Рабочая программа по письму (8 класс)

Уделяется  внимание формированию навыков связной письменной речи, т. к. возможности школьника с психическим недоразвитием излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется   работа над развитием его фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию, подготовительные упражнения — ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

для обучающихся 8 класса

Составила: Ольховская Т.В.

учитель первой категории


1.Пояснительная записка

Нормативно-правовую базу разработки АООП ОО обучающихся с умственной отсталостью составляют:

Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-

ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ),

Проект Федерального государственного образовательного стандарта общего образования для обучающихся с умственной отсталостью;

Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования,

Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе проекта ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью;

Устав образовательной организации.

Областной закон "Об образовании в Ростовской области" от 14.11.2013 №26-ЗС;

Постановления Главного государственного санитарного врача СССР от 06.03.1986г. №4076-86"Санитарные правила устройства, оборудования, содержания и режима специальных общеобразовательных школ -интернатов для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии" ( с изменениями на 29.06.2010г.)

Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, инструктивными письмами Министерства образования и науки. Рабочая программа разработана на основе типовой программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: Сб.1», В.В.Воронкова, Москва: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2000.- 224с. Цели курса: дать самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у детей достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка.

Задачи курса:

  • Овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);

  • Формирование орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;

  • Обогащение словарного запаса, умение пользоваться словарями разных типов;

  • Эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника.

  • Развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитии интуиции и «чувства языка».

  • Усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание)

  • Овладение умениями участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания.

2.Общая характеристика предмета.


Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у обучающегося специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.

Уделяется внимание формированию навыков связной письменной речи, т. к. возможности школьника с психическим недоразвитием излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется работа над развитием его фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию, подготовительные упражнения - ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом создают основу.

В этих же классах школьнику прививаются навыки делового письма. Предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии, заявления, расписки и др.).


Программа по русскому языку и развитию речи направлена на разностороннее развитие личности обучающегося, способствует его умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий обучающемуся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим ему для социальной адаптации.

В достижении намечаемых результатов обучения большое значение имеет преподавание в школе такого предмета как русский язык. Подготовка подрастающего поколения к практической деятельности немыслима без овладения русским литературным языком. Для каждого человека, на каком бы участке ему не пришлось работать после окончания школы, знание русского языка, умение свободно выражать свои мысли просто необходим.

Русский язык в специальной (коррекционной) школе изучается на протяжении всех лет обучения.





3. Место учебного предмета.

Настоящая программа рассчитана на учащихся 8 классов. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (40 мин). На курс отведено 68часов в год или 2 часа в неделю (согласно расписанию). На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане.

  1. Повторение - 6 часов;

  2. Состав слова - 12 часов;

  3. Имя существительное - 11 часов;

  4. Имя прилагательное - 8 часов;

  5. Личностные местоимения - 8 часов;

  6. Глагол -13 часов;

  7. Предложение - 6 часов;

  8. Связная речь - 4 часа.

4. Содержание программы учебного курса.

1.Звуки и буквы. В 5-9 классах продолжается работа по звукобуквенному анализу. Обучающийся овладевает правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору.

2.Слово. С 5 класса начинается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и части речи.

Изучение состава, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря обучающихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов различных по произношении, сходных по правописанию (подбор гнезд родственных слов) и др.

Части речи изучаются в том объеме, который необходим обучающимся для выработке практических навыков устной и письменной речи - обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.

3.Предложение. Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с психическим недоразвитием к самостоятельной жизни, к общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. Необходимо организовать работу так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников навыки построения простого предложения разной степени распространения и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.

Связная речь. Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т. к. возможности школьников с психическим недоразвитием излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию во 2-4 классах. Подготовительные упражнения - ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работы с деформированным текстом создают основу, позволяющую учащимся 5-9 классов овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение.

В этих же классах школьникам прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии, заявления, расписки и др.).

Тематическое планирование.

№ п/п

Содержательные линии.

Кол-во часов

Коррекционно-развивающие задачи.

Педагогические средства, технологии решения коррекционных задач.

Проблемы, возникающие при изучении темы.

Педагогический мониторинг.



1.

Слово:

  • состав слова;

  • имя существительное;

  • имя прилагательное;

  • личные местоимения;

  • глагол.

