- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Взаимосвязь различных видов речевой деятельности учащихся на уроках русского языка
Взаимосвязь различных видов речевой деятельности учащихся на уроках русского языка
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Мишина Н.Н. |
Дата | 25.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Взаимосвязь различных видов речевой деятельности учащихся на уроках русского языка
Болтенкова В.А., Мишина Н.Н., учителя русского языка и литературы МБОУ «Основная общеобразовательная Сорокинская школа»
Речь наших детей часто бедна просто потому, что они не стремятся говорить более ярко, выразительно и разнообразно.
Сегодня как никогда для педагога особенно важно пробудить интерес к звучащему слову, научить детей почувствовать его истинный вкус и назначение. Несомненно, процесс этот длительный и кропотливый, требующий определенной организации, системы, методической смекалки и выдумки, практического опыта.
На уроках русского языка надо научить ребят пользоваться родным русским словом, понять и почувствовать его, стремиться развивать свою речь, совершенствовать свое речевое творчество.
Развитие языковых способностей учащихся является важнейшей задачей обучения русскому языку. Однако школьники заучивают лингвистические правила и определения, часто не осознавая их сущности и значений составляющих их слов, поэтому ребята не всегда могут ввести заученные понятия в свою речь, построить связное монологическое высказывание на языковую тему.
Обучение на уроках русского языка должно строиться с учетом формирования у ребят различных коммуникативных умений и навыков. Они должны будут понять тему сообщения, закономерность развития мысли, извлечь нужную информацию, проникнуть в смысл высказывания, то есть уметь слушать. Уметь вести диалог и построить монологические высказывания - все это мы можем отнести к навыку говорение; уметь осмысливать тему и основную мысль (идею) высказывания, собирать и систематизировать материал, составлять план, пользоваться различными типами речи, строить высказывание в определенном стиле, отбирать языковые средства, совершенствовать высказывание, мы отнесем к письму, говорению.
Перечисленные умения и навыки возможно формировать только тогда, когда можно опираться на теорию речевой деятельности, с точки зрения которой речь - это "деятельность человека, который использует язык в целях общения, выражения эмоций, оформления мысли, познания окружающего мира, для планирования своих действий". Под речью мы понимаем как сам процесс, так и его результат (речевые тексты, устные и письменные). Различают два вида речи: внутреннюю и внешнюю, то есть устную и письменную.
Результативность уроков русского языка находится в прямой зависимости от того, насколько разумно организована на уроках сменяемость устных и письменных заданий, продумана ли взаимосвязь устной и письменной речи учащихся, созданы ли условия для преодоления учениками трудностей, которые возникают при переходе от мысли к речи, от речи к мысли.
Специальные исследования ученых показали, что наиболее эффективным является комплексное обучение речи, при котором умения воспринимать устную и письменную речь формируются в сочетании с умениями строить устное и письменное высказывание, то есть говорение и письмо. В каждом виде речевой деятельности, кроме специфических для него умений и навыков, формируются и умения, которые являются общими для всех видов деятельности. И в частности такое базисное, исходное умение, как понимание информации, то есть умение, которое связывает в единый процесс мышление и речь.
Переход от мысли к речи и от речи к мысли требует преобразования. Переход от внутренней речи к внешней часто сопровождается определенными трудностями. Во внутренней речи мысль понятна самому человеку, но когда он пытается выразить ее для других, оказывается, что его не понимают, и он сам чувствует иногда, что сказал не то или не так, как хотел. Поэтому в обучении речи большое значение имеет вооружение учащихся приемами преобразования внутренней речи в структурные формы, присущие внешней речи.
Устная и письменная речь как типы речевой деятельности создаются во взаимосвязанных речемыслительных процессах, к которым относятся восприятие и воспроизведение высказывания, обусловленных ситуацией общения. Поэтому надо создавать на уроке такие ситуации, которые при активном привлечении межпредметных связей становятся стимулом для порождения речевой деятельности разных типов и видов.
Коммуникативный подход к преподаванию русского языка определил поиск новых методов обучения. Наряду с традиционным для школы имитационным методом усвоения родной речи, с такими его главными приемами, как изложение и сочинение по образцу, сочинение-миниатюра, все большее значение заслуживает стимулятивно-мотивационный метод. Этот метод реализуется в различного вида ситуативных упражнениях, основанных на зависимости содержания и речевого оформления высказывания от речевой ситуации. Сейчас современное общество ставит перед учителем задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии.
Но из форм работы, которые стимулируют совершенствование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка, можно назвать следующие: проведение заочной экскурсии по музеям, выставочным залам картинных галерей, улицам и площадям городов России и городов мира, составление устных и письменных приглашений на выставку, диалог в выставочном зале "У картины Левитана…", составление вопросов для интервью с художником, писателем, музыкантом. Например, придумать диалог, который ведут "покупатель" и "продавец" (выбор подарка "В магазине…"). Эти упражнения помогают развивать у учащихся умение соотносить содержание и форму высказываний с речевой ситуацией, дисциплинируют мышление, оттачивают чувства языка, приучают гибко пользоваться им, а также имеют большое воспитательное значение, так как повышают речевую культуру и культуру поведения в целом.
Следует также отметить, что организация на уроке речевых ситуаций и выполнение учащимися различных видов ситуативных упражнений не самоцель, а средство формирования коммуникативных умений и навыков школьников. Так как письменная речь развивается, если она сопоставляется с уже усвоенной устной речью, мы считаем возможным и необходимым разумное чередование устной и письменной форм речи на уроках русского языка, в частности на уроках развития речи. Индивидуальная и групповая работа по карточкам, комплексный анализ текста, этимологический и словообразовательный анализы, составление цепочек слов по ассоциации, словосочетаний по образцу, построение на их основе предложений чередуются с устным комментарием к выполненному заданию. Материал, подготовленный, отобранный в результате устной работы и отраженный на письме в ходе урока, находит затем воплощение в сочинениях учащихся.
На уроках необходимо как можно полнее использовать работающие на развитие и воспитание стимулятивно-мотивационные методы, приемы и формы, осуществляя их в историко-культурном и словесно-образном контекстах, создаваемых благодаря интегрированному осуществлению межпредметных связей на уроках русского языка. Необходимо сделать так, чтобы каждый урок был неповторимым и интересным.
Литература
1. Бабкина М.В. О взаимосвязи различных видов речевой деятельности учащихся на уроках русского языка.// Русский язык в школе. - 2004. -№ 2
2. Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированное образование: опыт разработки парадигмы. - Ростов н/Д, 1997
3. Ковалева Г.С., Красновский Э.А. Новый взгляд на грамотность.// Русский язык. - 2005. - № 14.
4. Линецкая Л.М. Развитие речевой культуры младших подростков на уроках русского языка и во внеучебной работе. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007
5. Ясинская С.Г. Виды и приемы чтения.// Русская словесность. - 2007. - № 2