Урок-игра Ох уж, это причастие

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ТЕМА: Повторение и обобщение изученного материала

по теме «Причастие».(Ох уж, это причастие!)

(учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ № 118» г.Перми Иванова Ираида Федоровна)

ЦЕЛИ: 1) систематизация знаний о причастии; повторение

орфографических и пунктуационных правил, изученных в данном разделе.

2) совершенствование умений и навыков находить причастия в тексте; определять его морфологические признаки; умение находить причастный оборот и графически его обозначать; развитие пунктуационной и орфографической грамотности.

3)воспитание любви и уважения к матери.

ЭПИГРАФ: Мало иметь хороший ум, главное его применять.

Рене Декарт

ОБОРУДОВАНИЕ: 1 раздаточный материал для выполнения упражнений; картина с изображением матери;

2. технические средства - мультимедийный проектор;



ХОД УРОКА

1. Приветствие (учеников и гостей).

2.Записать в тетрадь число, «Классная работа»

2.Лингвистическая разминка: отгадайте высказывание

1 слово - синоним к слову много.

2-глагол ,однокоренное слово к причастию из выражения: имеющий уши да услышит меня.

3-антоним к слову плохой

4 слово, от которого образовалось прилагательное ум ный

5-синоним к слову важный.

6 -личное местоимение3лица ед. числа вин. Падежа.

7- синоним к слову использовать А в целом фраза, относящаяся к учению. Молодцы ! Она и будет эпиграфом к нашему уроку

3.Формулировка темы

А теперь, исходя из домашнего задания и эпиграфа сформулируйте тему урока Запись в тетради( тема и эпиграф)

Сегодня на уроке мы обобщим и расширим знания о причастии, его роли в речи. Но сделаем это необычно , а в форме игры. Итак, игра -соревнование.

  • Правила игры (презентация) Игровое поле состоит из 5 разных разделов:1- теория, 2-орфография,3- пунктуация, 4- культура речи, 5- развитие речи. К каждому разделу имеются вопросы 4 уровней : на 5, 10,15 и 20 баллов. Команда вправе выбрать любой из оставшихся в зависимости от своих знаний , На выполнение каждого задания отводится определенное время Также команда в случае затруднения может 1 раз обратиться за помощью к экспертам. Представляю их .Они также будут помогать мне проверять ваши ответы и результаты заносить на табло. В зависимости от результата каждая команда получить соответствующую разбалловке оценку. (смотри таблицу на доске:

75-100 -«5», 50-74- «4» , 25-49-«3») .

Высвечивается игровое поле. Право выбора 1 задания предоставляется команде, которое отгадает загадку

«Вот свойство моё обязательное:

Склоняюсь я как прилагательное.

На все вопросы его отвечаю

Глагол по значению напоминаю» (П. Чесноков)

4 .Игра

1раздел «Теория» 1 мин

5-Дайте определение причастия

10-В чем заключается разница между действительными и страдательными причастиями?

15-В каких случаях в страдательных причастиях перед -Н, НН пишется а(я), в каких е?

20-Когда в суффиксах страдательных причастий пишется одна Н?

2 раздел «Орфография»

5-Вставить У(ю) или А(я)

Дыш щий в спину

Ненавид щий ложь

Стро щий эдание

Плач щий от обиды

Пил щий дрова

Стел щий ковер

10- Вставить А или Е

Выкач нное из гаража колесо

Выкач нная вода

Замеш нное тесто

Замеш нный в делах

Выслуш нные пожелания

Смеш нный раствор

15 Расскройте скобки , выпишите номера ,где не пишется раздельно

Задача (не)решена

(Не)завершенное строительство

(не)знающий преград

(Не)вымытая дочкой посуда

(не)навидящий ложь

(не)выдуманная, а происшедшая история

20-Вставь одну или две Н, запиши числовой ряд с одной н

Картошка пожаре а

Дорога изъезже а машинами

Бойцы мужестве ы

Коше ая трава

Вытка ый ковер

Неслыха ый успех

3 «Пунктуация» 3 мин

5 Расставь знаки препинания ,графически объясни

5-Любовь отданная детям делает мать сильней.

10-Мать самый уважаемый и родной человек состоящий из жалости.

15-Люди знавшие нашу семью говорили что я хороший сын.

20- Милая мама пусть тебя согреет шаль связанная мной.

А сейчас пауза, но пауза физкультурная Определи часть речи.3мин

Я называю слово- вы определяете часть речи и выполняете действие, соответствующее части речи ( глагол- топаем, причастие -хлопаем, прилагательное -тянем вверх обе руки, другая часть речи- ничего не делаем). Запомнили , проверим прилаг., гл., причастие, сущ.