Обогащение и активизация словаря. Формирование навыков грамотного письма. Развитие восприятия при работе над предметными картинками, иллюстрациями; памяти. Коррекция аналитико-синтетической функции мышления при изучении языковых понятий и явлений.

*Традиционные технологии обучения.

*Индивидуальный и дифференцированный подход.

*элементы технологии интегрированного обучения.

*Элементы игровой технологии.

Фрагментарное усвоение правил или непонимание его сущности.

Смещение грамматических понятий и орфографических правил на основе тенденции к уподоблению сходных понятий.

Быстрое забывание грамматического и орфографического материала.

Затруднения при применении полученных знаний на практике.

Комментированное письмо.

Предупредительно-пояснительные диктанты.

Словарный диктант.

Выборочные диктанты.

Контрольные диктанты.

Морфологический разбор частей речи.



2.

Предложение.

Формировать навыки построения

- простых предложений с распространенными однородными членами;

-сложноподчиненных предложений;

Закреплять орфографические и пунктуационные навыки.

*Традиционный метод обучения.

*Технологии личностно-ориентированного и развивающего обучения.

*Элементы игровой технологии.

Нарушение смысловой и лексико-грамматической основ продуцирования предложений.

Комментированное письмо.

Зрительный, предупредительный, объяснительный, контрольный диктанты.

Синтаксический разбор.



3.

Повторение.

*Традиционные технологии обучения.

*Индивидуальный и дифференцированный подход.

*Использование межпредметных связей.

Быстрое забывание грамматического и орфографического материала.

Затруднения при применении полученных знаний на практике.

Морфологический разбор частей речи.

Синтаксический разбор.

Предупредительный,

словарный,

контрольный диктанты.



4.

Связная речь.

В процессе изучения всего программного материала.

1..Развитие памяти.

2.Обогащщение и активация лексического запаса.

3.Формирование навыков четкого, правильного, логичного изложения мыслей в письменной форме.

4.С целью дальнейшей социальной адаптации учащихся формировать навыки делового письма.

*Личностно-ориентированные и развивающие технологии.

*Элементы технологии интегрированного обучения.

Нарушение монологической речи:

искажения логики и последовательности высказывания, соскальзывание с темы.

Затруднения в построении диалога.

Бедность словарного запаса.

Затруднения в построении сложных предложений.

Изложение.

Сочинение.

Редактирование текста.

Деловое письмо.



5. Тематический план.


№ п/п

Тема.



Основное содержание.

Знать.

Уметь.



Количество часов.




Всего.

Теоретических.

К. работы, диктанты.



1.

Повторение.

Простое и сложное предложение. Простые предложения с однородными членами. Обращение.



Главные и второстепенные ( без конкретизации) члены предложения.

Составление простого распространенного предложения, простого предложения с однородными членами, употребление обращения в тексте.



6



5



1




2.

Состав слова.

Корень, приставка, суффикс, окончание. Единообразное написание гласных и согласных в корнях слов, в приставках. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.

Морфемный разбор слова.

Разбор слова по составу, образование слов с помощью приставок и суффиксов.



12



11



1



3.

Имя существительное.

Основные грамматические категории имени существительного - род, число, падеж, склонение. Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе.

Часть речи, и его значение в тексте.

Применение правил проверки написания слов, использование существительных

для сравнения одного предмета с другим, пользование словарем, формирование навыков грамотного письма.



11



10



1



4.

Имя прилагательное.

Значение имени прилагательного в речи. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде , числе и падеже . Правописание родовых и падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе.

Часть речи, и его значение в тексте.



Применение правил на письме, использование прилагательных для сравнения предметов, оформление деловых бумаг; пользование словарем.



8



7



1



5.

Личные местоимения.

Понятие о местоимении. Значение местоимения в речи.

Часть речи, и его значение в тексте.

Применение правил на письме, различение местоимений по лицам и числам, оформление деловых бумаг; пользование словарем.



8



7



1



6.

Глагол.

Понятие о глаголе. Изменение глагола по временам ( настоящее, прошедшее, будущее) и числам.

Неопределенная частица не с глаголами. Изменение глаголов по лицам.

Часть речи, и его значение в тексте.



Применение правил на письме, различение глаголов по временам , по числам и родам, оформление деловых бумаг; пользование словарем.




