Интегрированный урок (история + литература). В начале было «Слово…» (Слово о полку Игореве в историко-литературном аспекте)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированный урок (история + литература). В начале было «Слово…» ("Слово о полку Игореве" в историко-литературном аспекте)

Цели урока:

  • выявление исторической и литературной значимости "Слова" в культуре России;

  • развитие навыков исследовательской работы у учащихся;

  • вызвать чувство интереса к прошлому нашей страны, помочь учащимся увидеть прошлое и современность в причинно-следственной связи.

Тип урока: комбинированный.

Виды деятельности учащихся:

  • аналитическая беседа;

  • презентация ученических проектов;

  • историко-литературный анализ;

  • словарная работа. (Все презентации ученических проектов представлены в Приложении к конспекту).

Урок подготовлен и проведён учителями русского языка, литературы, истории и информатики:

Пономарёвой Е.В.

РодионовойТ.Н.

МоргуненкоИ.А.

Воеводина Е.Т.

















Ход урока

Презентация

Вступительное слово учителей истории и литературы.

- Объявление темы и целей урока.

- Очень хочется, чтобы сегодняшний урок помог вам понять причину особого отношения к памятнику древнерусской литературы поэтов ХIХ, ХХ веков, ученого и общественного деятеля Д.С. Лихачева, ЮНЕСКО, объявившей 1985 год годом "Слова о полку Игореве". Сегодня, возможно, определится ваше отношение к этому действительно бессмертному творению.

Первый вопрос. Особенности древнерусской литературы.

Проверка домашнего задания. Определение основных черт литературы Древней Руси. Рассказ учащихся о характерных чертах древнерусской литературы. Слово учителя литературы.

Необходимо отметить, что эти черты были присущи литературе периода Киевской Руси, т.е. ХI-ХIII веков:

  • церковность;

  • поучительность;

  • достоверность, историчность;

  • идеализация героев и прошлого;

  • полуанонимное авторство;

  • национальный идеал красоты - красота духовная.

Второй вопрос. Значение и место "Слова о полку Игореве" в древнерусской литературе.

  • Слово учителя литературы. С появлением "Слова" в печатном виде в 1800 году русским историкам и литераторам приходилось отстаивать подлинность и оригинальность этого произведения, т.к. сразу же появились скептики, утверждавшие, что такое произведение не могло быть написано в ХII веке: слишком оно высоко в идейном и поэтическом смысле. Находили, что оно написано под влиянием западной литературы. А.А Потебня в 1878 году в книге "Слово о полку Игореве" доказывал, что "Слово" "не сочинено по готовому византийско-болгарскому или иному шаблону. Это произведение оригинально и самобытно, оно все проникнуто народнопоэтическими элементами". У нас есть возможность самим сделать вывод, сравнив два памятника средневековой литературы

  • Сравнение "Песни о Роланде" и "Слова о полку Игореве". Защита учебного проекта проблемной группой. Сопоставительный анализ литературно- исторических источников.

  • Слово филолога. Русская литература с самого начала определилась как высоко патриотичная литература, с обостренным национальным самосознанием.

  • Сравнительный анализ, проведенный ребятами, показывает, что главное отличие "Слова" заключается в том, что автор стремится следовать действительности, описывает современные ему события, не мифологизируя их. Ему не свойственна религиозная воинственность и нетерпимость в оценках противостояния двух миров: языческого и христианского. В центре внимания автора - идея патриотизма.

  • Показывая события в их становлении и развитии, автор в поэтической форме исследует возникновение и возможные последствия происходящих событий.

  • Эта авторская позиция отражает одну из важнейших особенностей древнерусской литературы - ее историзм.

Третий вопрос. Исторический аспект "Слова…". Защита учебного проекта проблемной группой.

  • Центральным образом в "Слове" является Русь. Образ ее многогранен и складывается из четырех составляющих. Во-первых, это русская земля и ее просторы. "О, Русская земля!" - это постоянный рефрен произведения. Во-вторых, автор олицетворяет русскую природу. Она "переживает" и "сочувствует" событиям, является сама действующим лицом этих событий. Третьей составляющей является образ русского народа - русичей и их князей, которые олицетворяют славу. И, наконец, Русь - это родная, русская история. Автор повествует о Руси, как о едином целом.

