Методическая разработка по литературе на тему Экология культуры (по работе Д. С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном») (8 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя

общеобразовательная школа № 13 п. Глубокого муниципального

образования Новокубанский район



Конспект

урока по литературе в 8 классе

Тема: «Экология культуры» (по работе Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном»)

Учитель русского языка

и литературы: Шумкова Е.В.



Тема: «Экология культуры» (по работе Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном»).

Цели урока: познакомить учащихся с личностью и взглядами академика Д.С. Лихачева; привлечь внимание учеников к проблемам, поднятым в работе; воспитывать стремление к активной жизненной позиции, развивать речи учащихся, их эстетический вкус.

Подготовительная работа: из учащихся 8 класса сформировать группы по 4 человека, каждая из которых получает задание прочитать «Письма о добром и прекрасном» и подобрать иллюстрации произведений русского искусства (живописи, скульптуры, архитектуры), которые на их взгляд представляют собой мировые шедевры. Изготовить плакаты с текстом эпиграфов. Подготовить тематические слайды для мультимедийной презентации. Задание ученикам - составить краткое сообщение о Д.С. Лихачеве.

Рабочие материалы, оборудование:

  1. Тексты из работы Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном» для каждого ученика («Экология культуры», «Любовь, уважение, знание…»).

  2. Телевизор.

  3. Компьютер, проектор.

  4. Чистые листы бумаги для творческой работы, ручки, фломастеры.

Оформление доски: на левой части поместить лист ватмана со строками из стихотворения Н. Спириной:

Культура не была ли ты гонима

Из страны в страну,

Из века в век.

От того ли так неотвратимо

Обнищал и гибнет человек?

Справа лист ватмана со строками из стихотворения того же автора:

Победа Света - как восход -

Неотвратима, непреложна,

Пусть ночь глухая безнадежна,

Наступит час - она пройдет.

Ход урока.

На экране слайд первый - портрет академика Д.С. Лихачева с датами жизни.

Учитель:

- Имя этого человека широко известно мировой общественности. Всмотритесь в благородные черты спокойного лица. Вы узнали, кто это? Конечно, это Д.С. Лихачев.

(на слайде ФИО писателя)

- наш урок сегодня посвящен памяти этого замечательного человека, поэтому вначале послушаем сообщение о нем, подготовленное (имя ученика).

Сообщение ученика:

- Имя Дмитрия Сергеевича Лихачева известно не только людям, связанным с литературой, знакомо оно и школьникам, ведь один из лучших переводов «Слова о полку Игореве», изучаемого в школе, принадлежит именно Лихачеву. (Слайд №2 - страница из «Слова о полку Игореве» со вступительным словом академика Лихачева).

- Дмитрий Сергеевич был виднейшим ученым нашей страны, академиком, автором многочисленных работ, за которые он не раз был удостоен правительственных наград. Глубоко разбираясь в искусстве, он был чуток к проблемам общества, его искренне беспокоило родной культуры. Талантливый публицист всю жизнь боролся за сохранение и развитие великого культурного наследия нашей страны (на экране слайд №3 с названием работы Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном»).

Учитель:

- Наш сегодняшний урок пройдет в форме творческой мастерской. Вам предстоит разобраться в проблемах, затронутых академиком Лихачевым в его работе «Письма о добром и прекрасном», ответить на непростые вопросы и написать небольшую творческую работу.

Итак, работаем с первым текстом. Он у вас на столе. Я читаю вслух, а вы следите и отмечаете ключевые, на ваш взгляд, мысли.

(чтение текста №1)

- Выпишите отмеченные вами предложения или словосочетание на свой лист (работа учащихся с текстом).

- Сверьте свои записи с товарищами по группе, отметьте, какое слово встречается у всех (на экране появляется слово «культура»).

- А что же такое культура? Давайте посмотрим, какое значение этому слову дает С.И. Ожегов в «Толковом словаре русского языка» (работа по словарю). Это слово многозначное, но первое значение звучит так: (зачитывает).

«Совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей».