13



12



1



7.

Предложение.

Простое предложение. Предложения распространенные и нераспространенные. Простое предложение с однородными членами. Сложное предложение. Сравнение простых предложений с однородными членами.

Орфографические и пунктуационные правила написания предложений.

Строить простые и сложные предложения разной степени распространения .Видеть в предложении орфографические и пунктуационные ошибки.



6



5



1



8.

Связная речь.


Состав предложений.

Построение простого распространенного предложения, простого предложения с однородными членами, с обращением, сложного предложения; писать изложение и сочинение; оформлять деловые бумаги; пользоваться словарем.



4



3



1

Всего



68



62



6


6. Календарно - тематическое планирование.




Дата



Тема.



Раздел.



Кол-во часов



Оборудование.

Основные виды учебной деятельности.

Требования к результатам.



Виды контроля.



Самостоятельная работа.

1.Простое и сложное предложение (подлежащее, сказуемое).

2.Простое предложение с однородными членами предложения.

3.Сложные предложения с союзамиИ, А, НО и без союзов.



I четверть.

Повторение.



1.









2.











3.

Карточки, таблицы, картины.

Работа с деформированным текстом, связь слов в предложении, работа по карточкам, ответы на вопросы, списывание текста, свободный диктант с предварительным разбором.

умение выражать свои мысли;

запоминать и удерживать правило,

начинать и заканчивать действие в нужный момент;

планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;

Комментированное письмо.

Предупредительно-пояснительный диктант.

Словарный диктант.

1.Списывание текста.

2.Определить главные и второстепенные члены предложения.

3.Подготовиться к словарному диктанту.

Дифференцировать простое и сложное предложения.

Определять главные и второстепенные члены предложения.

1.Однокоренные слова.

2.Единообразное написание звонких и глухих согласных в корне слова.

3. Единообразное написание ударных и безударных гласных.

4.Образование

слов с помощью приставок и суффиксов. Правописание приставок.

5.Сложные слова с соединительными О и Е и без соединительных гласных.

6.Контрольный диктант.



Слово.

2.





2











2









2













3













1


Перфокарты, карточки,

таблицы.

Подбор однокоренных слов.

Составление сказки с опорой на образец и план.

Употребление слов с увеличительными суффиксами.

Образование слов с помощью приставок и суффиксов.

Правописание

приставок.

Образование слов с О и Е и без соединительных гласных.

определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

составление плана и последовательности действий;


осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

определение основной и второстепенной информации;

Словарный диктант.

Комментированное письмо.

Контрольный диктант.

!. Работа по карточкам.

2. Списывание текста.

3.Написать рассказ «Осень».

4. Подготовка к контрольному диктанту.

Разбирать слова по составу.

Проверять написание в корне звонких и глухих согласных путем подбора родственных слов.

Проверять написание в корне безударных гласных путем подбора однокоренных слов.

Образовывать слова с помощью приставок и

суффиксов.

Выделять корни в сложных словах.

1.Деловое письмо. Почтовые отправления.

2.Склонение имен существительных единственного числа.

3.Правописание падежных окончаний существительных единственного числа.

4.Деловое письмо. Автобиография.

5. Правописание падежных окончаний имен существительных множественного числа.

6.Несклоняемые имена существительные.

7. Контрольный диктант.

II четверть.

Имя существи-тельное.



2.







2.









2













1





2













1







1.

Таблицы, картинки, карточки.

Подбор к несклоняемым существительным прилагательных.

Упражнения в правильном употреблении несклоняемых существительных: кофе, фойе, пианино.











запоминать и удерживать правило,

начинать и заканчивать действие в нужный момент;

планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;


Комментированное письмо.

Предупредительно-пояснительный диктант.

Словарный диктант.

Написать автобиографию.

Списывание текста.

Написать письмо другу. Подписать конверт.

Написать рассказ «Зима».

Подготовиться к контрольному диктанту.

Писать адрес, оформлять почтовые документы.

Определять склонения имен существительных.

Определять падеж имен существительных.

Составлять автобиографию по данному плану.



1.Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже.

2.Родовые окончания имен прилагательных.

3. Правописание падежных окончаний прилагательных в единственном числе.

4. Правописание падежных окончаний прилагательных

во множественном числе.