  • В центре повествования находится поход новгород-северского князя Игоря на половцев в 1185 г. Но автор не ограничивается описанием только этого события. Он свободно переходит от настоящего к прошлому, и от Игоря движется к Владимиру и Ярославу. Для автора нет непреодолимых границ во времени. "Свивая славу обеих половин сего времени" ведет он повествование.

  • Историческое прошлое выступает мерилом настоящего. Автор сравнивает Олега Гориславича и Игоря Святославича. Князья выступают носителями славы своих предков: "Ярослава все внуки и Всеслава! Склоните стяги свои, вложите мечи свои поврежденные в ножны, ибо лишились вы славы дедов".

  • Автор дает нам ретроспективу событий русской истории на фоне всемирной. В "Слове" присутствуют анахронизмы. Так "готские девы" радуются поражению Игоря и лелеют месть за Шарукана. Здесь переплетаются события IV века, когда готы - германцы подчинили себе часть славян, события XI века, когда во главе половцев стоял Шарукан и поражение Игоря в 1185 году.

  • Происходящие события охватывают все русские земли: "Кони ржут за Сулой - звенит слава в Киеве, трубы трубят в Новгороде, стоят стяги в Путивле". Несмотря на произошедший распад Руси, автор подчеркивает общность всех русичей, общую судьбу и пространство. О несчастье Игоревом говорится так: "…застонал, братья, Киев от горя, а Чернигов от напастей. Тоска разлилась по Русской земле; печаль обильная потекла посреди земли Русской". Русь воспринимается автором как единое целое.

  • Автор не ограничивается описанием только русских земель. Описываются половецкие земли. Отголоски событий на Руси слышны в землях соседних народов. Победе Святослава в 1184 г. радуются "немцы и венецианцы", "греки и моравы". Описывает автор и земли наиболее влиятельных русских князей: Всеволода Большое Гнездо и Ярослава Осмомысла, как бы предвидя два основных центра политической силы и власти будущей Руси

  • Таким образом, описываемое в "Слове" историческое пространство охватывает территории от Новгорода до Балкан, от Адриатики и Западной Европы до Волги.

  • Автор "Слова" видит силу Руси в ее единстве, он призывает князей объединиться вокруг Киева. Таким образом, он идеализирует прошлое Руси, когда она еще не распалась на уделы. "О, стонать русской земле, вспоминая первые времена и первых князей".

  • Но в словах автора слышатся и пророчества будущих событий. "Загородите полю ворота острые", - это как бы предвосхищение нового возможного нашествия со стороны степей. И через полвека монголы обрушатся на Русь.

  • "Здравы будьте, князья и дружина, борясь за христиан против нашествий поганых". В этих словах автор просит князей объединиться для спасения Руси.

  • Учитель истории. Обобщение и выводы по проекту.

  • Для автора "Слова" характерна широта освещения и восприятий событий, и пространственная, и временная. Это изображение настоящего, обращенного в будущее, исходя из уроков прошлого. Это и пророчество, и некая утопия. По словам В.И. Стеллецкого, "утопическим это произведение можно назвать потому, что автор не хотел видеть ни упадка Киева, ни неизбежного невнимания князей к его призывам, ни практической неосуществимости участия в походах на половцев Всеволода Суздальского, Ярослава Галицкого, а также и других князей, поглощенных делами своих княжеств. Его призыв к единению князей, - призыв к новому идеально-возможному для того времени строю жизни". А Ромен Роллан писал в своей книге "Жизнь Толстого": "Пророк - всегда утопист, уже в земной своей жизни он живет как бы в вечности". И пророчество автора "Слова" будет актуально и спустя столетия.

  • - Что дает древнерусской литературе ее историзм? Почему так сильно ее историческое звучание?

  • Это обусловлено было необходимостью осознания места Руси в мире, в мировой истории. Необходимостью определения своей ценности и значимости. Связано было и с оформлением этнокультурного сознания, сознания того, что "мы - русичи". XII век - это время существования единой древнерусской народности. Хотя до подлинного политического единства было еще очень далеко.

  • Широта восприятия происходящего, терпимость к иной вере, культуре во многом определялись и тем, что изначально Древнерусское государство складывалось как многонациональное и многоконфессиональное.

  • И национальное самосознание формировалось не на узкоэтнической основе, а на множественной основе.