- Давайте прочитаем, какие словосочетания с этим словом вы выписали (ответы учащихся: культурное наследие, памятники культуры, родная культура, состояние культуры и т.д.).

- Выполняя задание к этому уроку, вы подбирали иллюстрации, рассмотрите их. Каждая группа должна представить, посоветовавшись, одну из них как символ русской культуры, поместить её на доску, коротко аргументировать свой выбор (группы выполняют задание).

- Какие мысли возникли у вас, когда вы слушали текст Лихачева? Какие чувства вы испытываете, глядя на иллюстрации, на доске? Запишите свои мысли и чувства на ваши листки. Обсудите в группе, запишите, что получилось на общий лист. (Должно получиться, примерно, следующее:)

- Как относиться к культурному наследию? Оберегать.

- Факты вандализма.

- «Запас» памятников культуры ограничен.

- О патриотизме не нужно пустословить, его нужно воспитывать с детства.

- Любовь к родине и родной культуре начинается с уважения к семье, школе, людям.

Учитель:
- Обратимся ко второму тексту (чтение текста №2).

- Выпишите ключевые мысли (работа с текстом «Экология культуры»).

- Обсудите, запишите на общем листе.

(Примерная запись)

- Для человека не менее биологической важна среда культурная.

- Сохранение культурной среды - задача не менее актуальная, чем сохранение окружающей природы.

- Если человек равнодушен к памятникам культуры своей страны, он, как правило, равнодушен и к своей стране.

- Убить человека нравственно может несоблюдение законов экологии культуры.

Учитель:

- Проблемы экологии культуры, поднятые академиком Лихачевым, очень важны, а что вы знаете о том, как на государственном уровне решаются вопросы сохранения культурных ценностей?

(Ответы учеников)

-Приняты законы об охране памятников культуры.

- Существуют государственные программы по охране и сохранению культурного наследия.

- За совершение актов вандализма предусмотрена условная ответственность. (слайд №4 - изображение памятника Екатерине Великой в г. Краснодаре)

Учитель:

- Что это за скульптурное изображение? Что вам о нем известно?

(ответы учащихся)

- Как эта история связана с темой нашего разговора?

Учитель:

- А теперь вам предстоит небольшая творческая работа (10-12 минут) - сочинение-рассуждение на тему «Каким предстает перед нами автор «Писем о добром и прекрасном» (работа учеников над сочинением-рассуждением).

Примерное сочинение.

Дмитрий Сергеевич Лихачев предстает перед нами человеком глубоко обеспокоенным судьбой родной культуры. Он с болью и горечью пишет о разрушении памятников прошлого. Бездумно и безответственно сносятся архитектурные и скульптурные сооружения, обедняется родной язык. Д.С. Лихачев был культурнейшим человеком, одним из виднейших ученых нашей страны. Он глубоко разбирался в искусстве и являлся настоящим патриотом нашей родины.

Или :

Дмитрий Сергеевич Лихачев всю жизнь боролся за сохранение и развитие родной культуры, великого наследия нашей страны. В своих работах он призывал не быть равнодушными, уважать и беречь память о наших предках, хранить то, что сделано предыдущими поколениями.

Учитель:

- А теперь обращаю ваше внимание на два небольших стихотворения на доске (читает их). Предлагаю вам полюбоваться прекрасными памятниками мировой культуры, а затем выбрать одно из стихотворений в качестве эпиграфа к нашему уроку.

(На экране под музыку «Аве Мария» появляются изображения памятников мировой культуры, например, здание Эрмитажа, Лувра, картины Леонардо да Винчи, Рафаэля и т.д.)

- Если вы считаете, что проблема экологии культуры не имеет решения, распишитесь на левом листе, а те, кто верит в победу Света, в правом. (Появляется слайд с общим видом всех показанных памятников культуры). Ученики, выходя по одному, расписываются под выбранным эпиграфом.

Учитель:

- Подведем итог нашего урока, где же больше подписей?

Итак, чтение эпиграфа.

Домашнее задание: прочитать статью Д.С. Лихачева «Учимся говорить и писать».

