Нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования г. Саяногорск детский сад комбинированного вида № 3 «Фонарик»               «Воспитательная компонента как одно из важнейших направлений реализации ФГОС»       Доклад: Воспитание благородного человека на основе уважения, творчества, любви           Автор: воспитатель Молодцова Наталья Дмитриевна                                         Саянгорск, 2014 Духовное воспитание детей лежит в основе любых поступков ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования г. Саяногорск

детский сад комбинированного вида № 3 «Фонарик»





«Воспитательная компонента как одно из важнейших

направлений реализации ФГОС»



Доклад: Воспитание благородного человека на основе уважения, творчества, любви


Автор: воспитатель

Молодцова Наталья Дмитриевна






Саянгорск, 2014

Духовное воспитание детей лежит в основе любых

поступков человека, формирует облик его личности,

определяет его систему ценностей и характер.

В настоящее время перед обществом необычайно остро стоит проблема нравственного воспитания детей всех возрастов, педагогическое сообщество заново пытается понять, каким образом привить современным детям нравственно-духовные ценности. Сегодня на ребенка с самого рождения обрушивается огромный массив информации: СМИ, школа, детский сад, кино, Интернет - все это скорее способствует размыванию нравственных норм и заставляет нас очень серьезно задуматься над проблемой эффективного нравственного воспитания собственного малыша.

Нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Это одна из очень важных сторон процесса формирования личности ребенка. Другими словами, духовно-нравственное воспитание школьников и детей раннего возраста можно рассматривать как непрерывный процесс усвоения ими установленных в обществе образцов поведения, которые в дальнейшем будут регулировать его поступки. В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми.

В младшем возрасте стержнем, который будет определять нравственное воспитание личности ребенка, является установление гуманистических отношений между детьми, опора на свои чувства, эмоциональная отзывчивость. В жизни ребенка эмоции играют очень важную роль, они помогают реагировать на окружающую действительность и формировать свое к ней отношение. По мере роста малыша мир его эмоций развивается, становится разнообразнее и богаче. Нравственное воспитание дошкольников определяется тем, что в этот период малыш усваивает язык эмоций и чувств, он овладевает принятыми в обществе формами выражения своих переживаний при помощи всевозможных вербальных и невербальных средств. В то же время ребенок научается сдерживать себя в проявлении своих чувств, слишком бурно или резко. В отличие от двухлетнего, малыш в возрасте пяти лет уже может скрыть свой страх или сдержать слезы. Он овладевает наукой управления своими эмоциями, научается облекать их в принятую в обществе форму. Пользоваться своими чувствами осознанно.

Становление эмоциональной среды дошкольника самым тесным образом связано с его нравственным воспитанием и имеет свою динамику. Так малыш, основываясь на примерах из опыта, складывает понимание того, что хорошо, а что плохо, формирует свое отношение к жадности, дружбе, любви, уважению и т. п. Такое отношение к основополагающим понятиям нашей жизни продолжает формироваться и в дальнейшем по мере взросления. Главным помощником ребенка на этом пути является взрослый, который конкретными примерами своего поведения и закладывает в ребенка основные нравственные нормы поведения.

- А кто же эти взрослые?...

- Родители и воспитатели.

Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего.

Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Поэтому переоценить важность семьи в нравственном воспитании дошкольников невозможно. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятой нормы.

Первейшая задача родителей заключается в том, чтобы помочь дошкольнику определиться с объектами его чувств и сделать их общественно ценными. Чувства позволяют человеку испытать удовлетворение после совершения правильного поступка или заставляют нас испытывать угрызения совести, если нравственные нормы были нарушены. Основа таких чувств как раз и закладывается в детстве, и задача родителей помочь в этом своему ребенку. Обсуждать с ним нравственные вопросы. Добиваться формирования ясной системы ценностей, чтобы малыш понимал, какие поступки недопустимы, а какие желательны и одобряемы обществом. Эффективное нравственное воспитание невозможно без обсуждения с малышом нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений, выражения своего одобрения его нравственных поступков наиболее понятным для малыша образом.

К сожалению, очень часто в своей работе приходится сталкиваться с тем, что родители совершенно не интересуются такими вопросами.

Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.

Организация взаимодействия с семьей - работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.

Необходимо, чтобы каждый родитель осознал, что семья и детский сад - два воспитательных феномена, каждый, из которых по своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Стратегия нравственного воспитания в детском саду и дома должна направляться не только на осознание своих чувств и переживаний, на усвоение общественно значимых правил и норм поведения, но и на развитие чувства общности с другими людьми, формирование позитивного отношения к людям в целом.