Четвертый вопрос. Христианские и языческие элементы в "Слове". Защита проекта проблемной группой.

  • Слово учителя литературы. (Звучит музыка) Попробуйте закрыть глаза лишь на минуту, вслушайтесь в звучание. Это не голос, но дух парит под куполом храма, где рождается это пение, оно слышится не только в храме, оно разносится по просторам земли русской, а в нашем сознании начинают звучать письмена "из тьмы веков". Скупые и немногословные, они доносят до нас ощущения далекого времени, чаяния и заботы князей и простого люда. Они могут рассказать многое, если мы умеем читать и слушать.

  • Как же складывается сознание древнерусского человека, под влиянием чего, как это отразилось в "Слове"?

  • Презентация проекта "Слово о полку Игореве" как отражение сознания человека Древней Руси.

  • Слово учителя литературы. Возможно, именно это определило особое положение нашей земли. Русь всегда жила не просто рядом с другими народами, но вместе.

  • Учитель истории. Сосуществование в сознании христианских и языческих представлений - это вполне закономерное и естественное явление. Смена веры - это сложный и длительный процесс. В XII веке христианизация еще не была завершена и затронула, главным образом, верхушку общества и городское население. Среди основной массы сельского населения этот процесс завершится лишь к XIV веку.

  • Замедлялся этот процесс еще и тем, что народ постоянно осваивал новые территории, переселялся из беспокойных южных районов на северо-восток, куда еще не дошел свет веры христовой. В этих районах проживали языческие финно-угорские племена. Отношения с ними в основном были мирными.

  • А вот отношения с другим миром язычества, степным, на юге были гораздо сложнее и трагичнее.

Пятый вопрос. Взаимоотношения Руси с половцами по "Слову". Защита учебного проекта проблемной группой.

  • Наиболее опасными соседями Руси на юге были половцы - тюркоязычные кочевники. Их еще называли кипчаками или куманами. Впервые в летописи они упоминаются в 1054 году, набеги начинаются в 1061 г. Наиболее сильное противостояние русичей и половцев приходится на начало XII века. Серьезное поражение им нанес Владимир Мономах, когда разбил их основные кочевья и станы. Но и в последующие десятилетия они представляли опасность для русских земель.

  • Какими же предстают перед нами половцы в "Слове"? Наиболее частая их характеристика - "поганые". В контексте данного произведения, наиболее близкими к пониманию смысла этого слова являются следующие его значения, приводимые В.И. Далем: языческий, относящийся до почитания кумиров, иноверческий вообще...

  • Другая характеристика половцев - "дети бесовы". Также по словарю Даля эту характеристику можно определить как "вражья сила, не-наша", то, отчего исходит опасность. Отношение к ним как к одним из кочевников. Упоминаются в "Слове" половецкие ханы XII века Гзак и Кончак.

  • Можно заметить отождествление автором половцев с аварами, тюркоязычными племенами, господствовавшими в европейских степях в VI-VIII вв. и разбитыми Карлом Великим. Половцы и авары воспринимаются как единый образ кочевников, не раз нападавших на Русь.

  • Указывает автор и на коварство половцев, стремительность их нападений. Возможно, как считает ряд историков, богатые обозы, захваченные дружинниками Игоря, являлись "ловушкой" половцев, призванной заманить русские полки легкой добычей глубже в степь, чтобы там полностью их уничтожить.

  • Автор показывает непростые взаимоотношения русичей и половцев. Это были и взаимные походы и набеги: "Потоптали они полки поганые половецкие". "Помчали красных девушек, а с ними золото, и паволоки, и дорогие аксамиты". Но не эти богатства были целью похода Игорева, ведь дружинники его употребили половецкие богатства для того, чтобы мостить мосты "по болотам и топким местам".

  • Не только противостоянием характеризуются отношения Руси и Степи. Не случайно половцы называются автором "сватами" русичей. Браки русских князей с половчанками не были редкостью в XI-XII вв. Олег Гориславич был женат на половчанке, да и мать князя Игоря была половчанкой. А сын Игоря Владимир будет помолвлен с дочерью хана Кончака. Но наличие родственных связей не уменьшало накала борьбы.

  • Наиболее опасны были половцы тогда, когда они приходили на Русь в качестве союзников русских князей в политической борьбе. Платой за оказанную помощь становились разоренные половцами города и земли.

