Урок-обобщение по творчеству А. С. Пушкина в старших классах

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок - викторина, посвященный


творчеству А.С. Пушкина.

Цель: Привлечь учащихся к глубокому

изучению творчества А.С. Пушкина,

пробудить интерес и любовь к его

произведениям.

Оборудование: Портрет А.С. Пушкина,

выставка его книг,

музыкальные произведения

П.И. Чайковского к произведениям Пушкина.

Урок можно провести в форме «Поле чудес», телеигры «Что? Где? Когда?»

Я проводила в 9 классе викторину на знание произведений Пушкина.


  1. Откуда эти строчки:

«Друзья и дружба надоели»

«Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь»

«Привычка свыше нам дана»

«Мечтам и годам нет возврата»

«Мы почетаем всех нулями, а единицами себя»

«Любви все возрасты покорны»

«А счастье было так возможно, так близко»?

«Евгений Онегин»


  1. Как зовут соперника Руслана, назовите

имена героев поэмы «Руслан и Людмила»

(Черномор, Ратмир, Рогдай, Фарлаф)


  1. а) Любимое женское имя, которым названы героини нескольких произведений А. Пушкина?

(Мария - «Полтава», «Кап. дочка», «Дубровский», «Бахчисарайский фонтан»)

б) Какие мужские имена переходят из одного произведения в другое?

(Евгений - «Евгений Онегин», «Медный всадник», Владимир - «Дубровский», «Евгений Онегин», «Метель»)

  1. а) О ком строки: «У него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля?»

(Герман «Пиковая дама»)

б) «…Его глаза

Сияют, лик его ужасен,

Движения быстры, он прекрасен,

Он весь, как Божия гроза…»

(Петр «Полтава»)

в) «Но кто с тобою,

Грузинка, равен красотою?

Вокруг лилейного чела

Ты косу дважды обвила,

Твои пленительные очи

Яснее дня, чернее ночи…»

(Зарема «Бахчисарайский фонтан»)

г) «Красавец в полном цвете лет.

Поклонник Канта и поэт.

Он из Германии туманной

Привез учености плоды,

Вольнолюбивые мечты,

Дух пылкий и довольно странный,

Всегда взволнованную речь

И кудри черные до плеч»

(Владимир Ленский «Е.О.»)

д) «Конечно я теперь седа,

Немножко может быть горбата;

Не то, что в старину была,

Не так жива, не так мила

Зато (прибавила болтунья)

Открою тайну: я колдунья!»

(Наина «Руслан и Людмила»)


  1. Продолжите строфу, назовите произведение:

А) «Они сошлись: вода и камень,

Стихи и проза, лед и пламень» («Е.О.»)

Б) «Привычка свыше нам дана…» («замена счастию она»,«Е.О.»)

VI. Назовите 2-3 друга А.С. Пушкина по лицею

(Дельвиг, Пущин, Кюхельбекер)

VII. Поставьте соответствующее женское или мужское имя

Владимир - Ольга

Ибрагим - Наташа

Евгений - Параша

Татьяна - Евгений

Мария - Мазепа

Земфира - Алеко

  1. Кто автор этого эпиграфа, к какому произведению он относится?

«Коллежский регистратор

Почтовой станции диктатор»

(Вяземский «Станционный смотритель»)


  1. Сколько лет было Онегину, Ленскому.

(23 и 18)

  1. Чья это характеристика? Назовите героя и произведение.

Что он не ведает святыни,
Что он не помнит благостыни,

Что он не любит ничего,

Что кровь готов он лить как воду,

Что презирает он свободу,

Что нет отчизны для него.

(Мазепа «Полтава»)

  1. Назовите произведения и имя героя, произносящего эти слова:

«Все говорят: нет правды на земле,

Но правды нет и выше, для меня

Так это явно, как простая гамма»

(Сальери «Моцарт и Сальери»)

  1. Героини каких произведений носят имя Наташа?

(«Граф Нулин»

«Арап Петра Великого»)


  1. Из каких произведений эти фрагменты?

  1. «Луна сияла, июльская ночь была тиха, изредка подымался ветерок, и легкий шорох пробегал по всему саду. Как легкая тень, молодая красавица приблизилась к месту назначенного свидания»

(«Дубровский»)

б) «Уж побледнел закат румяный

Над усыпленною землей;

Дымятся синие туманы,

И всходит месяц золотой;

Померкла осень»

(«Руслан и Людмила»)

в) «Птичка божия не знает

Ни заботы, ни труда,

Хлопотливо не свивает

Долговечного гнезда»

(«Цыгане»)

г) «Мужчины женивались обычно на 13-м году на девицах 20-летних. Жены били мужей в течение четырех или пяти лет. После чего мужья начинали бить своих жен, и таким образом, оба пола имели свое время власти, и равновесие было соблюдено…»

(«История села Горюхина»)

д) «Утро было прекрасное, солнце освещало вершины лип, пожелтевших уже под свежим дыханием осени. Широкое озеро сияло неподвижно. Проснувшиеся лебеди важно выплывали из-под кустов, осеняющих берег»

(«Капитанская дочка»)


  1. Назовите балеты на сюжет А.С. Пушкина

(«Медный всадник», «Граф Нулин», «Кавказский пленник», «Барышня - крестьянка»,

«Бахчисарайский фонтан»).

  1. Назовите оперы на текст А.С. Пушкина

(«Мазепа», «Евгений Онегин», «Пиковая дама»,

«Руслан и Людмила», «Моцарт и Сальери»,

«Русалка», «Каменный гость», «Борис Годунов»,

«Цыгане», «Дубровский»)

  1. Определите произведение и автора эпиграфа:

«Был бы в гвардии он завтра капитан

Того не надобно: пусть в армии послужит,

Изрядно сказано! Пускай «его потужит»

Да кто его отец?»

(Княжнин «Капитанская дочка»)


  1. Назовите поэтов среди друзей Пушкина

(Баратынский, Вяземский, Кюхельбекер)

  1. Кто из советских писателей и поэтов писал о Пушкине?

(Цветаева, Маяковский, Есенин, Ахматова, Горький, Пастернак, Твардовский)

  1. Кто сказал эти слова о Пушкине?

А) «Пушкин есть явление чрезвычайное, может быть единственное явление русского духа» (Н.В.Гоголь)

Б) «Явление Пушкина есть доказательство, что дерево цивилизации уже созрело до плодов и что плоды его не живые, а великолепные, золотые плоды»

(Ф.М.Достоевский)

  1. Подведение итогов урока.

Награждение победителей.

© 2010-2022