ТЕКСТ №1

Любовь, уважение, знание…

Если спросить, как надо относиться к историческому и культурному наследию своей страны, каждый ответит, что его надо беречь. Но мой жизненный опыт вызывает в памяти грустные, даже горестные картины.

Как-то я был на Бородинском поле вместе с реставратором Николаем Ивановичем Ивановым. Этот замечательный человек и дня не мог прожить без Бородинского поля, даже в отпуск не уходил. Мы обнажили головы перед памятниками, которые воздвигли благородные потомки.

И вот на этом святом месте, на поле нашей славы, в 1932 году произошло невиданное: был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона. Это преступление против благородного чувства признательности герою, защитнику свободы России. Примерно в то же время было совершенно другое надругательство: кто-то намалевал на стене монастыря, построенного на месте гибели героя Отечественной войны Тучкова: «Довольно хранить остатки рабского прошлого!»

Большую часть жизни я прожил в Ленинграде. Архитектура города связана с именами Растрелли, Росси, Кваренги, Захарова, Воронихина. Когда-то по пути с аэродрома стоял Путевой дворец Растрелли. Он был в плохом состоянии, потому что пострадал в войну. Он был недалеко от линии фронта, но наши бойцы сделали все возможное, чтобы сохранить его. Нужно было реставрировать дворец, а его снесли. Снесли в конце шестидесятых годов. На этом месте теперь пустота. Пусто и в душе, когда проезжаешь мимо. Горько, потому что утрата любого памятника невосстановима. Ведь памятники культуры связаны с эпохой, с именами мастеров.

«Запас» памятников культуры в мире не так уж велик. Он все быстрее истощается. Дело в том, что у нас часто призывали к патриотизму, но не воспитывали его по-настоящему.

Любовь к родному краю, к родной культуре начинается с малого - с любви к своей семье, к своей школе, с уважения к чувствам других людей. Эти важнейшие человеческие качества помогает открыть история: любовь, уважение, знание.



ТЕКСТ №2

Экология культуры.

Воспитание любви к родному краю, к родному селу или городу, родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь?

Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, это любовь к родному переходит в любовь к своей стране - к её истории, её прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре.

Человек живет в определенной окружающей среде. Загрязнение среды делает его больным, угрожает его жизни, грозит гибелью человечеству. Человечество тратит миллиарды и миллионы не только на то, чтобы не погибнуть, но чтобы сохранить также окружающую нас природу, которая дает людям возможность эстетического и нравственного отдыха. Целительная сила природы хорошо известна.

Наука, которая занимается охраной восстановлением природы, называется экологией и как дисциплина начинает уже сейчас преподаваться в университетах.

Но экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения природной биологической среды. Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды - задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной нравственной жизни.

Человек воспитывается в определенной, сложившейся на протяжении многих веков культурной среде, незаметно вбирая в себя не только современность, но и прошлое своих предков.

Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, старые дома, бывшие «участниками» его юности, свидетелями исторических событий, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, он, как правило, равнодушен и к своей стране.

Итак, в экологии есть два раздела: экология биологическая и экология культурная, или нравственная. Убить человека биологически может несоблюдение законов биологической экологии, убить человека нравственно может несоблюдение законов биологической экологии культурной. И нет между ними пропасти, как нет четко обозначенной границы между природой и культурой. Разве не влияло, например, на среднерусскую природу присутствие человеческого труда? Избы и церкви деревенский зодчий ставил как подарки русской природе на пригорке над рекой или озером, чтобы любовались своим отражением. Деревянные стены долго сохраняли тепло рук их строителей: Золотая маковка не только издали светилась, как яркая веселая игрушка, но и была ориентиром для путника. Не само здание как таковое было нужно человеку, а здание, поставленное в определенном месте, украшающее его, служащее гармоническим завершением ландшафта. Поэтому и хранить памятник и ландшафт нужно вместе, а не раздельно. Вместе, в гармоническом их сочетании, они входят в душу человека, обогащая его представление о прекрасном.



© 2010-2022