на выставку
2. Найдите в предложениях ошибки, связанные с порядком слов. Запишите правильный
вариант:
а) Мальчик съел котлету вместе со своей овчаркой.
Б) Сегодня ко мне в новой куртке пришел мой друг.
В) Сегодня очень жарко днем.
Г) Меня фильм этот заинтересовал очень.
Раздел VI. НОРМЫ РУССКОГО ПРАВОПИСАНИЯ.
Принципы русской орфографии, типы и виды орфограмм. Роль лексического и грамматического анализа при написании слов различной структуры и значения.
Принципы русской пунктуации, функции знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении, смысловая роль знаков препинания в тексте. Пунктуация и интонация. Способы оформления чужой речи. Цитирование.
Русская орфография и пунктуация в аспекте речевой выразительности.
Должен знать:
-
правила правописания;
-
понимать смыслоразличительную роль орфографии и знаков препинания.
Должен уметь:
-
пользоваться правилами правописания, вариативными и факультативными знаками препинания.
Самостоятельная работа: выполнение заданий и упражнений.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.
-
Что такое орфограмма? Назовите основные типы и виды орфограмм, приведите свои примеры.
-
Назовите основные принципы русской орфографии. Приведите примеры.
-
Может ли орфографическая ошибка повлиять на изменение лексического значения?
-
Что такое пунктуация и что такое знаки препинания?
-
Для чего нужна пунктуация? Влияет ли пунктуация на смысл высказывания?
-
Каковы основные принципы русской пунктуации? Приведите свои примеры.
-
Назовите функции всех знаков препинания. Приведите примеры.
Раздел VII. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ РЕЧИ.
Текст и его структура. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение, определение, характеристика (разновидность описания), сообщение (варианты повествования).
Описание научное, художественное, деловое.
Функциональные стили литературного языка: разговорного, научного, официально-делового, публицистического, художественного: сфера их использования.
Жанры деловой и учебно-научной речи.
Должен знать:
-
функциональные стили литературного языка;
-
иметь представление о социально-стилистическом расслоении современного русского языка.
Должен уметь:
-
различать тексты по их принадлежности к стилям;
-
анализировать речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности;
-
продуцировать разные типы речи, создавать тексты учебно-научного и официально-делового стилей в жанрах, соответствующих требованиям профессиональной подготовки студентов.
Самостоятельная работа: выполнение заданий и упражнений.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.
-
Что такое текст? Каковы его признаки?
-
Назовите основные типы текстов. Приведите примеры.
-
Что такое стиль? Назовите функциональные стили литературного языка и дайте их развернутую характеристику. Приведите примеры.
16