Необходимо осознать, понять и принять то, что ребёнок - такая же личность, как взрослый человек, и также трепетно относится к себе: требует уважения. Дальновидные взрослые не должны упускать из виду, что уважение к ребёнку - это одно из ключевых факторов в деле его воспитания. Ребёнок, которого уважают в семье и обществе и не унижают его достоинства, вырастает благородным человеком, далёким от всякого нечестия. Он будет стараться делать хорошее, чтобы ещё более совершенствовать себя и заслужить уважение окружающих. Ребёнок во всём копирует взрослых, особенно родителей. Если родители относятся к окружающим, в том числе к своим детям, с уважением, то и дети, подражая родителям, будут уважать родителей и окружающих. Ребёнок очень чувствительно воспринимает ущемление своего достоинства. Оскорблённый со стороны взрослых ребёнок будет держать на них зло, которое выливается в мятеж или, что ещё страшнее, месть. Недальновидные родители, которых, к сожалению, не мало, полагают, что уважительное отношение может испортить детей. Они утверждают, что если отнестись к детям с уважением, то они станут наглыми, и не будут уважать родителей. Вместо этого такие взрослые прибегают к равнодушию и оскорблению детей, воспитывая в тех трусость и низость. Это одна из самых больших ошибок, допускаемых родителями в процессе воспитания. Уважение к детям не только не преуменьшает статус родителей в глазах детей, но воспитывает в них благородство и величие. Когда ребёнок видит, что его воспринимают как разумного человека, он старается не делать таких вещей, которые нанесли бы урон его общественному статусу.

К сожалению, до сих пор к детям не относятся с должным уважением, не воспринимают его как полноценного члена семьи и общества…

Человек жаждет любви. Любовь - животворящая сила. Каждый, кто любит себя, желает, чтобы его любили и другие. Осознание того, что он любим, радует его. А тот, кто знает, что его не любят, считает себя одиноким в этом мире. Он нуждается в любви так же, как и в пище. Ребёнок не знает, во дворце он живёт или в шалаше. Но он прекрасно понимает, любят его или нет. Чувствуя себя любимым, он может спокойно развиваться и совершенствоваться. Любовь - основа благонравия. Благодаря любви можно развивать в ребёнке самые лучшие качества и вырастить его достойным человеком.

У насыщенного любовью человека спокойное, уверенное и счастливое сердце. Он не чувствует отчуждённости, чтобы показывать негативную реакцию. Он оптимистичен и позитивен. Он нормальный, гуманный человек без психических комплексов. Он готов напоить животворной силой любви людей, так как сам почувствовал её сладкий вкус. Он ведёт себя с людьми так же, как они вели себя с ним. Выросший в атмосфере любви и ласки ребёнок будет лучше переносить трудности, которые возникают в связи с физическими и психическими изменениями по достижению совершеннолетия.

Девушка, которая в детстве была окружена любовью и заботой отца и матери, не будет в юности чувствовать себя неудовлетворённой и беззащитной, чтобы обмануться словами корыстных парней и испортить свою жизнь. Также и юноша, выросший в очаге любви и сострадания, не будет искать удовлетворения в разврате и опасных пристрастиях. Согласно утверждениям психологов, дети, которые получили достаточно любви, обычно более здоровы и смышленые.

Однако тот, кто воспитывался в бездушной атмосфере и не ощущал любви отца и матери, не будет довольным жизнью нормального человека. Как может человек, который не вкусил любовь, подарить её другим? От такого человека нельзя ожидать гуманности и человеколюбия. Не получив достаточно любви и ласки от родителей, он чувствует себя ущербным и неполноценным. Причина таких качеств, как невежливость, грубость, упрямство, пессимизм, замкнутость, кроется в нехватке любви.

Человек, лишённый любви, может стать вором или убийцей, чтобы таким образом отомстить обществу, которое его не любит. Он даже может совершить самоубийство, чтобы спастись от одиночества. Большинство преступников представляют эту категорию людей. Многие дети и юноши убегают из своего дома из-за нехватки любви и ласки со стороны родителей, о чём много пишут в прессе.

Согласно исследованию, при участии 500 преступников, своё первое преступление они совершили в двенадцати-тринадцатилетнем возрасте, и это преступление так или иначе было связано с нехваткой внимания и заботы в младшем возрасте.