  • Говорит автор "Слова" и о помощи половчанина Овлура плененному Игорю в организации побега. В Ипатьевской летописи есть упоминание о том, что Овлур был крещен. Но автор "Слова" этого не упоминает.

  • И последний призыв автора к князьям и дружинникам: "Здравы будьте, князья и дружина, выступая за христиан против полков поганых!" - является призывом к единению во имя интересов Родины, так как степняки - это ненадежные и непостоянные союзники.

  • Учитель истории. Комментарий к работе группы.

  • Сложными были отношения со Степью. Но, обратите внимание, в "Слове" нет описаний жестокости, насилия, проповеди агрессивности по отношению к другим вообще (а упомянуты не только степняки, но и латиняне-католики) и к язычникам в частности. И призыв "Здравы будьте!" - это призыв к сражению за "землю Русскую".

Шестой вопрос. Историческая и литературная значимость "Слова". Обобщения и выводы учителей истории и литературы.

  • - "Слово" оказалось пророческим не только в историческом смысле. Автор смог подняться над временем и в своем литературном творчестве.

Беседа с учащимися о новаторстве автора "Слова".

  • - Автор уходит от открытой идеализации героев. Мы можем судить об авторском отношении к князю Игорю. В произведении чувствуется наметившийся уход от духовности в узком понимании, т. е. церковности, и приход к духовности, которая отличает именно русскую литературу.

Словарная работа. ДУХОВНЫЙ (по словарю Ожегова).

  • 1) См. дух-сознание, мышление, психические способности. 2) Внутренняя моральная сила (боевой дух). 3) Относящийся к религии, к церкви (духовная литература).

  • - Уход от церковности означает уход от религиозных постулатов к общечеловеческим ценностям. Именно поэтому "Слово" воспринимается нами как обращение к потомкам.

  • - Это обращение будет услышано в конце XIV начале XV в. автором "Задонщины", который не только обратится к образам "Слова", но и воспримет главную идею его: необходимость единения всей Русской земли, единения уже для окончательной победы над Ордой.

  • - Это обращение было услышано в ХIХ веке русскими романтиками, чьи произведения приобрели черты истинно народные. Вместо экзотических и мистических историй появляются "преданья старины далекой"

  • - И "Слово" вновь прозвучало актуально в начале XIX века в связи с событиями войны 1812 года, когда всему народу необходимо было бороться за интересы и спасение Отечества. И это способствовало росту национального самосознания.

Сообщение уч-ся о традициях "Слова" в русской литературе

  • - Издания "Слова" именно в 1938 г., в 1954 г. со знаменитыми иллюстрациями В.А. Фаворского тоже не случайны. Может быть, это и было ангажировано интересами государственной идеологии, но примечательно то, что образцом для подражания, объединяющую идею вновь увидели в истории народа, в памятниках прошлого.

  • - Заключением к уроку могут служить слова Д.С. Лихачева: "Слово о полку Игореве", продолжающее жить в сотнях произведений русской литературы ХIХ и ХХ веков, мы вправе считать произведением не только древней, но и в известной мере и современной литературы. Оно живо, действенно, заражает своей поэтической энергией и воспитывает идейно, учит литературному мастерству и любви к Родине". И если есть мировое древо. То "Слово" можно считать таковым для земли русской, т. к. оно связывает нас с прошлым, объясняет настоящее и всегда дает надежду на будущее.

  • Список литературы:

  • Слово о полку Игореве: Древнерусский текст и переводы/ Сост., вступит. статья, подготовка древнерусского текста и коммент. В.И. Стеллецкого. М.: Сов. Россия,1981. 288 с.

  • Древнерусская литература: Книга для чтения. 5-9 кл. Сост. Рогачевская Е.Б. М.: Школа-Пресс,1993. 320 с.

  • Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. 736 с.

  • Лихачев Д.С. "Слово о полку Игореве" - героический пролог русской литературы. Л., 1967

  • Лихачев Д.С. "Слово о полку Игореве" (историко-литературный очерк)

  • Охотникова В.И. Древнерусская литература. Учебник для 5-9 кл. М., 2004.

  • Сумароков Г.В. Кто есть кто в "Слове о полку Игореве". М.: Изд-во МГУ, 1993.


© 2010-2022