Начинаем

Мудрая, улыбается, любовь, заботливая, помогает, забота, интересная, интересующаяся, смеющиеся, добрая , нежность, любящая, переживает, огорченная.

Как вы думаете , о ком говоря, мы можем употребить эти слова.

Конечно , о маме. Я неслучайно использовала их. Какой праздник приближается?. Конечно, не только в праздники мы должны помнить о самых близких и родных людях, но каждый день проявлять заботу и помогать им.

4. «Культура речи» 3 мин

5-Как можно не любить мать , давшая тебе жизнь.

10-Бережно хранимое письмо сына мамой лежало на столе.

15- Истинно дружеская помощь дорога каждому оказанная вовремя.

20- Мама! Поздравляю тебя с днём рождения! Твой любимый и уважаемый сын Вася.

5. Развитие речи-м- 10 мин.

5- Переставить предложения так ,чтобы получился текст.

1.Она расчесывала гребнем молодые небрежно всклокоченные кудри и смачивала их слезами. 2.Она глядела на них и не могла наглядеться. 3.Она приникла к изголовью дорогих сыновей своих, лежавших рядом. 4.Одна бедная мать не спала.

(Н.Гоголь. «Тарас Бульба»)

10-Переставь предложения так, чтобы получился стихотворный текст.

1.Как не поднять плакучей иве

Своих поникнувших ветвей.

2.Им не забыть своих детей,

Погибших на кровавой ниве.

3.Средь лицемерных наших дней

И всякой пошлости и прозы

Один я в мире подсмотрел

Святые искренние слезы.

(Н.А.Некрасов)

15- Записать причастия , которые помогут описать мать по картине

20- Написать сочинение-миниатюру (5-7 предложений по картине)

Зачитывают свои ответы

5.Подведение итогов

Игра подошла концу , подведем итог.

6. Дом. Зад.

Запишем домашнее задание написать лингвистическую сказку о причастии или отчет «Все ли я понял в теме «Причастие»?»

7.Рефлексия «Комплимент»

Словарная работа. Что обозначает? Из какого языка ?

( из франц. Лестное высказывание в чей- адрес, похвал

Мой комплимент ; Молодцы! Вы все сегодня благотворно поработали, особо хотелось отметить ….






























?

- Опишите парк, употребляя в своём мини-сочинении причастия (работа в парах).

Ученики зачитывают сочинения.



- На этом наше путешествие заканчивается. Как вы думаете, удалось нам реализовать цели, которые мы поставили в начале урока?

- Понравилось вам наше путешествие?

- Подумайте, что вам нужно сделать дома, чтобы быть готовым к проверочной работе по теме «Причастие»?

- Оцените свою работу на уроке и поставьте себе оценку. (Комментарий учителя).




(Слайд 14)

1) Повторить теорию по теме «Причастие».

2) Составить рассказ «Портрет причастия» или нарисовать рисунок «Родословная причастия».


В этом же городе жила самая гордая, упрямая и самовлюбленная Частица НЕ. С краткими Причастиями она не дружила и терпеть не могла полные Причастия, которые сильно командовали прислугой (то есть имели зависимые слова). Зато НЕ очень уважала Причастия, которые без нее жить не могли или были такими же единоличниками, как она сама. Тогда НЕ теряла голову и из свободной Частицы превращалась в глупую Приставку или даже часть корня.

Карточка №1

Вставить пропущенные буквы

Вяза(н нн)ая кофта; птица испуга(н нн) а; испуга (н, нн)ый вы стрелом; товары развеше(н, нн)ы; картины развеша(н, нн)ы; школа радиофицирова(н, нн)а; экскурсия организова(н, нн)а; девочка умна и воспита(н, нн)а; утро тума(н, нн)о; созда(н, нн)ый в школе кружок.

Карточка №2

Раскрыть скобки

(Не)замеченная ошибка; гласные (не)проверяемые ударением; (не)продуманный ответ: решение (не)продумано; работа (не)закончена; (не)законченное сочинение; еще (не) прочитанная книга; еще (не) обжитый край; (не)обозримая равнина; (ни)кем (ну)нарушаемая тишина; (не)устрашимый борец; (не) пролазная чаща.

Карточка №3

Вставить пропущенные буквы

Передава ..мая научная информация; аппарат, управля..мый на расстоя нии; автоматическая станция, запущ..ая на Луну; посадка станции, произведе..ая автоматически; возвраща"мый аппарат; фотографии, полу-че..ые с помощью новейших приборов; телевизионные камеры, установл..нные на аппарате, посыла..мом на Луну; выполне..ая программа иссле дования.



© 2010-2022