5.Имена прилагательные на -ий, -ья,-ье, -ьи, их склонение и правописание.

6. Контрольный диктант.

Имя прилагательное.









III четверть.



1.















1.







1.













1.















2.











1.


Перфокарты, карточки,

таблицы.

Описание предмета с использованием данных словосочетаний в нужном падеже.

Изложение текста с элементами рассуждения с предварительным анализом.

Сравнение текста. Выбор более удачного.

Редактирование текста: определи о ком идет речь.

составление плана и последовательности действий;


осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

определение основной и второстепенной информации;

Словарный диктант.

Комментированное письмо.

Контрольный диктант.

1.Списывание текста.

2.Работа по карточкам.

3. Написать текст «Зима в лесу».

4.Подготовка к диктанту.

Согласовывать имя прилагательное с именем существительным в роде, числе и падеже.

Определять род по формальным признакам.

Согласовывать прилагательное в роде, числе и падеже.



1.Личные местоимения как часть речи.

2. Лицо и число местоимений.

3.Склонение личных местоимений.

4.Правописание местоимений с предлогами.

5.Род местоимений 3-лица, единственного числа.

6.Контрольный диктант.







Личные местоимения











.



1.







2.





1.







1.







2.











1.

Перфокарты, карточки,

таблицы.

Упражнения в замене лица местоимением.

Составление предложения рассказа по данному началу и заключению.

Замена существительного местоимением.

Составление кратких диалогов с использованием личных местоимений.

уметь устанавливать аналогии;

планирование учебного сотрудничества с учителем;

составление плана и последовательности действий;


осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Комментированное письмо.

Контрольный диктант.

Самостоятельная работа.

1.Списывание текста с заменой существительного местоимением.

2.Склонение личных местоимений.

3.Составить диалог с использованием личных местоимений.

4.Составить рассказ по данному началу и заключению.

Использовать в речи личные местоимения.

Определять лицо и число местоимений.

Соотносить личные местоимения в косвенных падежах с начальной формой.

Морфологический разбор личных местоимений.

1.Значение глагола в речи.

2.Изучение глаголов по временам.

3.Неопределенная форма глагола.

4.Правописание глаголов неопределенной формы.

5.Изменение глаголов по лицам и числам (спряжения).

6.Глаголы первого лица.

7.Глаголы второго лица.

8.Глаголы третьего лица.

9.Спряжения глаголов. Личные окончания глаголов первого и второго спряжения.

10.Упражнения в определении спряжения глаголов.

11.Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.

12.Контрольная работа.



Глагол.













IV четверть.



1.





1.







1.





1.









2.









1.





1.





1.

2.









2.









2.











1.

Перфокарты, карточки,

таблицы, словарь.

Составление рассказа с использованием глаголов.

По данному рассказу составить план.

Глаголы труда, используемые при списывании того, как сшить одежду, сделать табуретку.

Образование глаголов первого лица от данных существительных.

Замена глаголов единственного числа на множественное.

Редактирование текста: определение места выделенного предложения.



Употребление глаголов в прямом и переносном значении.

Замена в тексте глаголов настоящего времени глаголами прошедшего времени.

составление плана и последовательности действий;


осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

запоминать и удерживать правило,

начинать и заканчивать действие в нужный момент;

планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;



Комментированное письмо.

Предупредительно-пояснительный диктант.

Словарный диктант.

Контрольный диктант.

1.Составить рассказ с использованием глаголов.

2.Работа с текстом.

3.По данному началу написать памятку, что ты должен сделать на этой неделе.

4.Редактирование текста.

5.Морфологический разбор глаголов.

6.Написать рассказ «Птицы в лесу зимой».

7.Словарная работа.

8.Подготовка к контрольному диктанту.

Подбирать глаголы близкие и противоположные по значению.

Распознавать времена глаголов по вопросам и смысловой структуре.

Определять в тексте глаголы неопределенной формы.

Распознавать лицо глагола по местоимению.

Определять глаголы первого лица по местоимениям, вопросам, окончаниям.

Правописание глаголов второго лица единственного числа.

1.Простое и сложное предложения.

2.Простое предложение с однородными членами.

3.Сложные предложения с союзами И, А, НО и без союзов.

4.Обращение.знаки препинания при обращении.