Глава отдела психического здоровья Национального конгресса по защите детей пишет: «Большинство психических расстройств начинаются в детском возрасте. Больше всего дети страдают от эмоционального голода».

Из письма N:

«Я родилась в маленькой деревне в бедной семье. Моим родителям было трудно содержать меня и двух моих сестёр. Поэтому бабушка взяла меня к себе. Они жили лучше нас. Они меня очень любили и покупали мне хорошую одежду. Но эта красивая жизнь не удовлетворяла меня, потому что мне не хватало любви родителей. Я постоянно чувствовала, что мне чего-то не достаёт. Иногда я пряталась и часами плакала. Однажды, когда я училась в третьем классе, к нам пришёл папа и предложил мне вернуться домой. Я была так счастлива, что в один миг забыла все печали. Поэтому я советую всем родителям, никогда и ни при каких обстоятельствах не отдалять от себя своих детей. Помните, что ничто не может заменить родительскую любовь».

Конечно не одной любовью мы воспитываем благородного человека…

Поощрение - самый действенный способ воспитания. Оно стимулирует ребёнка стать хорошим и добрым. Каждый человек любит себя и стремится сделать свою личность более совершенной. Ему хочется, чтобы другие признавали и ценили его достоинства. Если ребёнок будет признан как личность, то всё больше будет тяготеть к добру, и встанет на путь самосовершенствования, если же не будет признан, то может охладеть к добру и разочароваться в нём. Чтобы добиться лучшего результата от одобрений и поощрений, необходимо учесть следующее:

Похвала и одобрение должны высказываться время от времени за достойные поступки, а не по пустякам. В противном случае они потеряют в глазах ребёнка всякую ценность.

Похвала должна последовать своевременно и за конкретный поступок, чтобы ребёнок понял, за что его хвалят, и в дальнейшем руководствовался этим. Поощрения общего характера не имеют должного действия. Если ребёнка хвалить только потому, что он добрый и дисциплинированный, то этим, опять же, нельзя добиться поставленной цели. Ребёнок не сможет разобраться, по какому поводу он стал предметом одобрения.

Нужно хвалить хороший нрав ребёнка или его поступки, а не его самого. Ребёнок должен понять, что ценится добрый поступок, а не личность, и ценность каждого человека равна ценности его добрых дел.

Поощряя ребёнка к чему-либо, нельзя сравнивать его с другими членами семьи. Это само по себе учит плохому.

Похвала и поощрение не должны выходить за рамки дозволенного, потому что могут пробудить в ребёнке эгоизм и высокомерие.

Премирование - следующий способ воспитания. Оно очень действенно, если осуществляется неожиданно и без предварительного обещания, и будет преподноситься как благодарность за хороший поступок. Если же премия будет предоставляться по предварительному договору и носить постоянный характер, то приведёт к появлению у ребёнка плохой привычки. Взамен за свои хорошие поступки ребёнок будет ожидать награду и не будет больше выполнять свои обязанности бесплатно. Такая личность, повзрослев, не будет считать своим долгом оказание помощи другим, даже по возможности будет избегать работы, если она не вознаграждается. Это большой недостаток. Для того чтобы награда не породила этот порок, она преподносится с умом. При появлении у ребёнка стремления к работе, нужно постепенно отказаться от вознаграждений и начать применение таких способов, как побуждение и провоцирование. Ребёнок должен привыкать к выполнению своих обязанностей и получать удовольствие от этого. Многие родители награждают своих детей за получение хороших оценок в школе, тем самым подбадривая их к хорошей учёбе. Возможно, это действенно, но имеет свои минусы.

Такая программа может нанести огромный ущерб появлению у ребёнка чувства ответственности и долга. Дети будут учиться ради получения награды за хорошие оценки. А ведь ученик должен преследовать более высокие цели - моральные.

Итак, меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.

Сохранить человечность в наших детях, заложить нравственные основы бытия, научить их правилам общения и умению жить среди людей - вот главные идеи воспитания нравственного, духовного и эстетического. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

Ребенок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком, имеет гораздо более высокий уровень эмоционального развития, не имеет проблем в общении с окружающими, он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию извне.











Список использованной литературы:


  1. Данилина Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом: пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. - М., 2003.

  2. Потаповская О.М.Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей . - М.: Издательство "Планета ", 2002.

  3. Российская педагогическая энциклопедия. - М.: Просвещение, 2009.

  4. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020года (утв. распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р).


7


© 2010-2022