Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку «Секреты русского языка»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Секреты русского языка»

Ведущий 1: Сегодня, ребята, мы проводим лингвистическую викторину «Секреты русского языка».

Наша викторина будет состоять из четырех небольших туров на определенные темы. Прежде, чем начать викторину представлю тех, кто будет в ней участвовать. Справа от меня находится команда 7 «в», а слева команда 7 «а» класса.

Прошу капитанов подойти ко мне. Пожмите друг другу руки и пожелайте удачи. Я надеюсь, что во время викторины члены команды узнают для себя много нового и интересного, и никто не останется в проигрыше.

Как известно, в любом конкурсе участвуют жюри, которые оценивают работу его участников. Сейчас я представлю членов жюри…

Итак, церемония представления участников лингвистической викторины окончено. Я объявляю первый тур.

Ведущий 2: выслушайте, как звучат слова, которые вы сами произносите и которые произносят окружающие вас люди. Но каждый звук прозвучит и исчезнет, какие-то доли секунды и его нет, а если как-нибудь остановить звуки, чтобы их можно было встретить еще много раз? Для этого люди и придумали буквы. А поэтому наш первый секрет и называется: «Кто-кто в алфавите живет?» т.е. все задания будут сведены с буквами и звуками, которые они означают.

Задание 1.

Первая команда.

Заменить в слове сом первый звук.

Сколько вы можете придумать слов?

Вторая команда.

Заменить в слове сом последний звук.

Задание 2. Из каждого слова выпишите по одной фонеме. Сделайте это так, чтобы получилось новое слово: горсть-гость.

1 команда: власть, краска, склон.

2 команда: текло, полк, экран.

Задание 3. В словах замените одну согласную фонему, чтобы получить новое слово.

1 команда: ногти, булка, лапка, зубы, киска, песок, галка.

2 команда: орел, норка, клин, тоска, свет, полено, рамочка.

Первый тур окончен. Проси жюри подвести итоги.

Ведущий 1: Пока жюри подводят итоги, мы начнем второй тур нашей игры «Из чего строятся слова?». Все на свете состоит из чего-то: Лес-из деревьев, облака-из водяных капелек, а вот слова состоят из корней, суффиксов, приставок и окончаний. Эти части слов называются морфемами. Из них строятся новые слова. Задания этого тура и будут с этим связаны.

Задание 1: Давайте сыграем в игру, в ней будут так же участники: вы, два человечка, дорога, два домика-один в начале дороги, другой-в конце, а на дороге-мостик через речку и большая лужа. А еще в игре будут участвовать морфемы: -ш- , -л- , -и. Соединив морфемы вы получите слово шли. А в -четвертых, в игре будут участвовать разные приставки, которые вы вспомните сами. Ваша задача в игре-определить действие веселых человечков, образуя от слова шли другие слова с разными приставками. Кто быстрее и правильнее?

Задание 2: Перепишите в алфавитном порядке все предметы, которые «мелькают мимо» несущегося возка.

Возок несется через ухабы, мелькают мимо будки, бабы, мальчишки, лавки, фонари, дворцы, сады, монастыри, …, сани, огороды, купцы, …, мужики, бульвары, башни, казаки, аптеки, магазины моды, балконы, львы на воротах и стаи галок на крестах.

Жюри подводят итоги второго тура.

Ведущий 2: Третий секрет нашей викторины называется «Смотри в корень». Речь в этом туре пойдет о самом важном и главном. Когда об этом говорят, иногда употребляют слово корень. Например, если речь идет о причине чего-то плохого, скажут корень зла. О серьезных ошибках- это в корне неправильно. Смотри в корень! -значит: выдели самое главное. У слов тоже есть самые важные, самые главные-корень. Как вы знаете корень-это главная часть слова, которая несет самый главный смысл. Слова с одним и тем же корнем называются родственными. Секреты родственных слов мы и будем разбирать.

Задание 1.

Из каждой тройки исключите не родственное слово.

1 команда:

А) жаркое, жаровня, раскаленный

Б) мчаться, бегущий, …. .

В) сожаление, сочувствие, жалость.

2 команда:

А) ветер, вихрь, ….

Б) учить, изучать, зубрить.

В) дерево, сосна, деревянный.

Подберите «родственников» с чередованием согласных в корне к следующим словам

1 команда:

пух, пекарь, лекарь, бег, творог.

2команда:

замок, ноги, дороги, снег, пирог.

Задание 3.

Каждое словосочетание запишите одним словом с корнем -равы-.

1команда

а) безразличный ко всему;

б) действующий все время, с одинаковой силой

2 команда

а) имеющий одинаковые права;

б) сутки, в которых день и ночь одинаковы

Пока жюри колдует над оценками ваших ответов, давайте проверим домашнее задание.

Члены команд должны изобразить фразеологический оборот, а команда ……. .

Жюри оценивает правильность ответов.

Ведущий 1: Наша увлекательная игра приближается к финишу, и мы выходим в заключительный, четвертый тур, который называется «Маленький «загадочный» театр».

Каждая команда сейчас получит небольшой сценарий. Из его действий команда должна найти его название.

Итак, задание 1 команде:

Действие 1. На сцене стоят люди и поют.

Действие 2. На сцене бегает мальчик, размахивая руками-крыльями, и жужжит: «Ж-Ж-Ж-Ж». Он может далее даже какого-нибудь ужалить. Кого изображает мальчик?

Действие 3. В нем показалось название нашей сценки. Взявшись за руки, артисты ходят кругами по сцене. (Хоровод)

Задание 2 команде:

Действие 1.На сцену выходит мальчик и, обращаясь к кому -то невидимому, говорит: «Кукушка, кукушка, сколько мне лет?» В ответ слышится много раз: «Ку-ку, ку-ку, ку-ку…»

Действие 2. Встречаются двое. Один другого спрашивает, показывая рукой вдаль: «Это что?»

Другой отвечает: «Город Руза».

Действие 3. Оно показывает все слово. На сцене сидит человек и ест что -то очень вкусное, посыпал это «что-то» солью. Ну как? Отгадали, что он ест? Конечно это кукуруза!

(кукуруза)

Пока жюри подводит итоги викторины, подведем итоги и мы-что дал нам этот вечер. Вы проверили себя на сообразительность и смекалку, проверили свои знания русского языка. Надеемся, что путешествие в страну русского языка не последнее.

Жюри сообщает об итогах викторины.

А простимся мы с вами тоже играя:

И нам с тобой

Пришел черед

Сыграть в игру

«наоборот»

Скажу я слово

Высоко,

А ты ответишь

Низко.

Скажу я слово

Далеко,

…..

Скажу я слово

Потолок,

А ты ответишь

…..

Скажу я слово

Потерял,

И скажешь ты

…..

Скажу тебе я слово

Трус,

Ответишь ты

Храбрец

Теперь начало

Я скажу

Ну, отвечай:

…..


© 2010-2022