5.Сложные предложения с союзами: который, когда, где, чтобы, потому что.

6.Контрольная работа.

Предложе-ние





1





1









1









1







1













1

Карточки, таблицы, картины.

Сочинение по картине повествовательного характера.

Изменять предложение так, чтобы оно получалось с обращением.

Учить писать изложение по плану.

Заменять простые предложения на сложные с союзами и без союзов.

запоминать и удерживать правило,

начинать и заканчивать действие в нужный момент;

планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;

Словарный диктант.

Комментированное письмо.

Контрольный диктант.

1.Написать изложение по плану.

2.Составить схемы предложений.

3.Выделить главные и второстепенные члены предложения.

4.Заменить простые предложения сложными с союзами А, И, НО.

Разбирать предложение по членам предложения.

Схема простого предложения с однородными членами.

Синтаксический разбор предложения.

Главные и второстепенные члены предложения.

1.Падежные окончания имен существительных.

Правописание предлогов с местоимениями.

2.Трудные случаи правописания глаголов.

3.Знаки препинания в простом и сложном предложениях.

4.Годовая контрольная работа.

Повторение.



1.













1.







1.











1.

Карточки, таблицы, картины.

Деление текста на части. Составление плана. Написать по данному плану изложение.

Творческое списывание, замена лица в местоимении.

Подбор словесного материала для описания картины А.Саврасова «Грачи прилетели».



составление плана и последовательности действий;


осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

запоминать и удерживать правило,

начинать и заканчивать действие в нужный момент;

Словарный диктант.

Комментированное письмо.

Контрольный диктант.

1.Спряжение глаголов.

2.Изменить имена существительные.

3.Списать текст и расставить знаки препинания.

4.Подготовка к контрольной работе.

Морфологический разбор имен существительных, местоимений, глаголов.

Синтаксический разбор предложений. Составление схем.

Знаки препинания в предложениях.



7. Учебно-методические средства обучения

Литература:

  1. Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская. Русский язык. Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 4-е издание, М: Просвещение, 2011г.

Дидактический материал:

  1. Инструктивные карточки;

  2. Тематические таблицы;

  3. Наборы карточек с текстом.

8. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса:

Обучающийся должен уметь:

различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на письме;

  • подбирать группы родственных слов (несложные случаи);

  • проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных путем изменения формы слова;

  • обозначать мягкость согласных буквой ь;

  • разбирать слово по составу;

  • выделять имя существительное как часть речи;

  • строить простое распространённое предложение;

  • связно высказываться устно, письменно (с помощью учителя);

  • пользоваться словарём

  • писать предложение с большой буквы и ставить точку в конце;

  • составлять предложение по картинке;

  • подбирать по вопросам названия предметов и действий;

  • называть свой домашний адрес.

  • писать под диктовку текст, применяя правила написания слов;

  • разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;

  • различать части речи;

Обучающийся должен знать:

  • главные и второстепенные (без конкретизации) члены предложения;

  • называть части речи, их значение;

  • наиболее распространенные правила правописания слов.

Оценка устных ответов обучающихся:

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний, умений и навыков обучающихся по русскому языку. При оценке ответа обучающегося надо руководствоваться следящими критериями:

  • полнота и правильность ответа;

  • степень осознанности, понимания изученного;

  • речевое оформление ответа.

Развернутый ответ обучающегося должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила к конкретным случаям.

Оценка «5» ставится, если обучающийся:

  • обстоятельно, с достаточной полнотой излагает текущий материал, дает правильные определения языковых понятий;

  • обнаруживает полное понимание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

  • излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает единичные ошибки, которые сам же исправляет после замечаний учителя, и единичные погрешности в последовательности и языке изложения.

Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

  • излагает материал недостаточно полно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

  • не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры,

  • излагает материал недостаточно последовательно и допускает ошибки в языковом оформлении изложения.

Оценка «2» ставится, если обучающийся: обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изученного материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка "2" отмечает такие недостатки в подготовке обучающегося, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка диктантов

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты. Эти тексты должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию обучающимся данного класса. Если диктант сопровождается грамматическим заданием, объем его может быть сокращен примерно на 10 слов.

Словарный диктант может состоять из следующего количества слов: для 5 класса -10-15 слов, для 6 класса -15-20, для 7 класса - 20-25, для 8 класса - 25-30, для 9 класса - 30-35.

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка, снижается на один балл, но такое снижение не должно привести к неудовлетворительной оценке работы ученика. Отличная оценка не выставляется при наличии 3 и более исправлений.

Диктант оценивается одной отметкой.

Оценка "5" выставляется за безошибочную работу при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка "4" выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка "4" может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка "3" может быть выставлена за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических. В 5 классе допускается выставление оценки "3" за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка "3" может быть выставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются по 3 однотипные ошибки.

Оценка "2" ставится за. диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и б пунктуационных ошибок.

В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного грамматического, орфографического, лексического задания, выставляются две оценки отдельно за каждый, вид работы.

При оценке выполнения грамматического задания рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка "5" ставится, если обучающийся выполнил все задания.

Оценка "4" ставится, если обучающийся правильно выполнил не менее 2-х заданий.

Оценка "3" ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка "2" ставится за работу, в которой не выполнено более половины задании.

Формы и средства контроля:

Контрольное списывание

Найти начало и конец каждого предложения. Списать, поставить, где нужно, точки.

На пруду.

Дедушка Егор с внуком Васей пошли на пруд они взяли удочки в руках у Васи ведерко для рыбы дедушка нес наживку дед и внук сели на пень под старой ивой кругом тихо закинули лески клюнула первая рыбка. (38слов)


Контрольный диктант

Август

Все любят август. В саду зреют груши, сливы. Пахнут душистые розы. Ребята часто бегают в рощу. Хороши там ягоды малины! С поля убрали урожай хлеба. (26слов)

  1. В первом предложении подчеркнуть гласные буквы.

  2. Записать цифрой, сколько слогов в слове ДУШИСТЫЕ.

  3. Найти и выделить главные и второстепенные члены в последнем предложении.

Контрольное списывание

Найди границы предложений.

В ноябре

На улице стоит слабый мороз солнце посылает на землю яркие лучи под ногами хрустит снег дорога укатана санями небо над землей стоит чистое и высокое днем можно увидеть на небе молодой месяц серпом в лесных ручьях течет светлая и прозрачная вода на дне ручьев видны сухие листочки и травинки. (51 слово)

  1. Разобрать по составу слова: слабый, листочки, травинки.

  2. Найти и выделить главные и второстепенные члены во втором предложении.

Контрольный диктант

Семья Соловьёвых

Вечер. За окном льёт дождь. Семья Соловьёвых дома. Каждый занят делом. Бабушка Дарья варит варенье. Мама шьёт платье. Старшая дочка Наталья гладит бельё. Илья и Татьяна учат уроки. Пришла гостья - учительница Ольга Васильевна. (35слов)

Задание:

1.Подчеркнуть разделительный ь.

2. Разобрать по составу слова: бабушка, пришла, уроки.

3.Образовать новые слова из слов шьёт, шла с помощью приставок

Контрольное списывание

Озаглавь текст. Списать.

Утята.

Гуляли забавные утята по двору. Ходили они гуськом такие чистые и пушистые. Искали малыши корм. Щипали утята траву.

Нашли проказники большую трубу. Залезли туда один за другим. Вышли озорники из трубы грязные. Стала утка-мать отмывать детей в реке.

Подчеркнуть слова, которые по-разному называют утят.

Контрольный диктант

Прорубь

Был март. Снег осел. Ваня побежал на пруд, Мальчик увидел прорубь. Он ступил на тонкий лед. Лед треснул. Ваня упал в прорубь. Вода была студеная. Ваня замерз и простудился. (30 слов)

Слова для справок побежал, студеная

  1. Подчеркнуть звонкие и глухие согласные в конце слова.

  2. К словам пруд, лед подобрать проверочные слова

  3. Написать свой домашний адрес.

Контрольное списывание

Найди границы предложений

Журавушка.

Журавушка подрос за лето стал он стройный и красивый пришла осень птицы улетали в жаркие страны журавушка улетал вместе со всеми в последний раз шагал он по родному болоту вот журавли собрались в стаю пора лететь! (37слов)

1.Подчеркнуть большую букву в начале предложения и знаки в конце.

2. Образовать новые слова из слов лес, груз с помощью суффиксов.



© 2010-2022